ГАЗОСБОРНИК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2014 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2506441C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к газотурбинному двигателю со свободной турбиной, например ГТД-350.

Известен газотурбинный двигатель со свободной турбиной ГТД-350, http://www.aviadocs.net/RLE/Mi-2/CD1/Dvigateli/GTD-350 3ser TO.pdf

Недостатком указанного устройства является то, что основной причиной досрочных съемок двигателей ГТД-350 с эксплуатации является повышенный расход масла, 70% чего приходится на негерметичность воздушно - масляных полостей газосборника из-за образования усталостных трещин.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков газосборника, а за счет этого увеличение эксплуатационной надежности двигателя, увеличение ресурса, упрощение и улучшение качества ремонта.

Поставленная задача решается тем, что газосборник газотурбинного двигателя содержит корпус с двумя внешними кольцевыми фланцами, соединенными между собой продольными и радиальными ребрами, цилиндрической оболочкой и конической мембраной с поддерживающими ребрами, криволинейной оболочкой, образующими контур отвода горячих газов, и корпус подшипников турбины, размещенный во внутренней части корпуса газосборника с магистралью маслоподачи на форсунки охлаждения и смазки подшипников турбины, магистралью маслоудаления, полостью подачи холодного воздуха от компрессора для охлаждения стенок корпуса подшипников турбины, масла в магистралях маслоподачи и маслоудаления, для подачи холодного воздуха к лабиринтным уплотнениям подшипников турбины и штуцерами магистралей маслоподачи и маслоудаления, при этом корпус газосборника снабжен внутренним фланцем, корпус подшипников турбины выполнен в виде ступенчатой втулки с упорным и цилиндрическим фланцами, втулка запрессована в газосборник по двум разнесенным цилиндрическим поясам, с упором по фланцам, между ступенями втулки установлена дополнительная цилиндрическая оболочка, герметизирующая полость подачи холодного воздуха, а магистраль маслоподачи выполнена в виде каналов, образованных в теле втулки.

Преимущественно, одно из поддерживающих ребер газосборника установлено между штуцерами магистрали маслоудаления.

Преимущественно, ступенчатая втулка изготовлена из монолитного стального прутка.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

На фиг.1 показан вид и разрез устройства газосборника газотурбинного двигателя ГТД-350 (прототип);

на фиг.2 показаны конкретные места основных дефектов газосборника прототипа и приведена диаграмма;

на фиг.3 показаны вид и разрез газосборника согласно предложенному техническому решению.

Как показано на фиг.1, газосборник газотурбинного двигателя ГТД-350 представляет собой силовую конструкцию, установленную между редуктором двигателя и турбинным отсеком.

Конструкция газосборника цельносварная, состоит из стыковочных фланцев 1 и 2, соединенных между собой по внешнему контуру продольными ребрами 3, по внутреннему контуру радиальными ребрами 4, цилиндрическими оболочками 5 и 6, мембраной 7 с поддерживающими ребрами 8, оболочкой 9. Внутри цилиндрической оболочки 5 установлен корпус подшипников турбины и магистраль подвода масла 11 (см. фиг.2).

Оболочка 9 образует полости, отводящие горячие отработанные газы от турбины во внешнюю среду. Во внутренней части газосборника, собранной из нескольких деталей методом сварки, расположена трубка (магистраль) подвода масла к форсункам, воздушная полость, по которой холодный воздух турбины компрессора из надмембранной полости газосборника поступает к подшипникам турбины для защиты их от горячих газов.

Помимо этого воздух охлаждает элементы газосборника, поддерживая температуру в масловоздушной полости Б, расположенной под воздушной полостью В, в диапазоне рабочих температур масла, обеспечивающего смазку подшипников турбины.

К недостаткам конструкции газосборника прототипа относится следующее:

- монолитность цельносварной конструкции, в которой имеются зоны с высоким температурным перепадом, что приводит к значительным температурным напряжениям в деталях конструкции при работе двигателя, особенно при запуске и остановке с воздействием сопровождающей работу двигателя вибрацией, и, как следствие, с появлением трещин и разрушением деталей. С появлением трещин происходит разгерметизация воздушных и масляных полостей газосборника, что приводит к нарушению баланса давлений в лабиринтных уплотнениях подшипников турбины, защищающих подшипники от проникновения горячих газов, изменению давления масла в форсунках, проникновению масла в воздушную полость. В конечном итоге происходит разрушение подшипников турбины и снятие двигателя с эксплуатации;

- практически невозможен ремонт существующей конструкции газосборника;

- невысокая надежность изделия в целом и, как следствие, досрочное снятие двигателя с эксплуатации;

- большой объем операций контроля сварных швов.

На фиг.2 показаны места проявления дефектов газосборника и основные дефекты в центральной его части с указанием на диаграмме частоты их возникновения в процентах от общего числа дефектов.

I - трещина конического элемента между патрубками слива масла с 4-й и 5-й опор - 54%;

II - трещина по сварному шву №2 - 21%;

III - трещина по сварному шву коллектора маслофорсунки - 8%;

IV - трещина по внутренней цилиндрической обечайке газосборника - 2%;

V - трещина трубки подвода масла на 4-ю опору - 4%;

VI - трещина по посадочным фланцам газосборника (315 мм и 260 мм) - 1%;

VII - трещина по наружной обечайке сердцевины газосборника - 2%;

VIII - трещина вертикальных стоек газосборника - 1%;

IX - повторная трещина (после заварки трещины при предыдущем ремонте конического элемента между патрубками слива масла с 4-й и 5-й опор) - 4%;

X - газосборники, не имеющие дефектов, - 3%.

На фиг.3 показана конструкция газосборника согласно предлагаемому изобретению, которая состоит из двух основных элементов: корпуса газосборника и корпуса подшипников.

Корпус подшипников состоит из ступенчатой втулки 12 с цилиндрическими поясами 13 и 14 упорного фланца 15, по которым происходит стыковка с корпусом газосборника, стыкуются фланцы 15 и 16 цилиндрической оболочки 18.

Ступенчатая втулка 12 может быть изготовлена из монолитного стального прутка методом токарной, фрезерной обработок с просверленными отверстиями маслоподачи.

Элементы соединены между собой на гарантированной посадке по цилиндрическим поясам Д и Е с упором по поверхности Ж фланцев 15 и 16 посредством болтов (не показаны). При таком соединении линейные перемещения по продольной оси элементов газосборника не передаются друг на друга, перемещение происходит со скольжением без напряжения. За счет гарантированной плотной посадки по цилиндрическим поясам соблюдается сохранение единства конструкции в восприятии силовых воздействий.

Корпус газосборника внешне сохраняет существующую конструкцию с добавлением фланца 16, соединенного сваркой с ребрами 8, мембраной 7 и оболочкой 5.

Данное решение позволило также увеличить внутренний диаметр мембраны, установить шесть ребер, поддерживающих мембрану, вместо пяти ребер равномерно расположенных по окружности и, тем самым, дополнительно снизить напряжения в мембране с образованием трещин, имеющих место в прототипе в шве I в 54% случаях.

В результате использования предлагаемой конструкции увеличилась прочность и жесткость сердцевины газосборника за счет уменьшения количества швов повысилась надежность конструкции газосборника.

Устранены дефекты IV, III, V (см. фиг.2) составляющие в прототипе (2%+8%+4%)=14% от общего числа дефектов. Также устранены дефекты VII и II составляющие (2%+21%)=23%.

В прототипе (см. фиг.1) имеет место образование трещин в оболочке 5 и шве II скрытых от визуального контроля при эксплуатации и ремонте.

В предлагаемом решении помимо разгрузки оболочки 5 и шва II надежность конструкции усиливается наличием под оболочкой 5 корпуса газосборника оболочки 18 корпуса подшипников находящейся практически в ненагруженном состоянии, т.к. нагрузка от силовых воздействий на корпус подшипников воспринимается монолитной жесткой ступенчатой втулкой 12. Оболочки 5 и 18 являются стенками дополнительной буферной герметичной полости. Разрушение одной из оболочек или шва II не нарушает нормальную работу газосборника.

Устройство работает следующим образом.

Горячий воздух от турбин двигателя, минуя ребра 4, поступает в контур отвода горячих газов, ограниченный криволинейной оболочкой 9.

Масло в газосборник поступает из редуктора двигателя к маслоприемному штуцеру 21 и по каналам 17 втулки 12 корпуса подшипников - к форсункам 22, распыляющим масло на подшипники турбины, охлаждая и смазывая их.

Далее масло стекает в нижнюю часть масловоздушной полости Б корпуса подшипников, откуда удаляется через штуцера слива масла 19 обратно в редуктор двигателя.

Холодный воздух турбины компрессора через радиальные отверстия фланца 15 из надмембранной полости корпуса газосборника поступает в воздушную полость В корпуса подшипников и далее через отверстия втулки 12 направляется к лабиринтным уплотнениям 20 подшипников турбины, где вступая в газодинамическое равновесие с горячими газами, проникающими к подшипникам через конструктивные зазоры, обеспечивает защиту подшипников от их проникновения, создает противодавление масляному туману, поступающему к подшипникам из форсунок маслоподачи, и обеспечивает охлаждение деталей и масла.

Предлагаемое техническое решение значительно облегчает работы при ремонте двигателя. Проста процедура разборки газосборника на составные части, дефектация, проверочные испытания и замена на взаимозаменяемые части при капитальном ремонте. Уменьшилось количество контрольных операций при изготовлении, снизилась трудоемкость. Повысилась надежность уменьшением вероятности появления дефектов (трещин), составлявших в прототипе - (54%+14%+23%)=91%.

Проведены прочностные расчеты. Проведены натурные квалификационные испытания двигателей ГТД-350 с установленными газосборниками новой конструкции. Получены положительные результаты и рекомендации к проведению подконтрольной эксплуатации двигателей с предложенной конструкцией газосборника.

Похожие патенты RU2506441C1

название год авторы номер документа
ВЫХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОВАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ-ТВАД 2013
  • Хабибуллин Мидхат Губайдуллович
  • Хуснуллин Вячеслав Хазиевич
RU2535813C1
Способ охлаждения вала трансмиссии газотурбинного привода и элементов КИП и устройство для его осуществления 2017
  • Зарипов Юлай Мидхатович
  • Криворучко Александр Сергеевич
  • Перевозчиков Алексей Юрьевич
RU2704659C2
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Кузнецов В.А.
RU2151896C1
Малоразмерная газотурбинная установка 2024
  • Смелов Виталий Геннадьевич
  • Ткаченко Андрей Юрьевич
  • Шиманов Артем Андреевич
  • Виноградов Александр Сергеевич
  • Филинов Евгений Павлович
  • Батурин Олег Витальевич
  • Зубрилин Иван Александрович
RU2819326C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Феофанов Вячеслав Григорьевич
RU2412365C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2225523C2
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2416033C1
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2487258C1
Масляная система газотурбинного двигателя 2022
  • Голубов Александр Николаевич
  • Федоров Иван Васильевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2786876C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
RU2173819C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 506 441 C1

Реферат патента 2014 года ГАЗОСБОРНИК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к газотурбинному двигателю со свободной турбиной. Газосборник газотурбинного двигателя содержит корпус с двумя внешними кольцевыми фланцами, соединенными между собой продольными и радиальными ребрами, цилиндрической оболочкой, конической мембраной с поддерживающими ребрами и криволинейной оболочкой, образующими контур отвода горячих газов, и корпус подшипников турбины, размещенный во внутренней части корпуса газосборника с магистралью маслоподачи на форсунки охлаждения и смазки подшипников турбины, магистралью маслоудаления, полостью подачи холодного воздуха от компрессора для охлаждения стенок корпуса подшипников турбины, масла в магистралях маслоподачи и маслоудаления, для подачи холодного воздуха к лабиринтным уплотнениям подшипников турбины и штуцерами магистралей маслоподачи и маслоудаления, при этом корпус газосборника снабжен внутренним фланцем, корпус подшипников турбины выполнен в виде ступенчатой втулки с упорным и цилиндрическим фланцами, втулка запрессована в газосборник по двум разнесенным цилиндрическим поясам, с упором по фланцам, между ступенями втулки установлена дополнительная цилиндрическая оболочка, герметизирующая полость подачи холодного воздуха, а магистраль маслоподачи выполнена в виде каналов, образованных в теле втулки. Одно из поддерживающих ребер газосборника может быть установлено между штуцерами магистрали маслоудаления а ступенчатая втулка может быть изготовлена из монолитного стального прутка. Технический результат - повышение надежности газосборника и за счет этого увеличение эксплуатационной надежности двигателя, увеличение ресурса, упрощение и улучшение качества его ремонта. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 506 441 C1

1. Газосборник газотурбинного двигателя, содержащий корпус с двумя внешними кольцевыми фланцами, соединенными между собой продольными и радиальными ребрами, цилиндрической оболочкой, конической мембраной с поддерживающими ребрами и криволинейной оболочкой, образующими контур отвода горячих газов, и корпус подшипников турбины, размещенный во внутренней части корпуса газосборника с магистралью маслоподачи на форсунки охлаждения и смазки подшипников турбины, магистралью маслоудаления, полостью для подачи холодного воздуха от компрессора для охлаждения стенок корпуса подшипников турбины, масла в магистралях маслоподачи и маслоудаления, для подачи холодного воздуха к лабиринтным уплотнениям подшипников турбины и штуцерами магистралей маслоподачи и маслоудаления, отличающийся тем, что корпус газосборника снабжен внутренним фланцем, корпус подшипников турбины выполнен в виде ступенчатой втулки с упорным и цилиндрическим фланцами, втулка запрессована в газосборник по двум разнесенным цилиндрическим поясам, с упором по фланцам, между ступенями втулки установлена дополнительная цилиндрическая оболочка, герметизирующая полость подачи холодного воздуха, а магистраль маслоподачи выполнена в виде каналов, образованных в теле втулки.

2. Газосборник по п.1, отличающийся тем, что одно из поддерживающих ребер установлено между штуцерами магистрали маслоудаления.

3. Газосборник по п.1, отличающийся тем, что ступенчатая втулка изготовлена из монолитного металлического прутка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2506441C1

RU 95104814 A1, 10.04.1997
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Баранов Владимир Васильевич
  • Баранов Александр Васильевич
RU2282040C2
Механизированный астигмоптометр 1958
  • Волков В.В.
SU121527A1
0
  • К. И. Жданов, А. Г. Томилин, А. М. Пол Ков, А. А. Лужин, Ю. Н. Васильев, Н. А. Шеремет, Г. П. Каинов, Ю. Г. Бехли
  • Е. П. Федоров
SU288453A1
US 6128904 A, 10.10.2000
US 4537031 A, 27.08.1985.

RU 2 506 441 C1

Авторы

Тюрин Евгений Александрович

Даты

2014-02-10Публикация

2012-12-12Подача