Изобретение относится к технике защиты черных и цветных металлов от атмосферной коррозии с помощью летучих ингибиторов коррозии (ЛИК).
Аналогами предлагаемого ингибитора являются амины, например бензиламин - ингибитор атмосферной коррозии черных металлов. Однако этот ингибитор не защищает медь, алюминий, цинк, латунь и малоэффективен при конденсации влаги [А.Алцыбеева, С.Левин. Ингибиторы коррозии металлов. Химия, 1968].
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому ингибитору является ЛИК ИФХАН-118 на основе смеси гетероциклического азотсодержащего соединения (аминотриазола, или толилтриазола, или бензотриазола), амина, и кетона [Н.Андреев, Ю.Кузнецов, О.Гончарова. Летучий ингибитор атмосферной коррозии. Патент РФ №2388847]. Этот ЛИК обеспечивает эффективную защиту черных и цветных металлов, в том числе при интенсивной конденсации влаги, однако не обладает в этих условиях выраженным защитным последействием.
Задачей настоящего изобретения является разработка летучего ингибитора атмосферной коррозии черных и цветных металлов, обладающего в условиях интенсивной конденсации влаги высоким защитным последействием.
Поставленная задача достигается тем, что ингибитор, содержащий гетероциклическое азотсодержащее соединение (ГАС) - аминотриазол, или толилтриазол, или бензотриазол, дополнительно содержит продукт конденсации альдегида с первичным амином (ПКАПА), бензойную кислоту (БК) или замещенную бензойную кислоту (ЗБК) и триалкоксисилан (ТАС) или замещенный триалкоксисилан (ЗТАС) при следующем соотношении компонентов (мас.%):
В качестве ПКАПА могут использоваться продукты конденсации бензальдегида и циклогексиламина, формальдегида и пропиламина или коричного альдегида и н-бутиламина.
В качестве ЗБК могут использоваться орто-, мета- или пара- нитробензойная, аминобензойная или оксибензойная кислота.
В качестве ТАС или ЗТАС могут использоваться триметоксисилан, винилтриэтоксисилан, амилтриэтоксисилан или аминопропилтриэтоксисилан.
Ниже приводится подробное описание изобретения, поясняющее его техническую сущность, а также примеры конкретных составов предлагаемого ингибитора.
ГАС известны как ингибиторы атмосферной коррозии цветных металлов - меди, алюминия и его сплавов, цинка и др., но не ингибируют коррозию черных металлов и малоэффективны в условиях интенсивной конденсации влаги.
ПКАПА известны как ЛИК черных и цветных металлов, однако малоэффективны в условиях интенсивной конденсации влаги.
БК и ЗБК и/или их соли известны как ингибиторы коррозии черных и цветных металлов, однако также малоэффективны в условиях интенсивной конденсации влаги.
ТАС и ЗТАС в качестве ингибиторов коррозии ранее не использовались.
При совместном введении в коррозионную среду ГАС, ПКАПА, БК или ЗБК и ТАС или ЗТАС при соблюдении указанного выше соотношения компонентов обнаружено не аддитивное, а значительное повышение эффекта антикоррозионного последействия в условиях интенсивной конденсации влаги. Этот эффект свидетельствует о взаимном усилении действия всех компонентов. Объяснить природу обнаруженного неаддитивного (синергетического) возрастания эффекта последействия в настоящее время не представляется возможным, поскольку для этого необходимо дальнейшее проведение фундаментальных общенаучных исследований.
Антикоррозионное последействие ЛИК оценивали в условиях интенсивной конденсации влаги. Исследования проводили в отношении образцов стали Ст3; чугуна СЧ-18-20; меди М-1 и цинка Ц0. Ячейка для испытаний представляла собой вакуумный эксикатор со встроенным теплообменником [Андреев Н.Н., Кузнецов Ю.И. // Коррозия: материалы, защита. 2006, №8, с.28]. Перед испытаниями плоские образцы металлов зачищали наждачной бумагой различной зернистости, обезжиривали ацетоном и помещали на теплообменник в эксикатор. На дно ячейки устанавливали стеклянный бюкс с 1 г ингибитора, в парах которого образцы экспонировали трое суток. Далее ингибитор извлекали из ячейки и помещали в нее чашку Петри с 10 мл дистиллированной воды и ежедневно в течение 3 ч по шлангам, выведенным из крышки ячейки, пропускали через теплообменник холодную воду. В ходе ежедневных осмотров образцов фиксировали время до появления на металлах первых признаков коррозии. Общая продолжительность эксперимента составляла 7 дней.
Время до появления первых признаков коррозии на всех исследованных металлах в отсутствии ингибитора, а также в присутствии бензиламина (аналог) и ЛИК ИФХАН-118 (прототип) составляло 1 сутки.
В таблице 1 приведены результаты испытаний, которые иллюстрируют синергетический эффект, наблюдающийся для ингибитора, состоящего из аминотриазола, продукта конденсации бензальдегида и циклогексиламина, бензойной кислоты и винилтриэтоксисилана, при соблюдении указанных выше соотношений компонентов (примеры №2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 16), и его отсутствие при выходе за их рамки (примеры №1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16). Время до появления первых признаков коррозии на всех металлах при соблюдении указанных в описании и формуле изобретения соотношений компонентов значительно превышает время защитного последействия ингибиторов аналога и прототипа.
Оптимальным % соотношением компонентов ингибитора является: ГАС - 15%, ПКАПА - 35%, БК или ЗБК - 15% и ТАС или ЗТАС - 35%. Ингибитор этого состава (пример №17) оказался наиболее эффективным по отношению как к черным, так и к цветным металлам. При этом данные таблицы 2 свидетельствуют, что в качестве:
- ГАС может быть использован не только аминонотриазол, но и толилтриазол или бензотриазол (примеры №18 и 19);
- ПКАПА могут быть использованы не только продукты конденсации бензальдегида и циклогексиламина, но и формальдегида и пропиламина или коричного альдегида и н-бутиламина (примеры №18 и 19);
- БК и ЗБК может быть использована не только бензойная, но и орто-, мета- и пара-нитробензойная, аминобензойная и оксибензойная кислоты (примеры №18-26);
- ТАС может быть использован не только винилтриэтоксисилан, но и триметоксисилан, или амилтриэтоксисилан, или аминопропилтриэтоксисилан (примеры №18-20).
Составленные на основе этих веществ композиции по защитному последействию значительно превосходят ингибиторы аналог и протопит.
Все входящие в состав предлагаемого ингибитора вещества производятся промышленно и не являются дефицитными.
Использование предлагаемого ЛИК позволит существенно увеличить сроки службы металлического оборудования.
Таблицы
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕТУЧИЙ ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ | 2015 |
|
RU2604164C1 |
ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2015 |
|
RU2608483C2 |
ЛЕТУЧИЙ ИНГИБИТОР АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ | 2009 |
|
RU2388847C1 |
Таблетированный летучий ингибитор коррозии | 2021 |
|
RU2759710C1 |
Летучий ингибитор коррозии черных металлов | 2022 |
|
RU2780332C1 |
ПАРОФАЗНЫЕ ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ И СПОСОБ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2453632C2 |
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ И КОРРОЗИОННОГО РАСТРЕСКИВАНИЯ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ | 2016 |
|
RU2625382C1 |
ГАЗОФАЗНЫЕ ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ И СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2287616C2 |
УПАКОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ С ЛЕТУЧИМ ИНГИБИТОРОМ КОРРОЗИИ | 2007 |
|
RU2334665C1 |
ПОЛИМЕРНОЕ ИНГИБИРОВАННОЕ ИЗДЕЛИЕ МНОГОРАЗОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2007 |
|
RU2452794C2 |
Изобретение относится к технике защиты металлов от атмосферной коррозии с помощью летучих ингибиторов. Ингибитор содержит, мас.%: гетероциклическое азотсодержащее соединение 5-20, продукт конденсации альдегида с первичным амином 20-50, бензойная или замещенная бензойная кислота 5-20, триалкоксисилан или замещенный триалкоксисилан 20-50. Технический результат: разработка летучего ингибитора атмосферной коррозии черных и цветных металлов, обладающего в условиях интенсивной конденсации влаги высоким защитным последействием. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.
1. Летучий ингибитор коррозии на основе гетероциклического азотсодержащего соединения - аминотриазола, или толилтриазола, или бензотриазола, отличающийся тем, что он дополнительно содержит продукт конденсации альдегида с первичным амином, бензойную или замещенную бензойную кислоту и триалкоксисилан или замещенный триалкоксисилан при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2. Летучий ингибитор коррозии по п.1, отличающийся тем, что в качестве продукта конденсации альдегида с первичным амином он содержит продукты конденсации бензальдегида и циклогексиламина, или формальдегида и пропиламина, или коричного альдегида и н-бутиламина.
3. Летучий ингибитор коррозии по п.1, отличающийся тем, что в качестве замещенной бензойной кислоты он содержит орто-, мета- или пара-нитробензойную, аминобензойную или оксибензойную кислоту.
4. Летучий ингибитор коррозии по п.1, отличающийся тем, что в качестве триалкоксисилана или замещенного триалкоксисилана он содержит триметоксисилан, или винилтриэтоксисилан, или амилтриэтоксисилан, или аминопропилтриэтоксисилан.
ЛЕТУЧИЙ ИНГИБИТОР АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ | 2009 |
|
RU2388847C1 |
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ | 2007 |
|
RU2358037C1 |
ЛЕТУЧИЙ ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ | 2006 |
|
RU2299270C1 |
ЛЕТУЧИЙ ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ | 2000 |
|
RU2169209C1 |
US 6982062 B2, 03.01.2006. |
Авторы
Даты
2012-07-27—Публикация
2011-05-23—Подача