ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Российский патент 2012 года по МПК B64C39/08 B64C3/16 B64C21/04 

Описание патента на изобретение RU2467924C1

Настоящее изобретение относится к области авиации и может найти применение при конструировании самолетов большой грузоподъемности.

В настоящее время при создании самолетов большой грузоподъемности наблюдается увеличение площади и удлинения крыла для повышения подъемной силы. Однако это ведет к уменьшению прочности и жесткости крыла и самого планера, увеличению лобового сопротивления. В связи с этим известны попытки создания самолетов нетрадиционных схем как с крыльями аэродинамического профиля, так и с крыльями неаэродинамического профиля, направленных на повышение прочности летательного аппарата. К ним можно отнести самолеты по патентам Российской Федерации №2086478, 2320518, 2385259, 2284948, 2287454, 2168446, 2190557, 2331549.

Известен французский самолет Гиводана, содержащий форменный каркас, к которому прикреплены тандемом два круглых барабана, внутри которых закреплены горизонтальные пластины, причем первый барабан сделан поворотным, двигатель, соединенный с тянущим винтом, посадочное устройство, закрепленное на барабанах, механизмы управления.

(П.Бауэрс. Летательные аппараты нетрадиционных схем. - М.: Мир, 1991, с.123, рис.6.10).

Известен самолет с арочным крылом CCW-5 "Кастер", содержащий фюзеляж с хвостовым оперением, две консоли крыла в форме низкоплана с полукруглыми впадинами, имеющими аэродинамический профиль, два двигателя общей мощностью 275 л.с. (202 кВт), установленные на пилонах в полукруглых впадинах с воздушными винтами, посадочное устройство, механизмы управления. (Там же, с.137-139, рис.6.27 и 6.28).

Известен самолет, содержащий фюзеляж, хвостовое оперение, реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа, посадочное устройство и механизмы управления. С каждой стороны фюзеляжа прикреплено по две консоли крыла, соединенные друг с другом своими законцовками и установленные под углом друг к другу. Верхняя поверхность консолей крыльев выполнена волнообразной, представляющей собой ряд чередующихся гребней и впадин. Каждый из гребней представляет собой разрезанный вдоль пустотелый цилиндр, установленный сферической поверхностью вверх, а каждая впадина представляет собой такой же разрезанный пустотелый цилиндр, установленный сферической поверхностью вниз.

(Патент РФ №2305651, кл. В64С 39/08, 21/10, опубл. 10.09.2007, Бюл. №25).

Недостатки аналогов: мало горизонтальной поверхности, отсутствие подъемной силы на вертикальных участках крыла, недостаточная несущая способность, большое удлинение крыльев и значительный вес.

Указанные недостатки обусловлены конструкцией аналогов. Известен также белорусский самолет Гущина и Нарушевича, содержащий фюзеляж, крыло аэродинамического профиля, выполненное в форме овала, размещенного в вертикальной плоскости и имеющего снизу элероны и закрепленного на фюзеляже с зазором в верхней и нижней частях между фюзеляжем и крылом, хорда которого направлена вдоль фюзеляжа, поршневой двигатель в передней части фюзеляжа с тянущим воздушным винтом, хвостовое оперение, посадочное устройство, механизмы управления. Вес 1360 кг (мощность двигателя 260 л.с.).

(Интернет, Яндекс, Белорусский самолет с овальным крылом, №2 или http://softozoom.net/topic54326.html).

Белорусский самолет с овальным крылом как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому полезному результату принят за прототип.

Недостатками известного белорусского самолета с овальным крылом являются: недостаточная несущая способность и ее полное отсутствие на вертикальных участках по правому и левому бортам, малая грузоподъемность самолета, небольшая дальность полета, тонкий профиль крыла.

Указанные недостатки обусловлены конструкцией крыла самолета, невозможностью размещения запасов топлива в крыльях.

Задачей настоящего изобретения является повышение технических характеристик самолета с овальным крылом.

Технический результат обеспечивается тем, что в транспортном самолете, содержащем фюзеляж, овальное крыло, хвостовое оперение, посадочное устройство, двигатель, механизмы управления, согласно изобретению между законцовками верхнего и нижнего полуовальных крыльев закреплены прямоугольные крылья аэродинамического профиля с элеронами и концевыми шайбами, причем каждое полуовальное и прямоугольное крыло, хорда которого направлена вдоль фюзеляжа и установлена под углом 3,8 градуса к горизонтальной плоскости, имеет спереди воздухозаборник, который пневматически соединен с ресивером, оканчивающимся горизонтальными каналами, открывающимися на верхнюю поверхность крыла, кроме того, воздухозаборник соединен с нижним продольным каналом, который пневматически связан с вертикальными каналами, открывающимися на нижнюю поверхность крыла. Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид транспортного самолета;

на фиг.2 - вид на транспортный самолет спереди;

на фиг.3 - вид на транспортный самолет сверху;

на фиг.4 - вид сверху на верхнее полуовальное крыло;

на фиг.5 - вид снизу на верхнее полуовальное крыло;

на фиг.6 - вид спереди на верхнее полуовальное крыло;

на фиг.7 - разрез по АА фигуры 6;

на фиг.8 - вид сверху на нижнее полуовальное крыло;

на фиг.9 - вид снизу на нижнее полуовальное крыло;

на фиг.10 - вид спереди нижнего полуовального крыла;

на фиг.11 - разрез по АА фигуры 10;

на фиг.12 - вид сверху на прямоугольное крыло;

на фиг.13 - вид снизу на прямоугольное крыло;

на фиг.14 - продольный разрез прямоугольного крыла;

на фиг.15 - создание подъемной силы на крыле.

Транспортный самолет содержит фюзеляж I с кабиной пилотов и грузовым отделением, верхнее 2 и нижнее 3 полуовальные крылья аэродинамического профиля, прикрепленные к фюзеляжу посредством стоек 4, причем верхнее овальное крыло изгибается вниз, а нижнее овальное крыло изгибается вверх. Между законцовками верхнего и нижнего овальных крыльев закреплены прямоугольные крылья 5 аэродинамического профиля, имеющие площадки для крепления 6, элероны 7 и концевые шайбы 8. Хорда каждого из крыльев направлена вдоль фюзеляжа и установлена под углом атаки α, равным 3,8 градуса к горизонтальной плоскости. Каждое крыло имеет в передней части воздухозаборник 9, который пневматически соединен с ресивером 10, оканчивающимся горизонтальными каналами 11, открывающимися на верхнюю поверхность крыла. Воздухозаборник пневматически соединен также с нижним горизонтальным каналом 12, который связан с вертикальными каналами 13, открывающимися на нижнюю поверхность крыла. Внутренние полости крыльев использованы в качестве топливных баков. В задней части фюзеляжа закреплены вертикальный стабилизатор 14 с рулем направления 15 и горизонтальные стабилизаторы 16 с рулями высоты 17.

Внутри задней части фюзеляжа размещен реактивный двигатель 18. В нижней части фюзеляжа закреплено посадочное устройство с основными колесами 19 и передним опорным колесом 20. При убирании основные колеса укладываются в ниши 21, выполненные в нижнем полуовальном крыле. Работа транспортного самолета.

Запускается реактивный двигатель 18, самолет выруливает на взлетную полосу, разбегается и, когда подъемная сила крыльев 2, 3, 5 становится больше его веса, он взлетает. Подъемная сила при этом возникает следующим образом. Она состоит из двух составляющих. Первая составляющая - это подъемная сила, возникающая при обтекании воздушным потоком аэродинамического профиля крыла. Поток разделяется на две части, обтекает верхнюю и нижнюю поверхности и встреча обеих частей происходит позади крыла. Верхний путь длиннее, нижний короче. Скорость движения воздуха по верхней поверхности больше, а по нижней меньше. Следовательно, давление воздуха на верхнюю поверхность крыла меньше, на нижнюю больше. Разность давлений является подъемной силой F (фиг.15). Вторая составляющая F1 образуется следующим образом. При обтекании аэродинамического профиля крыла часть воздушного потока попадает в воздухозаборник 9 и сжимается в ресивере 10. Далее сжатый воздух попадает в горизонтальные каналы 11 и затем с силой выходит на наружную верхнюю поверхность крыла, увеличивая скорость движения воздушного потока по верхней поверхности крыла и соответственно уменьшая еще больше давление воздуха на верхнюю поверхность крыла (фиг.15). Одновременно часть воздушного потока из воздухозаборника поступает в нижний горизонтальный канал 12 и далее следует через вертикальные каналы 13 на нижнюю поверхность крыла, создавая некоторую реактивную силу и препятствуя обтеканию воздушным потоком нижней поверхности крыла. В результате скорость обтекания воздушным потоком нижней поверхности крыла уменьшается, а давление на нее увеличивается. Таким образом происходит дополнительное уменьшение давления на верхнюю поверхность крыла и увеличение давления на нижнюю поверхность крыла, а это ведет к увеличению подъемной силы крыла. Изменяя проходное сечение воздухозаборников 9 крыльев 3, 2, 5 механизмом, не показанным на чертежах, можно в больших пределах регулировать подъемную силу.

Техническим результатом может быть повышение несущей способности крыльев, увеличение грузоподъемности, перевозка большего количества груза на большее расстояние.

Похожие патенты RU2467924C1

название год авторы номер документа
Транспортный самолёт 2019
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2703324C1
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ 2006
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2305651C1
САМОЛЕТ С РЕАКТИВНЫМИ КРЫЛЬЯМИ 2007
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2331549C1
САМОЛЕТ С ПЛАСТИНЧАТЫМ КРЫЛОМ 2000
  • Григорчук В.С.
RU2190557C2
Транспортный гидросамолёт 2019
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2702463C1
САМОЛЕТ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ 1999
  • Григорчук В.С.
RU2168446C2
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ "САМОЛЕТ В.С.ГРИГОРЧУКА" 1995
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2086478C1
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ 2006
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2320518C1
САМОЛЕТ С КРЫЛОМ ПОВЫШЕННОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ 2008
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2385259C1
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ 2005
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2287454C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 467 924 C1

Реферат патента 2012 года ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ

Изобретение относится к области авиации. Транспортный самолет содержит фюзеляж, верхнее и нижнее полуовальные крылья, соединенные друг с другом законцовками и прикрепленные к фюзеляжу с зазором в верхней и нижней частях, двигатель, хвостовое оперение, элероны, посадочное устройство, механизмы управления. Между законцовками верхнего и нижнего полуовальных крыльев закреплены прямоугольные крылья аэродинамического профиля с элеронами и концевыми шайбами. Хорды всех крыльев направлены вдоль фюзеляжа и установлены под углом атаки 3,8 градуса к горизонтальной плоскости. Каждое из крыльев имеет впереди воздухозаборник, который пневматически соединен с ресивером, оканчивающимся горизонтальными каналами, открывающимися на верхнюю поверхность крыла. Воздухозаборник соединен с нижним продольным каналом, который связан пневматически с вертикальными каналами, открывающимися на нижнюю поверхность крыла. Изобретение направлено на повышение подъемной силы и улучшение управляемости в полете. 15 ил.

Формула изобретения RU 2 467 924 C1

Транспортный самолет, содержащий фюзеляж, верхнее и нижнее полуовальные крылья, соединенные между собой законцовками и надетые на фюзеляж с зазором в верхней и нижней частях, прикрепленные к фюзеляжу посредством стоек, двигатель, хвостовое оперение, элероны, посадочное устройство, механизмы управления, отличающийся тем, что между законцовками верхнего и нижнего полуовальных крыльев закреплены прямоугольные крылья аэродинамического профиля с элеронами и концевыми шайбами, причем каждое полуовальное и прямоугольное крыло, хорда которого направлена вдоль фюзеляжа и установлена под углом 3,8° к горизонтальной плоскости, имеет спереди воздухозаборник, который пневматически соединен с ресивером, оканчивающимся горизонтальными каналами, открывающимися на верхнюю поверхность крыла, кроме того, воздухозаборник соединен с нижним продольным каналом, который связан пневматически с вертикальными каналами, открывающимися на нижнюю поверхность крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2467924C1

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И СПОСОБ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2376204C2
US 4365773 А1, 28.12.1982
WO 2003059736 А2, 24.07.2003.

RU 2 467 924 C1

Авторы

Григорчук Владимир Степанович

Даты

2012-11-27Публикация

2011-07-26Подача