Предлагаемый способ относится к технологии создания зеленых городских лесозащитных зон.
В настоящее время известны города, имеющие горно-котловинное месторасположение и одновременно самые высокие показатели индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который имеет максимальные показатели в нижних точках котловин. В пределах территории этих городов, как и везде, имеются открытые автомобильные стоянки и подземные гаражи - стоянки. Имеются зеленые городские насаждения вдоль дорог, зданий, во дворах домов и т.п.
Недостатком защиты атмосферного воздуха таких городов, имеющих горно-котловинное расположение, является отсутствие специальной системы зеленых лесозащитных зон, привязанных к рельефу, а также к открытым автомобильным стоянкам и подземным гаражам - стоянкам. Недостатком открытых автомобильных стоянок и подземных гаражей - стоянок является отсутствие или недостаточность систем очистки атмосферного воздуха от загрязнения токсичными и вредными веществами (ТВ и ВВ), входящими в состав отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей и выбрасываемых в наибольшем количестве именно на автомобильных стоянках при неустойчивых режимах работы ДВС во время запуска и прогрева.
Целью предлагаемого способа является создание системы естественной очистки атмосферного воздуха от загрязнения токсичными и вредными веществами от отработавших газов автомобильных двигателей внутреннего сгорания в теплое время года.
Цель достигается тем, что способ защиты атмосферного воздуха городов, имеющих горно-котловинное расположение, от загрязнения отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания автомобилей, заключается в том, что в местах скопления загрязнений токсичными и вредными веществами, а именно в пределах нижних точек котловин, создают технологические парки, а рядом с открытыми автомобильными стоянками и над закрытыми подземными гаражами-стоянками создают технологические скверы, расположенные таким образом, что сами скверы и парки размещены с подветренной стороны и вытянуты в сторону основного направления ветра по розе ветров, при этом применяют для засадки технологических парков и скверов тополь и сирень и/или акацию, представляющие собой двухуровневую систему, при этом площадь парков и скверов рассчитывают по формуле:
где S - площадь требуемых технических скверов и парков, м2 (га);
Nавт - количество автомобилей;
Vавт - выброс одного автомобиля, кг (т);
K - удельное поглощение загрязнения ТВ и ВВ (токсичных и вредных веществ), кг/м2 (т/га).
На фиг.1 изображен город с горно-котловинным месторасположением, на фиг.2 - открытая автомобильная стоянка с технологическим сквером, на фиг.3 - подземный гараж-стоянка с технологическим сквером.
На фиг.: город (1); технологический парк (2); система технологических скверов (3); основное направление ветра по розе ветров (4).
Технологический парк (2), является естественным фильтром для очистки атмосферного воздуха от ТВ и ВВ, скапливающихся в нижних точках котловин. ТВ и ВВ в составе ОГ ДВС автомобилей, вместе с воздушными массами с автомобильных стоянок, попадают в технологические скверы (3), рассеиваясь в сторону основного направления ветра по розе ветров (4) по всей площади технологических скверов.
В результате этого в городах, имеющих горно-котловинное месторасположение, в летнее время года происходит естественная очистка атмосферного воздуха от загрязнения ТВ и ВВ, входящими в состав ОГ ДВС автомобилей.
Над парками и скверами возникают нисходящие потоки воздуха, потому что поверхность листьев значительно прохладнее асфальта и металла. Пыль, увлекаемая нисходящими токами воздуха, оседает на листьях. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн. Парки и скверы, привязанные при строительстве к рельефу, могут быть активными проводниками чистого воздуха в центральные районы города. Качество воздушных масс значительно улучшается, если они проходят над парками и скверами. При этом количество взвешенных примесей снижается на 10-40%. Практика показала, что это является достаточно эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта, эффективность которых может варьироваться в довольно широких пределах - от 7% до 35%.
Площади парков и скверов можно рассчитать по формуле:
где S - площадь требуемых технических скверов и парков, м2 (га);
Nавт - количество автомобилей;
Vавт - выброс одного автомобиля, кг (т);
K - удельное поглощение загрязнения ТВ и ВВ (токсичных и вредных веществ), кг/м2 (т/га)
Пример расчета площади требуемых технологических скверов и парков для г. Чита в 2012 году.
1) Nавт - общее количество автомобилей (легковых, грузовых, автобусов) в г. Чита по статистическим данным ГИБДД на 2012 год составляет - 124095: а) легковые - 102656; б) грузовые - 15439; в) автобусы - 6000.
2) Vавт - выброс одного автомобиля был рассчитан по формуле:
где V - суммарный выброс всех типов автомобилей.
Данные для расчетов были получены при исследовании загрязнения атмосферного воздуха в регионах с резкоконтинентальным климатом отработавшими газами автомобилей (таблица 1).
Выброс одного автомобиля составил: Vавт=1,37 т/год.
3) Деревьями для засадки технологических парков и скверов, обладающими наилучшими показателями по очистке атмосферного воздуха от ТВ и ВВ, являются тополь и акация и/или сирень, представляющие собой двухуровневую систему, наиболее эффективную в данном случае.
K - удельное поглощение загрязнения было рассчитано по формуле:
где Kтоп - удельное поглощение тополем,
Kак - удельное поглощение акацией.
При расчетах учитывались только тяжелые металлы, в частности свинец (основной в выбросах автомобилей) и газ СО - основные элементы, участвующие в фотосинтезе.
Данные для расчетов были взяты из автореферата Копылова Л.В., 2012 г. / «Накопление тяжелых металлов в древесных растениях на урбанизированных территориях Восточного Забайкалья».
Было получено:
См. А.А. Бабурин, Г.Ю. Морозова, 2009 / Вестник Тихоокеанского государственного университета. «Оценка экологической значимости зеленых насаждений».
Было получено:
См. Московский государственный университет леса ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова ЗАО «ПРИМА-М» / Москва, 2001 «Методическое руководство и технические условия по реконструкции городских зеленых насаждений».
Было получено:
Удельное поглощение загрязнения ТВ и ВВ составило: K=0,000176 т/га.
Площадь требуемых технических скверов и парков для г. Чита на 2012 г. составила: S=9,7 га.
По данным Управления архитектуры в г. Чита в 2012 году было зарегистрировано 25 автомобильных стоянок открытого и закрытого типа.
Вывод: исходя из официальных данных и расчетов в г. Чита, к примеру, можно построить 20 технологических скверов, для автомобильных стоянок площадью 0,25 га каждый и технологический парк в Железнодорожном районе (основание Читино-ингодинской котловины) площадью 4,7 га, что в летнее время снизит, по прогнозам, общее загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом на 20-30%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДОВ, ИМЕЮЩИХ РАВНИННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ, ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2015 |
|
RU2588543C1 |
Способ создания защитной полосы зеленых насаждений в пространстве одного или группы близко расположенных стационарных организованных источников выбросов | 2017 |
|
RU2649343C1 |
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫХ ГОРОДОВ | 2021 |
|
RU2777637C1 |
МНОГОУРОВНЕВАЯ СТОЯНКА | 2007 |
|
RU2352740C2 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ГАРАЖНЫЙ КОМПЛЕКС | 1997 |
|
RU2139398C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА АВТОДОРОГАХ | 2019 |
|
RU2716111C1 |
ИНДЕКС ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ | 2013 |
|
RU2568840C2 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ГАРАЖНЫЙ КОМПЛЕКС | 1997 |
|
RU2129197C1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШЕННЫХ ПРИ ОСВОЕНИИ РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2019 |
|
RU2711926C1 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ГАРАЖ ДЛЯ ПАРКОВКИ И СТОЯНКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | 2002 |
|
RU2241812C2 |
Предлагаемый способ относится к технологии создания зеленых городских лесозащитных зон. Способ защиты атмосферного воздуха городов, имеющих горно-котловинное расположение, от загрязнения отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания автомобилей, заключается в том, что в местах скопления загрязнений токсичными и вредными веществами, а именно в пределах нижних точек котловин, создают технологические парки, а рядом с открытыми автомобильными стоянками и над закрытыми подземными гаражами-стоянками создают технологические скверы. Скверы и парки располагают с подветренной стороны стоянок вдоль основного направления ветра по розе ветров. Для засадки технологических парков и скверов применяют тополь и сирень и/или акацию. Предлагаемый способ обеспечивает систему очистки атмосферного воздуха от загрязнения токсичными и вредными веществами от отработавших газов автомобильных двигателей внутреннего сгорания в теплое время года. 10 табл., 3 ил.
Способ защиты атмосферного воздуха городов, имеющих горно-котловинное расположение, от загрязнения отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания автомобилей, заключающийся в том, что в местах скопления загрязнений токсичными и вредными веществами, а именно в пределах нижних точек котловин, создают технологические парки, а рядом с открытыми автомобильными стоянками и над закрытыми подземными гаражами-стоянками создают технологические скверы, расположенные таким образом, что сами скверы и парки размещены с подветренной стороны и вытянуты в сторону основного направления ветра по розе ветров, при этом применяют для засадки технологических парков и скверов тополь и сирень и/или акацию, представляющие собой двухуровневую систему, при этом площади парков и скверов рассчитывают по формуле
где S - площадь требуемых технических скверов и парков, м2 (га);
Nавт - количество автомобилей;
Vавт - выброс одного автомобиля, кг (т);
K - удельное поглощение загрязнения ТВ и ВВ (токсичных и вредных веществ), кг/м2 (т/га).
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МЕГАПОЛИСА | 1999 |
|
RU2171704C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ | 2002 |
|
RU2267916C2 |
Приспособление для отделения твердых частиц от дымовых газов | 1929 |
|
SU14794A1 |
Способ защиты воздушного бассейна объекта от загрязнения вредными выбросами | 1989 |
|
SU1839642A3 |
Авторы
Даты
2013-08-27—Публикация
2012-04-06—Подача