РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2013 года по МПК F02B57/04 F01B13/04 

Описание патента на изобретение RU2480594C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве двигателя на автомобилях, мотоциклах, судах, железнодорожном транспорте, тракторах, в авиационной другой технике.

По заявке EA 200702119 известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный корпус с расположенным в нем ротором, рабочие цилиндры ротора, которые объединены в блок радиально сходящихся друг к другу камер сгорания цилиндров, в каждом из рабочих цилиндров размещен поршень, снабженный шатуном и опорным роликом, взаимодействующим с установленной на корпусе криволинейной опорной поверхностью, число рабочих цилиндров четно (либо как вариант нечетно).

Недостатками известного двигателя являются:

- сложность конструкции, обусловленная наличием деталей специфической формы, для изготовления которых требуется сложное дорогостоящее оборудование. К таким деталям относится, в частности, так называемый обод, имеющий беговые дорожки.

- извлечение полезной силы, создающей крутящий момент на роторе из реактивной силы, действующей на опорный ролик со стороны обода, значительно снижает КПД.

- опорные ролики создают на ободе двухсторонние, радиально направленные нагрузки, и, следовательно, при практическом применении обод должен иметь большие габаритные размеры, которые увеличивают габариты двигателя в целом. Кроме того, ресурс работы опорных роликов и обода в известном техническом решении сильно ограничен, так как за один оборот ротора ролики дважды меняют направление вращения, что приводит к их быстрому износу.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является известный по патенту RU 2424473 роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный корпус с расположенным в нем ротором, рабочие цилиндры ротора, в каждом из которых размещен поршень, снабженный шатуном и опорным роликом, взаимодействующим с установленной на корпусе криволинейной опорной поверхностью, число рабочих цилиндров четно, рабочие цилиндры ротора смещены в плоскости вращения ротора от центра вращения ротора на равное расстояние, при чем для каждого рабочего цилиндра, противолежащий ему, относительно центра вращения ротора, рабочий цилиндр расположен центрально симметрично, их оси параллельны, для каждой пары противолежащих рабочих цилиндров установлены два рычага и одна тяга, рычаги закреплены на роторе неподвижными шарнирами, каждый рычаг одним неподвижным шарниром соединен с шатуном соответствующего ему рабочего цилиндра, а другим подвижным шарниром посредством тяги соединен с рычагом противолежащего рабочего цилиндра.

Недостатками известного технического решения является:

- низкий верхний предел оборотов двигателя, поскольку цилиндры расположены от оси вращения ротора на значительном расстоянии, а тяга, соединяющая рычаги опорных роликов, противолежащих цилиндров, не позволяет размещать рабочие цилиндра ближе к центру вращения ротора;

- рабочий ход поршней, противолежащих цилиндров, не одинаков, ротор сильно разбалансирован, поскольку рычаги опорных роликов, противолежащих цилиндров, не одинаковы, плечи рычагов различны, и как следствие траектории движения опорных роликов, противолежащих цилиндров различны. В целом ротор двигателя имеет конструкцию не симметричную относительно центра вращения, в связи с чем затрудняется балансировка всего ротора;

- низкий КПД и мощность известного двигателя поскольку канал впуск-выпуск и камера сгорания рабочего цилиндра имеют общее пространство, в результате чего, высокое давление, которое образуется в камере сгорания во время такта рабочий ход, передается через канал впуска-выпуска, на запирающую поверхность, в результате чего, между контактными поверхностями образуется зазор и часть рабочих газов прорывается через него из камеры сгорания, наружу.

Техническим результатом заявленного технического решения является;

- увеличение верхнею предела оборотов двигателя, упрощение балансировки ротора, более ровная работа двигателя.

- снижение потерь мощности двигателя, увеличение КПД двигателя.

Технический результат достигается тем, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем неподвижный корпус, опорную поверхность, закрепленную на корпусе, ротор, способный вращаться относительно корпуса, цилиндры, являющиеся частью ротора, закрепленные центрально симметрично относительно оси вращения ротора, в каждом из которых размещен поршень, снабженный шатуном и опорным роликом, взаимодействующим с установленной на корпусе криволинейной опорной поверхностью, рычаги опорных роликов, согласно первою варианта изобретения, на маховике ротора, шарнирно установлен двуплечий рычаг (коромысло) с возможностью вращения относительно ротора, а концы коромысла, подвижными шарнирами, посредством тяг соединены с рычагами опорных роликов, противолежащих цилиндров.

Технический результат достигается тем, что в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, выполненном по второму варианту изобретения, на маховике ротора, шарнирно установлен двуплечий рычаг (коромысло) с возможностью вращения относительно ротора, а концы коромысла, подвижными шарнирами, посредством тяг соединены с рычагами опорных роликов, противолежащих цилиндров, а в каналах для впуска-выпуска рабочей смеси в рабочие цилиндры, установлены клапаны, открывающиеся в начале такта выпуск, и закрывающиеся, в конце такта впуск, в соответствии с фазами для каждого рабочего цилиндра.

Шарнирное крепление на маховике ротора, двуплечого рычага (коромысла) с возможностью вращения относительно ротора и соединение концов коромысла, подвижными шарнирами, посредством тяг с одинаковыми рычагами опорных роликов, противолежащих цилиндров, позволяет сбалансировать ротор, сделать работу двигателя более плавной, поскольку конструкция двигателя становится центрально-симметричной, траектории движения опорных роликов одинаковы, ход поршней одинаков, при этом увеличился верхний предел оборотов двигателя, поскольку цилиндры размещены близко к оси вращения ротора.

Выполнение, согласно второму варианту изобретения, в каналах для впуска-выпуска рабочей смеси в рабочие цилиндры, установлены клапаны, открывающиеся в начале такта выпуск, и закрывающиеся, в конце такта впуск, в соответствии с фазами для каждою рабочего цилиндра, что позволяет исключить потери мощности из за прорыва рабочих газов под запирающей окна цилиндра поверхностью, поскольку капал впуска-выпуска рабочего цилиндра отсечен клапаном от камеры сгорания, и высокое давление в каналах впуск-выпуск во время такта рабочий ход отсутствует.

Сущность заявленного изобретения поясняется рисунками:

На рис.1 изображена схема двигателя, выполненного по первому варианту изобретения;

На рис.2 изображена схема двигателя, выполненного по второму варианту изобретения;

На рис.3 изображена схема двигателя, вид сбоку.

На рис.4 изображен разрез двигателя, выполненного согласно второму варианту изобретения.

На рис.5 изображен клапан, устанавливаемый в каналах для впуска-выпуска рабочей смеси в рабочие цилиндры.

Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный корпус 1, опорную поверхность 2, закрепленную на корпусе 1, маховик ротора 3, способный вращаться относительно корпуса 1, цилиндры 4, являющиеся частью ротора, закрепленные на маховике ротора 3. центрально симметрично относительно оси вращения ротора, в каждом из которых размещен поршень 5, снабженный шатуном 6 и опорным роликом 7, взаимодействующим с установленной на корпусе 1 криволинейной опорной поверхностью 2, рычаги 8 опорных роликов 7, где, согласно первого и второго варианта изобретения, на маховике ротора 3, шарнирно установлен двуплечий рычаг 9 (коромысло), способный вращаться относительно ротора, а концы двуплечею рычага (коромысла) 9, подвижными шарнирами 10, посредством тяг 12 соединены с рычагами 8 опорных роликов 7, противолежащих цилиндров 4.

В роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, выполненном по второму варианту изобретения, в каналах 13 для впуска-выпуска рабочей смеси в рабочие цилиндры 4, установлены клапаны 14, открывающиеся в начале такта выпуск, и закрывающиеся в конце такта впуск в соответствии с фазами для каждого рабочего цилиндра 4.

Испытания опытного двухцилиндрового образца заявляемого двигателя подтвердили равномерную работу двигателя от 120 об\мин, до более чем 2000 об\мин, верхний предел оборотов увеличился, разбалансированность двигателя уменьшилась. Прорыв газов из камеры сгорания наружу, отсутствовал.

Двигатель работает следующим образом: при повороте ротора, внутри корпуса, в одном из пары цилиндров, происходит такт сжатие, так как опорный ролик этого цилиндра движется по опорной поверхности, закрепленной на корпусе, вдавливая поршень в цилиндр. По окончании такта сжатие, происходит воспламенение рабочей смеси и начинается такт рабочий ход, в это время на дно цилиндра оказывается давление рабочих газов, относительно поршня, формируя на роторе крутящий момент, равный произведению суммарной силы и величине смещения оси цилиндра, относительно оси вращения ротора, по окончании такта рабочий ход ролик противолежащего цилиндра начинает контактировать с опорной поверхностью, таким образом противолежащий цилиндр совершает аналогичные вышеописанным такты сжатие, рабочий ход. Механизм синхронизации движения поршней позволяет сформировать такты выпуск, впуск, при отсутствии контакта опорного ролика с опорной поверхностью. Таким образом, обеспечивается общеизвестный полный цикл, четырехтактного двигателя, для каждого цилиндра. В случае когда ротор двигателя остановился в фазе окончания такта сжатие, а поршни до конца вдавлены в цилиндры, то при следующем старте двигателя, такт, впуск, не произойдет. Для исключения такой ситуации, на маховике ротора установлены пружины, воздействующие на рычаги опорных роликов, передавая усилие через шатуны, поршням, вытягивая их от камеры сгорания, совершая такт впуск.

Перед началом такта выпуск, в каждом цилиндре, открывается клапан, соединяющий пространство камеры сгорания, с каналом выпуска-впуска, и остается открытым во время двух тактов, впуск и выпуск. Открытие клапана осуществляется при накатывании ролика на выступ в корпусе, закрытие происходит, при скатывании ролика с выступа.

Предлагаемый роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания может быть изготовлен на любом предприятии, специализирующемся в данной отрасли, так как для этого требуются известные материалы и стандартное оборудование, широко выпускаемое отечественной и зарубежной промышленностью.

Похожие патенты RU2480594C1

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ШАТРОВА П.Л. 2010
  • Шатров Петр Львович
RU2424437C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1989
  • Кучерук Иван Миронович
RU2018002C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОРШНЕЙ ПАРАЛЛЕЛЬНО ОСИ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА 2003
RU2278284C2
ДИСКОВО-ПОРШНЕВОЙ ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВС 1995
  • Попков Иван Иванович
RU2102615C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ТРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Киселев Петр Михайлович
RU2386046C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Ефименко Ю.И.
  • Фурсин П.А.
  • Кожан Н.К.
RU2028478C1
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Дегтярев Евгений Александрович
RU2009348C1
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2001
  • Веретельников А.Н.
RU2203427C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Киселев П.М.
RU2152522C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЭСТАФЕТА" 2007
  • Булулуков Владимир Алексеевич
  • Булулукова Татьяна Павловна
RU2352795C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 480 594 C1

Реферат патента 2013 года РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к машиностроению. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный корпус, опорную поверхность и ротор с цилиндрами. Опорная поверхность закреплена на корпусе. Ротор способен вращаться относительно корпуса. Цилиндры являются частью ротора и закреплены центрально симметрично относительно оси вращения ротора. В каждом из цилиндров размещен поршень, снабженный шатуном и опорным роликом с рычагом опорного ролика. Опорный ролик взаимодействует с установленной на корпусе криволинейной опорной поверхностью. На маховике ротора шарнирно установлен двуплечий рычаг (коромысло), способный вращаться относительно ротора. Концы двуплечего рычага (коромысла) подвижными шарнирами посредством тяг соединены с рычагами опорных роликов противолежащих цилиндров. В каналах для впуска-выпуска рабочей смеси в рабочие цилиндры установлены клапаны, открывающиеся в начале такта выпуск и закрывающиеся в конце такта впуск в соответствии с фазами для каждого рабочего цилиндра. Изобретение направлено на увеличение верхнего предела оборотов, упрощение балансировки ротора и увеличение КПД двигателя. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 480 594 C1

1. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный корпус, опорную поверхность, закрепленную на корпусе, ротор, способный вращаться относительно корпуса, цилиндры, являющиеся частью ротора, закрепленные центрально симметрично относительно оси вращения ротора, в каждом из которых размещен поршень, снабженный шатуном и опорным роликом, взаимодействующим с установленной на корпусе криволинейной опорной поверхностью, рычаги опорных роликов, отличающийся тем, что на маховике ротора шарнирно установлен двуплечий рычаг (коромысло), способный вращаться относительно ротора, а концы двуплечего рычага (коромысла) подвижными шарнирами посредством тяг соединены с рычагами опорных роликов противолежащих цилиндров.

2. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный корпус, опорную поверхность, закрепленную на корпусе, ротор, способный вращаться относительно корпуса, цилиндры, являющиеся частью ротора, закрепленные центрально симметрично относительно оси вращения ротора, в каждом из которых размещен поршень, снабженный шатуном и опорным роликом, взаимодействующим с установленной на корпусе криволинейной опорной поверхностью, рычаги опорных роликов, отличающийся тем, что на маховике ротора шарнирно установлен двуплечий рычаг (коромысло), способный вращаться относительно ротора, а концы двуплечего рычага (коромысла) подвижными шарнирами посредством тяг соединены с рычагами опорных роликов противолежащих цилиндров, а в каналах для впуска-выпуска рабочей смеси в рабочие цилиндры установлены клапаны, открывающиеся в начале такта выпуск и закрывающиеся в конце такта впуск в соответствии с фазами для каждого рабочего цилиндра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2480594C1

РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ШАТРОВА П.Л. 2010
  • Шатров Петр Львович
RU2424437C1
ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Прибылов Владимир Васильевич
  • Прибылов Дмитрий Владимирович
RU2038495C1
US 6988441 В2, 24.01.2006
US 1572541 А, 09.02.1926.

RU 2 480 594 C1

Авторы

Шатров Пётр Львович

Даты

2013-04-27Публикация

2011-10-05Подача