УСТРОЙСТВО ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГАСИТЕЛЯ КОЛЕБАНИЙ МОСТОВОГО ПРОЛЕТА Российский патент 2013 года по МПК E01D19/00 

Описание патента на изобретение RU2475586C1

Изобретение относится к мостостроению и предназначено для гашения вертикальных колебаний пролетов мостов, преимущественно в акватории.

Известны устройства гашения колебаний конструкций зданий и сооружений (см. Закора А.Л. Гашение колебаний мостовых конструкций / А.Л.Закора, М.И.Казакевич; под ред. Н.Г.Бондаря. - М.: Транспорт, 1983. - 134 с.: ил.). Предлагаемые решения устройств представляют собой системы механических конструкций динамического гашения колебаний - пружинные маятники, т.е. массы, присоединенные к основной системе при помощи упругого элемента.

Недостатком данных систем являются большие значения массы тел и упругих элементов, используемых в системе гашения колебаний.

Известно устройство динамического гашения колебаний моста -синхронизированные динамические аттенюаторы, представляющие собой 32 груза массой по 70 т, подвешенные на пружинах внутри коробчатых балок моста (Battista, R.C. Multiple Synchronized Dynamic Attenuators of Wind-induced Oscillations of Rio-Niteroy Bridge: [Электронный документ]. (http://sem.org/Proceedings/ConferencePapers-Paper.cfm?ConfPapersPaperID=23288) / Проверено 15.07.2011).

Недостатком этого известного устройства демпфирования является то, что в нем отсутствует какая-либо синхронизация, и, кроме того, невозможно гашение колебаний, так как нет поглотителя энергии. При наличии подпружиненных грузов, настроенных на частоту собственных колебаний моста, происходит лишь обратимый обмен энергией между несколькими объектами без внесения потерь в колебания.

На начальном этапе колебания грузов отстают от колебаний моста на 1/4 периода, поэтому энергия передается через упругость пружин от моста к грузам. После прекращения вибраций моста колеблющиеся грузы через те же пружины возвращают накопленную в них энергию профилю моста, так как в этом случае колебания моста отстают от колебаний грузов на 1/4 периода, поэтому энергия передается профилю моста до момента полной остановки грузов. При этом амплитуда колебаний моста возвращается к почти первоначальной, потерь энергии при этом не происходит. Затем процесс повторяется.

Экономическим недостатком устройства является жесткая вертикальная конструкция внутри коробчатой балки моста и большая суммарная масса аттенюаторов, утяжеляющая и, как следствие, удорожающая конструкцию моста.

Известен способ возведения свайных фундаментов опор мостов в акватории, включающий частично балластированные водой понтоны, установленную на них опорную раму, по крайней мере одну заглубленную в грунт сваю в направляющих и установленную на раме конструкцию вертикальной опоры, жестко связанную с серединой мостового пролета (см. описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1224376, МПК E01D 19/02, публикация 15.04.1986).

Недостатком известного способа является то, что в месте расположения опоры формируется узел колебаний, который не гасит колебаний, а лишь изменяет распределение стоячих волн и увеличивает частоту собственных колебаний в два раза при установке в середине пролета моста.

Наиболее близкой к предлагаемому устройству (прототипом) является опора мостового пролета, содержащая куст свай и объединяющий их поверху оголовок, которые образуют бык, заглубленный в грунт дна водоема и воспринимающий вертикальную нагрузку мостового пролета (см. описание изобретения к патенту РФ №2209871, МПК E01D 19/14, публикация 10.08.2003).

Недостатком этой известной опоры является то, что в месте расположения куста свай формируется узел колебаний, который не гасит колебаний пролета, а лишь изменяет распределение стоячих волн и увеличивает частоту собственных колебаний в два раза при установке в середине пролета моста.

Задачей заявляемого изобретения является разработка устройства гидродинамического гашения автоколебаний мостового пролета.

Сущность изобретения заключается в следующем. Устройство гидродинамического гасителя колебаний мостового пролета содержит заглубленный в грунт дна водоема куст свай и объединяющий их поверху оголовок. На верхней поверхности расположенного под водой оголовка закреплен сквозной цилиндр, через который проходит жестко связанный с мостовым пролетом трубчатый тяговый элемент с соосно закрепленным на нем перфорированным поршнем.

Это позволяет эффективно гасить энергию колебаний, а также уменьшить размеры устройства и материальные затраты при его создании. Колебательное движение перфорированного поршня в вязкой водной среде уничтожает колебания мостового пролета. Вследствие того что плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха, во столько же раз уменьшается площадь демпфера, в 8001/6=3,05 раз - его толщина и в 2,4·103 раз - масса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показано устройство гидродинамического гасителя колебаний мостового пролета, общий вид,

на фиг.2 - то же, разрез по A-A.

Устройство гидродинамического гасителя колебаний мостового пролета содержит расположенный под водой 1 и заглубленный в грунт 2 дна водоема куст свай 3 и объединяющий их сверху оголовок 4. На верхней поверхности оголовка 4 установлен сквозной цилиндр 5, через который проходит жестко связанный с мостовым пролетом 6 трубчатый тяговый элемент 7 с соосно закрепленным на нем перфорированным поршнем 8.

Устройство гидродинамического гасителя колебаний работает следующим образом.

При колебании мостового пролета 6 его движение передается на жестко связанный с ним трубчатый тяговый элемент 7 и связанный с ним перфорированный поршень 8, который при движении в воде 1 рассеивает энергию. В результате происходит гашение колебательного движения мостового пролета.

Заявленное изобретение позволяет эффективно гасить автоколебания мостового пролета.

Похожие патенты RU2475586C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТА 2022
  • Глушков Сергей Павлович
  • Кочергин Виктор Иванович
RU2783931C1
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне 2023
  • Беллендир Евгений Николаевич
  • Илларионов Александр Геннадьевич
  • Бударин Александр Михайлович
  • Ремпель Георгий Игоревич
  • Бутовка Алексей Николаевич
  • Кретов Дмитрий Александрович
RU2815705C1
Гаситель энергии потока для трубчатого водовыпуска 2021
  • Домашенко Юлия Евгеньевна
  • Ляшков Максим Анатольевич
RU2776646C1
Гаситель энергии водного потока 1988
  • Степанов Павел Михайлович
  • Ламердонов Замир Галимович
  • Ясониди Олег Евстратьевич
SU1686065A1
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ФУНДАМЕНТА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОПОРЫ ПО ТИПУ «ВЫСОКИЙ СВАЙНЫЙ РОСТВЕРК», СООРУЖАЕМОГО ВО ВРЕМЕННОМ ОГРАЖДАЮЩЕМ СООРУЖЕНИИ 2023
  • Колюшев Игорь Евгеньевич
  • Николаев Василий Евгеньевич
  • Николаев Артем Александрович
  • Маланьин Александр Викторович
  • Зимирев Олег Николаевич
  • Малыгин Евгений Геннадьевич
RU2807350C1
ПОДМОСТИ ДЛЯ МОНТАЖА ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 2004
  • Карченков Валентин Семенович
  • Харебава Жило Антонович
  • Чепурнов Константин Гаврилович
  • Павлюков Юрий Александрович
  • Бикташев Рафик Ханефаевич
  • Величко Владимир Павлович
  • Пассек Вадим Васильевич
RU2275455C2
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА 2013
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2530526C1
ВОДОСБРОСНОЕ СООРУЖЕНИЕ 1995
  • Ягин В.П.
  • Руднов В.М.
  • Давыдов И.А.
RU2131494C1
Берегозащитное боносетевое заграждение 2017
  • Пивень Павел Владиславович
RU2681149C1
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА 2018
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2671694C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 475 586 C1

Реферат патента 2013 года УСТРОЙСТВО ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГАСИТЕЛЯ КОЛЕБАНИЙ МОСТОВОГО ПРОЛЕТА

Устройство содержит заглубленный в грунт дна водоема куст свай и объединяющий их поверху оголовок. На верхней поверхности расположенного под водой оголовка закреплен сквозной цилиндр, через который проходит жестко связанный с мостовым пролетом трубчатый тяговый элемент с соосно закрепленным на нем перфорированным поршнем. Это позволяет эффективно гасить возникающие колебания мостового пролета. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 475 586 C1

Устройство гидродинамического гасителя колебаний мостового пролета, содержащее заглубленный в грунт дна водоема куст свай и объединяющий их поверху оголовок, отличающееся тем, что на верхней поверхности расположенного под водой оголовка закреплен сквозной цилиндр, через который проходит жестко связанный с мостовым пролетом трубчатый тяговый элемент с соосно закрепленным на нем перфорированным поршнем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2475586C1

ОПОРА МОСТА 2001
  • Ликверман А.И.
  • Величко В.П.
  • Пассек В.В.
  • Чепурнов К.Г.
  • Бородай В.Г.
  • Данковцев А.Ф.
  • Рогов Н.В.
RU2209871C1
CN 201660980 U, 01.12.2010
DE 4215402 A1, 18.11.1993.

RU 2 475 586 C1

Авторы

Саманов Виктор Васильевич

Пономаренко Светлана Александровна

Наумова Галина Алексеевна

Даты

2013-02-20Публикация

2011-07-29Подача