Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при проветривании глубоких карьеров, расположенных в долинах крупных рек.
Известен способ проветривания карьера, включающий размещение в выработанном пространстве всасывающего воздуховода, создание в воздуховоде естественной тяги за счет ветрового напора и перемещение загрязненного воздуха по воздуховоду за пределы карьера (авт. свид. СССР №883492, опубл. 23.11.1981, бюл. №43).
Недостатком данного способа проветривания является невозможность его применения в безветренную погоду.
Известен способ проветривания, включающий установку восходящих воздухопроводных каналов на борту и за пределами карьера и соединение их магистральными воздухопроводными каналами, размещение всасывающих отверстий воздухопроводных каналов в рабочих зонах карьера, создание в каналах естественной тяги за счет разницы температур воздуха внутри и снаружи каналов, перемещение загрязненного воздуха по каналам за пределы карьера и регулирование его расхода (авт.свид. СССР №1742493, опубл. 23.06.1992, бюл. №23).
Недостатком известного способа проветривания, принятого за прототип, является малая эффективность его применения в периоды снижения интенсивности солнечной радиации в холодное время года.
Задачей изобретения является обеспечение максимальной величины естественной тяги в воздухопроводных каналах при изменениях температуры окружающего воздуха и малой интенсивности солнечной радиации.
Достигается это тем, что в способе проветривания карьера, включающем установку восходящих воздухопроводных каналов на борту и за пределами карьера и соединение их магистральными воздухопроводными каналами, размещение всасывающих отверстий воздухопроводных каналов в рабочих зонах карьера, создание в каналах естественной тяги за счет ветрового напора и разницы температур воздуха внутри и снаружи каналов, перемещение загрязненного воздуха по каналам за пределы карьера и регулирование его расхода, в холодное время года перемещение загрязненного воздуха от восходящих каналов, установленных на борту карьера, к восходящим каналам, расположенным за пределами карьера, осуществляют по обводным воздухопроводным каналам, затопленным в естественных источниках воды, а регулирование расхода удаляемого из карьера воздуха обеспечивают путем изменения соотношения расходов воздуха в обводных и магистральных каналах.
Отличительные признаки - перемещение загрязненного воздуха по обводным каналам, затопленным в естественных источниках воды, и регулирование расхода удаляемого из карьера воздуха путем изменения соотношения расходов воздуха в обводных и магистральных каналах. Эти признаки обеспечивают максимальное использование природных сил при создании и поддержании естественной тяги в воздухопроводных каналах в условиях изменяющихся температур окружающего воздуха и низкой интенсивности солнечной радиации, что приводит к новому техническому результату.
Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эффективности проветривания карьера.
Предлагаемый способ проветривания карьера поясняется чертежом, где 1 - всасывающие отверстия; 2 - наклонно восходящие воздухопроводные каналы, расположенные внутри карьера; 3 - борт карьера; 4 - магистральные воздухопроводные каналы; 5 - вертикально восходящие воздухопроводные каналы, расположенные за пределами карьера; 6 - наклонно восходящие воздухопроводные каналы, расположенные за пределами карьера; 7 - выходные отверстия воздухопроводных каналов; 8 - дефлекторы; 9 - обводные воздухопроводные каналы; 10 - русло реки.
Способ осуществляется следующим образом.
Всасывающие отверстия 1 воздухопроводных каналов 2 размещают в рабочих зонах карьера. Воздуховоды 2 укладывают на бортах 3 карьера. За пределами выработанного пространства воздухопроводная сеть содержит горизонтальные или слабонаклонные магистральные каналы 4 и вертикальные 5 или наклонно восходящие 6 напорные каналы.
В теплое время года естественная тяга воздуха в воздухопроводной сети поддерживается за счет энергии солнечной радиации. Для интенсификации процесса проветривания выходные отверстия 7 воздухопроводных сетей могут быть снабжены дефлекторами 8, преобразующими кинетическую энергию ветровых потоков в потенциальную энергию давления.
В холодное время года (в условиях отрицательных температур атмосферного воздуха и низкой интенсивности солнечной радиации) магистральные каналы 4 полностью или частично перекрывают и организуют движение воздуха по обводным каналам 9, погруженным в русло прилегающей к карьеру реки 10. Относительно теплая вода реки нагревает находящийся в каналах 9 воздух, который, расширяясь, устремляется вверх по восходящим каналам 5 и 6 воздухопроводной сети, создавая тягу с подсосом внутрикарьерного воздуха через всасывающие отверстия 1.
Естественное тепло речного потока используют для создания и поддержания тяги в воздухопроводных каналах и в теплое время года, например по ночам, или в переходные осенне-весенние периоды. В зависимости от относительной значимости действия природных факторов, влияющих на нагрев воздуха, с помощью распределительных устройств регулируют расходы воздуха в обводных и магистральных каналах, изменяя их соотношение таким образом, чтобы суммарный расход в воздухопроводной сети поддерживался на максимальном уровне.
Применение предлагаемого способа в глубоких карьерах, расположенных в долинах крупных рек, позволяет повысить эффективность естественного проветривания их атмосферы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ проветривания карьера | 2019 |
|
RU2716066C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРЬЕРА | 2015 |
|
RU2582356C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2023 |
|
RU2797568C1 |
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2021 |
|
RU2760181C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2014 |
|
RU2581644C1 |
СПОСОБ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРЬЕРОВ | 2002 |
|
RU2215157C1 |
Способ вентиляции карьеров | 2024 |
|
RU2826030C1 |
Способ проветривания карьера | 2020 |
|
RU2734532C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЧНОГО СТОКА | 2006 |
|
RU2306384C1 |
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2014 |
|
RU2560736C1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть применено при проветривании глубоких карьеров, расположенных в долинах крупных рек. Способ включает установку восходящих воздухопроводных каналов на борту и за пределами карьера и соединение их магистральными воздухопроводными каналами, размещение всасывающих отверстий воздухопроводных каналов в рабочих зонах карьера, создание в каналах естественной тяги за счет ветрового напора и разницы температур воздуха внутри и снаружи каналов, перемещение загрязненного воздуха по каналам за пределы карьера и регулирование его расхода. При этом в холодное время года перемещение загрязненного воздуха от восходящих каналов, установленных на борту карьера, к восходящим каналам, расположенным за пределами карьера, осуществляют по обводным воздухопроводным каналам, затопленным в естественных источниках воды. Регулирование расхода удаляемого из карьера воздуха обеспечивают путем изменения соотношения расходов воздуха в обводных и магистральных каналах. Технический результат заключается в повышении эффективности проветривания карьера. 1 ил.
Способ проветривания карьера, включающий установку восходящих воздухопроводных каналов на борту и за пределами карьера и соединение их магистральными воздухопроводными каналами, размещение всасывающих отверстий воздухопроводных каналов в рабочих зонах карьера, создание в каналах естественной тяги за счет ветрового напора и разницы температур воздуха внутри и снаружи каналов, перемещение загрязненного воздуха по каналам за пределы карьера и регулирование его расхода, отличающийся тем, что в холодное время года перемещение загрязненного воздуха от восходящих каналов, установленных на борту карьера, к восходящим каналам, расположенным за пределами карьера, осуществляют по обводным воздухопроводным каналам, затопленным в естественных источниках воды, а регулирование расхода удаляемого из карьера воздуха обеспечивают путем изменения соотношения расходов воздуха в обводных и магистральных каналах.
Устройство для проветривания глубоких карьеров | 1990 |
|
SU1742493A1 |
SU 739244, 05.06.1980 | |||
Устройство для проветривания карьера | 1979 |
|
SU798322A1 |
Устройство для проветривания карьера | 1983 |
|
SU1128672A1 |
Устройство для проветрирования карьера | 1990 |
|
SU1745966A1 |
WO 2011030997 A1, 17.03.2011. |
Авторы
Даты
2012-09-10—Публикация
2011-03-30—Подача