ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2013 года по МПК F02K9/48 

Описание патента на изобретение RU2495273C1

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям - ЖРД, работающих на трех компонентах топлива; окислителе и двух горючих, и направлено на улучшение удельных характеристик и снижение затрат на запуск ракеты, на которой он установлен и на значительное улучшение ее многих характеристик: дальности полета и т.д. Наиболее оптимальный вариант использование в качестве окислителя жидкого кислорода, первого горючего - керосина,, второго горючего - жидкого водорода.

Известен жидкостный ракетный двигатель по патенту РФ на изобретение №2095607, предназначенный для использования в составе космических разгонных блоков, ступеней ракетоносителей и как маршевый двигатель космических аппаратов, включает в себя камеру сгорания с регенеративным трактом охлаждения, насосы подачи компонентов - горючего и окислителя с турбиной на одном валу, в который введен конденсатор. Выход конденсатора по линии хладагента соединен с входом в камеру сгорания и с входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания. Выход из конденсатора по линии теплоносителя соединен с входом в насос одного из компонентов. Выход из насоса того же компонента сообщен с входом конденсатора по линии хладагента. Второй вход конденсатора сообщен с выходом турбины. Выход насоса другого компонента сообщен с входом в камеру сгорания. Недостатком двигателя является ухудшение кавитационных свойств насоса при перепуске конденсата.

Известны способ работы ЖРД и жидкостный ракетный двигатель по патенту РФ на изобретение №2187684. Способ работы жидкостного ракетного двигателя заключается в подаче компонентов топлива в камеру сгорания двигателя, газификации одного из компонентов в тракте охлаждения камеры сгорания, подводе его на турбину турбонасосного агрегата с последующим сбросом в форсуночную головку камеры сгорания. Часть расхода одного из компонентов топлива направляют в камеру сгорания, а оставшуюся часть газифицируют и направляют на турбины турбонасосных агрегатов. Отработанный на турбинах газообразный компонент смешивают с жидким компонентом, поступающим в двигатель при давлении, превышающем давление насыщенных паров получаемой смеси. Жидкостной ракетный двигатель содержит камеру сгорания с трактом регенеративного охлаждения, насосы подачи компонентов топлива и турбину. Двигатель содержит установленные последовательно перед насосом подачи одного из компонентов топлива основного турбонасосного агрегата насос бустерного турбонасосного агрегата и смеситель. Выход насоса основного турбонасосного агрегата соединен как с форсуночной головкой камеры сгорания, так и с трактом регенеративного охлаждения камеры сгорания. Тракт регенеративного охлаждения, в свою очередь, связан с турбинами основного и бустерного турбонасосных агрегатов, выходы которых соединены со смесителем.

Недостатком этой схемы является то, что тепловой энергии, снимаемой при охлаждении камеры сгорания может оказаться недостаточно для привода турбонасосного агрегата двигателя очень большой мощности.

Известен ЖРД по патенту РФ на изобретение №2190114, МПК7 F02K 9/48, опубл. 27.09.2002 г. Этот ЖРД включает в себя камеру сгорания с трактом регенеративного охлаждения, турбонасосный агрегат ТНА с насосами окислителя и горючего, выходные магистрали которых соединены с головкой камеры сгорания, основную турбину и контур привода основной турбины. В контур привода основной турбины входят последовательно соединенные между собой насос горючего и тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания, соединенный с входом в основную турбину. Выход из турбины ТНА соединен с входом второй ступени насоса горючего.

Этот двигатель имеет существенный недостаток. Перепуск подогретого в тракте регенеративного охлаждения камеры сгорания горючего на вход во вторую ступень насоса горючего приведет к его кавитации. Большинство ЖРД используют такие компоненты топлива, что расход окислителя почти всегда больше расхода горючего. Следовательно, для мощных ЖРД, имеющих большую тягу и большое давление в камере сгорания эта схема не приемлема, т.к. расхода горючего будет недостаточно для охлаждения камеры сгорания и привода основной турбины.

Кроме того, не проработана система запуска ЖРД, система воспламенения компонентов топлива и система выключения ЖРД и его очистки от остатков горючего в тракте регенеративного охлаждения камеры сгорания.

Известен жидкостный ракетный двигатель по патенту РФ на изобретение №2232915, опубл. 10.09.2003 г., который содержит камеру турбонасосный агрегат, газогенератор, систему запуска, средства для зажигания компонентов топлива и топливные магистрали. Выход насоса окислителя соединен с входом в газогенератор. Выход первой ступени насоса горючего соединен с каналами регенеративного охлаждения камеры и со смесительной головкой. Выход второй ступени насоса горючего соединен с регулятором расхода с электроприводом. Другой вход регулятора соединен с пусковым бачком со штатным горючим. Выход из регулятора соединен с газогенератором. Выход из газогенератора соединен с входом в турбину турбонасосного агрегата, выход из которой соединен со смесительной головкой. Регулятор расхода снабжен гидроприводом предварительной ступени, который через кавитирующий жиклер и гидрореле соединен с пусковым бачком со штатным горючим. Гидрореле соединено со второй ступенью насоса горючего. Дроссель, установленный на выходе первой ступени насоса горючего, выполнен совместно с управляемым клапаном предварительной ступени.

Недостатком является сложная пневмогидравлическая схема двигателя, наличие большого числа клапанов и регуляторов и обвязывающих трубопроводов и как следствие большой вес и низкая надежность и проблемы при запуске и выключении двигателя.

Известен: ЖРД по патенту РФ №2302547 опубл. 2005 г. Этот ЖРД содержит камеру сгорания с соплом, газогенератор и турбонасосный агрегат, содержащий насосы окислителя, горючего и пусковую турбину, также он содержит баллон воздуха высокого давления, подсоединенный через клапан к пусковой турбине и запальные устройства на камере сгорания и газогенераторе.

Недостатки этой конструкции следующие:

1. Форсирование ЖРД увеличением давления в камере сгорания ограничено давлением 200…250 атм. Дальнейшее увеличение давления потребует увеличения мощности турбины ТНА до сотен тыс кВт, что теоретически возможно путем увеличения температуры газа перед турбиной ТНА, но не осуществимо из-за снижения прочности и ресурса деталей ротора турбины.

2. В ТНА одновременно используются горючее и окислитель очень высокого давления, при их взаимодействии возможны самовоспламенение, взрыв и разрушение ТНА.

3. ЖРД допускает только одноразовое включение в полете.

4. Недостаточно эффективен контроль работы ЖРД и сложности в управлении вектором тяги.

Многоразовое включение применяется на маломощных ЖРД последней ступени ракет-носителей. Использовать аналогичные системы воспламенения топлива на первых ступенях проблематично т.к. требует иметь мощный источник энергии для запуска ЖРД (раскрутки ротора ТНА и запальников) из-за больших расходов окислителя и горючего, часто имеющих низкую температуру (для криогенных компонентов топлива).

Задачей создания изобретения является улучшение удельных характеристик ЖРД, повышение его надежности и уменьшение затрат на запуск ракет.

Решение указанных задач достигнуто в жидкостном ракетном двигателе, содержащем турбонасосный агрегат, содержащий в свою очередь, турбину, насосы окислителя и горючего и дополнительный насос горючего, и камеру сгорания, имеющую цилиндрическую часть с форсунками окислителя и горючего и сопло с главным коллектором горючего, отличающийся тем, что турбонасосный агрегат и камера сгорания установлены соосно, при этом турбина выполнена внутри цилиндрической части камеры сгорания, камера сгорания выполнена двухзоной и содержит дополнительные форсунки горючего на своей цилиндрической части ниже турбины. Выход из насоса окислителя соединен трубопроводом, содержащим клапаны окислителя, с камерой сгорания. В средней части цилиндрической части камеры сгорания может быть выполнен средний коллектор. Ниже среднего коллектора может быть выполнен промежуточный коллектор, в полость которого выходят дополнительные форсунки горючего.

Сущность изобретения поясняется на чертежах фиг.1…4, где:

- на фиг.1 приведена схема ЖРД,

- на фиг.2 приведена конструкция камеры сгорания,

- на фиг.3 приведен ТНА,

- на фиг.4 приведено соединение насоса окислителя и камеры сгорания.

Жидкостный ракетный двигатель - ЖРД (фиг.1…4) содержит камеру сгорания 1 с соплом 2, турбонасосный агрегат ТНА 3.

Камера сгорания 1 и ТНА 3 установлены соосно и последовательно. Камера сгорания 1 (фиг.1 и 2) содержит головку 4 и цилиндрическую часть 5.. Сопло 2 содержит сужающуюся часть 6, расширяющуюся часть 7 и главный коллектор горючего 8 в нижней части. На камере сгорания 1 выполнены средний и промежуточный коллекторы 9 и 10 соответственно.

ТНА 3 содержит последовательно установленные на одном валу И снизу вверх: турбину 12, насос окислителя 13, насос горючего 14 и дополнительный насос горючего 15. Особенностью ТНА 3 является то, что турбина 12 установлена в камере сгорания 1, точнее в верху ее цилиндрической части 5. При этом камера сгорания выполнена двухзонной и содержит первую зону 16 и вторую 17, разделенные турбиной 12.

Турбина 12 содержит сопловой аппарат 18, рабочее колесо 19, диск 20 и спрямляющий аппарат 21. ТНА 3 имеет три опоры 22…24 и уплотнение 25 (фиг.4).

Как сужающаяся часть 6 так и расширяющаяся часть 7 сопла 2 выполнены с возможностью регенеративного охлаждения (фиг.1 и 2) и содержат две стенки; внутреннюю стенку 26 и наружную стенку 27 с зазором 28 между ними для прохождения охлаждающего горючего. Полость зазора 28 сообщается с полостью 29 главного коллектора горючего 8. Внутри камеры сгорания 1 (фиг.1 и 2) выполнены верхняя плита 30, и нижняя плита 31 с зазором (полостью) между ними 32. Выше верхней плиты 30 выполнена полость 33. Внутри головки 4 камеры сгорания 1 установлены форсунки окислителя 34 и форсунки горючего 35. Форсунки окислителя 34 сообщают полость 33 с внутренней полостью 36 камеры сгорания 1. Форсунки горючего 35 сообщают полость 32 с внутренней полостью 36. На головке 4 камеры сгорания 1 установлены запальные устройства 37. К головке 4 камеры сгорания 1 соединена несколькими трубопроводами 38 содержащими клапаны окислителя 39 Головка 4 камеры сгорания 1 и насос окислителя 13 соединены втулкой 40.

К главному коллектору горючего 8 присоединен трубопровод 41 с клапаном 42. Другой конец трубопровода 41 соединен с выходом из насоса горючего 14. К среднему коллектору 9 присоединен трубопровод 43, имеющий регулятор расхода 44 и клапан 45, другой конец трубопровода 43 соединен с выходом из дополнительного насоса горючего 14. Вход в дополнительный насос горючего 15 трубопроводом 46 соединен с выходом из насоса горючего 14 Полость дополнительного коллектора 10 соединена с зазором 28 и дополнительными форсунками горючего 47.

Двигатель содержит систему продувки с баллоном 48 с инертным газом, трубопроводом 49 и клапаном 50. Трубопровод 49 соединен с главным коллектором горючего 8.

Запуск ЖРД осуществляется следующим образом.

Открывают клапаны окислителя 39 и клапаны 42 и 45.

Окислитель и горючее поступают в камеру сгорания 1 точнее в ее первую зону 16, где воспламеняются запальными устройствами 37 и сгорают при относительно низких температурах 500…700°C. Через дополнительные форсунки горючего 47 большая часть расхода горючего поступает во вторую зону, где сгорает при температуре от 3500 до 4000°C, обеспечивающей максимальную удельную тягу ЖРД.

Регулирование режима работы ЖРД осуществляется регулятором расхода 44. При этом изменяются расход продуктов сгорания через турбину 12 и температура продуктов сгорания на входе в нее.

Выключение ЖРД выполняется в обратном порядке. После закрытия всех клапанов окислителя 39 и горючего 42 и 45 открывают клапан продувки 50 и инертный газ из баллона 48 трубопроводу 49 поступает в главный коллектор горючего 8, продувая камеру сгорания 1 двигателя для очистки от остатков горючего.

Применение изобретения позволит:

Уменьшить поперечные габариты ЖРД за счет размещения камеры сгорания и ТНА последовательно в одну линию вдоль одной общей оси.

Уменьшить вес двигателя за счет отсутствия газогенератора. Функцию газогенератора выполняет первая зона камеры сгорания. Упростить схему двигателя по тем же причинам.

Уменьшить вредное взаимное влияние горячих и холодных (работающих на криогенных компонентах топлива) узлов и агрегатов.

Похожие патенты RU2495273C1

название год авторы номер документа
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2484287C1
СИСТЕМА ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧИ ТРЕХКОМПОНЕНТНОГО ТОПЛИВА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2384724C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2531831C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2514582C1
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2477809C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2476706C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2476709C1
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2496090C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2476708C1
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2562315C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 495 273 C1

Реферат патента 2013 года ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к ракетной технике. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем турбонасосный агрегат, содержащий, в свою очередь, турбину, насосы окислителя и горючего и дополнительный насос горючего, и камеру сгорания, имеющую цилиндрическую часть с форсунками окислителя и горючего и сопло с главным коллектором горючего, отличающийся тем, что турбонасосный агрегат и камера сгорания установлены соосно, при этом турбина выполнена внутри цилиндрической части камеры сгорания, камера сгорания выполнена двухзонной и содержит дополнительные форсунки горючего на своей цилиндрической части ниже турбины. Выход из насоса окислителя соединен трубопроводом, содержащим клапаны окислителя, с камерой сгорания. В средней части цилиндрической части камеры сгорания может быть выполнен средний коллектор. Ниже среднего коллектора может быть выполнен промежуточный коллектор, в полость которого выходят дополнительные форсунки горючего. Изобретение обеспечивает улучшение удельных характеристик ЖРД, повышение его надежности и уменьшение затрат на его запуск. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 495 273 C1

1. Жидкостный ракетный двигатель, содержащий турбонасосный агрегат, содержащий, в свою очередь, турбину, насосы окислителя и горючего и дополнительный насос горючего, и камеру сгорания, имеющую цилиндрическую часть с форсунками окислителя и горючего и сопло с главным коллектором горючего, отличающийся тем, что турбонасосный агрегат и камера сгорания установлены соосно, при этом турбина выполнена внутри цилиндрической части камеры сгорания, камера сгорания выполнена двухзоной и содержит дополнительные форсунки горючего на своей цилиндрической части ниже турбины.

2. Жидкостный ракетный двигатель по п.1, отличающийся тем, что выход из насоса окислителя соединен трубопроводом, содержащим клапаны окислителя, с камерой сгорания.

3. Жидкостный ракетный двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что в средней части цилиндрической части камеры сгорания выполнен средний коллектор.

4. Жидкостный ракетный двигатель по п.3, отличающийся тем, что ниже среднего коллектора выполнен промежуточный коллектор, в полость которого выходят дополнительные форсунки горючего.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2495273C1

RU 24189710 C1, 20.05.2011
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ И ТУРБОНАСОСНАЯ СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА 2009
  • Болотин Николай Борисович
  • Моисеев Дмитрий Валентинович
RU2382224C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТЯГИ ЖРД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2005
  • Захаров Александр Михайлович
RU2290525C2
US 4912925 A, 03.04.1990
US 4879874 A, 14.11.1989.

RU 2 495 273 C1

Авторы

Болотин Николай Борисович

Даты

2013-10-10Публикация

2012-05-04Подача