Изобретение относится к газовым устройствам ствольного вооружения и может найти применение при конструировании эффективных надульных устройств огнестрельного оружия, преимущественно, стрелкового, предназначенных для уменьшения нежелательных явлений, связанных с избыточной энергией порохового газа, и уменьшения демаскирующих факторов выстрела.
Известен (US, 4530417) глушитель звука выстрела, используемый в стрелковом оружии. Известный глушитель состоит из трубчатого кожуха, который прикреплен к дульному концу ствола с образованием полости, охватывающей участок траектории полета пуль при вылете из ствола. В кожухе по длине полости расположены элементы из поглощающего материала, на которые воздействуют образующиеся при сгорании газы. Между соседними элементами выполнены перегородки в виде треугольников, непроницаемые для потока газа. Перегородки содержат закругленные выступающие участки. Между закругленными участками перегородки расположены прямолинейные участки. Участки элементов, расположенные между прямолинейными участками перегородок и внутренней поверхностью кожуха, остаются неперекрытыми, позволяя газам проходить в указанные элементы, в результате чего понижается их энергия.
Недостатком указанного устройства является его конструктивная сложность, а также невозможность использования его при выборе оптимальной конструкции дульного тормоза-компенсатора для конкретного условия применения, определяемого конструкцией ствола огнестрельного оружия и характеристик используемого патрона.
Известен (US, патент 3748956) глушитель для огнестрельного оружия. Известный глушитель содержит полую цилиндрическую оболочку, закрытую спереди и сзади пробками, имеющими соосные отверстия, через которые проходит пуля. Перегородки, расположенные в оболочке, разделяют ее на камеры, из которых, по крайней мере, одна выполнена таким образом, что обеспечивает разрыв потока газов в противоположном направлении. Перегородки содержат отверстия, через которые пролетает пуля. Края отверстий в перегородках имеют пилообразную форму и отогнуты по направлению задней пробки оболочки глушителя. Пуля и продукты сгорания порохового заряда проходят через камору, в которой происходит разворот потока газов в обратном направлении, по трубке, имеющей радиальные отверстия.
Недостатком указанного устройства является его конструктивная сложность, а также невозможность использования его выборе оптимальной конструкции дульного тормоза-компенсатора для конкретного условия применения, определяемого конструкцией ствола огнестрельного оружия и характеристик используемого патрона.
Известно также (US, патент 5036747) надульное устройство для огнестрельного оружия. Известное устройство содержит узел крепления на ствол оружия, цилиндрический корпус с поперечными перегородками, каждая из которых снабжена снарядным окном, причем внутреннее пространство корпуса сообщается с соплами, направленными к казенной части ствола через отверстия, расположенные между поперечными перегородками. В этом устройстве эффективность каждого из сопел убывает по направлению выстрела, т.к. поток тормозится перегородками, и давление в критической части каждого из последующих сопел меньше, чем в предыдущем, так что у последнего сопла оно минимально. В то же время давление в критической части первого сопла снижается за счет отверстий, соединяющих внутреннее пространство корпуса с последующими соплами. Таким образом, в устройстве несколько идентичных сопел работают от одного источника давления ограниченной мощности, что снижает его эффективность как реактивного дульного тормоза и приводит к значительным габаритам и весу.
Недостатком указанного устройства является его конструктивная сложность, а также невозможность использования его в выборе оптимальной конструкции дульного тормоза-компенсатора для конкретного условия применения, определяемого конструкцией ствола огнестрельного оружия и характеристик используемого патрона.
Наиболее близким аналогом разработанного технического решения можно признать (RU, патент 2228504) надульное устройство, содержащее узел крепления на ствол оружия, камеру со снарядным окном, которая сообщена с каналом ствола в его дульной части и снабжена внутренними перегородками с отверстиями для прохождения снаряда, сопло, соединяющее с атмосферой внутреннее пространство камеры, причем сопло выполнено с профилем расширяющейся кольцевой щели, соединяющей с атмосферой внутреннее пространство камеры перед первой по ходу снаряда перегородкой, и снабжено элементами, соединяющими в единый узел детали надульного устройства, разделенные кольцевой щелью.
Согласно тексту описания изобретения известное устройство, как и разработанное устройство, может быть использовано при конструировании эффективных надульных устройств огнестрельного оружия, преимущественно, стрелкового, предназначенных для уменьшения нежелательных явлений, связанных с избыточной энергией порохового газа, и уменьшения демаскирующих факторов выстрела.
Известное устройство работает следующим образом. После вылета снаряда (пули) из канала ствола начинается истечение порохового газа в камеру надульного устройства. Из камеры пороховой газ может истекать только через сопло до того момента, пока снаряд не прошел через снарядное окно, т.к. до этого момента камера заперта в осевом направлении снарядом. После этого пороховой газ имеет возможность истекать через сопло и через снарядное окно одновременно, причем через снарядное окно газ истекает, проходя через систему внутренних перегородок, т.е. с большим газодинамическим сопротивлением, что обеспечивает его малую скорость на выходе из снарядного окна, с одной стороны, и его преимущественное истечение через сопло, с другой стороны. Сопло формирует реактивную струю порохового газа, направленную к казенной части ствола, чем обеспечивается тяговое усилие, направленное на уменьшение импульса отдачи.
Недостатком указанного устройства является его конструктивная сложность, а также невозможность использования его при выборе оптимальной конструкции дульного тормоза-компенсатора для конкретного условия применения, определяемого конструкцией ствола огнестрельного оружия и характеристиками используемого патрона. Кроме того, из материалов патента не ясно, каким образом реализация известной конструкции способствует конструированию эффективных надульных устройств огнестрельного оружия
Техническая задача, решаемая посредством разработанной конструкции, состоит в разработке дульного тормоза компенсации новой конструкции.
Технический результат, получаемый при реализации разработанного устройства, состоит в уменьшении времени разработки конструкции дульного тормоза-компенсатора применительно к конкретному случаю использования.
Для достижения указанного технического результата предложено использовать дульный тормоз-компенсатор разработанной конструкции. Он содержит камеру с отверстиями сброса газов горения пороха, выполненными на боковой поверхности камеры, а также средство крепления камеры на стволе огнестрельного оружия. Указанное средство может быть резьбовым, кроме того, может быть использовано для закрепления на стволе посредством цангового зажима или напрессовки на ствол в горячем состоянии. Кроме того, он дополнительно содержит, по меньшей мере, одну дополнительную секцию, выполненную с возможностью закрепления ее на торце камеры и содержащую на боковой поверхности отверстия для выхода пороховых газов. На поверхности камеры и дополнительных секций размещены с возможностью перемещения с последующей фиксацией регулировочные кольца, установленные с возможностью, по меньшей мере, частичного перекрывания отверстий для выхода пороховых газов. Преимущественно длина камеры недостаточна для полноценного гашения отдачи огнестрельного оружия и звука выстрела. В предпочтительном варианте реализации разработанного технического решения дульный тормоз-компенсатор содержит множество дополнительных секций различной ширины и с различным количеством отверстий для выхода пороховых газов. Преимущественно каждая дополнительная секция содержит на одном конце наружную резьбу для ввертывания в отверстие для прохождения метаемого снаряда в камере или в канал прохождения метаемого снаряда в другой дополнительной секции, а на другом конце - внутреннюю резьбу, предназначенную для соединения с другой дополнительной секцией. Однако соединение дополнительных секций может осуществлено и другим путем. Перемещение колец по поверхности камеры и дополнительных секций предпочтительно выполнено с использованием резьбовых соединений, когда на внешней поверхности камеры или дополнительных секций выполнена внешняя резьба, а на внутренней поверхности колец - внутренняя резьба, причем перемещение колец происходит по резьбовому соединению. Для более точной подгонки состояния дульного тормоза-компенсатора кроме дополнительных секций различной ширины возможно использование и колец различной ширины, обеспечивающих перекрывание при необходимости различной площади отверстий. Желательно, чтобы суммарная площадь отверстий для выхода пороховых газов заведомо превышала площадь отверстий, обеспечивающих уменьшение отдачи и звука выстрела. Отверстия в камере и дополнительных секциях могут быть выполнены различной формы, что также обеспечивает уменьшение отдачи и, по меньшей мере, частично увод ствола оружия с линии прицеливания.
Разработанная конструкция дульного тормоза-компенсатора функционирует следующим образом.
После вылета метаемого снаряда из канала ствола начинается истечение порохового газа в камеру надульного устройства. Из камеры пороховой газ может истекать только через отверстия в камере до того момента, пока снаряд не прошел через снарядное окно, т.к. до этого момента камера заперта в осевом направлении снарядом. Поскольку длина камеры обычно недостаточна для гашения отдачи и увода ствола с линии прицеливания, к камере прикрепляют, по меньшей мере, одну дополнительную секцию. При последующем выстреле пороховые газы истекают уже не только через отверстия в камере, но и через отверстия в дополнительной секции. Подобрав суммарную длину дополнительных секций путем их подбора, более точно конструкцию дульного тормоза-компенсатора подбирают путем закрытия/открытия части отверстий на камере и дополнительных секциях. После получения оптимального результата для конкретных условий стрельбы (вид оружия, характеристики патрона) фиксируют получившуюся длину дульного тормоза-компенсатора, а также количество, месторасположение и форму отверстий в камере и дополнительных секциях.
Таким образом, время разработки конструкции дульного тормоза-глушителя для конкретного случая огнестрельного оружия уменьшается до 50 раз за счет исключения времени на физическое моделирование многочисленных вариантов конструкции дульного тормоза-компенсатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТМТ-2 | 2003 |
|
RU2228504C1 |
НАДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТМТ-3 | 2003 |
|
RU2246091C2 |
Дульный тормоз | 2016 |
|
RU2627901C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2437048C1 |
Дожигатель | 2017 |
|
RU2678910C1 |
Надульное устройство ствола огнестрельного оружия | 2015 |
|
RU2611461C1 |
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ | 2018 |
|
RU2695972C1 |
Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) с системой прерывания сверхзвукового газового потока | 2020 |
|
RU2745462C1 |
Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) | 2020 |
|
RU2744219C1 |
Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) с дизельным эффектом | 2020 |
|
RU2745171C1 |
Изобретение относится к газовым устройствам ствольного вооружения и может найти применение при конструировании эффективных надульных устройств огнестрельного оружия, преимущественно, стрелкового. Дульный тормоз-компенсатор содержит камеру с отверстиями сброса газов горения пороха, выполненными на боковой поверхности, а также средство крепления ее на стволе огнестрельного оружия. Дополнительно содержит, по меньшей мере, одну дополнительную секцию, выполненную с возможностью закрепления ее на торце камеры и содержащую на боковой поверхности отверстия для выхода пороховых газов. На поверхности камеры и поверхности каждой из дополнительных секций размещены с возможностью перемещения с последующей фиксацией регулировочные кольца, установленные с возможностью, по меньшей мере, частичного перекрывания отверстий для выхода пороховых газов. Достигается уменьшение отдачи ствола и звука выстрела. 7 з.п. ф-лы.
1. Дульный тормоз - компенсатор переменной длины, содержащий камеру с отверстиями сброса газов горения пороха, выполненными на боковой поверхности, а также средство крепления ее на стволе огнестрельного оружия, отличающийся тем, что он дополнительно содержит, по меньшей мере, одну дополнительную секцию, выполненную с возможностью закрепления ее на торце камеры и содержащую на боковой поверхности отверстия для выхода пороховых газов, при этом на поверхности камеры и поверхности каждой из дополнительных секций размещены с возможностью перемещения с последующей фиксацией регулировочные кольца, установленные с возможностью, по меньшей мере, частичного перекрывания отверстий для выхода пороховых газов.
2. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что он содержит более одной дополнительной секции, каждая из которых выполнена с возможностью закрепления на торцевой поверхности камеры и дополнительной секции.
3. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что камера выполнена с возможностью навинчивания на ствол огнестрельного оружия.
4. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что камера выполнена с возможностью закрепления на стволе посредством цангового зажима или напрессовки на ствол в горячем состоянии.
5. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что каждая дополнительная секция выполнена с возможностью ввертывания в отверстие для прохода метаемого снаряда камеры или другой дополнительной секции.
6. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что для перемещения регулировочных колец по поверхности камеры и дополнительных секций использовано резьбовое соединение.
7. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что суммарная площадь отверстий для выхода пороховых газов заведомо превышает площадь отверстий, обеспечивающих уменьшение отдачи и звука выстрела.
8. Дульный тормоз по п.1, отличающийся тем, что используемые регулировочные кольца выполнены различной ширины.
НАДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТМТ-2 | 2003 |
|
RU2228504C1 |
US 3797155 A, 19.03.1974 | |||
Устройство для испытания трубчатых образцов из проницаемых материалов при комбинированном нагружении осевой силой и внешним давлением | 2018 |
|
RU2693547C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СТВОЛ "ТАЙФУН" | 1997 |
|
RU2124170C1 |
Авторы
Даты
2013-01-10—Публикация
2011-05-25—Подача