СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ Российский патент 2011 года по МПК G09B7/06 

Описание патента на изобретение RU2421820C1

Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей в условиях, когда обучающийся и обучающий лишены возможности прямого контакта и может быть использовано для оценки уровня профессиональных знаний специалистов.

Известен способ контроля уровня получаемых знаний при дистанционном обучении, основанный на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора, причем после размещения на мониторе индикаторов вариантов ответов в интервале от момента начала движения курсора до момента фиксации его конечного положения формируют массив траекторных параметров его движения, определяют автокорреляционную функцию полученного массива траекторных параметров и определяют уровень уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции, при расположении которого в пределах заданной ошибки принятия решения в начале координат делается вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа (патент РФ на изобретение №2338264, м.кл. G09B 7/06, G06F 17/15, G06F 17/18, опубл. 10.11.2008).

Недостатком известного способа являются заниженные функциональные возможности, так как способ определяет только уровень знаний обучаемых и не может оценивать уровень профессиональных знаний специалистов. Это обусловлено тем, что известный способ оценивает только правильность ответа на каждый вопрос и делает вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа на него. Кроме того, способ осуществляет только разовую, итоговую оценку знаний по всем вопросам, не сохраняет оценку знаний по каждому вопросу, не осуществляет контроль динамики изменения знаний во времени как по всем вопросам, так и по каждому вопросу в отдельности, путем построения графических зависимостей результатов контроля от номера контроля, не фиксируется время ответа на каждый вопрос задания и среднее время всех ответов, не осуществляется сравнение времен ответов на соответствующие вопросы задания при каждом контроле.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей способа.

Технический результат изобретения достигается тем, что способ оценки уровня профессиональных знаний специалистов, основанный на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора, причем после размещения на мониторе индикаторов вариантов ответов в интервале от момента начала движения курсора до момента фиксации его конечного положения формируют массив траекторных параметров его движения, определяют автокорреляционную функцию полученного массива траекторных параметров и определяют уровень уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции, при расположении которого в пределах заданной ошибки принятия решения в начале координат делается вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа, дополнительно определяют и запоминают значения временных интервалов от момента появления каждого вопроса на экране монитора до момента формирования ответа на него, осуществляют построение графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса, определяют и запоминают среднее значение времени ответа на каждое задание, путем суммирования времен ответов на каждый вопрос задания и деления на число вопросов задания, определяют показатель эффективности выполнения задания как сумму правильных, уверенных ответов, времен ответов на данные вопросы и среднего значения времени ответа на задание, осуществляют построение графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания, оценивают уровень профессиональных знаний специалистов по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.

Способ реализуется следующим образом. В соответствии с предложением проводится составление вопросов, сопоставление им пиктограмм вариантов ответов и их расположение на экране монитора. Затем, начиная с момента начала движения курсора манипулятора, его траектория движения записывается или запоминается до момента окончания движения манипулятора, то есть до фиксации положения на одном из вариантов ответов, и формируется массив траекторных параметров движения курсора. Измеряется и запоминается временной интервал полученного массива. Затем проводится построение автокорреляционной функции полученного массива траекторных параметров на временном интервале выбора тестируемым варианта ответа, то есть от момента появления на мониторе пиктограмм вариантов ответов до момента фиксации конечного положения курсора (например, при нажатии на одну из кнопок манипулятора или клавишу клавиатуры). В результате прямого или опосредованного считывания координатных сигналов манипулятора из регистров портовых устройств (буферов) манипулятора и записи получаемых данных в заранее отведенную область основной или дополнительной памяти образуется упорядоченный массив, содержащий выборку данных траекторных параметров с постоянным периодом по времени или по величине сдвига манипулятора. Это позволяет определить пространственно-частотные характеристики движения курсора манипулятора, которые непосредственно связаны с пондемоторными процессами, полностью определяющимися психодинамическими характеристиками тестируемого, и позволяют оценивать мотивацию ответов. Вывод о мотивации ответов делается на основе положения максимума автокорреляционной функции - его положение в точке начала координат соответствует «правильной» (уверенной) мотивации, а в другом месте - «неправильной» (неуверенной). По полученным значениям осуществляют построение графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса, определяют и запоминают среднее значение времени ответа на каждое задание, путем суммирования времен ответов на каждый вопрос задания и деления на число вопросов задания. Определяют показатель эффективности выполнения задания как сумму правильных, уверенных ответов, времен ответов на данные вопросы и среднего значения времени ответа на задание. Осуществляют построение графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания. Уровень профессиональных знаний специалистов оценивают по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.

Похожие патенты RU2421820C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ 2007
  • Гущин Станислав Иванович
  • Толстых Николай Николаевич
RU2338264C1
Способ контроля качества знаний, уверенности в них и устройство для его осуществления 2019
  • Герасимов Владимир Павлович
  • Сапожников Василий Иванович
  • Ковалев Владимир Данилович
  • Трошков Александр Михайлович
  • Карпенко Галина Григорьевна
RU2716580C1
Способ обработки результатов экспресс-тестирования знаний обучаемых 2018
  • Дворников Сергей Викторович
  • Гордиенко Людмила Викторовна
  • Гордиенко Дмитрий Юрьевич
  • Дворникова Ольга Федоровна
  • Царелунго Анатолий Борисович
RU2689208C1
Способ оценки знаний учащегося при компьютерном тестировании 2016
  • Щербина Дмитрий Николаевич
  • Айдаркин Евгений Константинович
RU2640709C1
ТРЕНАЖЕР ОБУЧЕНИЯ НАРАЩИВАНИЮ РЕСНИЦ 2012
  • Рэйнман Мария Викторовна
RU2493608C1
Способ проведения экспресс-тестирования знаний обучаемых и обработки его результатов 2020
  • Гордиенко Людмила Викторовна
  • Дворникова Ольга Федоровна
  • Дворников Сергей Викторович
  • Сиверс Мстислав Аркадьевич
  • Татарникова Ирина Михайловна
  • Федосов Александр Юрьевич
  • Штеренберг Игорь Григорьевич
RU2748301C1
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ 2013
  • Блохин Борис Моисеевич
  • Королева Юлия Вячеславовна
  • Шурыгина Светлана Вячеславовна
  • Кабишева Екатерина Викторовна
  • Королев Александр Владимирович
  • Овчаренко Евгений Юрьевич
  • Гаврютина Ирина Валерьевна
RU2526945C1
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU997061A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПАДАНИЙ ПОРАЖАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ СНАРЯДА В ЦЕЛЬ 2007
  • Винокуров Владимир Иванович
  • Винокуров Дмитрий Владимирович
  • Зыков Владимир Николаевич
  • Сиротин Сергей Михайлович
RU2357186C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 1999
  • Халин Е.В.
RU2166211C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей способа. Способ основан на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора. Формировании массива траекторных параметров его движения, определении автокорреляционной функции полученного массива траекторных параметров и определении уровня уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции. Определении и запоминании значений временных интервалов от момента появления каждого вопроса на экране монитора до момента формирования ответа на него. Построении графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса. Определении и запоминании среднего значения времени ответа на каждое задание. Определении показателя эффективности выполнения задания и осуществлении построения графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания. Оценивании уровня профессиональных знаний специалистов по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.

Формула изобретения RU 2 421 820 C1

Способ оценки уровня профессиональных знаний специалистов, основанный на размещении на мониторе контрольного вопроса и вариантов ответа на данный вопрос, выборе одного, предпочтительного обучающемуся, варианта ответа при помощи перемещения курсора манипулятора к месту расположения его индикатора и последующего определения правильности ответа по конечному положению курсора, причем после размещения на мониторе индикаторов вариантов ответов в интервале от момента начала движения курсора до момента фиксации его конечного положения формируют массив траекторных параметров его движения, определяют автокорреляционную функцию полученного массива траекторных параметров и определяют уровень уверенности обучающегося в полученных знаниях по положению максимума функции, при расположении которого в пределах заданной ошибки принятия решения в начале координат делается вывод о «правильной» (уверенной) или неуверенной мотивации ответа, отличающийся тем, что определяют и запоминают значения временных интервалов от момента появления каждого вопроса на экране монитора до момента формирования ответа на него, осуществляют построение графических зависимостей правильности, уверенности и времени ответа на каждый вопрос задания от номера вопроса, определяют и запоминают среднее значение времени ответа на каждое задание, путем суммирования времен ответов на каждый вопрос задания и деления на число вопросов задания определяют показатель эффективности выполнения задания как сумму правильных, уверенных ответов, времен ответов на данные вопросы и среднего значения времени ответа на задание, осуществляют построение графической зависимости величины показателя эффективности выполнения каждого задания и его приращения по сравнению с предыдущим от номера задания, оценивают уровень профессиональных знаний специалистов по величине показателя эффективности выполнения задания и его приращению по сравнению с предыдущим.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2421820C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ 2007
  • Гущин Станислав Иванович
  • Толстых Николай Николаевич
RU2338264C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 1999
  • Халин Е.В.
RU2166211C2
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 2005
  • Андрющенко Ростислав Сергеевич
  • Богданов Александр Владимирович
  • Дегтярев Александр Борисович
  • Дубров Сергей Николаевич
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Резников Юрий Эфроимович
  • Смольников Александр Владимирович
RU2356100C2
DE 3638675 A, 19.05.1988.

RU 2 421 820 C1

Авторы

Винокуров Владимир Иванович

Зыков Владимир Николаевич

Клещарь Елена Анатольевна

Попова Ирина Викторовна

Даты

2011-06-20Публикация

2010-08-23Подача