БИРОТАТИВНЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2012 года по МПК F04D19/02 F04D29/58 

Описание патента на изобретение RU2439376C1

Изобретение относится к биротативным винтовентиляторам, расположенным на выходе из газотурбинного двигателя.

Известен биротативный винтовентилятор, лопасти которого размещены на вращающихся корпусах биротативной турбины (С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, «Машиностроение», 1981, стр.543, рис.13.1.).

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за повышенной температуры хвостовиков лопастей винтовентилятора, установленных на горячих корпусах биротативной турбины.

Наиболее близким к заявляемому является биротативный винтовентилятор, газовый канал во втулке которого соединен на входе с газовым трактом силовой турбины газотурбинного двигателя (патент Великобритании №2186918, В64С 11/38, F01D 7/00, 1987 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность из-за повышенной температуры корпуса задней опоры и силового кольца задней подвески.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности за счет организации эффективного охлаждения силового кольца задней подвески и корпуса задней опоры винтовентилятора.

Сущность изобретения заключается в том, что в биротативном винтовентиляторе газотурбинного двигателя, содержащем силовое кольцо задней подвески и корпус задней опоры с установленным в нем ротором, согласно изобретению силовое кольцо соединено с передним фланцем корпуса задней опоры, в котором между соединительными болтами выполнены -образные воздушные каналы, соединяющие воздушную полость повышенного давления, расположенную с внешней стороны от корпуса, с газовым каналом задней опоры, образующим на выходе кольцевую щелевую полость, а ребра между воздушными каналами выполнены с аэродинамически обтекаемыми профилями.

Соединение силового кольца задней подвески с передним фланцем корпуса задней опоры позволяет снизить температуру кольца задней подвески за счет охлаждения воздухом, поступающим в -образные воздушные каналы переднего фланца. При этом задняя подвеска размещается на максимальном удалении от лопастей винтовентилятора, что повышает их надежность за счет минимальной неравномерности воздушного потока, поступающего после обтекания элементов подвески на лопасти винтовентилятора.

Выполнение в переднем фланце корпуса задней опоры между соединительными болтами -образных воздушных каналов, соединяющих воздушную полость повышенного давления, расположенную с внешней стороны от корпуса, с газовым каналом задней опоры, образующим на выходе кольцевую щелевую полость, позволяет организовать интенсивное заградительное пленочное охлаждение наружного корпуса задней опоры, что повышает надежность биротативного винтовентилятора. Одновременно охлаждается болтовое соединение фланца корпуса с силовым кольцом задней подвески, что также повышает его надежность.

Выполнение ребер между каналами переднего фланца с аэродинамически обтекаемыми профилями позволяет снизить гидравлические потери охлаждающего воздуха, истекающего из кольцевой щели полости вдоль внутренней поверхности наружного корпуса задней опоры, и повысить эффективность охлаждения.

На фиг.1 показан продольный разрез биротативного винтовентилятора газотурбинного двигателя заявляемой конструкции; на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 представлено сечение А-А на фиг.2.

Биротативный винтовентилятор газотурбинного двигателя 1 включает в себя переднее 2 и заднее 3 рабочие колеса, в которых установлены передние 4 и задние 5 лопасти винтовентилятора соответственно. Втулка 6 винтовентилятора 1 совместно с рабочими колесами 2 и 3 установлена в корпусе задней опоры 7, который выполнен с газовым каналом 8, соединенным на входе с газовым трактом 9 силовой турбины 10. В газовом канале 8 корпуса 7 размещены силовые стойки 11, а передний фланец 12 наружной стенки 13 корпуса 7 болтовым соединением 14 состыкован с силовым кольцом 15 задней подвески, который, в свою очередь, соединен с наружным корпусом 16 силовой турбины 10.

Для обеспечения интенсивного заградительного пленочного охлаждения в переднем фланце 12 корпуса 7 между болтами 17 болтового соединения 14 выполнены -образные воздушные каналы 18, соединяющие воздушную полость 19 повышенного давления, расположенную с внешней стороны от корпуса 7, с газовым каналом 8 корпуса 7 с образованием направленной выходом 20 по течению газа 21 кольцевой щелевой полости 22.

Для снижения гидравлического сопротивления охлаждающего воздуха ребра 23 между каналами 18 выполнены в виде аэродинамически обтекаемых профилей 24.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе биротативного винтовентилятора 1 охлаждающий воздух 25 из полости 19 повышенного давления по -образным каналам 18 поступает в кольцевую щелевую полость 22, откуда через выход 20 истекает в газовый канал 8, создавая вдоль внутренней поверхности 26 наружной стенки 13 корпуса 7 интенсивное заградительное охлаждение.

Похожие патенты RU2439376C1

название год авторы номер документа
ВИНТОВЕНТИЛЯТОР 2010
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2428590C1
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Болотин Николай Борисович
RU2358119C1
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2422661C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2449154C2
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Храмин Роман Владимирович
  • Фаррахов Фирдавис Агзамович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Буров Максим Николаевич
  • Поляков Илья Викторович
RU2730562C1
ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2430250C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Болотин Николай Борисович
RU2698497C1
БОЕВОЙ УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ И СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТОЛЕТА 2019
  • Болотин Николай Борисович
RU2705545C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ БИРОТАТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2023
  • Болотин Николай Борисович
RU2803681C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ БИРОТАТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2023
  • Михайлов Юрий Николаевич
RU2805947C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 439 376 C1

Реферат патента 2012 года БИРОТАТИВНЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к биротативным винтовентиляторам, расположенным на выходе из газотурбинного двигателя, и обеспечивает при его использовании повышение надежности за счет организации эффективного охлаждения силового кольца задней подвески и корпуса задней опоры винтовентилятора. Указанный технический результат достигается в биротативном винтовентиляторе газотурбинного двигателя, содержащем силовое кольцо задней подвески и корпус задней опоры, причем силовое кольцо соединено с передним фланцем корпуса задней опоры, в котором между соединительными болтами выполнены -образные воздушные каналы, соединяющие воздушную полость повышенного давления, расположенную с внешней стороны от корпуса, с газовым каналом задней опоры, образующим на выходе кольцевую щелевую полость, а ребра между воздушными каналами выполнены с аэродинамически обтекаемыми профилями. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 439 376 C1

Биротативный винтовентилятор газотурбинного двигателя, содержащий силовое кольцо задней подвески и корпус задней опоры, отличающийся тем, что силовое кольцо соединено с передним фланцем корпуса задней опоры, в котором между соединительными болтами выполнены -образные воздушные каналы, соединяющие воздушную полость повышенного давления, расположенную с внешней стороны от корпуса, с газовым каналом задней опоры, образующим на выходе кольцевую щелевую полость, а ребра между воздушными каналами выполнены с аэродинамически обтекаемыми профилями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2439376C1

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СВЕРХВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ДВУХКОНТУРНОСТИ С БИРОТАТИВНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2347929C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С БИРОТАТИВНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ 2005
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2302544C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА ЧЕРЕЗ ПРОСТОЙ СООСНЫЙ РЕДУКТОР С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2346176C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СВЕРХВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ДВУХКОНТУРНОСТИ 2006
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2330171C2
СТЕНД ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЕНТИЛЯТОРОВ ДВУХКОНТУРНЫХ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ТРДД) 2007
  • Поповьян Александр Георгиевич
  • Милешин Виктор Иванович
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Халецкий Юрий Даниилович
  • Стешаков Евгений Геннадьевич
  • Тикунов Андрей Михайлович
  • Никотин Александр Викторович
  • Денисов Максим Юрьевич
RU2337342C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАМКА И ЗАМОК 2001
  • Максимов А.И.
RU2186918C1

RU 2 439 376 C1

Авторы

Кузнецов Валерий Алексеевич

Даты

2012-01-10Публикация

2010-05-04Подача