Созданное техническое решение относится к промышленном) рыболовству и может использоваться, в частности, на промысле сайры, скумбрии, кальмаров и других видов рыб и беспозвоночных, реагирующих на свет бортовыми подъемными устройствами рыболовными судами всех классов.
Известно устройство для лова рыбы, описанное в книге автора Зайчика К.С. «Промысловые устройства морских рыболовных судов». Л. «Судостроение». 1972 г., стр.197-200.
Известное устройство включает в себя промысловое судно и бортовую подъемную ловушку, системой тросов связанную с судном. Ловушка содержи! сетное полотно, посаженное на подборы, стяжные тросы и кольца, а также распорный шест, котором) прикреплена верхняя подбора. Распорный шест выполнен полым и выполняет также роль плавучести. Для привлечения сайры в зону облова ловушки устройство включает систему промыслового освещения, содержащую расположенные по периметру борта судна светильники для перевода сайры в зону действия ловушки, а также концентрирующий светильник для концентрации сайры, закрепленный на выстреле и расположенный непосредственно над зоной действия ловушки.
Недостаток известного технического решения заключается в следующем. На практике длина выстрела, на котором размещаю! концентрирующий светильник, достигает 10-13 м в зависимости от размеров судна. В морских условиях при бортовой качке это приводит к резким перепадам освещенности на поверхности воды, что значительно снижает концентрирующие возможности светильника. Кроме тою. поскольку расстояние oт борта судна до плавучести составляет 20-50 м, то световое пятно концентрирующего светильника, с учетом длины выстрела, располагается ближе к борт) судна. Поэтому при выборке нижней подборы ловушки во время облова рыбы происходит рассечение подборой косяка, что приводит к неполному облову сконцентрированной в косяк рыбы. Указанное устройство освещает только поверхностный слой воды и не может работать на глубинах до 100-150 м. Таким образом, вышеуказанные недостатки снижают эффективность лова сайры бортовыми ловушками в целом.
Также известно устройство для лова рыбы, описанное в книге Цудани Г. «Японские промысловые суда». Л.: «Судостроение». 1982 г., с.62-63.
Известное устройство включает в себя промысловое судно и связанную с ним системой тросов бортовую подъемною ловушку. Бортовая ловушка содержит посаженное на подборы сетное полотно, стяжные тросы и кольца, а также распорный шест, к которому прикреплена верхняя подбора. Распорный шест выполнен полым и выполняет также роль плавучести. Для привлечения сайры в зону облова ловушки устройство включает систему промыслового освещения, состоящую из расположенных по периметру борга судна светильников для перевода сайры в зону действия ловушки и группы концентрирующих светильников для поддержания концентрации рыбы в зоне действия ловушки. Группа концентрирующих светильников расположена на выстреле над зоной действия ловушки. Недостатком известною устройства является то. что при такой системе размещения бортовых светильников, включая светильники на выстреле, освещение получается поверхностным, поэтому орудие лова может работать только в поверхностном слое воды, что исключает лов рыбы на глубинах до 100-150 метров.
Промысловое оборудование несложное, но габаритное, к примеру, шестибарабанная лебедка, бортовые светильники, включая светильники выстрела. При этом существует много подсобных элементов.
Недостаток известного технического решения заключается в следующем. Длина выстрела, на котором установлена группа концентрирующих светильников, как и в предыдущем-аналоге. составляет не более 10-13 м в зависимости от размеров судна. В морских условиях при бортовой качке концентрирующие светильники, находящиеся на оконечности выстрела, совершают колебательные движения в вертикальной плоскости, при этом амплитуда колебаний тем больше, чем сильнее качка и длиннее выстрел. Такие колебательные движения светильников резко снижают их концентрирующие возможности. Более того, возникающие при бортовой качке перепады освещенности на поверхности воды в зоне действия ловушки при определенных условиях нередко вызывают отрицательную реакцию сайры на свет, что влечет за собой уход рыбы из зоны действия ловушки. Кроме того, поскольку распорный шест плавучесть в зависимости от размеров судна и ловушки располагается на расстоянии 20-50 м от борта судна, а длина выстрела ограничена 10-13 м (дальнейшее увеличение длины выстрела усложняет его эксплуатацию), то световое пятно, создаваемое концентрирующими светильниками, располагается не в центре облавливаемого ловушкой пространства, а ближе к борту судна. Это приводит к тому, что светильники концентрируют рыбу в непосредственной близости от борта судна, т.е. в том месте, через которое при выборке ловушки проходит нижняя подбора. Подбора рассекает сформированный косяк, следствием чего является неполный отлов косяка. Таким образом, вышеупомянутые недостатки снижают эффективность лова сайры бортовыми ловушками. Светильники освещают только поверхностный слой воды, что исключает лов рыбы на глубине 100-150 м.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству и выбранным в качестве прототипа является устройство для лова рыбы, описанное в патенте РФ №2020810 МПК А01К 75/02. заявлено 26.06.91. опубликовано 15.10.94.
Известное устройство содержит промысловое судно, бортовую подъемную ловушку и систему промыслового освещения, состоящую из палубных светильников и концентрирующих светильников, установленных на плавучести. Плавучесть (средство для удержания верхнего края сети на плаву) имеет дугообразную форму и выполнена в виде отрезка полой трубы, стянутой на концах стяжкой, заглушенной на торцах и служащей одновременно распорным шестом ловушки, которая имеет сетное полотно и традиционную оснастку в виде стяжных тросов и колец, при этом ловушка связана с судном посредством тросов, угловых грузов и подъемного троса, заведенного на блок стрелы судна для подъема и выведения ее за борт. На плавучести при помощи системы штанг, содержащих шарниры для демпфирования ударных нагрузок от волн и опирающихся на ее корпус и стяжку, установлена на высоте около 1 м над плоскостью прогиба корпуса плавучести в центральной части пространства, ограниченного корпусом плавучести, группа концентрирующих светильников белого и красного цветов, записываемых от судна по кабель-тросу. На борту судна установлены на выстрелах палубные светильники белого цвета.
Недостаток прототипа заключается в следующем.
При переключении бортовых светильников на рабочий борт в момент прохождения косяка рыбы через носовую или кормовую часть судна, часть косяка уходит. Особенно по лунной дорожке.
Использование палубных светильников и концентрирующих светильников, установленных на плавучести, обеспечивает освещение только поверхностного слоя воды, поэтому лов можно производить только в поверхностном слое воды, что исключает лов рыбы на глубине 100-150 м.
После опускания плавучести на воду грузовой стрелой с помощью грузового троса, отводят плавучесть от борта судна на расстояние 10-13 м. далее посредством ветрового дрейфа продолжается постановка орудия лова с ослаблением грузового троса до нужного расстояния от рабочего борта. В момент фиксации грузовой трос стрелы стопорится, плавучесть вместе с сетным полотном приобретает функции плавучего якоря и натягивает грузовой трос стрелы. При ослаблении грузового троса плавучесть будет удаляться от рабочего борта судна, что заставляет стопорить грузовой трос стрелы и держать грузовой трос стрелы в напряжении. Плавучесть, имея функции плавучего якоря, тормозит дрейф судна: при этом волна сильнее бьет о рабочий борт. Образуется в зависимости от класса судов большая или малая, но резкая бортовая качка.
В целом лов рыбы происходит в поверхностном слое воды, что исключает лов на глубине 100-150 м.
При вертикальном колебании стрелы происходит дерганье плавучести со светильниками. Рыба отрицательно реагирует на колебания освещенности.
Вышеуказанные недостатки снижают эффективность лова.
Задачей настоящего технического решения является повышение эффективности лова.
Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для лова рыбы, включающем промысловое судно, связанную с ним системой тросов бортовую подъемную ловушку из сетного полотна, связанную с грузовой стрелой судна посредством подъемного троса для подъема и выведения за борт ловушки, оснащенную плавучестью и распорным шестом, а также систему промыслового освещения, концентрирующие светильники которой расположены на бортовой подъемной ловушке, согласно предлагаемому техническому решению, бортовая подъемная ловушка имеет коробчатую форму без верхней стенки, плавучесть выполнена в виде приводного плота-катамарана, и снабжена грузовой электролебедкой с двумя барабанами, двумя подвесными электромоторами с буксирными винтами и двумя шаговыми электродвигателями, запитываемыми от бортового источника электроэнергии и соединенными с бортовым пультом управления, при этом бортовая подъемная ловушка снабжена вторым распорным шестом, оба распорных шеста выполнены из металлической толстостенной трубы, выполняют функцию грузила и соединены с верхними подборами передней и задней стенок ловушки, причем распорный шест передней стенки ловушки при помощи грузового троса соединен с грузовой стрелой судна, а распорный шест задней стенки ловушки соединен с грузовой электролебедкой плота катамарана, при этом концентрирующие светильники, расположены между распорными шестами в несколько рядов, параллельно верхним боковым подборам и выполнены в виде подводных ламп накаливания.
Технический результат, достигаемый заявляемым устройством для лова рыбы заключается в повышении эффективности лова рыбы. Выполнение ловушки коробчатой формы при креплении верхних подбор передней и задней стенок ловушки к своим распорным шестам, в совокупности с выполнением плавучести в виде связанного с ловушкой управляемою с судна плота-катамарана при оснащении последнего подвесными электромоторами и шаговыми электродвигателями, а также грузовой электролебедкой дает возможность обеспечить снижение качки судна при лове, и обеспечить более надежный подъем ловушки с помощью двух лебедок с судна и с плота-катамарана, что также положительно сказывается на эффективности вылова.
При этом коробчатая форма сетевой ловушки позволяет более надежно и полно охватить косяк. Замена наружного освещения на подводное на лампах накаливания, равномерно расположенных в полости ловушки, обеспечивает равномерную подсветку в верхнем и более глубоких слоях воды, что привлекает большее количество глубинной рыбы и значительно повышает эффективность лова.
Использование в качестве плавучести приводного плота-катамарана позволяет быстро и точно вывести плавучесть в заданное место без необходимости использования ветрового дрейфа судна. Катамаран позволяет не только обеспечить заданную плавучесть сетевой ловушки, но и разместить в нем дополнительное оборудование (грузовую электролебедку с двумя барабанами, два подвесных электромотора с буксирными винтами и два шаговых электродвигателя).
Использование двух распорных шестов позволяет отказаться от мощной лебедки.
Заявляемое устройство отличается от аналогов и прототипа отсутствием бортовых светильников, включая светильники на выстреле стрелы. Их заменяют подводные лампы накаливания. Кроме того отсутствует шести-восьми барабанная лебедка со многими подсобными элементами. Их позволяет удалить передний распорный металлический шест. Отсутствует гидросистема за ненадобностью.
Заявляемое устройство обладает новизной, отличаясь от прототипа следующими обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата существенными признаками:
- коробчатая форма без верхней стенки бортовой подъемной ловушки;
- выполнение плавучести в виде приводного плота-катамарана, связанного с распорным шестом, и снабженного грузовой электролебедкой с двумя барабанами, двумя подвесными электромоторами с буксирными винтами и двумя шаговыми электродвигателями, запитываемыми от бортового источника электроэнергии и соединенными с бортовым пультом управления;
- снабжение ловушки дополнительным распорным шестом.
- выполнение распорными шестами дополнительной функции грузила;
- расположение распорных шеста параллельно и прикрепление верхних подборов передней и задней стенок ловушки к своему распорному шесту:
- соединение трубчатого распорного шеста передней стенки ловушки при помощи грузового троса с грузовой стрелой судна, а распорного шеста задней стенки ловушки с грузовой электролебедкой плота катамарана:
- выполнение светильников в виде подводных ламп накаливания и равномерное расположение их между распорными шестами параллельными рядами.
Отличительные признаки неизвестны из уровня техники, следовательно, устройство соответствует критерию «изобретательский уровень».
Заявляемое устройство может найти широкое применение в промышленном рыболовстве, в частности, на промысле сайры, скумбрии, кальмаров и других видов рыб и беспозвоночных, положительно реагирующих на свет, и потому соответствует критерию «промышленная применимость».
Заявляемое устройство иллюстрируется чертежами, где представлены:
фиг.1 - вид устройства спереди;
фиг.2 - вид устройства сверху;
фиг.3 - конструкция ловушки.
Устройство для лова рыбы включает в себя промысловое судно 1. бортовую подъемную ловушку 2. оснащенную плавучестью 3. и систему промыслового освещения, содержащую группу' равномерно и поочередно расположенных концентрирующих светильников белого света 4 и красного света 5.
Бортовая подъемная ловушка 2 связана с судном тросом 6. заведенным на блок грузовой стрелы 7 сетеподъемной машины судна 1 (на чертеже не показана) для подъема и выведения за борт ловушки 2.
Ловушка 2 выполнена из сетного полотна и имеет коробчатую форму без верхней стенки: горизонтально ориентированный прямоугольный параллелепипед. Боковые стенки ловушки 2 имеют прямоугольную форму и соединены с прямоугольной донной частью. Верхние подборы 8 и 9 передней и задней стенок (соответственно) ловушки 2 прикреплены каждая к своему распорному шесту 10 и 11.
Сетеподъемная машина содержит приводной вращающийся цилиндр (рол) 12. расположенный вдоль рабочего борта судна 1.
Плавучесть 3 выполнена в форме плота-катамарана, оснащенного электрооборудованием в виде грузовой электролебедки с двумя барабанами (на чертежах не показаны), двух подвесных электромоторов с гребными винтами (на чертежах не показаны) и двух шаговых электродвигателей (на чертежах не показаны), зачитываемых от бортового источника 13 электроэнергии и соединенных с бортовым пультом 14 управления.
Распорные шесты 10 и 11 выполнены из толстостенной металлической трубы и дополнительно имеют функцию грузила.
На переднем распорном шесте 10 находятся прочные металлические расширительные кольца 15. через которые пропускают стяжной канат и через одно кольцо крепят. В середине стяжного каната делают петлю «гаша». К переднему распорному шесту 10 прикреплены три грузоподъемных стропа 16. соединенные металлическим кольцом 17. за которое цепляют грузовой трос 6. заведенный за блок грузовой стрелы 7 на грузовую электролебедку (на чертеже не показана).
Распорный шест 11 задней стенки ловушки 2 прикреплен к верхней подборе 9 задней стенки. По краям распорного шеста 11 прикреплены ваера 18. заведенные через два блока, расположенные по краям плавучести 3 на грузовую электролебедку с двумя барабанами «тельфер», находящимися в герметичном центральном отсеке 19. к которому по углам крепятся грузовые стропы в виде металлического прута 20.
К распорным шестам 10 и 11 ловушки 2 прикреплены в несколько рядов параллельно верхним боковым подборам 21 и 22. равномерно распределенные концентрирующие светильники 4 и 5.
Все электромеханическое оборудование управляется через пульт. Сущность электромеханической части устройства не описывается.
Устройство для лова рыбы работает следующим образом.
При обнаружении косяка рыбы визуально на поверхности или акустиком на глубинах до 100-150 м. передают сообщение о глубине нахождения косяка на пульт 14 управления.
Команда грузовой стрелой 7 судна 1 опускают плавучесть 3 на воду. Через пульт управления 14 включают на плавучести 3 два подвесных электромотора с буксирными винтами. Плавучесть 3 отходит от рабочего борта судна 1 и через сетеподъемный вращающийся цилиндр 12 стаскивает сетное полотно лову тки 2 в воду. После того, как большая часть сетевого полотна ловушки 2 вышла за борт судна 1. грузовой стрелой 7 судна 1 через подъемный трос 6. цепляют за кольцо 17 три грузовых стропа 16. прикрепленных к переднему распорному шесту 10. опускают за рабочий борт на уровень заднего распорного шеста 11.
При помощи двух ваеров 18 и подъемного троса 6. на которых для параллельного спуска переднего и заднего распорных шестов 10 и 11 находятся традиционные метки, опускают ловушку 2 на 5 м ниже заданной глубины. Для расправления сетного полотна на ловушке 2 ее поднимают на 5 м. Включают лампы 4 накаливания белого света и ждут скопления косяка рыбы, которое определяется в поверхностном слое визуально, а на глубине - акустиком. Перед подъемом ловушки 2 через реостат пульта 14 управления, медленно выключают лампы 4 белого света накаливания. Для концентрации косяка на 1-2 минуты включают лампы накаливания 5 красного света и поднимают ловушку 2.
Задний распорный шест 11. войдя в середину плавучести 3, выключает электролебедку.
Передний распорный шест 10 грузовой стрелой 7 продолжают поднимать выше рабочего борта судна 1 на 2-4 м. В момент прохождения распорного шеста 10 уровня фальшборта судна 1 петлю «гаша» стяжного каната, проходящим внутри колец 15. цепляют за фальшборт и при подъеме распорного шеста происходит уменьшение длины передней стенки ловушки до длины вращающегося цилиндра 12. Затем грузовую стрел) 7 отводят в середин) судна 1. при этом накрывая сетным полотном ловушки 2 вращающийся цилиндр 12 сетеподъемной машины, и опускают распорный шест 10 на палубу судна 1. При помощи вращающегося цилиндра 12 сетеподъемной машины команда выбирает сетное полотно ловушки 2.
При помощи тросов через брашпиль судна 1 подтаскивают плавучесть 3 к борту. Для облегчения зацепа тросов может использоваться шест с рогатиной. При переходе в другой район лова поднимают плавучесть 3 на борт при помощи грузового троса 6. заведенного через блок грузовой стрелы 7. и шеста с рогатиной, который облегчает зацеп за строп.
В сравнении с прототипом заявляемое устройство обеспечивает значительно более эффективный лов рыбы. При этом обеспечивается простота конструкции, удобство эксплуатации. Кроме тою это устройство менее зависимо от погодных условий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 1991 |
|
RU2020810C1 |
СПОСОБ ЛОВА ГИДРОБИОНТОВ И ПОДХВАТЫВАЮЩАЯ ЛОВУШКА Л.Д.АСАНОВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2093025C1 |
РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ | 2005 |
|
RU2289242C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 1999 |
|
RU2170012C1 |
Способ лова рыбы и морских беспозвоночных | 2016 |
|
RU2627567C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 2004 |
|
RU2264098C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 2008 |
|
RU2378827C1 |
РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ | 2005 |
|
RU2343705C2 |
СПОСОБ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 1999 |
|
RU2170013C1 |
Способ бессетевого лова сайры | 2016 |
|
RU2626154C1 |
Устройство включает бортовую подъемную ловушку из сетного полотна и плот-катамаран. Верхние подборы передней и задней стенок ловушки прикреплены каждая к своему распорному шесту. Распорный шест передней стенки ловушки при помощи грузового троса соединен с грузовой стрелой судна, а распорный шест задней стенки ловушки соединен с грузовой электролебедкой плота-катамарана. Между распорными шестами расположены параллельными рядами концентрирующие светильники. Изобретение обеспечивает большую эффективность лова. 3 ил.
Устройство для лова рыбы, включающее промысловое судно, связанную с ним системой тросов бортовую подъемную ловушку из сетного полотна, связанную с грузовой стрелой судна посредством подъемного троса для подъема и выведения за борт ловушки, оснащенную плавучестью с распорным шестом в виде трубы, а также систему промыслового освещения, концентрирующие светильники которой расположены на бортовой подъемной ловушке, отличающееся тем, что бортовая подъемная ловушка имеет коробчатую форму без верхней стенки, плавучесть выполнена в виде приводного плота-катамарана, связанного с распорным шестом, и снабжена грузовой электролебедкой с двумя барабанами, двумя подвесными электромоторами с буксирными винтами и двумя шаговыми электродвигателями, запитываемыми от бортового источника электроэнергии и соединенными с бортовым пультом управления, при этом бортовая подъемная ловушка снабжена вторым распорным шестом, оба распорных шеста выполнены из металлической толстостенной трубы, выполняют функцию грузила и расположены параллельно, верхние подборы передней и задней стенок ловушки прикреплены каждая к своему распорному шесту, причем распорный шест передней стенки ловушки при помощи грузового троса соединен с грузовой стрелой судна, а распорный шест задней стенки ловушки соединен с грузовой электролебедкой плота катамарана, при этом концентрирующие светильники расположены между распорными шестами параллельными рядами и выполнены в виде подводных ламп накаливания.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 1991 |
|
RU2020810C1 |
ПОДЪЕМНАЯ ЛОВУШКА | 2000 |
|
RU2189140C2 |
RU 95105882 A1, 10.12.1996. |
Авторы
Даты
2013-12-20—Публикация
2012-07-18—Подача