ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА Российский патент 2013 года по МПК B63B25/08 B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2493042C2

Предлагаемое техническое решение относится к судостроению, в частности к танкерам ледового класса.

Известны технические решения, например техническое решение по патенту №2286906 (з. №2005107799 от 22.03.2005), по которому запатентован танкер, имеющий корпус с днищем, вторым дном, палубой и зоной, оборудованной грузовыми танками для перевозки наливных грузов. Недостатками данного танкера является невозможность ходить по ледовой зоне.

Известно также техническое решение по патенту №2286907 (з. №2005107788 от 22.03.2005), выбранное за прототип, по которому танкер имеет корпус, обеспечивающий его эксплуатацию на акваториях с малыми глубинами, а также выполнен с ледовым усилением.

Недостатком данного технического решения является малая грузоподъемность и слабая защита при нахождении в ледовой обстановке.

Целью изобретения является создание танкера повышенной ледопроходимости, а также с увеличенной грузоподъемностью.

Этот результат достигается тем, что корпус содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными последовательно грузовыми танками в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости, которые имеют продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, а набор в зоне ледового пояса имеет усиление, а также в зоне расположения рулевого устройства имеется элемент, частично защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, причем корпус танкера выполнен мелкосидящим, носовая оконечность которого имеет ледокольную форму с уступом в нижней части форштевня и установленным в нем подруливающим устройством, при этом кормовая оконечность выполнена с продольным полутуннелем в диаметральной плоскости, причем на горизонтальных площадках установлены две полноповоротные главные движительно-рулевые колонки, а защитный элемент имеет два уступа, расположенных побортно от туннеля в корму от горизонтальных площадок, кроме того, на транце установлено устройство для проводки танкера ледоколом в режиме толкания.

Предлагаемая совокупность отличительных признаков с присущими ей положительными эффектами авторам из патентной и научно-технической литературы не известна.

Все перечисленные признаки являются существенными и достаточными для достижения технического результата, а именно выполнение корпуса мелкосидящим, с носовой оконечностью ледокольной формы с уступом, кормовой - с полутунелем, наличием защитного элемента с двумя уступами и устройством для толкания на транце, т.е. находятся с ним в причинно-следственной связи.

Предлагаемая конструкция поясняется рисунками, где:

на фиг.1 показан боковой вид танкера,

на фиг.2 - вид на корму,

на фиг.3 - кормовой защитный элемент,

на фиг.4 - вид сверху.

Предлагаемый танкер ледового класса имеет корпус 1, надстройку 2, верхнюю палубу 3, грузовые танки 4 с поперечными переборками 5. В носовой оконечности корпуса установлено подруливающее устройство 6. Кормовая оконечность корпуса 1 выполнена с продольным полутуннелем 7, на горизонтальном участке которого установлены две полноповоротные главные движительно-рулевые колонки 8. Побортно от туннеля в корму от горизонтальных площадок расположен защитный элемент, имеющий два уступа 9. Транец 10 имеет устройство 11 для проводки танкера ледоколом путем толкания.

Танкер предназначается для круглогодичной эксплуатации (с периодическим, по ледовой обстановке, ледокольным обеспечением) в западном секторе Арктики, в том числе в мелководных районах, для транспортировки нефти (газового конденсата) от выносных морских терминалов и добычных платформ в береговые и плавучие хранилища.

Танкер выходит в рейс в балласте в район приема груза, в качестве средств движения и управления используются полноповоротные движительно-рулевые колонки, при подходе, швартовке, приеме груза и отходе от морского терминала для маневрирования и позиционирования танкера используются движительно-рулевые колонки и носовое подруливающее устройство.

В грузовые танки выполняется прием груза через специальное носовое загрузочное устройство танкера от шланга терминала, швартовка к которому осуществляется носом через специальные элементы загрузочного устройства, при этом производится позиционирование танкера относительно терминала и откачка водяного балласта.

Выполняется переход танкера в грузу к береговому терминалу, к которому танкер швартуется бортом, с помощью судового крана на танкер передаются береговые грузовые шланги и подсоединяются к грузовому манифольду, затем происходит перекачка груза средствами танкера в береговые хранилища с одновременным приемом водяного балласта, после отшвартовки от берегового терминала и пополнения судовых запасов танкер готов к новому рейсу.

Технический эффект от реализации данного решения заключается в следующем:

- ограниченная осадка в грузу позволит эксплуатировать мелкосидящий танкер на акваториях с малыми глубинами (в т.ч. на вывозе углеводородного сырья), которые недоступны для "обычных" танкеров аналогичной грузоподъемности, имеющих большую осадку или лучшие экономические показатели по сравнению с танкером имеющим такую же осадку и меньшую грузоподъемность;

- устройство для проводки танкера ледоколом в режиме толкания, устанавливаемое на транце, позволяет более безопасно проводить танкер ледоколом, особенно в тяжелой ледовой обстановке, оно не требует времени и усилий для заводки буксирного троса, как для проводки в режиме сцепки за ледоколом;

- ледокольная форма носовой оконечности и форма кормовой оконечности с полутуннелем и площадками под движительно-рулевые колонки обеспечивают улучшение ледопроходимости танкера на переднем и заднем ходах и маневренность во льдах;

- полноповоротные главные движительно-рулевые колонки, форма корпуса и размерения танкера обеспечивают лучшую управляемость и безопасность в режиме линейного плавания, а при совместной работе с носовым подруливающим устройством лучшие характеристики маневренности на малых ходах и позиционирования при более тяжелых метеорологических условиях.

Похожие патенты RU2493042C2

название год авторы номер документа
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1
Кормовая оконечность ледокольного танкера 2023
  • Андрюшин Александр Владиславович
  • Петров Анатолий Сергеевич
  • Федосеев Сергей Сергеевич
  • Шапков Егор Владимирович
RU2820671C1
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Новиков Сергей Сергеевич
  • Сальников Егор Владимирович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Кургин Федор Федорович
  • Петров Борис Анатольевич
RU2779768C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ 2013
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Штрамбранд Владимир Ильич
RU2549739C1
Ледокольное судно (варианты) 2017
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Тимофеев Олег Яковлевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Латушко Андрей Игоревич
  • Ковальчук Олег Вадимович
RU2655177C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2012
  • Суховеев Александр Викторович
RU2494911C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ 2015
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2585199C1
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
СПОСОБ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ 2014
  • Воробьев Александр Валентинович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
RU2554374C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2011
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
RU2483966C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 493 042 C2

Реферат патента 2013 года ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА

Изобретение относится к области судостроения, в частности к танкерам ледового класса. Корпус танкера содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными последовательно грузовыми танками в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости, которые имеют продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции. Набор в зоне ледового пояса имеет усиление. В зоне расположения рулевого устройства имеется элемент, частично защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна. Корпус танкера выполнен мелкосидящим. Носовая оконечность имеет ледокольную форму с уступом в нижней части форштевня и установленным в нем подруливающим устройством. Кормовая оконечность выполнена с продольным полутуннелем в диаметральной плоскости. На горизонтальных площадках установлены две полноповоротные главные движительно-рулевые колонки. Защитный элемент имеет два уступа, расположенных побортно от туннеля в корму от горизонтальных площадок. На транце установлено устройство для проводки танкера ледоколом в режиме толкания. Технический результат заключается в повышении ледопроходимости и маневренности на малых ходах и обеспечении позиционирования при более тяжелых метеорологических условиях. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 493 042 C2

Танкер ледового класса, характеризующийся тем, что корпус содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными последовательно грузовыми танками в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости, которые имеют продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, а набор в зоне ледового пояса имеет усиление, а также в зоне расположения рулевого устройства имеется элемент, частично защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, отличающийся тем, что корпус танкера выполнен мелкосидящим, носовая оконечность которого имеет ледокольную форму с уступом в нижней части форштевня и установленным в нем подруливающим устройством, при этом кормовая оконечность выполнена с продольным полутуннелем в диаметральной плоскости, причем на горизонтальных площадках установлены две полноповоротные главные движительно-рулевые колонки, а защитный элемент имеет два уступа, расположенных побортно от туннеля в корму от горизонтальных площадок, кроме того, на транце установлено устройство для проводки танкера ледоколом в режиме толкания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2493042C2

КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286907C1
КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286908C1
НАГЛЯДНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ 1935
  • Ильин А.А.
SU47845A1
Воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Перекрестова Татьяна Сергеевна
  • Лазарев Юрий Петрович
  • Лысенко Евгений Васильевич
SU1348557A1

RU 2 493 042 C2

Авторы

Луковников Владимир Викторович

Ховряков Александр Николаевич

Шляхтенко Александр Васильевич

Даты

2013-09-20Публикация

2011-10-12Подача