Настоящее изобретение касается гондолы летательного аппарата и, в частности, устройства, предусмотренного на гондоле летательного аппарата для уменьшения, аннулирования или реверсирования тяги, создаваемой силовой установкой.
Силовая установка летательного аппарата содержит двигатель, с одной стороны, с вентилятором, содержащим ротор, оборудованный лопатками, и статор, оборудованный лопатками, и, с другой стороны, с первичным каналом, в котором в направлении движения воздушного потока расположены ступени компрессоров, камера сгорания и ступени турбин. Двигатель установлен в гондоле, которая на входе вентилятора содержит воздухозаборник и на выходе статора вентилятора вторичный канал.
Как правило, гондола содержит два разветвления, расположенные во вторичном канале в угловых положениях, соответственно больше 12 часов и меньше 6 часов. Эти два разветвления образуют аэродинамические обтекатели для элементов конструкции и систем силовой установки, которые соединяют первичный канал с остальной частью гондолы. Если двигательная установка установлена под крылом, то пилон крепления силовой установки к крылу частично расположен в верхнем разветвлении для соединения первичного канала с остальной частью силовой установки.
Для снижения шума некоторые части поверхностей вторичного канала содержат покрытия для акустической обработки поверхности.
Как правило, силовая установка содержит устройство реверсирования тяги, позволяющее отклонять, по меньшей мере, часть потока, чтобы уменьшать, аннулировать или реверсировать тягу, создаваемую упомянутой силовой установкой, при помощи одного или нескольких подвижных физических препятствий.
Согласно варианту выполнения, описанному, в частности, в документе ЕР-1515035, гондола содержит, по меньшей мере, одну подвижную часть, выполненную с возможностью перемещения поступательным движением в заднем направлении гондолы таким образом, чтобы между неподвижными частями и упомянутой, по меньшей мере, одной подвижной частью образовался, по меньшей мере, один радиальный проем, к которому можно отклонить, по меньшей мере, часть потока, проходящего во вторичном канале. Согласно этому варианту выполнения, вторичный канал имеет соответствующие формы, в частности изогнутые, чтобы подвижная часть входила в контакт с внутренней стенкой вторичного канала для перекрывания упомянутого канала, когда подвижная часть перемещается назад. Даже если это решение позволяет упростить конструкцию устройства реверсирования тяги, оно предполагает соблюдение дополнительного требования к выполнению вторичного канала, в частности специальную форму, которая может привести к снижению характеристик силовой установки.
Согласно другому, так называемому варианту с поворотным щитком, описанному, в частности, в документе WO 96/38661, гондола содержит подвижную часть, называемую щитком, выполненную с возможностью поворота вокруг оси, создавая после поворота радиальный проем, при этом упомянутый щиток содержит часть, выступающую во вторичный канал, образуя препятствие, которое может отклонять, по меньшей мере, часть потока, проходящего в упомянутом вторичном канале, в направлении радиального проема.
Согласно еще одному, так называемому каскадному варианту, описанному, в частности, в документе US-3.665.709, гондола содержит, по меньшей мере, одну подвижную часть, выполненную с возможностью перемещения поступательным движением в заднем направлении гондолы, создавая между неподвижными частями и упомянутой, по меньшей мере, одной подвижной частью, по меньшей мере, один радиальный проем, а также створки, выполненные во вторичном канале, шарнирно установленные по отношению к подвижной части и выполненные с возможностью занимать первое развернутое положение, в котором они перекрывают, по меньшей мере, частично вторичный канал, отклоняя воздушный поток в направлении радиального проема, и второе убранное положение, прижимаясь к поверхности гондолы. Как правило, для управления створками предусмотрены тяги, при этом один из концов тяг соединен со створкой, а другой - с двигательной установкой.
Реверсоры тяги типа реверсора с поворотным щитком или типа каскадного реверсора имеют определенные недостатки по следующим причинам.
Эти конфигурации ограничивают внутреннюю поверхность гондолы, которая может содержать покрытие для акустической обработки. Действительно, зоны сопряжения между неподвижными частями и подвижными частями, зоны, на уровне которых предусмотрены шарниры поворотных элементов (щитков или створок), не могут содержать покрытия для акустической обработки. В случае каскадного реверсора не обработанные поверхности могут составлять порядка 20% внутренней поверхности гондолы.
Эти конфигурации приводят также к аэродинамическим потерям на уровне потока, проходящего во вторичном канале, по причине наличия многочисленных сопряжений между неподвижными частями и подвижными частями и многочисленных препятствий, присутствующих в потоке, таких как тяги для створок каскадных реверсоров.
Эти конфигурации приводят также к трудностям подгонки между неподвижными частями и подвижными частями, в частности, используемыми для отклонения, по меньшей мере, части потока, поскольку степень деформация упомянутых подвижных частей меняется в зависимости от их положения.
Наконец, присутствие многочисленных поворотных элементов, в частности, в случае каскадного реверсора, приводит к увеличению массы гондолы по причине множества систем шарнирных соединений и систем управления и усиления конструкции гондолы для обеспечения восприятия усилий, рассеянных по всей периферии гондолы и, в частности, на подвижной части гондолы (задняя рама, элементы передачи усилий и т.д.).
В патентной заявке WO 2007/003749 предложено решение, согласно которому предусмотрены щитки в задней части гондолы. Это решение обеспечивает лучшую акустическую обработку внутренних поверхностей, но приводит к увеличению толщины гондолы в задней части.
Поэтому настоящее изобретение призвано устранить недостатки известных технических решений и предложить гондолу летательного аппарата, содержащую устройство реверсирования тяги простой конструкции, выполненной с возможностью оптимизировать звукоизоляционную обработку, не оказывать отрицательного влияния на аэродинамические характеристики и ограничить увеличение полетной массы.
В этой связи объектом настоящего изобретения является гондола летательного аппарата, в которой расположена двигательная установка и которая ограничивает канал, в котором может проходить поток, способный участвовать в тяге, при этом упомянутая гондола содержит устройство для уменьшения, аннулирования, реверсирования тяги, содержащее, по меньшей мере, одну створку, выполненную с возможностью занимать, по меньшей мере, одно так называемое рабочее положение, в котором она отклоняет в направлении радиального проема, по меньшей мере, часть потока, способного участвовать в тяге, и другое так называемое нерабочее положение, в котором упомянутая створка не создает помехи потоку, способному участвовать в тяге, при этом стенка гондолы, ограничивающая канал, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, содержит, по меньшей мере, одну подвижную часть, выполненную с возможностью занимать два положения, первое положение, в котором она находится между потоком, который должен быть отклонен, и створкой, и другое положение, в котором она освобождает створку, позволяя упомянутой створке поменять положение и перейти из нерабочего положения в рабочее положение, отличающаяся тем, что каждая створка содержит средства шарнирного соединения с первой поворотной осью, расположенной на уровне первого конца, называемого верхним концом створки, и в верхней части гондолы, и со второй поворотной осью, расположенной на уровне второго конца, называемого нижним концом створки, и в нижней части гондолы, при этом упомянутые поворотные оси являются по существу параллельными центральной вертикальной оси гондолы.
В частном варианте выполнения изобретения неподвижная часть (28) содержит удлинение (46) назад в верхней части и удлинение (48) назад в нижней части, по существу симметричные относительно центральной вертикальной оси (26), причем эти удлинения (46, 48) несут на себе поворотные оси (42, 44).
При этом упомянутая гондола содержит, по меньшей мере, одну неподвижную часть (28) и, по меньшей мере, одну подвижную часть (30), выполненную с возможностью занимать первое положение, в котором неподвижная (28) и подвижная (30) части примыкают друг к другу, и второе положение, в котором между неподвижной (28) и подвижной (30) частями образуется радиальный проем (32), упомянутая, по меньшей мере, одна подвижная часть (30) содержит выемку (36) между стенкой, соответствующей наружной поверхности (20) гондолы, и стенкой, соответствующей внутренней поверхности (22) гондолы, при этом упомянутая выемка (36) выходит на уровне зоны подвижной части (30), выполненной с возможностью входить в контакт с неподвижной частью, и имеет соответствующие размеры и формы для обеспечения размещения створки (34).
В другом варианте выполнения изобретения край упомянутой, по меньшей мере, одной подвижной части (30), выполненной с возможностью вхождения в контакт с упомянутой, по меньшей мере, одной неподвижной частью (28), имеет вогнутую форму, которая взаимодействует с формой створки (34).
В еще одном варианте выполнения изобретения, край упомянутой, по меньшей мере, одной подвижной части (30), выполненной с возможностью вхождения в контакт с упомянутой, по меньшей мере, одной неподвижной частью (28), имеет выпуклую форму.
В другом аспекте средства (40) шарнирного соединения содержат, по меньшей мере, одну поворотную ось, установленную как можно ближе к центру аэродинамического давления на створку.
В другом аспекте, створка (34) имеет взаимодополняющие формы с каналом, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, в зависимости, в частности, от доли потока, которую необходимо отклонить.
Другие отличительные признаки и преимущества настоящего изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания, представленного исключительно в качестве примера, со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:
Фиг.1А-1С - схематичный вид сбоку устройства реверсирования тяги в соответствии с вариантом изобретения, соответственно, в нерабочем состоянии, в ходе развертывания и в рабочем состоянии.
Фиг.2 - схематичный вид в поперечном разрезе гондолы в соответствии с настоящим изобретением.
Фиг.3А и 4А - вид в разрезе по линии АА Фиг.2 устройства реверсирования тяги, соответственно, в нерабочем состоянии и в рабочем состоянии.
Фиг.3В и 4В - вид в разрезе по линии ВВ Фиг.2 устройства реверсирования тяги, соответственно, в нерабочем состоянии и в рабочем состоянии.
Фиг.5-7 - вид в поперечном разрезе гондолы в разных вариантах выполнения устройства реверсирования тяги.
Фиг.8А-8D - схематичный вид сбоку другого варианта выполнения устройства реверсирования тяги в соответствии с настоящим изобретением на разных этапах его развертывания.
Фиг.9А-9С - схематичный вид сбоку еще одного варианта выполнения устройства реверсирования тяги в соответствии с настоящим изобретением на разных этапах его развертывания.
На различных фигурах под позицией 10 показана гондола летательного аппарата, в которой может быть расположена схематично показанная двигательная установка, обозначенная позицией 12.
Спереди гондола 10 содержит воздухозаборник, который делится на первичный канал, проходящий через двигательную установку и выходящий через первичный выход 14 сзади гондолы, и на вторичный канал 16, предусмотренный сзади вентилятора и выходящий через вторичный выход 18. Таким образом, тяга от силовой установки, образованной гондолой и двигательной установкой, создается в результате реактивного действия газовых потоков, выходящих через первичный и вторичный выходы 14 и 18.
Гондола содержит первую стенку, наружная поверхность 20 которой находится в контакте с газовыми потоками, проходящими снаружи гондолы, и вторую стенку, внутренняя поверхность 22 которой ограничивает вторичный канал 16.
Как правило, два разветвления 24 расположены во вторичном канале и образуют в упомянутом канале 16 перегородки, расположенные в вертикальной плоскости в угловых положениях, соответственно, больше 12 часов и меньше 6 часов. Таким образом, гондола имеет конструкцию, усиленную в зоне центральной вертикальной плоскости, показанной в виде оси 26. Эту усиленную конструкцию используют также в качестве точки крепления к пилону, соединяющему гондолу с летательным аппаратом и, в частности, гондолу с крылом летательного аппарата.
Дальнейшее подробное описание всех этих элементов опускается, так как они хорошо известны специалисту и, в зависимости от конфигурации, могут иметь разные формы.
Гондола содержит, по меньшей мере, одно устройство, позволяющее уменьшать, аннулировать или реверсировать тягу, создаваемую силовой установкой. Для этого гондола 10 содержит, по меньшей мере, одну неподвижную часть 28 и, по меньшей мере, одну подвижную часть 30, выполненную с возможностью занимать первое положение, в котором неподвижная 28 и подвижная 30 части примыкают друг к другу, как показано на Фиг.1А, и второе положение, в котором между неподвижной 28 и подвижной 30 частями образуется радиальный проем 32, как показано на Фиг.1В и 1С.
Согласно варианту выполнения, подвижная часть 30 расположена в задней части гондолы и может перемещаться поступательным движением в продольном направлении гондолы, образуя после поступательного перемещения радиальный проем 32. При этом предусмотрены средства соединения и приводы, обеспечивающие, с одной стороны, соединение между неподвижной и подвижной частями и, с другой стороны, поступательное движение подвижной части по отношению к неподвижной части. Предпочтительно эти средства соединения и эти приводы расположены приблизительно на 12 часов и на 6 часов. Эта конфигурация позволяет облегчить восприятие усилий, поскольку приводы и средства соединения выполнены на уровне разветвлений 24, соответствующих усиленным зонам конструкции гондолы, что позволяет избежать усиления гондолы за пределами этих зон и не увеличивать полетную массу.
Подробное описание этих средств соединения и этих приводов опускается, так как они хорошо известны специалисту.
На фигурах показана только половина гондолы, поскольку последняя является по существу симметричной относительно центральной вертикальной плоскости, содержащей ось 26.
Согласно вариантам, гондола может содержать только одну неподвижную часть спереди и только одну подвижную часть сзади, при этом проем образуется по всей периферии гондолы. Согласно другому варианту, гондола содержит только одну неподвижную часть и две подвижные части, по существу симметричные относительно центральной вертикальной плоскости, кинематически связанные или независимые, при этом поступательное движение одной части не зависит от другой части.
Согласно другим вариантам, можно предусмотреть более двух подвижных частей. Однако эти варианты могут привести к усложнению и утяжелению гондолы, поэтому вариант с двумя подвижными частями является наилучшим компромиссом.
Для упрощения описания оно представлено относительно половины гондолы, содержащей подвижную часть.
Для ограничения неподвижной части и подвижной части можно предусмотреть разные формы. Так, упомянутая неподвижная часть и упомянутая подвижная часть имеют взаимодополняющие формы, чтобы обеспечивать непрерывность на уровне наружной 20 и внутренней 22 поверхностей гондолы.
Изобретение не ограничивается кинематикой, показанной на фигурах, а именно поступательным движением для получения радиального проема 32, чтобы установить сообщение между вторичным каналом и наружным пространством гондолы. Можно предусмотреть и другие виды кинематики.
Устройство для уменьшения, аннулирования, реверсирования тяги содержит, по меньшей мере, одну створку 34, выполненную с возможностью занимать, по меньшей мере, одно так называемое рабочее положение, в котором она отклоняет в направлении радиального проема 32, по меньшей мере, часть потока, способного участвовать в тяге, и другое так называемое нерабочее положение, в котором она не создает помех потоку, способному участвовать в тяге. Дополнительно можно предусмотреть средства направления потока, который должен быть отклонен, для того, чтобы направлять поток, который должен быть отклонен, в сторону передней части гондолы в более или менее радиальном направлении или в сторону задней части гондолы. Это направление может быть следствием положения створки 34 или вытекать из действия дополнительных средств, например реактивного действия воздушного потока на наружную поверхность 20 гондолы на входе или на выходе радиального проема 32 для направления потока соответственно вперед или назад относительно гондолы, или из интеграции каскадных средств, используемых в известных технических решениях. Подробное описание этих средств направления опускается, так как в зависимости от вариантов они могут принимать самые разные конфигурации.
В зависимости от направления потока, который должен быть отклонен, и от количества потока, который должен быть отклонен, получают уменьшение, аннулирование или реверсирование тяги, при этом результирующая тяга/отклоненный поток вдоль продольной оси гондолы будет направлена соответственно назад, или будет нулевой, или будет направлена вперед.
В дальнейшем тексте описания под реверсированием тяги следует понимать либо уменьшение, либо аннулирование, либо реверсирование тяги.
Для упрощения описания изобретение представлено относительно подвижной части, ограничивающей радиальный проем, оборудованный одной створкой. Однако гондола может содержать несколько створок, по одной на каждый радиальный проем.
Согласно вариантам, как показано на Фиг.5, 6, 7, створка 34 может иметь более или менее взаимодополняющие формы с каналом, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, в частности, в зависимости от доли потока, которую необходимо отклонить. Как показано на Фиг.6, створка может выступать наружу гондолы для повышения своей направляющей способности.
Согласно изобретению, стенка, ограничивающая канал, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, содержит, по меньшей мере, одну подвижную часть, выполненную с возможностью занимать два положения, первое положение, в котором она находится между потоком, который должен быть отклонен, и створкой 34, и другое положение, в котором она открывает створку, позволяя ей изменить положение и перейти из нерабочего положения в рабочее положение.
Эта конфигурация позволяет разделить функции, а именно функцию, состоящую в отклонении, по меньшей мере, части потока, обеспечиваемую створкой, и функцию направления потока, когда устройство реверсирования тяги не задействовано, обеспечиваемую подвижной частью, перекрывающей створку.
Предпочтительно, подвижная часть, позволяющая открывать или перекрывать створку, соответствует подвижной части 30 гондолы. Так, в подвижной части между стенкой, соответствующей наружной поверхности 20, и стенкой, соответствующей внутренней поверхности 22, предусмотрена выемка 36, при этом упомянутая выемка 36 выходит на уровне зоны подвижной части 30, выполненной с возможностью входить в контакт с неподвижной частью, и имеет размеры и формы, позволяющие размещать в ней створку 34. Таким образом, когда створка 34 находится в нерабочем положении, показанном на Фиг.2, 3А и 3В, она расположена в выемке 36 и закрывается стенкой, соответствующей внутренней поверхности 22, которая изолирует ее от потока, который должен быть отклонен. В рабочем положении после поступательного движения назад подвижная часть 30 высвобождает створку, которая может поворачиваться, как показано на Фиг.1С, отклоняя, по меньшей мере, часть потока, способного участвовать в тяге.
Вместе с тем, изобретение не ограничивается этим вариантом выполнения. Так, можно предусмотреть одну подвижную часть, чтобы обеспечить создание радиального проема, и другую подвижную часть, чтобы скрывать створку в нерабочем положении. Однако это решение может усложнить конструкцию гондолы и привести к увеличению полетной массы. Согласно изобретению, внутренняя поверхность 22, в частности часть, перекрывающая створку, может содержать покрытие 38 для акустической обработки, что позволяет увеличить площадь обработанных поверхностей по сравнению с известными гондолами и способствует снижению шума, исходящего от летательного аппарата. Кроме того, согласно изобретению, можно выполнять покрытие для сплошной акустической обработки, не прерывающееся на стыках или других элементах, что позволяет существенно увеличить эффективность упомянутого покрытия.
Поскольку подвижная часть 30 гондолы не подвергается действию таких же напряжений, что действуют на створку, а на нее действуют такие же напряжения, что и на неподвижную часть 28, между неподвижной частью и подвижной частью можно достичь удовлетворительной подгонки.
Кроме того, ни один из элементов устройства реверсирования тяги в его нерабочем положении не создает помех потоку, способному участвовать в тяге. Согласно изобретению, достигают удовлетворительной непрерывности поверхностей, ограничивающих вторичный канал, в частности между неподвижной частью и подвижной частью, и ограничивают количество стыков между неподвижной частью и подвижной частью. Эти признаки способствуют оптимизации аэродинамических характеристик гондолы.
Наконец, еще одним преимуществом является то, что формы и размеры канала можно определять с учетом только требуемых аэродинамических характеристик, не учитывая функцию реверсирования тяги, что позволяет упростить конструкцию гондолы, и не нужен компромисс между аэродинамическими характеристиками и функцией реверсирования тяги.
Створка 34 содержит средства 40 шарнирного соединения, обеспечивающие соединение упомянутой створки с гондолой и, в частности, с неподвижной частью 28.
Согласно отличительному признаку настоящего изобретения, эти средства 40 шарнирного соединения расположены таким образом, чтобы соединять створку 34 вблизи разветвлений 24, соответствующих усиленных зонам конструкции гондолы, что позволяет отказаться от усиления гондолы за пределами этих зон и не увеличивать полетную массу.
Согласно варианту выполнения, средства 40 шарнирного соединения содержат первую поворотную ось 42, расположенную на уровне первого конца, называемого верхним концом створки 34, и в верхней части гондолы, и вторую поворотную ось 44, расположенную на уровне второго конца, называемого нижним концом створки, и в нижней части гондолы. В этом случае створка 34 выгнута, как показано на Фиг.1С, 2, 8D и 9С, чтобы она могла разместиться в выемке 36, выполненной в подвижной части 30.
Предпочтительно поворотные оси 42 и 44 являются по существу параллельными центральной вертикальной оси 26 и предпочтительно находятся на одной линии, образуя одну поворотную ось.
Предпочтительно поворотную ось или поворотные оси 42 и 44 располагают как можно ближе к центру аэродинамического давления на створку, чтобы ограничивать усилия кручения во всей конструкции.
Согласно варианту выполнения, неподвижная часть 28 содержит удлинение 46 назад в верхней части и удлинение 48 назад в нижней части, по существу симметричные относительно центральной вертикальной оси 26, и эти удлинения 46 и 48 несут на себе поворотные оси 42 и 44. Дополнительно подвижная часть или подвижные части содержат вырезы в верхней части и в нижней части, формы которых взаимодействуют с формами удлинений неподвижной части.
В зависимости от случая система следящего привода, позволяющая обеспечивать поворотное движение створки или створок 34, может быть независимой от системы следящего привода, позволяющей перемещение подвижной части или подвижных частей 30.
Согласно другому варианту выполнения, поворотное движение створки или створок 34 и перемещение подвижной части или подвижных частей 30 могут обеспечиваться одной системой следящего привода. Так, например, внутри или вблизи верхнего и нижнего разветвлений 24 гондолы можно установить узел гидравлических силовых цилиндров или винтовых силовых цилиндров и через систему передачи усилий управлять положением подвижной части или подвижных частей 30 и положением створки или створок 34. Это решение позволяет ограничить полетную массу.
Согласно другому варианту, можно предусмотреть первую систему следящего привода, предназначенную для управления поступательным перемещением подвижной части и поворотом соответствующей створки, расположенной на уровне первой стороны гондолы, и вторую систему следящего привода, предназначенную для управления поступательным перемещением подвижной части и поворотом соответствующей створки, расположенной на уровне второй стороны гондолы. Таким образом, привод двух подвижных групп разделяется, чтобы ограничить риски несвоевременного развертывания во время полета.
С точки зрения аэродинамики размеры створки и формы вырезов, отделяющих неподвижную часть от подвижной части, определяют таким образом, чтобы выходное сечение вторичного потока (проходящего во вторичном канале) было по существу постоянным, чтобы не меняться за пределами определенного порогового значения порядка ±20%, что позволяет избежать явления помпажа на уровне вентилятора.
Так, как показано на Фиг.8А-8С, край подвижной части 30, способной входить в контакт с неподвижной частью, может иметь вогнутую форму, которая взаимодействует с формой створки 34, когда последняя находится в рабочем положении.
Согласно этой конфигурации, створка может начать поворачиваться до того, как подвижная часть 30 придет к концу своего хода, и выходное сечение вторичного потока изменяется в интервале, не превышающем определенное пороговое значение порядка ±20% во время развертывания створки.
Согласно другому варианту, показанному на Фиг.9А-9С, край подвижной части 30, который может входить в контакт с неподвижной частью, может иметь выпуклую форму.
Согласно другому отличительному признаку, устройство реверсирования тяги в соответствии с настоящим изобретением можно комбинировать с другим устройством тяги, например, таким как аэродинамический индуктор, установленный на входе радиального проема гондолы.
Согласно другому отличительному признаку, можно добавить отражатели 50 для обеспечения определенной аэродинамической непрерывности между различными частями гондолы и, в частности, между неподвижной частью и подвижными частями, когда последние перемещаются поступательным движением назад.
Согласно другому отличительному признаку изобретения, изменения выходного сечения вторичного потока можно достичь путем поступательного перемещения подвижных частей назад гондолы с учетом разности конусности между наружной частью и внутренней частью гондолы.
Таким образом, подвижные части 30 могут обеспечивать несколько функций, а именно создавать радиальный проем, обеспечивать размещение створки реверсирования тяги и изменять выходное сечение вторичного потока. Это позволяет уменьшить полетную массу, поскольку отпадает необходимость в выполнении отдельного устройства для каждой функции.
Далее со ссылками на различные фигуры следует описание работы устройства реверсирования тяги.
Когда устройство реверсирования тяги находится в нерабочем состоянии, неподвижная часть 28 и подвижная часть или подвижные части 30 примыкают друг к другу, как показано на Фиг.1А, 3А, 3В, 8А и 9В. Таким образом, внутренние и внешние аэродинамические линии являются сплошными, что способствует получению оптимальных аэродинамических характеристик. Кроме того, в отличие от известных технических решений внутрь вторичного канала не выступает ни один элемент.
Во время включения устройства реверсирования тяги подвижная часть или подвижные части 30 перемещаются поступательным движением назад, создавая радиальный проем 32, по одному на каждую подвижную часть, как показано на Фиг.1В, 8В и 9В.
Согласно вариантам, створка или створки 34 могут начать поворачиваться до того, как соответствующие подвижные части придут к концу хода, как показано на Фиг.8С.
В конце развертывания створки или створок они располагаются таким образом, что выступают во вторичный канал, чтобы отклонять, по меньшей мере, часть вторичного потока, как показано на Фиг.1С, 4А, 4В, 8D, 9С.
Для возврата в нерабочее состояние вышеуказанные этапы выполняют в обратном порядке.
Гондола летательного аппарата, в которой расположена двигательная установка. Гондола содержит устройство для уменьшения, аннулирования или реверсирования тяги, содержащее, по меньшей мере, одну створку, выполненную с возможностью занимать рабочее положение, в котором она отклоняет в направлении радиального проема, по меньшей мере, часть потока, способного участвовать в создании тяги, и нерабочее положение, в котором створка не создает помехи потоку, способному участвовать в создании тяги. Гондола содержит, по меньшей мере, одну неподвижную часть и, по меньшей мере, одну подвижную часть, выполненную с возможностью занимать первое положение, в котором неподвижная и подвижная части примыкают друг к другу, и второе положение, в котором между неподвижной и подвижной частями образуется радиальный проем. Подвижная часть содержит выемку между стенкой, соответствующей наружной поверхности гондолы, и стенкой, соответствующей внутренней поверхности гондолы. Выемка выходит на уровне зоны подвижной части, выполненной с возможностью входить в контакт с неподвижной частью, и имеет соответствующие размеры и формы для обеспечения размещения створки так, что в первом положении подвижная часть находится между потоком, который должен быть отклонен, и створкой, и во втором положении подвижная часть освобождает створку, позволяя упомянутой створке поменять положение и перейти из нерабочего положения в рабочее положение. Каждая створка содержит средства шарнирного соединения с первой поворотной осью, расположенной на уровне первого конца, называемого верхним концом створки, и в верхней части гондолы, и со второй поворотной осью, расположенной на уровне второго конца, называемого нижним концом створки, и в нижней части гондолы. Поворотные оси являются по существу параллельными центральной вертикальной оси гондолы. Неподвижная часть содержит удлинение назад в верхней части и удлинение назад в нижней части, причем эти удлинения несут на себе поворотные оси. Достигается оптимизация звукоизоляции, не оказывается отрицательное влияние на аэродинамические характеристики и ограничивается увеличение полетной массы при простой конструкции. 7 з.п. ф-лы, 18 ил.
1. Гондола летательного аппарата, в которой расположена двигательная установка и которая ограничивает канал (16), в котором может проходить поток, способный участвовать в создании тяги, при этом упомянутая гондола содержит устройство для уменьшения, аннулирования или реверсирования тяги, содержащее, по меньшей мере, одну створку (34), выполненную с возможностью занимать, по меньшей мере, одно так называемое рабочее положение, в котором она отклоняет в направлении радиального проема (32), по меньшей мере, часть потока, способного участвовать в создании тяги, и другое так называемое нерабочее положение, в котором упомянутая створка (34) не создает помехи потоку, способному участвовать в создании тяги, при этом упомянутая гондола содержит, по меньшей мере, одну неподвижную часть (28) и, по меньшей мере, одну подвижную часть (30), выполненную с возможностью занимать первое положение, в котором неподвижная (28) и подвижная (30) части примыкают друг к другу, и второе положение, в котором между неподвижной (28) и подвижной (30) частями образуется радиальный проем (32), упомянутая, по меньшей мере, одна подвижная часть (30) содержит выемку (36) между стенкой, соответствующей наружной поверхности (20) гондолы, и стенкой, соответствующей внутренней поверхности (22) гондолы, при этом упомянутая выемка (36) выходит на уровне зоны подвижной части (30), выполненной с возможностью входить в контакт с неподвижной частью, и имеет соответствующие размеры и формы для обеспечения размещения створки (34) так, что в первом положении подвижная часть (30) находится между потоком, который должен быть отклонен, и створкой (34), и во втором положении подвижная часть освобождает створку (34), позволяя упомянутой створке поменять положение и перейти из нерабочего положения в рабочее положение, причем каждая створка (34) содержит средства (40) шарнирного соединения с первой поворотной осью (42), расположенной на уровне первого конца, называемого верхним концом створки (34), и в верхней части гондолы, и со второй поворотной осью (44), расположенной на уровне второго конца, называемого нижним концом створки (34), и в нижней части гондолы, при этом упомянутые поворотные оси (42, 44) являются, по существу, параллельными центральной вертикальной оси (26) гондолы, отличающаяся тем, что неподвижная часть (28) содержит удлинение (46) назад в верхней части и удлинение (48) назад в нижней части, причем эти удлинения (46, 48) несут на себе поворотные оси (42, 44).
2. Гондола летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что край упомянутой, по меньшей мере, одной подвижной части (30), выполненной с возможностью вхождения в контакт с упомянутой, по меньшей мере, одной неподвижной частью (28), имеет вогнутую форму, которая взаимодействует с формой створки (34).
3. Гондола летательного аппарата по п.1 или 2, отличающаяся тем, что край упомянутой, по меньшей мере, одной подвижной части (30), выполненной с возможностью вхождения в контакт с упомянутой, по меньшей мере, одной неподвижной частью (28), имеет выпуклую форму.
4. Гондола летательного аппарата по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что средства (40) шарнирного соединения содержат, по меньшей мере, одну поворотную ось, установленную как можно ближе к центру аэродинамического давления на створку.
5. Гондола летательного аппарата по п.3, отличающаяся тем, что средства (40) шарнирного соединения содержат, по меньшей мере, одну поворотную ось, установленную как можно ближе к центру аэродинамического давления на створку.
6. Гондола летательного аппарата по любому из пп.1, 2, 5, отличающаяся тем, что створка (34) имеет взаимодополняющие формы с каналом, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, в зависимости, в частности, от доли потока, которую необходимо отклонить.
7. Гондола летательного аппарата по п.3, отличающаяся тем, что створка (34) имеет взаимодополняющие формы с каналом, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, в зависимости, в частности, от доли потока, которую необходимо отклонить.
8. Гондола летательного аппарата по п.4, отличающаяся тем, что створка (34) имеет взаимодополняющие формы с каналом, в котором проходит поток, который должен быть отклонен, в зависимости, в частности, от доли потока, которую необходимо отклонить.
US 3598320 А, 10.08.1971 | |||
US 6151885 А, 28.11.2000 | |||
Устройство для моделирования катодной защиты | 1976 |
|
SU574730A1 |
US 5930991 A, 03.08.1999 | |||
Нефтедобывающая установка подводной станции | 1984 |
|
SU1276265A3 |
US 3665709 A, 30.05.1972 | |||
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2044912C1 |
Авторы
Даты
2013-01-10—Публикация
2008-01-23—Подача