Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкциям лопастей осевых вентиляторов, которые могут использоваться в бытовых целях, а также во вспомогательных механизмах для обеспечения циркуляции воздуха.
Известна лопасть осевого вентилятора, содержащая выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку. При этом углы наклона прямых, соединяющих края корневой части, средней части и верхней кромки к плоскости вращения лопасти выполнены в соотношении как 2,5: 1,6: 1 (патент RU 2244854, МПК 7 F04D 29/38).
Известна лопасть осевого вентилятора, содержащая выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку. При этом радиусы внутренней кривизны корневой части, средней части и верхней кромки выбраны в соотношении 1:1,67:1,08, а максимальные толщины сечений лопасти в указанных частях выбраны в соотношении 1,45:1,17:1. Профиль лопасти выполнен серповидным, причем радиус кривизны R вогнутого сбегающего края выбран большим радиуса кривизны Rcp средней линии лопасти, а радиус кривизны R1 выпуклого набегающего края выбран меньшим радиуса кривизны Rcp средней линии лопасти, то есть
что обеспечивает необходимую толщину δ лопасти для придания ей необходимой прочности и жесткости. Данные радиусы кривизны могут быть переменными по длине лопасти (патент RU 2274770, МПК F04D 19/00, F04D 29/38).
Основными недостатками описанных лопастей осевого вентилятора являются невысокие характеристики по производительности, напору нагнетания и к.п.д. работы осевого вентилятора вследствие отсутствия рекомендаций по выбору взаимосвязи между углом α входа воздушной массы в межлопастной канал и углом γ выхода воздушной массы из межлопастного канала, причем угол α соответствует углу наклона передней кромки средней линии лопасти, а угол γ соответствует углу наклона задней кромки средней линии лопасти. Кроме того, заданное соотношение (1) радиусов кривизны лопасти не позволяет изготовить лопасть с оптимальными геометрическими характеристиками, так как при малом числе лопастей, от двух до шести, вогнутый сбегающий край имеет более существенное влияние на формирование скорости и направления воздушной массы на ее выходе из межлопастного канала, чем выпуклый набегающий край.
Задачей данного изобретения является повышение производительности, напора нагнетания и к.п.д. работы осевого вентилятора при сохранении необходимой прочности и жесткости лопасти в процессе эксплуатации.
Поставленная задача решается тем, что у лопасти осевого вентилятора, содержащей выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку, согласно изобретению радиус кривизны вогнутого сбегающего края выполнен равным радиусу кривизны средней линии лопасти, а радиус кривизны выпуклого набегающего края выбран исходя из обеспечения необходимой толщины лопасти в среднем по ее длине сечении, причем угол входа воздушной массы в межлопастной канал и угол выхода из него связаны соотношением:
где γ - угол выхода воздушной массы из межлопастного канала;
φ - коэффициент, учитывающий потери скорости воздушной массы в межлопастном канале, составляющий от 1 до 0,9;
α - угол входа воздушной массы в межлопастной канал,
а параметры лопасти выполнены в соответствии со следующими выражениями:
где R - радиус кривизны средней линии лопасти;
а - ширина лопасти в осевом направлении,
где l - общая длина лопасти,
где b - ширина лопасти по фронту.
Повышение производительности, напора нагнетания и к.п.д. работы осевого вентилятора обеспечивается за счет оптимального соотношения между углом входа воздушного потока в межлопастной канал α и углом выхода воздушного потока из межлопастного канала, а выполнение радиуса кривизны вогнутого сбегающего края равным радиусу кривизны средней линии лопасти, и радиуса кривизны выпуклого набегающего края исходя из обеспечения необходимой толщины лопасти в среднем по ее длине сечении упрощает процесс профилирования лопасти при сохранении необходимой прочности и жесткости.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлены основные параметры лопасти; на фиг.2 изображен профиль средней линии лопасти в зависимости от угла α входа воздушной массы в межлопастной канал α при φ=1; на фиг.3 изображен профиль средней линии лопасти в зависимости от коэффициента φ, учитывающего потери скорости в межлопастном канале φ; на фиг.4 представлено конструктивное исполнение лопасти осевого вентилятора.
Кроме этого, на чертеже дополнительно обозначено следующее:
- α - угол входа воздушной массы в межлопастной канал;
- γ - угол выхода воздушной массы из межлопастного канала;
- R - радиус кривизны средней линии лопасти (фиг.1) и радиус R кривизны вогнутого сбегающего края (фиг.4), равный радиусу кривизны средней линии лопасти;
- c1 - абсолютная скорость воздушной массы на входе в межлопастной канал;
- ω1 - относительная скорость воздушной массы на входе в межлопастной канал;
- u - окружная скорость воздушной массы на входе в межлопастной канал и на выходе из межлопастного канала;
- c2 - абсолютная скорость воздушной массы на выходе из межлопастного канала;
- ω2 - относительная скорость воздушной массы на выходе из межлопастного канала;
- b - ширина лопасти по фронту лопастной решетки;
- а - ширина лопасти по фронту;
- R1 - радиус кривизны выпуклого набегающего края;
- δ - необходимая толщина лопасти в среднем по ее длине сечении.
Лопасть осевого вентилятора содержит выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку. Радиус кривизны вогнутого сбегающего края выполнен равным радиусу кривизны средней линии лопасти, а радиус кривизны выпуклого набегающего края R1 выбран исходя из обеспечения необходимой толщины δ лопасти в среднем по ее длине сечении. Угол α входа воздушной массы в межлопастной канал и угол γ выхода воздушной массы из межлопастного канала связаны соотношением (2). Радиус кривизны R средней линии лопасти, общая длина 1 лопасти в осевом направлении и ширина b лопасти по фронту выполнены согласно выражениям (3), (4), (5) соответственно.
Лопасть осевого вентилятора работает следующим образом. При вращении вентилятора воздушная масса поступает в межлопастные каналы. Перемещаясь вдоль каналов, она ускоряется под действием вращения вентилятора и покидает его с большей, чем на входе скоростью.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить производительность, напор и к.п.д. работы осевого вентилятора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 2003 |
|
RU2274770C2 |
ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 2003 |
|
RU2244854C2 |
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР | 2007 |
|
RU2362911C2 |
ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 2001 |
|
RU2205297C2 |
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР | 1999 |
|
RU2208711C2 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603377C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603380C1 |
ВЕРТИКАЛЬНО-ОСЕВАЯ ВЕТРОВАЯ И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТУРБИНА С РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОТОКА | 2013 |
|
RU2645187C2 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603384C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ВТОРОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603383C1 |
Лопасть осевого вентилятора предназначена для использования в бытовых целях, а также во вспомогательных механизмах для обеспечения циркуляции воздуха. Лопасть содержит выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку. Радиус кривизны вогнутого сбегающего края выполнен равным радиусу кривизны средней линии лопасти, а радиус кривизны выпуклого набегающего края выбран исходя из обеспечения необходимой толщины лопасти в среднем по ее длине сечении. Угол входа воздушной массы в межлопастной канал и угол выхода из него связаны соотношением: γ=tan
-1(φ/cosα), где γ - угол выхода воздушной массы из межлопастного канала; φ - коэффициент, учитывающий потери скорости воздушной массы в межлопастном канале, составляющий от 1 до 0,9; α - угол входа воздушной массы в межлопастной канал. Параметры лопасти выполнены в соответствии со следующими выражениями: R=a/(cosα-cosγ), где R - радиус кривизны средней линии лопасти; а - ширина лопасти в осевом направлении, l=(2πR(γ-α))/360, где l -
общая длина лопасти, b=R (sinγ-sinα), где b - ширина лопасти по фронту. Повышаются производительность, напор и к.п.д. работы вентилятора при сохранении необходимой прочности и жесткости лопасти в процессе эксплуатации. 4 ил.
Лопасть осевого вентилятора, содержащая выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку, отличающаяся тем, что радиус кривизны вогнутого сбегающего края выполнен равным радиусу кривизны средней линии лопасти, а радиус кривизны выпуклого набегающего края выбран исходя из обеспечения необходимой толщины лопасти в среднем по ее длине сечении, причем угол входа воздушной массы в межлопастной канал и угол выхода из него связаны соотношением:
,
где γ - угол выхода воздушной массы из межлопастного канала;
φ - коэффициент, учитывающий потери скорости воздушной массы в межлопастном канале, составляющий от 1 до 0,9;
α - угол входа воздушной массы в межлопастной канал,
а параметры лопасти выполнены в соответствии со следующими выражениями:
,
где R - радиус кривизны средней линии лопасти;
а - ширина лопасти в осевом направлении,
,
где l - общая длина лопасти,
b=R(sinγ-sinα),
где b - ширина лопасти по фронту.
ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 2003 |
|
RU2274770C2 |
ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 2001 |
|
RU2205297C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР И ЕГО РАБОЧЕЕ КОЛЕСО | 2008 |
|
RU2492363C2 |
US 4595340 A, 17.06.1986 | |||
DE 202004012015 U1, 22.12.2005 |
Авторы
Даты
2014-05-20—Публикация
2012-11-12—Подача