Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами. Оно предназначено для повышения эффективности обучения и подготовки операторов в выполнении приемов наводки и ведения огня при использовании штатной аппаратуры комплексов управляемого ракетного вооружения боевых машин (танков, БМП и др.), противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и других установок с оптическими приборами наведения для пуска управляемых снарядов и ракет.
Процесс подготовки операторов должен обеспечить привитие им правильных навыков использования вооружения и соответствие условий наведения оружия на цель с учетом особенностей реальных органов управления, включая статические и динамические характеристики перемещения органов управления в оружии и вспомогательном оборудовании, с условиями реальной наводки.
Известен способ обучения операторов высокоточного оружия установок пуска ракет и стрельбы из оружия и пулеметов БМП типа ТКНО-675 разработки 1995 г. [1], предусматривающий имитацию поворота установок пуска ракет, оптических приборов наведения, ЭВМ, вырабатывающей сигналы на видимое перемещение изображения местности и целей относительно прицельных марок имитаторов оптических приборов наведения, позволяющих осуществлять наведение установок пуска ракет или стрельбы на цели. Недостатком этого способа является отсутствие возможности непосредственного наблюдения местности и цели без оптического прибора наблюдения, а также значительное отличие восприятия изображения местности, целей и прицельных марок от восприятия через реальный прибор наведения реальной местности целей и прицельных марок.
Известен способ обучения операторов высокоточного оружия, реализованный в тренажере по патенту США 5215465 от 1 июня 1993 г. [2], в соответствии с которым прицеливание осуществляется с помощью источника информационного инфракрасного луча, создающего на экране точку прицеливания. Его недостатком является малое расстояние от экрана к обучаемому, что не позволяет ему правильно ориентироваться и определять дальности, так как аккомодация соответствует дальности до экрана, а не реальной дальности до имитируемых объектов и местности. Малое расстояние до экрана также не позволяет использовать при обучении штатные оптические прицелы, рассчитанные на прицеливание при больших дальностях до целей, а именно такие оптические приборы наведения используются в устройствах пуска ракет и орудиях.
По совокупности общих существенных признаков наиболее близким к заявляемому способу является способ обучения операторов высокоточного оружия танка Т-80Б [3] комплекса управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра» (см., например, Танк - Т-80Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Воениздат, 1984, С.95-127).
Этот способ по технической сути и существенным признакам является наиболее близким к заявляемому и принят за его прототип. Одновременно он является и базовым объектом предлагаемого способа.
Способ обучения операторов высокоточного оружия с полуавтоматической системой управления снарядом посредством радиокомандной линии связи и модулированного источника света на управляемом снаряде, включающий использование штатной аппаратуры для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку.
Описанный способ может быть использован на начальном этапе обучения для приобретения навыков действий при оружии, изучения материальной части и алгоритма функционирования аппаратуры. В этом случае цель обучения достигается при незначительных материальных затратах.
На последующих этапах способ может быть трансформирован в способ обучения с реальной стрельбой. В этом случае вместо имитируемых функций выполняются реальные функции аппаратуры и всего комплекса.
Недостатком производства реальных пусков является высокая стоимость управляемых снарядов и ракет, которыми производятся пуски во время учебных стрельб, и, как следствие, невозможность обеспечения большого количества тренировок по экономическим соображениям.
Задача, решаемая изобретением, - сокращение экономических расходов на тренировки наводчиков-операторов танков в стрельбе управляемыми снарядами (ракетами).
Указанная задача решается тем, что в известном способе обучения операторов высокоточного оружия с полуавтоматической системой управления снарядом посредством радиокомандной линии связи и модулированного источника света на управляемом снаряде, включающем использование штатной аппаратуры для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку, устанавливают в точке прицеливания на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета снаряда к цели, включают имитатор источника света управляемого снаряда, захватывают его посредством системы управления, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели и, если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт».
Введение новых существенных признаков позволяет расширить возможности известных способов, обеспечивает повышение эффективности обучения за счет сокращения экономических расходов на тренировки операторов высокоточного оружия танков в стрельбе управляемыми снарядами и численное увеличение количества таких тренировок во время обучения, без снижения их качества.
Реализация предлагаемого способа происходит следующим образом. Формируют стабилизированную линию прицеливания по аналогии с прототипом. При обучении операторов высокоточного оружия, например, с полуавтоматической системой управления снарядом посредством радиокомандной линии связи и модулированного источника света, установленного на управляемом снаряде (см. прототип), включают и используют штатную аппаратуру системы управления огнем танка, комплекс управляемого вооружения и другие элементы танка (например, систему электроснабжения) для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора. Выполняют (обучаемый) функции, необходимые для реальной стрельбы управляемым снарядом: имитируют его заряжание посредством имитатора снаряда, штатных органов управления заряжанием, имитируют, используя штатные цепи стрельбы, производство выстрела, выполняют с использованием штатных приводов наведения совмещение линии прицеливания и слежение ею (по указанию руководителя) за целью и оценивают действия обучаемого (самим обучаемым и руководителем) по выполнению необходимых функций, требуемых при стрельбе управляемым снарядом. При этом достоверность оценки невысока из-за ее ограничения лишь визуальным контролем «на глаз» как обучаемым, так и руководителем. Методический уровень такого обучения также низок из-за отсутствия в поле зрения обучаемого источника света управляемого снаряда и информации о его движении.
С целью устранения этих недостатков на цели (имитаторе цели) в точке прицеливания устанавливают имитатор источника света управляемого снаряда таким образом, чтобы штатной системе управления он был «виден», а обучаемому - нет. Это может быть достигнуто за счет его экранирования ИК-фильтром или поляроидами в двух плоскостях. На прицеле устанавливают имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета управляемого снаряда к цели. Эти имитаторы целесообразно выполнять на основе электронно-лучевой трубки, пятно на экране которой вводят в поле зрения оператора (обучаемого) для моделирования источника света управляемого снаряда, звукового генератора, имитирующего звук выстрела при нажатии на кнопку стрельбы и реле времени, обеспечивающего задержку времени на производство выстрела и появление управляемого снаряда в поле зрения оператора.
Включают имитатор источника света управляемого снаряда, установленный на имитаторе цели. В качестве имитаторов цели могут использоваться реальные объекты (во время тактических занятий, учений, совместных тактико-огневых занятий и др.). В этом случае включение производят члены штатных экипажей объектов. На полигонах и огневых городках могут использоваться мишени, обслуживаемые соответствующим персоналом. В других случаях имитатор источника света может быть телеуправляемым, например, по радио.
Включают систему управления снарядом и другие элементы для производства стрельбы, захватывают имитатор источника света управляемого снаряда посредством системы управления, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени (для прототипа - 1,5-2 с), имитируют выстрел и пуск снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета (для прототипа: появление светового пятна в поле зрения через 1,5-1,7 с, захват - через 1,7-1,9 с после выстрела, а далее - управляемый полет), непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели, и если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт».
Предложенный способ обучения отличается высокой точностью оценки, так как при измерении используется высокоточная штатная аппаратура управления снарядом. Его применение может происходить в реальных условиях и совмещаться с проведением других занятий, учений и др., что на 20-30% позволит сократить учебное время, а также снизить экономические расходы на обучение и тренировки операторов за счет сохранения дорогостоящих снарядов. Способ обеспечивает высокий коэффициент подобия реальной боевой работе операторов при производстве пусков управляемых снарядов.
Источники информации
1. Техническое описание тренажерного комплекса ТКНО-675. - М.: ВА БТВ (находится в эксплуатации).
2. Патент США 5215465, F41G 3/26 от 1 июня 1993 г.
3. Танк - Т-80Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Воениздат, 1984, С.95-127). Прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2483271C2 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ ПУШЕЧНО-РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2465534C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2472095C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛЬБОЙ ИЗ ПУШКИ УПРАВЛЯЕМЫМ СНАРЯДОМ | 2010 |
|
RU2435127C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНЫМ ОРУЖИЕМ | 2010 |
|
RU2439462C1 |
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА | 2010 |
|
RU2434198C1 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2010 |
|
RU2436032C1 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2010 |
|
RU2436031C1 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2012 |
|
RU2481541C1 |
СПОСОБ ВИЗИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2469253C1 |
Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе. Способ обучения операторов высокоточного оружия включает использование штатной аппаратуры для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку. При этом устанавливают на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета снаряда к цели. Включают имитатор источника света управляемого снаряда, захватывают его посредством системы управления, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину в «полетное» время снаряда, имитируют выстрел и пуск снаряда. Удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света. После этого сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели. Сокращается учебное время, а также экономические расходы.
Способ обучения операторов высокоточного оружия с полуавтоматической системой управления снарядом посредством радиокомандной линии связи и модулированного источника света на управляемом снаряде, включающий использование штатной аппаратуры для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку, отличающийся тем, что устанавливают в точке прицеливания на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета снаряда к цели, включают имитатор источника света управляемого снаряда, захватывают его посредством системы управления, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели и, если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт».
WO 2002031429 A1, 18.04.2002 | |||
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2126127C1 |
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2130158C1 |
DE 3114000 A, 28.10.1982. |
Авторы
Даты
2013-04-10—Публикация
2011-06-03—Подача