ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР С СИСТЕМОЙ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛОВ И ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ Российский патент 2014 года по МПК F16H57/04 

Описание патента на изобретение RU2519308C2

Предлагаемое изобретение относится к области редукторостроения, в частности к зубчатым редукторам с системами уплотнений валов и фрикционными муфтами с гидравлическим управлением.

Известна система отвода протечек масла из уплотнений турбодетандера в поплавковые камеры, в которой для улучшения отвода загазованного масла из уплотнений турбодетандера в линии отвода загазованного масла из поплавковых камер установлен инжектор с подведенной к его соплу магистралью масла смазки из системы смазки и уплотнений турбодетандера (см., например, патент RU 2241835 С2, 06.05.2002).

Известны зубчатые редукторы с уплотнением выходного конца вала, выполненного гребеночным (лабиринтным), с образованием промежуточных камер между гребенками (см., например, справочник «Редукторы энергетических машин» под ред. Ю.А.Державца. Л.: Машиностроение, ЛО, 1985, стр.11, рис.1.9).

Известен зубчатый редуктор с системой уплотнений валов, содержащий корпус с масляным картером в нем, с зубчатыми колесами и шестернями, установленными на размещенных в подшипниках валах с содержащими промежуточную камеру уплотнениями их выходных концов, в котором промежуточная камера уплотнения выходного конца вала сообщена с масляным картером трубопроводом, выход которого соединен или с приемным отверстием всасывающего трубопровода шестеренного насоса смазки, или с эжектором, у которого сопло соединено с магистралью нагнетания масла шестеренного насоса смазки (см., например, патент RU 2448294 С1, 18.11.2010) - прототип.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения экономичности и надежности зубчатых редукторов, в том числе снижения пожароопасности, путем использования для отсоса протечек масла из уплотнений выходных концов валов эжектора, к соплу которого подведен трубопровод сброса масла из редукционного клапана насоса управления фрикционной муфты.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемом зубчатом редукторе с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, содержащем корпус с масляным картером в нем, с зубчатыми колесами и шестернями, установленными на размещенных в подшипниках валах с содержащими промежуточные камеры уплотнениями их выходных концов, фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов, насос управления фрикционной муфты с редукционным клапаном, запорный клапан с приводом, магистраль масла управления, эжектор отсоса протечек масла из уплотнений выходных концов валов и трубопроводы, согласно изобретению к соплу эжектора отсоса протечек масла из уплотнений выходных концов валов подведен трубопровод сброса масла из редукционного клапана насоса управления фрикционной муфты.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что к соплу эжектора отсоса протечек масла из уплотнений выходных концов валов подведен трубопровод сброса масла из редукционного клапана насоса управления фрикционной муфты.

На чертеже схематично представлен предлагаемый зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением.

В корпусе 1 зубчатого редуктора с масляным картером 2 в нем размещены в подшипниках (их позиции на фиг.1 не обозначены) ведущий вал 3 с содержащим промежуточную камеру (на фиг.1 не показана) уплотнением 4 его выходного конца (присоединяемого к двигателю) и шестерней 5, в зацеплении с которой на ведомом валу 6 выполнено зубчатое колесо 7. Внутри зубчатого колеса 7 размещена фрикционная муфта 8 с гидравлическим управлением с возможностью жесткого соединения с ее помощью колеса 7 и ведомого вала 6. На ведомом валу 6 установлена также зубчатая шестерня 9, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 10, размещенным на промежуточном валу 11 с зубчатой шестерней 12 на нем, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом 13, установленным на выходном валу 14 с содержащим промежуточную камеру (на фиг.1 не показана) уплотнением 15 его выходного конца (для соединения с гребным винтом, например). От зубчатого колеса 7 осуществлен через содержащее промежуточную камеру (на фиг.1 не показана) уплотнение 16 привод (на фиг.1 не показан) насоса масла смазки 17 и насоса масла управления 18 фрикционной муфты 8. В нагнетательном трубопроводе 19 масла управления (от насоса масла управления 18 к фрикционной муфте 8) установлен запорный клапан 20 с приводом. Участок нагнетательного трубопровода 19 между насосом 18 и клапаном 20 соединен трубопроводом 21, в котором установлен редукционный клапан 22, с соплом эжектора 23, всасывающая полость которого соединена трубопроводами 24 и 25 с уплотнениями 15, 16 и 4 выходных концов валов соответственно.

Работает система уплотнения предлагаемого зубчатого редуктора с фрикционной муфтой с гидравлическим управлением следующим образом (см. фиг.1).

Первоначально, при включении и прогреве двигателя, с которым соединен (работает) редуктор, должен быть закрыт запорный клапан 20, установленный в трубопроводе 19 подачи масла управления на включение фрикционной муфты 8 с гидравлическим управлением. При этом вращается вал 3 (ведущий, соединяемый с двигателем) вместе с размещенной на нем шестерней 5 и находящимся с ней в зацеплении зубчатым колесом 7, и приводимые от него шестеренные насосы смазки 17 и управления 18, размещенные на корпусе 1 редуктора. Насосом смазки 17 подается масло на смазку и охлаждение зацеплений зубчатых шестерен и колес и подшипников, в которых вращаются валы (устройства системы смазки и охлаждения редуктора на фиг.1 показаны условно и их поз. не обозначены). До включения фрикционной муфты 8 идет прогрев двигателя и вал 6, шестерня 9, колесо 10, вал 11, шестерня 12, колесо 13 и вал 14 (выходной, соединяемый, например, с гребным винтом) не вращаются (нет передачи на винт крутящего момента). Насос управления 18, приводимый также как и насос 17, от вала 3 через шестерню 5 и колесо 7, работает, но так как клапан 20 закрыт, то все масло управления от насоса 18 по трубопроводу 19 поступает к редукционному клапану 22, который перепускает все поступившее к нему масло по трубопроводу 21 к соплу (силовому входу) эжектора 23, к всасывающей полости которого подведены трубопроводы 24, 25 отвода масла из уплотнений 15, 16 и 4. Эжектор 23 сбрасывает масло в картер 2 редуктора.

При необходимости передачи мощности (крутящего момента) от двигателя к валу 14 (выходному) включают фрикционную муфту с гидравлическим управлением, открыв для этого запорный клапан 20 и подав тем самым масло управления по трубопроводу 19 в управляющую полость (на фиг.1 не обозначена) муфты 8. После включения муфты 8 (жесткого соединения колеса 7 и вала 6) крутящий момент от двигателя посредством вала 3, шестерни 5, зубчатого колеса 7, вала 6, шестерни 9, колеса 10, вала 11 шестерни 12 и зубчатого колеса 13 передается на вал 14 (выходной), с которым соединен потребитель мощности (гребной винт). При включенной муфте (работе редуктора с передачей мощности) к эжектору 23 поступает через редукционный клапан 22 только часть масла управления от насоса управления 18, другая (меньшая) часть идет на поддержание муфты 8 во включенном состоянии.

Для обеспечения нормальной работы эжектора по отсасыванию протечек масла из уплотнений выходных концов валов поступающей к нему части масла управления вполне достаточно. И только в момент включения фрикционной муфты 8 (при открытии клапана 20) почти все масло управления поступает по трубопроводу 19 через клапан 20 к муфте 8, а к соплу эжектора 23 масло почти не поступает. Но режим включения фрикционной муфты с гидравлическим управлением кратковременный (не более 1 мин) и на отвод протечек масла из уплотнений выходных концов валов практически не влияет.

Похожие патенты RU2519308C2

название год авторы номер документа
ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР С СИСТЕМОЙ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛОВ 2010
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2448294C1
ГЛАВНЫЙ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ АГРЕГАТ С РЕВЕРСИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2018
  • Попов Герман Михайлович
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Фетисов Павел Владимирович
  • Степичева Светлана Игоревна
RU2686258C1
СУДОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР 2012
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Степичева Светлана Игоревна
RU2516770C2
СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА 2011
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2472047C1
Система включения фрикционных муфт с гидравлическим управлением судового зубчатого редуктора 2020
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Илющенко Роман Владимирович
  • Припутнев Алексей Владимирович
RU2753978C1
СИСТЕМА ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА 2017
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Фетисов Павел Владимирович
  • Илющенко Роман Владимирович
RU2674729C1
Система включения фрикционных муфт с гидравлическим управлением судового суммирующего реверсивного редуктора 2020
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Ступичева Светлана Игоревна
RU2754233C1
ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР 2013
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2540226C1
НАСОС ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Шкутов Дмитрий Дмитриевич
RU2297551C1
Система смазки и управления фрикционной муфты сцепления 2020
  • Ложкин Борис Николаевич
  • Грязнов Михаил Владимирович
  • Маслаев Андрей Борисович
  • Цилюрик Евгений Степанович
  • Щенников Иван Андреевич
  • Сидоров Николай Владимирович
  • Абызов Олег Витальевич
RU2730801C1

Реферат патента 2014 года ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР С СИСТЕМОЙ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛОВ И ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к области редукторостроения. Зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением содержит корпус (1) с масляным картером (2), фрикционную муфту (8) с гидравлическим управлением, установленные на корпусе (1) насос (17) смазки редуктора и насос (18) управления фрикционной муфтой с редукционным клапаном (22), запорный клапан (20) с приводом. К силовому входу эжектора (23) отсоса протечек масла из уплотнений (4, 15, 16) выходных концов валов подведен трубопровод (21) сброса масла из редукционного клапана (22) насоса (18) управления фрикционной муфтой. Изобретение направлено на повышение надежности и экономичности работы зубчатого редуктора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 519 308 C2

Зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, содержащий корпус с масляным картером в нем, с зубчатыми колесами и шестернями, установленными на размещенных в подшипниках валах с содержащими промежуточные камеры уплотнениями их выходных концов, фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов, установленные на корпусе насос смазки редуктора и насос управления фрикционной муфты с редукционным клапаном, запорный клапан с приводом, магистраль масла управления, эжектор отсоса протечек масла из уплотнений валов и трубопроводы, отличающийся тем, что к силовому входу эжектора отсоса протечек масла из уплотнений выходных концов валов подведен трубопровод сброса масла из редукционного клапана насоса управления фрикционной муфты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2519308C2

ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР С СИСТЕМОЙ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛОВ 2010
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2448294C1
СИСТЕМА ОТВОДА ЗАГАЗОВАННОГО МАСЛА ИЗ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОДЕТАНДЕРА 2002
  • Архипов Л.И.
  • Дюбанов Ю.В.
  • Карасева М.В.
  • Кюнченков В.Я.
  • Рыбин П.А.
RU2241835C2
"Редукторы энергетических машин"
Справочник
Под ред.Ю.А.ДЕРЖАВЦА
" Л.: Машиностроение, 1985, с.11рис.1.9

RU 2 519 308 C2

Авторы

Паюсов Валентин Изосимович

Попов Герман Михайлович

Даты

2014-06-10Публикация

2012-08-29Подача