СПОСОБ ПОВОРОТА ГАЗОВОГО ПОТОКА В ОТКЛОНЯЮЩИХ РЕШЕТКАХ РЕВЕРСИВНОГО УСТРОЙСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2012 года по МПК F02K1/56 

Описание патента на изобретение RU2443892C1

Изобретение относится к авиации, в частности к способу создания обратной тяги авиационного газотурбинного двигателя.

Известен способ создания обратной тяги авиационных газотурбинных двигателей, при котором в реверсивных устройствах обратная тяга создается за счет кинетической энергии газового потока, который разворачивается и направляется в сторону движения воздушного судна (ВС). Примером такого способа создания обратной тяги являются реверсивные устройства решетчатого типа, в которых установлены отклоняющие решетки и створки, перекрывающие проточную часть двигателя ("Авиационный двигатель ПС-90А", М., "Либра-К", 2007 г., стр.105; "Аэродинамика самолета ТУ-154", М., "Транспорт", 1977 г., стр.70). На створках происходит основной поворот газового потока в сторону отклоняющих решеток. В отклоняющих решетках происходит окончательный поворот газового потока, истекающего из реверсивного устройства, в сторону движения ВС.

Недостатком известного способа является снижение эффективности работы реверсивного устройства вследствие возможности срыва газового потока со спинок лопаток отклоняющих решеток.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности работы реверсивного устройства за счет улучшения обтекания лопаток отклоняющих решеток газовым потоком.

Поставленная цель достигается тем, что:

- выбирают необходимый угол поворота реверсивной струи в реверсивном устройстве относительно продольной оси двигателя в пределах φ=90°…135°;

- по выбранному углу поворота определяют углы установки передних и задних кромок лопаток отклоняющей решетки при заданной кривизне лопаток;

- "рассекают" отклоняющую решетку реверсивного устройства цилиндрической поверхностью, проходящей через лопатки отклоняющей решетки и расположенной концентрично относительно оси двигателя;

- сдвигают лопатки образовавшейся внутренней отклоняющей решетки относительно лопаток наружной отклоняющей решетки вдоль оси двигателя по потоку на расстояние, меньшее, чем шаг лопаток t (t - расстояние между одноименными точками соседних лопаток отклоняющей решетки);

- углы установки выходных кромок лопаток внутренней отклоняющей решетки выбирают равными углам установки входных кромок лопаток внешней отклоняющей решетки.

Предлагаемый способ поворота газового потока в решетках реверсивного устройства газотурбинного двигателя заключается в следующем.

Выбирают необходимый для создания требуемой величины обратной тяги угол поворота реверсивной струи 3 относительно продольной оси двигателя в пределах φ=90°…135° (фиг.1). Максимальный угол поворота реверсивной струи 4 ограничен углом порядка 135°. Увеличение угла поворота реверсивной струи приводит к «прилипанию» струи к поверхности мотогондолы и попаданию ее в двигатель, что может вызвать неустойчивую работу двигателя ("Аэродинамика самолета ТУ-154", М., "Транспорт", 1977). Уменьшение угла поворота реверсивной струи приводит к уменьшению величины обратной тяги. Поворот потока в реверсивном устройстве производится, в основном, створками 1, перекрывающими проточную часть двигателя и которые устанавливают как под углом 90° к оси двигателя, так под углом, превышающим 90°. По выбранному значению угла поворота реверсивной струи, истекающей из реверсивного устройства (φ=90°…135°), определяют угол установки задних кромок лопаток отклоняющей решетки 2. При заданной кривизне лопаток определяют угол установки передних кромок лопаток отклоняющей решетки.

"Рассекают" отклоняющую решетку реверсивного устройства цилиндрической поверхностью 1, проходящей через лопатки отклоняющей решетки и расположенной концентрично относительно оси двигателя, образуя при этом внутреннюю отклоняющую решетку 2 и наружную отклоняющую решетку 3 (фиг.2).

Получающуюся при этом внутреннюю отклоняющую решетку 2 сдвигают относительно наружной отклоняющей решетки 3 вдоль оси двигателя в направлении газового потока на расстояние, меньшее, чем шаг лопаток отклоняющих решеток (t) (фиг.2 и фиг.3). Профиль лопаток отклоняющей решетки выбирают таким образом, чтобы углы установки выходных кромок лопаток внутренней отклоняющей решетки 2 были равными углам установки входных кромок лопаток внешней отклоняющей решетки 3.

Похожие патенты RU2443892C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Комов Алексей Алексеевич
RU2331781C2
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТА С ЗАДНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДВУХКОНТУРНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2022
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2789684C1
Самолет вертикального взлета и посадки, выполненный по схеме "утка" 2016
  • Орестов Игорь Александрович
  • Пономаренко Ольга Игоревна
RU2623370C1
СПОСОБ РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2768665C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С БИРОТАТИВНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ 2005
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2302544C1
Отклоняющая решетка реверсивного устройства наружного корпуса двигателя 2017
  • Ведерников Александр Павлович
  • Гринев Михаил Анатольевич
  • Копысов Дмитрий Владиславович
  • Бекурин Дмитрий Борисович
  • Пашкова Мария Юрьевна
  • Умпелева Ольга Александровна
RU2666889C1
УСТРОЙСТВО ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА РЕВЕРСИРОВАННОЙ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2018
  • Гогаев Георгий Павлович
  • Ланевский Тимур Маматкулович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2711743C2
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2800256C1
БЕЗЛОПАТОЧНЫЙ СОПЛОВОЙ АППАРАТ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Плотников В.А.
RU2164603C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УРОВНЕЙ ВИБРАЦИЙ ЛОПАТОЧНОГО КОЛЕСА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дюпэ Жером
  • Ломбар Жан-Пьер
  • Шарма Виранда
  • Мита Сами
RU2447293C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 443 892 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ПОВОРОТА ГАЗОВОГО ПОТОКА В ОТКЛОНЯЮЩИХ РЕШЕТКАХ РЕВЕРСИВНОГО УСТРОЙСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиации, в частности к способу создания обратной тяги авиационного газотурбинного двигателя. Способ поворота газового потока заключается в том, что выбирают необходимый угол поворота реверсивной струи в реверсивном устройстве относительно продольной оси двигателя в пределах φ=90°…135°. Затем по выбранному углу поворота определяют углы установки передних и задних кромок лопаток отклоняющей решетки при заданной кривизне лопаток. После этого "рассекают" отклоняющую решетку реверсивного устройства цилиндрической поверхностью, проходящей через лопатки отклоняющей решетки и расположенной концентрично относительно оси двигателя. После этого сдвигают лопатки образовавшейся внутренней отклоняющей решетки относительно лопаток наружной отклоняющей решетки вдоль оси двигателя по потоку на расстояние, меньшее, чем шаг лопаток. Углы установки выходных кромок лопаток внутренней отклоняющей решетки выбирают равным углам установки входных кромок лопаток внешней отклоняющей решетки. Изобретение позволяет повысить эффективность работы реверсивного устройства за счет улучшения обтекания лопаток отклоняющих решеток газовым потоком. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 443 892 C1

Способ поворота газового потока в отклоняющих решетках реверсивного устройства газотурбинного двигателя, основанный на развороте газового потока и направлении его в сторону движения воздушного судна, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы реверсивного устройства за счет улучшения обтекания лопаток отклоняющих решеток газовым потоком: выбирают необходимый угол поворота реверсивной струи в реверсивном устройстве относительно продольной оси двигателя в пределах φ=90°…135°; по выбранному углу поворота определяют углы установки передних и задних кромок лопаток отклоняющей решетки при заданной кривизне лопаток; "рассекают" отклоняющую решетку реверсивного устройства цилиндрической поверхностью, проходящей через лопатки отклоняющей решетки и расположенной концентрично относительно оси двигателя; сдвигают лопатки образовавшейся внутренней отклоняющей решетки относительно лопаток наружной отклоняющей решетки вдоль оси двигателя по потоку на расстояние, меньшее, чем шаг лопаток t; углы установки выходных кромок лопаток внутренней отклоняющей решетки выбирают равным углам установки входных кромок лопаток внешней отклоняющей решетки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2443892C1

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Комов Алексей Алексеевич
RU2331781C2
US 4823547 А, 25.04.1989
Оптический уровнемер 1979
  • Цирлин Олег Вениаминович
SU1004766A1
РЕВЕРСОР ТЯГИ С РЕШЕТКАМИ И РАБОЧИМ ЦИЛИНДРОМ ОПТИМИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1998
  • Вошель Ги Бернар
RU2150595C1
WO 2009112749 A2, 17.09.2009
US 2004159091 A1, 19.08.2004.

RU 2 443 892 C1

Авторы

Комов Алексей Алексеевич

Коцюбинский Сергей Вадимович

Даты

2012-02-27Публикация

2010-06-29Подача