ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2013 года по МПК B64C3/10 B64C5/08 

Описание патента на изобретение RU2481242C1

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на концах крыльев магистральных воздушных судов.

Известна законцовка крыла летательного аппарата, имеющая концевую шайбу, снабженную дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью малого удлинения с острой передней кромкой, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы на ее конце [патент RU №2264328, 20.11.2005 г. Бюл. №32].

Однако, существующая законцовка крыла, имеющая концевую шайбу, снабженную дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью малого удлинения с острой передней кромкой, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы на ее конце, при этом задняя кромка дополнительной аэродинамической поверхности совмещена с задней кромкой концевой шайбы, носок расположен на передней кромке концевой шайбы ниже уровня задней кромки, а стреловидность составляет 60-85°, не способствует максимальному повышению аэродинамической эффективности. При обтекании потоком воздуха крыла происходит перетекание воздуха с нижней плоскости крыла на верхнюю, законцовка препятствует перетеканию потока воздуха и выравнивает давление на верхней и нижней плоскости крыла, ослабляя мощный концевой вихрь, но использование только концевой шайбы не способствует эффективному ослаблению концевого вихря. Поэтому аэродинамическая эффективность известной законцовки крыла недостаточна.

Технической задачей изобретения является повышение аэродинамической эффективности законцовки крыла с концевой шайбой, снабженной дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью малого удлинения с острой передней кромкой, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы на ее конце.

Поставленная техническая задача достигается тем, что законцовка крыла летательного аппарата, имеющая концевую шайбу, снабженную дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью малого удлинения с острой передней кромкой, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы на ее конце, при этом задняя кромка дополнительной аэродинамической поверхности совмещена с задней кромкой концевой шайбы, носок расположен на передней кромке концевой шайбы ниже уровня задней кромки, а стреловидность составляет 60-85°, снабжена нижней вертикальной аэродинамической поверхностью малого удлинения, сопряженной с концевой шайбой, так что передняя кромка нижней вертикальной аэродинамической поверхности совпадает с передней кромкой концевой шайбы, причем угол между концевой шайбой и нижней вертикальной аэродинамической поверхностью составляет 125-130°. Диапазон углов в 125-130° способствует к нахождению концевой шайбы и нижней вертикальной аэродинамической поверхности, в поле скосов потока, где индуктивные скорости на конце крыла близки к максимальным.

Изобретение поясняется чертежами

На фиг.1 изображена законцовка с внешней стороны левого конца крыла; на фиг.2 показан вид А; на фиг.3 показан вид сверху предлагаемой законцовки.

Законцовка крыла летательного аппарата выполнена в следующем виде: концевая шайба 1 снабжена дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью 2 малого удлинения с острой передней кромкой 3, установленной под углом α=11° относительно оси концевой хорды bk, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы 1 на ее конце, при этом задняя кромка 4 дополнительной аэродинамической поверхности 2 совмещена с задней кромкой 5 концевой шайбы 1, носок 6 расположен на передней кромке 7 концевой шайбы 1 ниже уровня задней кромки 5, а стреловидность составляет β=60-85°, имеющая нижнюю вертикальную аэродинамическую поверхность 8 малого удлинения, сопряженную с концевой шайбой 1, так что передняя кромка 9 нижней вертикальной аэродинамической поверхности 8 совпадает с передней кромкой 7 концевой шайбы 1, причем угол между концевой шайбой 1 и нижней вертикальной аэродинамической поверхностью 8 составляет γ=125-130°.

Работа законцовок крыла воздушного судна основана на следующих процессах. При обтекании потоком воздуха крыла происходит перетекание воздуха с нижней плоскости крыла на верхнюю, законцовка препятствует перетеканию потока воздуха и выравнивает давление на верхней и нижней плоскости крыла, ослабляя мощный концевой вихрь, разбивая его на несколько вихрей меньшей интенсивности. При этом на концевой шайбе 1, снабженной дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью 2 малого удлинения с острой передней кромкой 3, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы 1, образуется поле вертикальных скосов, трансформирующееся в устойчивое вихревое течение с образованием конического вихря на передней кромке 3 дополнительной аэродинамической поверхности 2, установленной на концевой шайбе 1. На нижней вертикальной аэродинамической поверхности 8 поле вертикальных скосов из-за малого удлинения нижней поверхности не приводит к преждевременному образованию вихря на передней кромки 9, а трансформируется на конце поверхности в концевой конический вихрь. Вследствие чего снижается индуктивное сопротивление и увеличивается аэродинамическое качество.

Таким образом, предлагаемая законцовка позволяет обеспечить максимальный эффект от процесса перетекания потока воздуха во всей области эффективных значений. Это позволяет увеличить эффективный размах крыла, снижая индуктивное сопротивление, создаваемое срывающимся с конца стреловидного крыла вихрем и, как следствие, увеличивая подъемную силу на конце крыла; увеличить удлинение крыла, почти не изменяя при этом его размах; позволяет улучшить топливную экономичность у воздушного судна либо дальность полета.

Похожие патенты RU2481242C1

название год авторы номер документа
ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Горбунов Александр Алексеевич
  • Припадчев Алексей Дмитриевич
RU2481241C1
ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Горбунов Александр Алексеевич
  • Припадчев Александр Дмитриевич
RU2525335C1
ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Кощеев А.Б.
  • Крупник А.Л.
  • Федичев В.С.
RU2264328C1
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Кощеев А.Б.
  • Крупник А.Л.
  • Федичев В.С.
RU2264950C1
ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Курилов Владимир Борисович
  • Сахарова Анна Игоревна
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2637233C1
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Кощеев Анатолий Борисович
  • Крупник Александр Львович
  • Федичев Валерий Степанович
RU2378154C1
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Шенгардт А.С.
  • Фролищев Б.Н.
  • Максимов В.А.
  • Подопросветов Е.Н.
  • Лыков А.Т.
RU2216480C2
ЗАКОНЦОВКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Фролищев Б.Н.
RU2063365C1
КРЫЛО САМОЛЕТА 1994
  • Фролищев Б.Н.
  • Джамгаров С.Г.
  • Воробьев Ю.В.
RU2086467C1
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
RU2812164C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 481 242 C1

Реферат патента 2013 года ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к авиационной технике. Законцовка крыла летательного аппарата имеет концевую шайбу, снабженную аэродинамической стреловидной поверхностью малого удлинения с острой передней кромкой, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы на ее конце. Задняя кромка аэродинамической поверхности совмещена с задней кромкой концевой шайбы. Носок расположен на передней кромке концевой шайбы ниже уровня задней кромки, а стреловидность составляет 60-85°. Имеется нижняя вертикальная аэродинамическая поверхность малого удлинения, сопряженная с концевой шайбой так, что ее передняя кромка совпадает с передней кромкой аэродинамической поверхности концевой шайбы. Угол между аэродинамической поверхностью концевой шайбы и нижней вертикальной аэродинамической поверхностью составляет 125-130°. Изобретение направлено на повышение аэродинамической эффективности летательного аппарата для снижения удельного расхода топлива. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 481 242 C1

Законцовка крыла летательного аппарата, имеющая концевую шайбу, снабженную дополнительной аэродинамической стреловидной поверхностью малого удлинения с острой передней кромкой, смонтированной с внешней стороны концевой шайбы на ее конце, при этом задняя кромка упомянутой дополнительной аэродинамической стреловидной поверхности совмещена с задней кромкой концевой шайбы, носок расположен на передней кромке концевой шайбы ниже уровня задней кромки, а стреловидность составляет 60-85°, отличающаяся тем, что законцовка крыла снабжена нижней вертикальной аэродинамической поверхностью малого удлинения, сопряженной с концевой шайбой, так что передняя кромка нижней вертикальной аэродинамической поверхности совпадает с передней кромкой концевой шайбы, причем угол между концевой шайбой и нижней вертикальной аэродинамической поверхностью составляет 125-130°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2481242C1

ЗАКОНЦОВКА КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Кощеев А.Б.
  • Крупник А.Л.
  • Федичев В.С.
RU2264328C1
Устройство для визуального наблюдения амплитудно-частотнйх харктеристик 1958
  • Воробьев А.А.
  • Шур В.М.
SU122790A1
US 3146971 А1, 01.09.1964.

RU 2 481 242 C1

Авторы

Горбунов Александр Алексеевич

Припадчев Алексей Дмитриевич

Даты

2013-05-10Публикация

2011-11-28Подача