СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРТОЛЕТНОГО СООБЩЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И МОРСКОЙ ВЕРТОДРОМ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2010 года по МПК B63B35/44 B63B35/53 A62C3/10 

Описание патента на изобретение RU2406643C2

Изобретение относится к области способов и средств технического обеспечения и контроля полетов вертолетов над морем на особо длинные дистанции, конкретно - к вертодромам на морских платформах.

Уровень техники

Известны множество типов морских объектов-носителей вертолетов: авианесущие корабли-вертолетоносцы [1], суда и корабли со штатным вертолетным оснащением, например ледоколы с вертолетом для ведения ледовой разведки [2], противолодочные боевые корабли с вертолетами для поиска подводных лодок [3] и др.

Практически все морские буровые и технологические платформы на шельфовых месторождениях полезных ископаемых и многие суда технического флота, работающие на континентальном шельфе, способны принимать прилетающие вертолеты, для чего в их оснащение входят вертолетные площадки [4]. Определения, классификация и нормативные требования к оборудованию вертодромов на различных объектах приведены в [5]. Бортовое вертолетное обеспечение собственных задач морских объектов принципиально отличается от задач обеспечения регионального устойчивого вертолетного сообщения береговых баз с объектами разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых, удаленных на расстояние, превышающее регламентируемую дальность полета вертолетов.

В подобной ситуации на суше, на трассе перелета сооружают промежуточный вертодром для контроля полетов, дозаправки вертолетов и их временного базирования из-за задержки рейсов по погодным или другим причинам.

В море при отсутствии естественных условий для сооружения вертодрома (например, подходящих для этой цели островов) решением проблемы является сооружение вертодрома на искусственном носителе, на котором были бы созданы условия для контроля транспортного воздушного коридора, промежуточной заправки и временного базирования вертолетов. При этом в районе арктического континентального шельфа данная проблема усугубляется еще и другой - необходимостью организации постоянной регулярной морской поисково-спасательной службы, использующей дежурные вертолеты, находящиеся в режиме постоянной готовности к экстренному вылету для оказания помощи терпящим бедствие.

Сущность изобретения

В данном изобретении предлагаются способ и его техническое осуществление для обеспечения промежуточной заправки, базирования и контроля вертолетов на трассах полета над морем на расстояние, превышающее регламентированную предельную дальность полета. В предлагаемом способе между буровой платформой и берегом размещают промежуточный вертодром на морской стабилизированной платформе с двумя или более взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами поисково-спасательной службы.

Вертодром на морской стабилизированной платформе, как объект, содержащий большое количество горючих веществ и источников возгорания на ограниченном пространстве, относится к разряду особо пожароопасных объектов. Падение вертолета на палубу, разлив и возгорание авиационного топлива - прогнозируемые, вполне вероятные аварийные ситуации.

В качестве общепроектных мер обеспечения взрыво-пожаробезопасности взлетно-посадочная и авиасервисная палубы вертодрома вынесены в надстройку, а корпус верхнего строения платформы разделен коффердамами с переходными тамбур-шлюзами на локальные зоны, препятствующие распространению дыма и огня по всему сооружению.

При разработке крупных месторождений полезных ископаемых, например Штокмановского газоконденсатного месторождения в центральном регионе Баренцева моря на удалении около 600 км от береговой базы, потребность в постоянном регулярном вертолетном сообщении составит ежедневно не менее 4-х рейсов транспортных вертолетов только для штатной смены вахтового персонала, не считая полетов для экстренной эвакуации заболевших и/или травмированных людей, доставки бригад специалистов, консультантов, членов различных комиссий и др. На вертодроме должно быть не менее 2-х взлетно-посадочных площадок с ангарной системой хранения дежурных и транспортных вертолетов.

Тип опорного основания морской стабилизированной платформы не имеет принципиального значения, он определяется природными факторами в точке постановки и технико-экономическими аспектами.

Возможность реализации

На чертеже представлен пример вертодрома на несущей морской платформе полупогружного типа с якорной системой стабилизации.

Такой тип платформы давно известен и широко применяется в шельфовом инжиниринге. Для него характерно наличие полупогружного заякоренного опорного основания и верхнего строения разнообразного архитектурно-проектного оформления в зависимости от технологического назначения.

Корпус верхнего строения промежуточного вертодрома состоит из нескольких блок-модулей 1, объединенных в единую несущую конструкцию, опирающуюся на опорное основание 2. Между блок-модулями оставлены зазоры - противопожарные коффердамы 3, проход через которые осуществляется через тамбур-шлюзы. Такие конструктивные меры исключают распространение дыма и огня по всему сооружению.

Над несущим корпусом верхнего строения размещена надстройка 4, куда вынесены помещения и системы по управлению полетами и техническими средствами платформы 5, взлетно-посадочные площадки 6 с узлами заправки вертолетов топливом, ангары в подпалубном пространстве с микроклиматом для технического обслуживания вертолетов, куда они доставляются с помощью грузовых лифтов 7, и ангары 8 для палубной снегоуборочной, пожарной и транспортной техники.

Источники информации

1. Шант К., Бишоп К. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолеты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.

2. А.И.Арикайнен, К.Н.Чубаков. «Азбука ледового плавания», М., изд. «Транспорт», 1987.

3. «Современные подводные лодки…» /пер. с англ./ Шант К. - М.: Омега-пресс, 2006. Стр.156-175 «Противолодочные вертолеты».

4. Р.И.Вяхирев, Б.А.Никитин, Д.А.Мирзоев. «Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений», М., изд. Академии горных наук, 1999.

5. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Аэродромы. Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации. Т. II. Вертодромы. ИКАО, изд. 2-е, 1995.

Похожие патенты RU2406643C2

название год авторы номер документа
Многофункциональное судно обеспечения морских буровых платформ и комплекс судовой системы грузообработки для применения на многофункциональном судне 2020
  • Щербаков Илья Вадимович
  • Чугунов Виктор Васильевич
  • Сердечный Андрей Владиславич
  • Тенишев Пётр Геннадьевич
RU2747109C1
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКИХ ГЛУБОКОВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2013
  • Островский Александр Георгиевич
  • Швоев Дмитрий Алексеевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
RU2547161C2
МОРСКАЯ УРАВНОВЕШЕННАЯ ВЕРТОЛЕТНАЯ ПОСАДОЧНАЯ ПЛОЩАДКА 2022
  • Лучников Юрий Гаврилович
RU2803358C1
ЛЕДОСТОЙКИЙ БУРОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МЕЛКОВОДНОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА 2008
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Горшков Игорь Анатольевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
RU2382849C1
МОРСКАЯ ПОЛУПОГРУЖНАЯ ВЕРТОЛЕТНАЯ ПЛАТФОРМА 2011
  • Торопов Евгений Евгеньевич
  • Чуксин Ярослав Николаевич
  • Потапов Виктор Михайлович
  • Кольченко Леонид Викторович
  • Рысь Дмитрий Юрьевич
RU2475407C1
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКИХ ГЛУБОКОВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2008
  • Романчишин Георгий Алексеевич
  • Гусейнов Чингис Саибович
  • Ершов Борис Ильич
  • Орлов Игорь Борисович
  • Кузнецов Юрий Николаевич
  • Коваленко Николай Афанасьевич
  • Вовк Владимир Степанович
  • Юрчак Николай Григорьевич
  • Басарыгин Михаил Юрьевич
RU2383683C1
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ НАРУЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ МОРСКОГО СООРУЖЕНИЯ 2000
  • Кузьменко Вадим Иванович
  • Фисюренко Александр Григорьевич
RU2198259C2
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ НА СВЕРХМЕЛКОВОДНОМ ШЕЛЬФЕ (ПРИ ГЛУБИНЕ МОРЯ 1,1 - 1,3 М) 2008
  • Лавковский Станислав Александрович
  • Морозов Андрей Валерьевич
  • Овчинников Виктор Федорович
  • Субботин Алексей Александрович
  • Эделев Олег Константинович
RU2392171C2
ЛЕДОСТОЙКИЙ БУРОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МЕЛКОВОДНОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕДОСТОЙКОГО БУРОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МЕЛКОВОДНОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА 2011
  • Алисейчик Александр Александрович
  • Лившиц Борис Рудольфович
RU2478057C2
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА 2013
  • Герасимов Евгений Михайлович
RU2529683C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРТОЛЕТНОГО СООБЩЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И МОРСКОЙ ВЕРТОДРОМ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Способ обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе заключается в полетах вертолета между берегом и буровой морской платформой. Между буровой платформой и берегом размещают промежуточный вертодром на морской стабилизированной платформе с двумя или более взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами поисково-спасательной службы. Промежуточный вертодром размещен на стабилизированной морской платформе, на ограниченном пространстве которой взлетно-посадочная и авиасервисная палубы вертодрома вынесены в надстройку. Корпус верхнего строения платформы разделен коффердамами с переходными тамбур-шлюзами на локальные зоны, препятствующие распространению дыма и огня по всему сооружению. Обеспечиваются постоянное регулярное вертолетное сообщение, а также взрыво-пожаробезопасность вертодрома. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 406 643 C2

1. Способ обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе, заключающийся в полетах вертолета между берегом и буровой морской платформой, отличающийся тем, что между буровой платформой и берегом размещают промежуточный вертодром на морской стабилизированной платформе с двумя или более взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами поисково-спасательной службы.

2. Промежуточный вертодром для осуществления способа по п.1, содержащий стабилизированную морскую платформу, отличающийся тем, что на ограниченном пространстве платформы в качестве общепроектных мер обеспечения взрыво-пожаробезопасности взлетно-посадочная и авиасервисная палубы вертодрома вынесены в надстройку, а корпус верхнего строения платформы разделен коффердамами с переходными тамбур-шлюзами на локальные зоны, препятствующие распространению дыма и огня по всему сооружению.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2406643C2

Вяхирев Р.И., Никитин Б.А., Мирзоев Д.А
Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений
- М.: изд
Академия горных наук, 1999
Политехнический словарь, издание 3
- М.: СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1989
JP 11079073 А, 23.03.1999
US 2939291 A, 07.06.1960
Морская платформа 1973
  • Алисейчик Александр Александрович
  • Великосельский Николай Дмитриевич
  • Гржебин Михаил Зиновьевич
  • Косорученко Александр Георгиевич
  • Шклярук Александр Павлович
SU524730A1
US 2005126101 A1, 16.06.2005.

RU 2 406 643 C2

Авторы

Кравченко Вадим Александрович

Илюшкин Анатолий Павлович

Лавковский Станислав Александрович

Лебедев Алексей Васильевич

Лавковский Артем Станиславович

Чураев Сергей Вячеславович

Даты

2010-12-20Публикация

2009-01-23Подача