РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2011 года по МПК F02B55/08 F01C1/344 F01C21/10 

Описание патента на изобретение RU2426899C2

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно - к двигателям внутреннего сгорания с вращающимися рабочими органами, и может быть использовано в энергетическом машиностроении в качестве гидродвигателя, двигателя внутреннего сгорания на сухопутном, морском и воздушном транспорте.

Известен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней рабочей поверхностью, выполненной в виде секторов, тороидальный ротор, окна впуска и выпуска (см. пат. RU 2239714 С1, МПК 7 F02B 55/02, 2004).

Известный роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания по пат. RU 2239714 С1 содержит внутреннюю рабочую поверхность, выполненную в виде тороидальных секторов, ротор с расположенными в пазах ползунами, шарнирно связанными с поршнями, а центры образования тороидальных секторов с большим и с меньшим радиусами образования расположены соответственно на вертикальной и горизонтальной осях рабочей поверхности корпуса на одинаковом расстоянии от центра вращения ротора.

Наличие поршней, шарнирно связанных с ползунами в известном двигателе, уменьшает рабочий объем двигателя за счет увеличения ширины ползуна при наличии шарнира, а значит, приводит к уменьшению мощности удельных весогабаритных показателей двигателя.

Поскольку центры образования тороидальных секторов с большим и с меньшим радиусами образования расположены соответственно на вертикальной и горизонтальной осях рабочей поверхности корпуса на одинаковом расстоянии от центра вращения ротора, совпадение контуров на рабочей поверхности корпуса и ротора происходит на 10° 15°, что не обеспечивает осуществление сгорания при постоянном объеме (по изохоре) при высокой степени сжатия.

Создание роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания с увеличенным рабочим объемом двигателя, с простой геометрией рабочей поверхности корпуса обеспечивает осуществление сгорания при постоянном объеме (по изохоре) при высокой степени сжатия с высокими удельными, весогабаритными показателями мощности, топливной экономичности является задачей, на решение которой направлено данное изобретение.

Сущность изобретения заключается в том, что в роторном двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с внутренней рабочей поверхностью, выполненной в виде секторов, цилиндрический ротор, окна впуска и выпуска, в пазах ротора установлены П-образные лопатки, на осях которых с двух сторон расположены ролики, сектора выполнены цилиндрическими с большим и меньшим радиусами, центры образования которых расположены соответственно на вертикальной и горизонтальной осях рабочей поверхности корпуса на расстоянии e1 и e2 от центра вращения ротора, причем e1<e2.

Предлагаемый двигатель внутреннего сгорания имеет простую геометрию рабочей поверхности, не требующую для обработки специальных станков, а следовательно - меньшую трудоемкость, стоимость изготовления и эксплуатации.

Наличие П-образных лопаток, на осях которых с двух сторон расположены ролики вместо поршней, увеличивает рабочий объем двигателя за счет большего количества рабочих камер, которое увеличивается в результате меньшей толщины лопаток вместо поршней, шарнирно связанных с ползунами, а значит, приводит к увеличению мощности удельных весогабаритных показателей двигателя.

Выполнение рабочей поверхности в виде цилиндрических секторов с большим и меньшим радиусами, центры образования которых расположены соответственно на вертикальной и горизонтальной осях рабочей поверхности на расстоянии от центра вращения ротора e1 и е2, причем e1<e2, обеспечивает совпадение контуров рабочей поверхности корпуса и ротора в пределах угла 40°…45° относительно центра ротора. Это необходимо для осуществления сгорания при постоянном объеме (по изохоре), при высокой степени сжатия и высоких скоростях распространения фронта пламени порядка 900…1200 м/с.

Кроме того, совпадение контуров рабочей поверхности корпуса и ротора в пределах угла 40°…45° относительно центра ротора уменьшает вредные объемы в рабочей камере, что улучшает качество смесеобразования, обеспечивая полноту сгорания, снижая степень токсичности выхлопных газов.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 - изображен поперечный разрез двигателя Б-Б;

фиг.2 - разрез А-А двигателя на фиг.1;

фиг.3 - геометрия рабочей поверхности корпуса.

Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1, окна впуска 2 и выпуска 3. Внутри корпуса 1 расположен цилиндрический ротор 4, в пазах которого расположены лопатки 5, имеющие с обеих сторон ролики 6, расположенные в беговых дорожках 7 корпуса 1. Рабочая поверхность 8 корпуса 1 выполнена в виде двух цилиндрических секторов 9 с большим «R» радиусом и двух цилиндрических секторов 10 с меньшим «r» радиусом образования. Центры образования секторов 9 с большим «R» радиусом образования расположены на вертикальной оси рабочей поверхности 8 корпуса 1 на расстоянии e1 от центра вращения ротора 4, а центры образования секторов 10 с меньшим «r» радиусом образования - на горизонтальной оси рабочей поверхности 8 корпуса 1 на расстоянии e2 от центра вращения ротора 4, причем e1<e2.

В корпусе 1 расположены рабочие камеры 11, образованные рабочей поверхностью 8 корпуса 1, цилиндрической поверхностью ротора 4, поверхностями лопаток 5. В корпусе 1 расположена свеча зажигания 12.

Работу роторного двигателя внутреннего сгорания рассмотрим на примере рабочего цикла рабочей камеры 11, образованной цилиндрической поверхностью ротора 4, поверхностями лопаток 5, рабочей поверхностью 8 корпуса 1, выполненной в виде двух цилиндрических секторов 9 с большим «R» радиусом и двух цилиндрических секторов 10 с меньшим «r» радиусом образования. Центры образования секторов 9 с большим «R» радиусом образования расположены на вертикальной оси рабочей поверхности 8 корпуса 1 на расстоянии e1 от центра вращения ротора 4, а центры образования секторов 10 с меньшим «r» радиусом образования - на горизонтальной оси рабочей поверхности 8 корпуса 1 на расстоянии e2 от центра вращения ротора 4, причем e1<e2.

При вращении ротора 4 по часовой стрелке через впускное окно 2 в рабочую камеру 11 поступает горючая смесь. При дальнейшем вращении ротора 4 горючая смесь поступает в сектор постоянного объема сжатия-сгорания, где она сжимается, а затем при образовании искры на электродах свечи 12 зажигания воспламеняется, и давление газов передается на лопатки 5, имеющие с обеих сторон ролики 6, перекатывающиеся в беговых дорожках 7 в корпусе 1. При вращении ротора 4 возникают силы инерции, действующие на лопатки 5 и передающиеся через ролики 6 на стенки беговых дорожек 7 корпуса 1. Таким образом, силы инерции не передаются на рабочую поверхность корпуса 1, что существенно снижает силы трения и повышает механический КПД двигателя. Благодаря наличию наложения контуров рабочей поверхности 8 корпуса 1 и цилиндрической поверхностью ротора 4 в секторе постоянного объема сжатия-сгорания осуществляется сгорание горючей смеси с высокой скоростью 900…1200 м/с при высокой полноте сгорания, что приводит к существенному снижению токсичных компонентов выхлопных газов. При этом существенно повышается мощность и топливная экономичность. На валу ротора 4 создается крутящий момент при давлении газов на выступающую часть лопатки 5 из паза ротора 4, который вращает ротор 4, совершая такт - рабочий ход. Затем, рабочая камера 11, достигнув максимального объема расширения при дальнейшем вращении ротора 4 и совпадении ее с выпускным окном 3, осуществляется такт выпуска отработавших газов. При наложении контуров наложения контуров рабочей поверхности 8 корпуса 1 и цилиндрической поверхности ротора 4 в секторе постоянного объема - выпуска в нижней части двигателя существенно уменьшается коэффициент остаточных газов в рабочей камере 11. Таким образом, за один оборот ротора 4 во всех рабочих камерах 11 совершается рабочий цикл.

Такое конструктивное решение обеспечивает простоту конструкции, простоту геометрии рабочей поверхности, не требующую для обработки специальных станков, а следовательно - меньшую трудоемкость, стоимость изготовления и эксплуатации.

Отсутствие в данной конструкции поршней, шарнирно соединенных с ползунами, увеличивает рабочий цикл двигателя, а значит, увеличивает мощность и удельные весогабаритные показатели двигателя. При e1<e2 образуются секторы постоянного объема в пределах угла 40°…45° в результате совпадения контуров рабочей поверхности корпуса и ротора, что обеспечивает осуществление сгорания при постоянном объеме (по изохоре) при высокой степени сжатия и высоких скоростях распространения фронта пламени 900…1200 м/с, кроме того, уменьшаются вредные объемы в рабочей камере, что улучшает качество смесеобразования и, обеспечивая полноту сгорания, снижает степень токсичности выхлопных газов.

Похожие патенты RU2426899C2

название год авторы номер документа
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2008
RU2429358C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2008
RU2469200C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2118467C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2076220C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ 1996
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2119072C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Григорьянц Р.А.
  • Харченко В.П.
RU2239714C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Григорьянц Р.А.
  • Харченко В.П.
RU2239710C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Григорьянц Р.А.
  • Харченко В.П.
RU2239712C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Григорьянц Р.А.
  • Харченко В.П.
RU2239709C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2031224C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 426 899 C2

Реферат патента 2011 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с внутренней рабочей поверхностью, цилиндрический ротор, окна впуска и выпуска. Внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде секторов. В пазах ротора установлены П-образные лопатки. На осях лопаток с двух сторон расположены ролики. Сектора выполнены цилиндрическими с большим и меньшим радиусами, центры образования которых расположены соответственно на вертикальной и горизонтальной осях рабочей поверхности корпуса на расстоянии e1 и е2 от центра вращения ротора, причем e1<e2. Техническим результатом является повышение мощности, топливной экономичности и весогабаритных показателей двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 426 899 C2

Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней рабочей поверхностью, выполненной в виде секторов, окна впуска и выпуска, отличающийся тем, что в пазах цилиндрического ротора установлены П-образные лопатки, на осях которых с двух сторон расположены ролики, сектора выполнены цилиндрическими с большим и меньшим радиусами, центры образования которых расположены соответственно на вертикальной и горизонтальной осях рабочей поверхности корпуса на расстояний e1 и е2 от центра вращения ротора, причем e1<e2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2426899C2

РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Григорьянц Р.А.
  • Харченко В.П.
RU2239714C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2076220C1
US 5711268 A, 27.01.1998
US 4544337 A, 01.10.1985.

RU 2 426 899 C2

Даты

2011-08-20Публикация

2008-11-05Подача