ПРУЖИНА ДЛЯ ЩИТКА РЕШЕТЧАТОГО РЕВЕРСА ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2012 года по МПК F16F1/18 F02K1/80 

Описание патента на изобретение RU2466312C2

Изобретение относится к пружине для щитка решетчатого реверса тяги турбореактивного двигателя летательного аппарата.

Специалистам в данной области известно, что решетчатый реверс тяги турбореактивного двигателя летательного аппарата снабжен, как правило, рядом щитков, жестко связанных со скользящим капотом этого реверса, которые взаимодействуют со специальными штангами, соединенными с неподвижной внутренней конструкцией реверса тяги.

Когда реверс тяги работает в режиме прямой тяги, щитки удерживаются штангами на продолжении внутренней стенки скользящего капота.

Когда же он работает в режиме обратной тяги, щитки с помощью штанг приводятся в движение, в результате чего они перекрывают камеру циркуляции вторичного воздушного потока турбореактивного двигателя, отклоняя тем самым этот поток в направлении вперед, что позволяет осуществить реверс тяги и, следовательно, торможение летательного аппарата, имеющего такой реверс.

Известно также, что между штангами и щитками помещают пружины с тем, чтобы компенсировать отклонения от допусков и деформации конструкции, когда щитки находятся в положении, соответствующем режиму прямой тяги, при этом для штанг одновременно создается возможность обеспечения достаточного давления на эти щитки в указанном положении.

На сегодняшний день известны разные типы пружин - винтовые или пластинчатые.

Цель изобретения стоит в разработке пружины, которая была бы легче, чем применяемые в известных системах.

Для достижения указанной цели предложена пластинчатая пружина для щитка реверса тяги, отличающаяся тем, что она имеет две ветви, образующие U-образную деталь, причем концы этих ветвей выполнены с возможностью взаимодействия, соответственно, со щитком указанного реверса и с приводной штангой этого щитка.

Благодаря такой особой форме концы рассматриваемой пружины подвержены меньшим изгибающим моментам или вообще не подвержены никаким изгибающим нагрузкам, что позволяет работать с пружиной, которая при данной конкретной массе демонстрирует лучшие упругие характеристики.

В соответствии с другими необязательными признаками этой пружины,

- указанные концы расположены, по существу, напротив друг друга;

благодаря такому особому расположению обеспечивается возможность работы обеих ветвей U-образной детали по всей их длине и, следовательно, еще большее улучшение упругих характеристик пружины при данной конкретной массе;

- по меньшей мере, одна из указанных ветвей имеет две вильчатых части;

- ветвь указанной пружины, выполненная с возможностью взаимодействия с указанной штангой, имеет сечение, уменьшающееся в направлении от низа указанной U-образной детали к концу этой ветви; поскольку изгибающий момент, который претерпевает эта ветвь, уменьшающийся в направлении от ее конца к низу U-образной детали, становится очевидным, что на практике нет необходимости в выполнении этой ветви с одинаковым сечением по всей длине, так что в результате удается снизить вес пружины;

- ветвь указанной пружины, выполненная с возможностью взаимодействия с указанной штангой, имеет на своем конце загибы, образующие опорную площадку для указанной штанги; такие загибы, сформированные в самом теле пружины, позволяют обойтись без применения добавочных деталей в качестве опорных площадок и тем самым уменьшить вес конструкции;

- ветвь указанной пружины, выполненная с возможностью взаимодействия с указанным щитком, имеет на своем конце крепежные плоские участки;

- эта пружина, по меньшей мере, частично выполнена из сплава на основе титана; благодаря этому достигается уменьшение веса;

- эта пружина, по меньшей мере, частично выполнена из композита;

благодаря этому также достигается уменьшение веса.

Изобретение охватывает также решетчатый реверс тяги, отличающийся тем, что он снабжен, по меньшей мере, одной пружиной типа описанной выше.

Предметом изобретения является также гондола для турбореактивного двигателя, отличающаяся тем, что она снабжена реверсом тяги типа описанного выше.

Остальные признаки и преимущества изобретения явствуют из нижеследующего описания, приводимого со ссылками на приложенные чертежи, где:

фиг.1 представляет собой вид в боковом разрезе решетчатого реверса тяги, снабженного, по меньшей мере, одной пружиной согласно изобретению, где указанный реверс показан в положении, соответствующем режиму прямой тяги;

фиг.2 - вид, аналогичный приведенному на фиг.1, где реверс показан в положении, соответствующем режиму обратной тяги;

фиг.3 - вид в аксонометрии зоны III по фиг.2;

фиг.4 - иллюстрация этой зоны III на виде, аналогичном приведенным на фиг.1 и 2.

Как видно на фиг.1, имеется решетчатый реверс тяги, снабженный, как во всех традиционных системах, капотом 1, который установлен с возможностью скольжения относительно некоторой неподвижной конструкции, включающей в себя неподвижную переднюю раму 3 и неподвижную внутреннюю конструкцию 5.

Как и во всех известных системах, между скользящим капотом и неподвижной внутренней конструкцией 5 образован кольцевой тракт 7 холодного воздушного потока.

В нормальном рабочем режиме, то есть в полете, холодный воздух циркулирует внутри указанного тракта 7, как показано на фиг.1 стрелкой 9, то есть вдоль внутренней стенки капота 1 и неподвижной внутренней конструкции 5.

В этом рабочем режиме поток указанного холодного воздуха 9 складывается с потоком горячего воздуха, выходящим из турбореактивного двигателя (не показан), что способствует созданию тяги летательного аппарата (не показан).

В режиме же обратной тяги, как показано на фиг.2, скользящий капот 1 смещается под действием какого-либо привода типа гидравлического силового цилиндра 11 в сторону задней части турбореактивного двигателя, то есть вправо по фиг.2.

Следствием этого скольжения является перекрытие кольцевого тракта 7 рядом распределенных по всему его объему щитков 13 (на фиг.1 и 2 виден лишь один из этих щитков) и перенаправление потока свежего воздуха в сторону передней части гондолы (стрелка 9' на фиг.2).

Каждый из щитков 13 шарнирно установлен на скользящем капоте 1, при этом его перемещение из положения, показанного на фиг.1, в котором он находится на продолжении внутренней стенки скользящего капота 1, в положение перекрытия, показанное на фиг.2, в котором он располагается поперек тракта 7 холодного воздуха, достигается благодаря действию штанги 15, концы которой выполнены с возможностью поворота, соответственно, на неподвижной внутренней конструкции 5 и на щитке 13.

Если говорить точнее (это видно, впрочем, на фиг.3 и 4), штанга 15 взаимодействует со щитком 13 через посредство пружины 17.

Указанная пружина выполнена в виде U-образной детали, то есть имеет две ветви 19, 21, соединенные друг с другом изогнутым участком 23.

Каждая из этих двух ветвей имеет, по сути, вильчатый конец, то есть состоящий из двух частей, соответственно, 19а, 19b и 21а, 21b.

Части 21а, 21b ветви 21 закреплены своими соответствующими концами на щитке 13 с помощью специальных средств типа заклепок 23а, 23b.

В предпочтительном варианте исполнения, как видно на фиг.3 и 4, каждая часть 21а, 21b ветви 21 имеет на своем конце соответствующий плоский участок 25а, 25b, образующий небольшой угол с остальной частью этой ветви.

Предпочтительно также, чтобы две части 19а, 19b ветви 19 имели форму, заостряющуюся в направлении от изогнутого участка 23 пружины к концу этой ветви 19.

На конце каждой из указанных частей 19а, 19b сформирован загиб 27b, выполненный за одно целое с остальной частью пружины 17 и образующий опорную площадку для конца 29 штанги 15.

Для этой цели предусмотрена ось 31, проходящая между двумя загибами 27а, 27b через конец 29 штанги 15, причем эта ось может удерживаться с помощью штифтов 33.

Как более четко видно на фиг.4, концы ветвей 19 и 21, взаимодействующие со штангой 15 и со щитком 13, расположены предпочтительно напротив друг друга, то есть, по существу, в плоскости Р, вмещающей указанные концы и перпендикулярной к щитку 13.

Целесообразно, чтобы пружина 17 была, по меньшей мере, частично выполнена из титанового сплава и/или какого-либо композитного материала.

Как видно из приведенной ниже таблицы, исключительно хорошие характеристики пружины можно получить, в частности, при использовании титанового сплава типа TV866 или композитных материалов типа стекло-эпоксидной или углеродно-эпоксидной UD (однонаправленной) ткани.

В этой таблице буквой Δ обозначено допустимое усталостное напряжение материала, буквой Е - модуль упругости материала, Энергия равна Δ2/Е, параметр «Плотность» соответствует плотности материала, а «Эффективность» представляет собой отношение Энергии к Плотности.

Пружинная сталь Титановый сплав TAD4E Титановый сплав TV866 Алюмин. сплав A28GV Стекло-эпоксидная UD ткань Кевлар-эпоксидная UD ткань Углеродно-эпоксидная UD ткань Δ (МПа) 1200 1200 1400 500 800 500 1100 Е (МПа) 205000 116000 106000 70000 45000 85000 13000 Энергия 7,02 12,4 18,5 3,57 14,22 2,94 9,30 Плотность 8 4,5 4,5 2,72 2,5 1,6 1,8 Эффективность 0,9 2,8 4,1 1,3 5,7 1,8 5,2

Благодаря описанной выше пружине удается компенсировать отклонения от допусков и деформации конструкции, когда щиток 13 находится в положении, соответствующем режиму прямой тяги, показанном на фиг.1, в котором он должен оставаться внутри объема заданного размера, ограниченного, с одной стороны, скользящим капотом 1 и, с другой стороны, передней рамой 3.

Кроме обеспечения указанной компенсации отклонений от допусков, пружина 17 дает также возможность штанге 15 оказывать достаточное давление на щиток 13 для удержания его в положении, показанном на фиг.1.

Как уже говорилось ранее, благодаря U-образной форме пружины, расположению ее двух ветвей напротив друг друга, сужающимся сечениям этих ветвей и соответствующему выбору материала для изготовления этой пружины удается добиться очень эффективного компромисса между ее эксплуатационными характеристиками и весом, который в данной конструкции существенно снижен.

В качестве примера можно указать, что при использовании такой пружины удается добиться экономии в 150 г по сравнению с пружинами, известными из предшествующего уровня техники.

Учитывая, что в решетчатом реверсе тяги используется порядка дюжины таких пружин, суммарный выигрыш в весе может составлять до 1800 г на каждый реверс.

Но ведь, как известно всем специалистам авиастроения, каждый дополнительный грамм веса обходится в 1 доллар дополнительных расходов.

В рассматриваемом здесь случае достигаемый благодаря предложенной пружине выигрыш в весе можно оценить в 1800 долларов на каждый реверс тяги.

Если предположить, что пружина изготовлена из титана, который несколько дороже традиционно применяемых материалов, то указанный выигрыш уменьшится примерно до 1500 долларов на реверс.

Разумеется, изобретение никоим образом не ограничивается описанным выше и проиллюстрированным на чертежах вариантом осуществления, который был приведен лишь в качестве примера.

Похожие патенты RU2466312C2

название год авторы номер документа
ЗАДНИЙ УЧАСТОК ГОНДОЛЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ГОНДОЛА С ТАКИМ ЗАДНИМ УЧАСТКОМ 2008
  • Лекоссе Эрик
  • Ледокт Тьерри
  • Руйе Паскаль Жерар
  • Каримали Феликс
RU2456213C2
РЕВЕРСОР ТЯГИ ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Вошель Ги Бернар
RU2450151C2
ВЕРХНЕЕ АКСИАЛЬНОЕ СРЕДСТВО УДЕРЖАНИЯ ДЛЯ РЕВЕРСЕРА ТЯГИ КАСКАДНОГО ТИПА СО СКОЛЬЗЯЩИМИ ЛОПАСТЯМИ D-ОБРАЗНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2019
  • Буало Патрик
RU2787910C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ШТАНГ СТВОРОК РЕВЕРСОРА ТЯГИ НА НЕПОДВИЖНОМ ВНУТРЕННЕМ ЭЛЕМЕНТЕ ГОНДОЛЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Вошель Ги Бернар
  • Сега Петер
RU2561648C2
РЕВЕРСОР ТЯГИ, ИМЕЮЩИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПЕРЕДНЕЙ РАМЫ 2011
  • Вошель Ги Бернар
  • Жоре Жан-Филипп
RU2574118C2
СТОЙКА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ГОНДОЛА С ТАКОЙ СТОЙКОЙ 2009
  • Вошель Ги Бернар
  • Карюэль Пьер
RU2500584C2
РЕВЕРСОР ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УМЕНЬШЕННЫМ ЧИСЛОМ СТОПОРОВ 2012
  • Карюэль Пьер
RU2594846C2
УСТРОЙСТВО ПЕРЕХОДА ВИНТА В РЕВЕРС, СОДЕРЖАЩЕЕ ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ НА КРИВОШИП 2011
  • Галле Франсуа
RU2569074C2
РЕВЕРСОР ТЯГИ 2010
  • Вошель Ги Бернар
  • Карюэль Пьер
  • Байар Андре
  • Сега Петер
RU2546132C2
РЕВЕРСОР ТЯГИ, ГОНДОЛА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ РЕВЕРСОР ТЯГИ, И СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ СОПЛА, РЕАЛИЗУЕМЫЙ С ПОМОЩЬЮ ТАКОГО РЕВЕРСОРА ТЯГИ 2011
  • Карюэль Пьер
RU2571705C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 466 312 C2

Реферат патента 2012 года ПРУЖИНА ДЛЯ ЩИТКА РЕШЕТЧАТОГО РЕВЕРСА ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к машиностроению. Пластинчатая пружина (17) имеет две ветви (19, 21), образующие U-образную деталь. Концы (19а, 19b, 21а, 21b) этих ветвей выполнены с возможностью взаимодействия, соответственно, со щитком реверса и с приводной штангой (15) этого щитка. Достигается уменьшение массы пружины. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 466 312 C2

1. Пластинчатая пружина (17) для щитка (13) реверса тяги, отличающаяся тем, что она имеет две ветви (19, 21), образующие U-образную деталь, причем концы (19а, 19b, 21а, 21b) этих ветвей выполнены с возможностью взаимодействия, соответственно, со щитком (13) указанного реверса и с приводной штангой (15) этого щитка.

2. Пластинчатая пружина (17) по п.1, отличающаяся тем, что указанные концы (19а, 19b, 21а, 21b) расположены, по существу, напротив друг друга.

3. Пластинчатая пружина (17) по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одна из указанных ветвей (19, 21) имеет две вильчатых части (19а, 19b, 21a, 21b).

4. Пластинчатая пружина (17) по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что ветвь (19) указанной пружины, выполненная с возможностью взаимодействия с указанной штангой (15), имеет сечение, уменьшающееся в направлении от основания указанной U-образной детали к концу этой ветви.

5. Пластинчатая пружина (17) по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что ветвь (19) указанной пружины, выполненная с возможностью взаимодействия с указанной штангой (15), имеет на своем конце загибы (27а, 27b), образующие опору для указанной штанги (15).

6. Пластинчатая пружина (17) по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что ветвь указанной пружины, выполненная с возможностью взаимодействия с указанным щитком, имеет на своем конце крепежные плоские участки.

7. Пластинчатая пружина (17) по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что она, по меньшей мере, частично выполнена из сплава на основе титана.

8. Пластинчатая пружина (17) по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что она, по меньшей мере, частично выполнена из композитного материала.

9. Решетчатый реверс тяги, отличающийся тем, что он снабжен, по меньшей мере, одной пластинчатой пружиной (17), выполненной по любому из предшествующих пунктов.

10. Гондола для турбореактивного двигателя, отличающаяся тем, что она снабжена реверсом тяги по п.9.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2466312C2

US 4564160 А, 14.01.1986
US 1912451 A, 06.06.1933
US 6254070 B1, 03.07.2001
Пружина для прижима вкладышей твердой смазки 1983
  • Алиев Натикбек Али Оглы
  • Мирзаджанов Джангир Балабекович
  • Керимов Юсиф Аскер Оглы
  • Хворостов Евгений Витальевич
SU1150421A1

RU 2 466 312 C2

Авторы

Ожи Жан-Поль

Даты

2012-11-10Публикация

2008-06-18Подача