СИСТЕМА И БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ФУНКЦИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ Российский патент 2014 года по МПК G07C5/00 

Описание патента на изобретение RU2523181C2

Изобретение относится к системе, содержащей тахограф и бортовое устройство для системы, выполненной в качестве тахографа. Система предусмотрена для установки в автомобиле.

По меньшей мере в рамках Европейского Союза для контроля времени управления и отдыха, а также максимально допустимых скоростей автомобилей грузоподъемностью свыше 3,5 тонны предписан цифровой тахограф. Кроме того, такие автомобили во все большей степени оснащаются бортовыми устройствами для взимания дорожного сбора. В будущем оснащение тахографом и бортовым устройством для взимания дорожного сбора может быть предписано также легковым автомобилям.

Задачей изобретения является создание системы, которая была бы простой и надежной. Кроме того, задачей изобретения является создание бортового устройства, обеспечивающего простую и надежную систему.

Изобретение характеризуется системой, содержащей бортовое устройство, выполненное в качестве тахографа. Кроме того, изобретение характеризуется таким бортовым устройством. Система содержит по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи, которые для использования бортовым устройством соединяются с бортовым устройством или включаются в него. Бортовое устройство содержит по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного из следующих автомобильных устройств: устройства для взимания дорожного сбора, устройства для сбора данных о событиях, устройства подачи аварийных сигналов, устройства контроля транспортировки, устройства управления парком. Бортовое устройство выполнено с возможностью замены соответствующего устройства автомобиля в отношении этой по меньшей мере одной функции. Система может быть особенно простой и надежной. Кроме того, система может быть особенно экономичной. В частности, каждое устройство также может быть особенно экономичным.

Изобретение основано на понимании того, что тахограф по меньшей мере в Европейском Союзе уже предписан автомобилям грузоподъемностью свыше 3,5 тонны и поэтому предусмотрен в таких автомобилях для контроля времени управления и отдыха, а также максимально допустимых скоростей. Автомобильные устройства, в частности, например, устройство для взимания дорожного сбора и/или устройство для сбора данных о событиях, и/или устройство подачи аварийных сигналов, и/или устройство контроля транспортировки, также могут быть предписаны. Кроме того, устройство для взимания дорожного сбора, устройство подачи аварийных сигналов, устройство контроля транспортировки, устройство слежения за курсом автомобиля, устройство управления парком, а при известных условиях и устройство для сбора данных о событиях требуют обращения к устройству для определения положения и/или к устройству радиосвязи. Кроме того, тахограф выполнен особенно достоверным и надежным и соединен с датчиками для надежной записи в память результатов измерений, например скорости движения. Благодаря тому, что тахограф содержит по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного компонента автомобиля и в этом смысле заменяет компонент автомобиля, соответствующему компоненту автомобиля не нужно больше иметь эту по меньшей мере одну из его функций, и он, следовательно, может быть выполнен просто и экономично. Система с бортовым устройством создает единую платформу для интеграции функций автомобильных устройств. Компоненты автомобильных устройств или даже целые автомобильные устройства могут заменяться системой, и тем самым на них можно сэкономить. Предпочтительно, система содержит также по меньшей мере один компонент автомобиля, по меньшей мере одной функцией которой обладает бортовое устройство. Кроме того, этот по меньшей мере один компонент автомобиля соединен с бортовым устройством, например, автомобильной шиной данных или входит в состав бортового устройства.

В предпочтительном варианте выполнения бортовое устройство имеет, соответственно, по меньшей мере одну функцию по меньшей мере двух из автомобильных устройств. Эти по меньшей мере два из автомобильных устройств совместно используют по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи. Преимущество состоит в том, что по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи должно быть предусмотрено в автомобиле лишь в единственном числе. Таким образом, соответствующее автомобильное устройство может быть выполнено просто и экономично. Например, может быть предусмотрено, чтобы одно из автомобильных устройств или бортовое устройство содержало по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи. Однако может быть предусмотрено также, чтобы по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи было выполнено в виде отдельного модуля, т.е. чтобы они не принадлежали ни одному из автомобильных устройств или бортовому устройству и чтобы по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи и по меньшей мере одна автомобильная компонента были соединены с бортовым устройством.

В другом предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере одна функция включает пользовательский интерфейс. Вследствие того, что бортовое устройство имеет пользовательский интерфейс по меньшей мере одного из автомобильных устройств, это соответствующее автомобильное устройство не должно больше иметь пользовательского интерфейса и, следовательно, может быть выполнено просто и экономично. Кроме того, это соответствующее автомобильное устройство не нуждается также в особенно доступной для обслуживания установке в автомобиле. В результате размещение или монтаж этого соответствующего устройства могут быть особенно простыми и экономичными. Пользовательский интерфейс может содержать, например, индикатор и/или по меньшей мере орган управления.

В другом предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере одна функция включает запись данных в память. Преимущество заключается в том, чтобы тахограф уже был выполнен для достоверной и надежной записи в память и чтобы тахограф, таким образом, мог также очень просто записывать в память данные соответствующего автомобильного устройства. В этом случае такое соответствующее автомобильное устройство не требуется выполнять с возможностью записи в память данных и, следовательно, оно может быть выполнено особенно просто и экономично.

В этой связи предпочтительно, чтобы бортовое устройство было выполнено с криптографической защитой записи данных в памяти посредством снабжения цифровой подписью и/или шифрования. Преимущество состоит в том, что тахограф уже выполнен с использованием криптографической цифровой подписи (маркирования) и/или шифрования. Таким образом, тахограф может также очень просто с соответствующей надежностью хранить данные того или иного автомобильного устройства. Соответствующее автомобильное устройство не требуется тогда выполнять с возможностью криптографического маркирования и/или шифрования, следовательно, оно может выполняться особенно просто и экономично.

В очередном предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере одна функция включает обмен данными с помощью по меньшей мере одного устройства радиосвязи. Это имеет то преимущество, что соответствующее автомобильное устройство не требуется выполнять таким образом, чтобы осуществлять обмен данными с помощью по меньшей мере одного устройства радиосвязи и, в частности, чтобы даже самому иметь устройство радиосвязи. Таким образом, соответствующее автомобильное устройство может быть выполнено особенно просто и экономично.

В этой связи предпочтительно, чтобы бортовое устройство было выполнено с возможностью криптографического маркирования, и/или проверки, и/или шифрования, и/или дешифрования передач данных. Преимущество заключается в том, что тахограф уже выполнен с учетом криптографического маркирования, и/или проверки, и/или шифрования, и/или дешифрования. Таким образом, тахограф может также очень просто соответствующим образом обрабатывать данные для передач данных того или иного автомобильного устройства. В этом случае такое соответствующее автомобильное устройство не требуется выполнять с возможностью передачи или приема данных криптографически маркированными, и/или перепроверенными, и/или зашифрованными, и/или расшифрованными и, следовательно, может быть выполнено особенно просто и экономично.

В предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере одна функция включает определение положения с помощью по меньшей мере одного устройства для определения положения. Это имеет то преимущество, что соответствующее автомобильное устройство не требуется выполнять с возможностью определения положения с помощью по меньшей мере одного устройства для определения положения и, в частности, чтобы даже самому иметь устройство для определения положения. Таким образом, это соответствующее автомобильное устройство может быть выполнено особенно просто и экономично.

В очередном предпочтительном варианте выполнения бортовое устройство выполнено с обращением по меньшей мере к одному устройству для определения положения и/или по меньшей мере к одному устройству радиосвязи в отношении полной замены по меньшей мере одного автомобильного устройства. Преимущество заключается в том, что больше нет необходимости в отдельно выполненном автомобильном устройстве, так что для него, следовательно, не нужно никакого пространства для монтажа, и никаких расходов не возникает. Функции этого соответствующего автомобильного устройства полностью интегрированы в бортовое устройство. Таким образом, система может быть особенно простой и надежной.

В очередном предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере одно устройство радиосвязи выполнено с возможностью обмена данными с одним соответствующим устройством радиосвязи по меньшей мере в одном другом автомобиле. В результате возможна связь между автомобилями. Благодаря этому, в частности, возможны улучшение транспортного потока или предупреждения об аварии, заторе, гололеде или тумане с большой актуальностью и релевантностью благодаря своевременному и локальному распространению этих данных.

В очередном предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере одно устройство радиосвязи выполнено с возможностью обмена данными через базовую станцию подвижной радиосвязи. Благодаря этому возможен обмен данными даже на большие расстояния.

В очередном предпочтительном варианте выполнения система и соответствующее бортовое устройство выполнены для передачи с помощью по меньшей мере одного устройства радиосвязи определенных данных посредством по меньшей мере одного устройства для определения положения текущего положения, и/или пройденного участка пути, и/или информации о скорости, и/или предупреждения об аварии, и/или аварийного сигнала, и/или веса дополнительного груза, и/или температуры в пространстве для груза, и/или расхода топлива. Таким образом, эти текущие данные и информация могут выходить даже за пределы автомобиля, например, в частности, текущее положение, и/или пройденный участок пути, и/или информация о скорости, и/или информация о времени управления и отдыха, и/или вес дополнительного груза, и/или температура в пространстве для груза в целях контроля или проверки, например, для контролирующих органов, или текущее положение, и/или вес дополнительного груза, и/или расход топлива для управления парком, и/или пройденный участок пути или текущее положение, и/или пройденный участок пути для определения дорожного сбора. Кроме того, в случае аварии могут предупреждаться другие автомобили, и/или при обнаружении аварии может подаваться аварийный сигнал, предпочтительно даже автоматически.

Ниже примеры выполнения изобретения поясняются со ссылкой на схематические чертежи, на которых:

фиг.1 изображает первый вариант выполнения системы с внешними участниками процесса связи,

фиг.2 - второй вариант выполнения системы и

фиг.3 - очередную схему системы с внешними участниками процесса связи.

Элементы одинаковой конструкции или одинаковой функциональности на всех чертежах обозначены одинаковыми позициями.

Система содержит бортовое устройство UOBU, выполненное в виде тахографа DTCO и, в частности, цифрового тахографа DTCO (фиг.1 и 2). Кроме того, система содержит по меньшей мере одно устройство POS для определения положения и по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи. Предпочтительно, система содержит как по меньшей мере одно устройство POS для определения положения, так и по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи. Они соединены или с бортовым устройством UOBU, чтобы использоваться через бортовое устройство UOBU, например, с помощью автомобильной шины данных, в частности это CAN (локальная сеть контроллеров), LIN (локальная сеть межсоединений) или MOST (транспорт медиа-ориентированных систем); или они входят в состав бортового устройства (UOBU), т.е., например, интегрированы в него или установлены на нем. Система предусмотрена для установки в автомобиле и, в частности, для установки в грузовом автомобиле. Однако система может быть также предусмотрена, например, для установки в легковом автомобиле или в другом транспортном средстве.

По меньшей мере одно устройство POS для определения положения содержит, в частности, приемник для приема информации о положении или времени со спутниковой системы определения положения, например, GPS (Глобальная система определения местоположения), или Galileo, или другой системы определения положения. Спутниковая система определения положения символизируется спутником SAT. Однако по меньшей мере одна система POS определения положения может быть выполнена также для определения текущего положения иным образом, например посредством дорожных карт с учетом ускорений, скорости движения и/или угла поворота рулевого колеса или чего-либо в этом роде, например гироскопа. По меньшей мере одно устройство POS определения положения может быть образовано, например, системой навигации, показывающей определенное текущее положение, например, с помощью автомобильной шины данных.

По меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи предпочтительно включает дальнюю радиосвязь LR и/или ближнюю радиосвязь SR. По меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи включает в качестве дальней радиосвязи LR, в частности, например, подвижную радиосвязь, например UMTS (Универсальная мобильная телекоммуникационная система) и/или GPRS (Общий сервис пакетной радиосвязи). Кроме того, устройство СОМ радиосвязи может быть также выполнено для использования оперативной радиосвязи. В качестве ближней радиосвязи SR по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи может включать, в частности, например, WLAN (беспроводная локальна сеть), и/или DSRC (специализированная связь ближней дальности), и/или Bluetooth. WLAN предусмотрен согласно IEEE 802.llp. Однако по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи может быть также выполнено иначе и использовать для дальней радиосвязи LR и/или для ближней радиосвязи SR другие или дополнительные технологии по сравнению с указанными.

Бортовое устройство UOBU соединяется по меньшей мере с одним первым датчиком SENS1. По меньшей мере один первый датчик SENSI выполнен, в частности, для регистрации скорости движения и/или пройденного участка пути. По меньшей мере один первый датчик SENS1 может быть выполнен также для регистрации ускорения автомобиля. Кроме того, может быть предусмотрен также по меньшей мере один второй датчик SENS2. По меньшей мере один второй датчик SENS2 выполнен, например, в качестве датчика для регистрации температуры пространства для груза, и/или веса дополнительного груза, и/или влажности воздуха, и/или расхода питьевой воды, и/или вентиляции в пространстве для груза, и/или расхода топлива. По меньшей мере один первый датчик SENS1 и/или по меньшей мере один второй датчик SENS2 могут содержать также дополнительные датчики. По меньшей мере один первый датчик SENS1 содержит, в частности, такие датчики, которые необходимы для работы тахографа DTCO, например, на основе установленных законом предписаний. В то же время по меньшей мере один второй датчик SENS2 содержит, в частности, такие датчики, которые произвольно предусмотрены для таких применений, как, например, управление FLOTM парком, слежение TRACK за курсом автомобиля или контроль транспортировки. Предпочтительно, бортовое устройство UOBU имеет доступ к результатам измерения с помощью по меньшей мере одного первого датчика SENS1 и по меньшей мере одного второго датчика SENS2.

Бортовое устройство UOBU содержит по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного из следующих автомобильных устройств: бортового устройства MOBU для взимания дорожного сбора, и/или устройства EDR для сбора данных о событиях, и/или устройства ECALL подачи аварийных сигналов, и/или устройства TRANS контроля транспортировки, и/или устройства POSTRACK слежения за курсом автомобиля, и/или устройства FLOT управления парком. Кроме того, бортовое устройство UOBU может также содержать по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного дополнительного автомобильного устройства, не содержащегося в этом перечне. Бортовое устройство UOBU выполнено для замены соответствующего автомобильного устройства, предусмотренного в автомобиле в отношении этой по меньшей мере одной соответствующей функции, т.е. соответствующее автомобильное устройство не обязано само выполнять эту функцию, чтобы пользоваться ею. Предпочтительно, бортовое устройство UOBU выполнено с возможностью полной замены функций соответствующего автомобильного устройства, т.е. бортовое устройство UOBU предпочтительно включает все необходимые функции каждого автомобильного компонента, вследствие чего автомобильный компонент интегрирован в бортовое устройство UOBU или входит в его состав.

На основе интеграции функций автомобильных устройств, которыми тахограф DTCO обычно не обладает и которые для предписанной ему работы не нужны, а также достигнутой в результате универсальности тахографа DTCO и бортового устройства UOBU тахограф DTCO и бортовое устройство UOBU могут быть названы также «универсальным бортовым устройством». Таким образом, число и/или комплекс автомобильных устройств в автомобиле могут быть сокращены без необходимости отказа от их функций. Функции автомобильных устройств частично или полностью интегрированы в бортовое устройство UOBU, основой которого является тахограф DTCO, который в Европейском Союзе и так уже предписан автомобилям грузоподъемностью свыше 3,5 тонны.

Автомобильные устройства, предусмотренные в автомобиле и частично или полностью интегрированные в бортовое устройство UOBU, предпочтительно совместно используют по меньшей мере одно устройство POS для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи. Благодаря этому автомобильным устройствам нет необходимости иметь собственное устройство POS для определения положения и собственное устройство СОМ радиосвязи. По меньшей мере одно устройство POS для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи могут быть выполнены в виде отдельных блоков или могут быть установлены в бортовом устройстве UOBU или в одном из автомобильных устройств. Если по меньшей мере одно устройство POS для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи установлены в одном из автомобильных устройств, например в отдельно выполненном бортовом устройстве MOBU для взимания дорожного сбора, то они все же не предусмотрены для исключительного использования этим автомобильным компонентом, а используются также другими автомобильными устройствами или бортовым устройством UOBU. Бортовое устройство UOBU может быть выполнено для координации или управления использованием по меньшей мере одного устройства POS для определения положения и/или по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи с помощью автомобильных компонент.

По меньшей мере одно устройство POS для определения положения и по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи не нуждаются в установке в одном и том же автомобильном компоненте или на нем, или их обоих в бортовом устройстве UOBU или на нем, они могут быть выполнены независимо друг от друга в виде отдельного модуля, установлены в бортовом устройстве UOBU или на нем, или распределены по двум или более автомобильным компонентам. Например, блоки дальней радиосвязи LR и ближней радиосвязи SR устройства СОМ радиосвязи могут быть выполнены отдельно друг от друга и установлены в разных местах или в разных автомобильных компонентах. Например, может быть также предусмотрено, чтобы по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи или его элементы были выполнены в виде так называемого устройства загрузки (DLD). Например, может быть предусмотрено его соединение с бортовом устройством UOBU, например, с помощью интерфейса бортового устройства UOBU, с лицевой стороны.

Бортовое устройство MOBU для взимания дорожного сбора, в частности, выполнено для обеспечения во взаимодействии с системой взимания дорожного сбора, реализуемой, например, пользователем TOLL системы взимания дорожного сбора, автоматического расчета дорожных сборов (т.е. Maut), и/или контроля, например, со стороны контролирующих органов ENF, в отношении расчета дорожных сборов. С этой целью выполнено, например, бортовое устройство MOBU для взимания дорожного сбора (Maut), чтобы с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения определить текущее положение и на основе заданных маршрутных данных определить, действует ли налоговая повинность на пройденном на данный момент участке. С помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, в частности, по подвижной радиосвязи, бортовое устройство MOBU для взимания дорожного сбора может направить определенные расчетные данные, например, оператору системы взимания дорожного сбора, TOLL, выставляющему счет за причитающиеся дорожные сборы. Однако бортовое устройство MOBU для взимания дорожного сбора и система взимания дорожного сбора могут быть также выполнены иначе.

По меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи выполнено, в частности, для передачи данных через базовую станцию BAS подвижной радиосвязи. Базовая станция BAS подвижной радиосвязи соединена, например, с сетью NET, например с сетью подвижной радиосвязи или с Интернетом. Оператор TOLL системы взимания дорожного сбора имеет, например, также доступ к сети NET, так что данные, переданные с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи, базовой станции BAS подвижной радиосвязи и сети NET могут достигнуть оператора TOLL системы взимания дорожного сбора. Точно также можно было бы предусмотреть, чтобы данные, соответственно, могли передаваться в противоположном направлении: от оператора TOLL системы взимания дорожного сбора по меньшей мере в одно устройство СОМ радиосвязи, в бортовое устройство MOBU для взимания дорожного сбора или в бортовое устройство UOBU.

Устройство EDR для сбора данных о событиях, в частности, выполнено для сбора и записи данных в память, поступающих по времени в связи по меньшей мере с одним заданным событием. Таким событием может быть, в частности, авария. Авария распознается, например, при срабатывании подушки безопасности или при появлении ускорений, превышающих заданное пороговое значение. Однако может быть также предусмотрено, чтобы авария распознавалась иначе.

Устройство EDR для сбора данных о событиях содержит запоминающее устройство, используемое, в частности, в качестве кольцевого запоминающего устройства, т.е. если запоминающее устройство уже целиком заполнено записями, самая старая запись в запоминающем устройстве перезаписывается самой новой записью. В запоминающем устройстве предпочтительно постоянно записываются такие данные и результаты измерений, которые позволяют воспроизвести процесс аварии, например, в отношении поведения водителя, динамики движения автомобиля, сигналов состояния и/или сигналов о состоянии активации систем безопасности автомобиля. Однако записываться могут также и другие данные. Например, может быть предусмотрено, чтобы записывалось текущее положение, определяемое с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения. При наступлении по меньшей мере одного заданного события запись данных и результатов измерений, например, прекращается и заканчивается, например, по истечении заданного отрезка времени или после записи заданного количества других данных или результатов измерений после наступления по меньшей мере одного события. В результате записанные данные или результаты измерений сохраняются для анализа и не перезаписываются новыми данными или результатами измерений. Однако устройство EDR для сбора данных о событиях может быть также выполнено иначе.

Устройство ECALL подачи аварийных сигналов, в частности, выполнено для подачи аварийного сигнала с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи, в частности, посредством подвижной радиосвязи. Устройство ECALL подачи аварийных сигналов, в частности, может быть выполнено по «Общеевропейской автоматизированной системе автомобильных аварийных вызовов» (eCall). Однако оно может быть также выполнено иначе. Например, устанавливается связь с единым Центром аварийных вызовов или с чем-либо в этом роде. Может быть, например, предусмотрено, чтобы это происходило автоматически, например, при автоматическом обнаружении аварии, или вручную, например, при включении предусмотренного для этого органа управления. Кроме того, может быть также, например, предусмотрено, чтобы текущее положение, определяемое с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, передавалось с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи, так чтобы помощь могла направляться к месту аварии просто и надежно.

Устройство TRANS контроля транспортировки, в частности, выполнено для сбора и записи в память в целях контроля заданных данных или результатов измерений в отношении груза, например, с помощью по меньшей мере одного второго датчика SENS2. Например, может быть предусмотрено, чтобы регистрировались и записывались температура в пространстве для груза, и/или влажность воздуха, и/или вес дополнительного груза, и/или расход питьевой воды, и/или вентиляция или другие релевантные данные, или результаты измерений, например, при перевозке животных. В частности, может быть предусмотрено, чтобы контролирующие органы ENF с целью контроля могли обратиться к записанным в память данным или результатам измерения с тем, чтобы с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи проконтролировать соблюдение предписанных величин и, в частности, предписанных величин, установленных законом. Например, может быть также предусмотрено, чтобы текущее положение, определенное с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, записывалось вместе с заданными данными и результатами измерения. Кроме того, может быть предусмотрено, чтобы записывалась информация, равнозначная сведениям в книге учета работы водителя, и/или, например, информация об открытии или закрытии грузоподъемного борта, и/или информация о подцеплении или отцеплении тягача или прицепа.

Устройство POSTRACK слежения за курсом автомобиля с целью осуществления слежения TRACK за курсом автомобиля, в частности, выполнено для передачи текущего положения, определяемого с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, посредством по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи, в частности посредством подвижной радиосвязи. При этом текущее положение предпочтительно определяется через заданные временные интервалы или после каждого пройденного участка. Слежение TRACK за курсом автомобиля может быть использовано, например, с целью защиты от угона или для предотвращения наездов при перевозках опасных грузов. Например, страховые компании или государственные органы в случае угона автомобиля могут определить его текущее положение.

Устройство FLOT управления парком с целью управления FLOTM парком, в частности, выполнено для определения расхода топлива и/или веса дополнительного груза и предпочтительно текущего положения, определяемого с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, и/или других или дополнительных данных, или результатов измерений посредством по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи. Благодаря этому может быть облегчено или обеспечено планирование маршрута или использования парка транспортных средств или грузовых автомобилей.

Наряду с базовыми станциями BAS подвижной радиосвязи или в порядке альтернативы для них могут быть предусмотрены также общественные станции PUBHUB доступа, которые, в частности, могут быть выполнены для использования ближней радиосвязи SR по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи для обмена данными. Такие общественные станции PUBHUB доступа могут быть размещены, например, в инфраструктуре дорожного движения, например на мостах для дорожного сбора или в других соответствующих местах. Обмен данными с общественными станциями PUBHUB доступа может быть также назван связью между автомобилем и инфраструктурой, или включать в себя таковую. Предпочтительно, общественные станции PUBHUB доступа имеют доступ к сети NET. Кроме того, могут быть предусмотрены также частные станции PUBHUB доступа. Например, предприятия, в частности, для управления FLOTM собственным парком, могут предусматривать одну или более частных станций PUBHUB доступа и устанавливать их там, где регулярно проезжают или паркуются транспортные средства парка или парка грузовых автомобилей.

Кроме того, может быть предусмотрено, чтобы с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи происходил обмен данными по меньшей мере с одним другим автомобилем VEH, также имеющим соответствующую систему с бортовым устройством и по меньшей мере с одним устройством радиосвязи. Предпочтительно, обмен данными между автомобилями происходит с помощью ближней радиосвязи SR. Благодаря этому можно, например, в частности, передавать другим автомобилям VEH, которые находятся в зоне досягаемости и для которых такое предупреждение могло бы оказаться важным, предупреждения, например предупреждения об аварии, заторе, тумане или гололеде. Однако точно также могут передаваться другим автомобилям VEH или приниматься от них другие данные или результаты измерений, например текущее положение, скорость движения, наружная температура или влажность воздуха. Обмен данными по меньшей мере с одним другим автомобилем VEH может быть назван обменом данными между автомобилями. Обмен данными между автомобилями VEH, предпочтительно, осуществляется с помощью сети ad-hoc, специально созданной с этой целью для автомобилей VEH.

В системе, показанной на фиг.1 согласно первому варианту выполнения, все функции по меньшей мере одного из автомобильных устройств предпочтительно интегрированы в тахограф DTCO или бортовое устройство UOBU. Система, показанная на фиг.2 согласно второму варианту выполнения, отличается от системы, показанной на фиг.1, по существу тем, что в тахограф DTCO или в бортовое устройство UOBU интегрированы не все функции по меньшей мере одного автомобильного устройства, а часть функций по меньшей мере одного автомобильного устройства реализована или отделена от тахографа DTCO или бортового устройства UOBU, и что они объединены с тахографом DTCO или бортовым устройством UOBU, например, посредством автомобильной шины данных. Например, это показано на фиг.2 для функций бортового устройства MOBU для дорожного сбора и устройства EDR для сбора данных о событиях. Однако это, соответственно, точно также относится к другим автомобильным устройствам. Однако тахограф DTCO или бортовое устройство UOBU охватывают по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного автомобильного устройства. Эта по меньшей мере одна функция охватывает, например, пользовательский интерфейс. Пользовательский интерфейс охватывает, в частности, например, по меньшей мере один индикатор ANZ и/или по меньшей мере орган BED управления. По меньшей мере один индикатор ANZ может содержать, например, дисплей и/или светодиоды, или лампочки для индикации данных, состояний или информации для ориентации пользователя. По меньшей мере один орган BED управления может содержать для обслуживания прибора пользователем, например, клавиши, кнопки, регистры сдвига, потенциометры и т.п. Поэтому соответствующему автомобильному устройству, интерфейс пользователя которого охвачен тахографом DTCO или бортовым устройством UOBU, не требуется иметь никакого собственного пользовательского устройства и не нужно также располагаться в автомобиле таким образом, чтобы оно было легко доступно пользователю. Легкодоступны пользователю должны быть лишь тахограф DTCO или бортовое устройство UOBU. Таким образом, с тахографа DTCO или бортового устройства UOBU могут обслуживаться все автомобильные устройства, интерфейс пользователя которых охвачен тахографом DTCO или бортовым устройством UOBU.

Однако по меньшей мере одна функция по меньшей мере одного автомобильного устройства, включенного в состав тахографа DTCO или бортового устройства UOBU, может включать также, например, запись данных в память и/или обмен данными с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи и/или определение положения с помощью по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, и/или другие или дополнительные функции соответствующего автомобильного устройства. Запись данных в память может быть, в частности, важна для устройства EDR для сбора данных о событиях и/или для устройства TRANS контроля транспортировки. Обмен данными, в частности, может быть важен для бортового устройства MOBU для взимания дорожного сбора, для устройства ECALL подачи аварийных сигналов, устройства POSTRACK слежения за курсом автомобиля и/или для устройства FLOT управления парком. Определение положения, в частности, может быть важно для бортового устройства MOBU для взимания дорожного сбора, для устройства ECALL подачи аварийных сигналов, устройства POSTRACK слежения за курсом автомобиля, устройства FLOT управления парком и/или для системы навигации.

Тахограф DTCO, в частности, выполнен и приспособлен для записи данных в память при необходимости с использованием криптографических функций для маркировки и/или кодировки, и/или т.п. Кроме того, тахограф DTCO, в частности, может быть выполнен и приспособлен для защиты обмена данных с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи с использованием криптографических функций для маркировки, и/или контроля, и/или кодирования, и/или раскодирования, и/или т.п. Тахограф DTCO и предпочтительно соответствующее бортовое устройство UOBU предпочтительно выполнены надежными для обеспечения высокой степени защиты и конфиденциальности данных, а также для защиты от манипуляций. Тахограф DTCO или бортовое устройство UOBU соответствуют, например, степеням защиты «IT-SEC E3 hoch (высокая)» или «CC EAL4+» или аналогичным степеням защиты.

В результате объединения функций предпочтительно двух или более автомобильных устройств в тахографе DTCO или в бортовом устройстве UOBU, а также совместного использования устройства POS для определения положения и/или устройства СОМ радиосвязи, и/или интерфейса пользователя, функций записи данных в память или криптографических функций, которые могут реализовываться с помощью тахографа DTCO или бортового устройства MOBU для взимания дорожного сбора, появляются синэргетические эффекты с потенциалами экономии и новыми возможностями применения. Благодаря совместному использованию устройства POS для определения положения, и/или устройства СОМ радиосвязи, и/или интерфейса пользователя, функций записи данных в память или криптографических функций такие устройства и функции не нужны каждому из автомобильных устройств в отдельности, и поэтому на них можно сэкономить. Благодаря этому расходы могут быть существенно снижены.

Например, об аварии, обнаруженной посредством устройства EDR для сбора данных о событиях, с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи предпочтительно вместе с текущим положением, определенным посредством по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, могут быть поставлены в известность другие автомобили VEH. Последние, если они оборудованы соответствующей системой, могут принять это предупреждение об аварии, например, с помощью своего по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи, и при необходимости во взаимодействии с системой навигации объехать место аварии. Таким образом, последующие автомобили могут быть предупреждены об аварии, так что последующие аварии, а при известных условиях заторы могут быть исключены. Таким образом, в частности, во взаимодействии с системой навигации и/или с помощью цифровых дорожных карт просто и надежно может быть создана прогностическая система поддержки водителя, адаптированная к движению. Кроме того, может быть предусмотрено, чтобы система другого автомобиля VEH при получении предупреждения об аварии при необходимости во взаимодействии с системой навигации предлагала заезд на автостоянку, пока препятствие, вызванное аварией, не будет устранено. В результате в зависимости от маршрута движения и текущей дорожной ситуации возможно адаптивное управление временем отдыха, причем текущая дорожная ситуация может зависеть от аварии. Кроме того, под воздействием аварии посредством устройства ECALL подачи аварийных сигналов с помощью по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи может быть вызвана помощь. При этом предпочтительно может быть также сообщено о текущем положении, определенном посредством по меньшей мере одного устройства POS для определения положения.

Кроме того, могут быть дополнены функции комфорта. Например, может быть предусмотрено, чтобы в зависимости текущего положения, определяемого посредством по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, автоматически осуществлялись ввод страны, и/или сравнение показаний часов, и/или переход на местное время, так что ввод соответствующих данных вручную может быть исключен. Кроме того, на основе данных и результатов измерений, полученных тахографом DTCO или бортовым устройством UOBU, в частности, в результате объединения функций, предпочтительно производится идентификация данных или результатов измерений. Благодаря этому может быть улучшена защита от манипуляций и/или повышена надежность системы.

На фиг.3 в качестве примера показана возможная структура бортового устройства UOBU. Основой бортового устройства UOBU является платформа HW технического обеспечения. Платформа HW технического обеспечения включает, в частности, по меньшей мере один вычислительный блок, например микропроцессор или микроконтроллер, и по меньшей мере один накопитель данных. Платформа HW технического обеспечения по существу предпочтительно соответствует тахографу DTCO или охватывает его. Однако наряду с тахографом DTCO на платформе HW технического обеспечения бортового устройства UOBU могут быть также предусмотрены другие компоненты, например также по меньшей мере одно устройство POS для определения положения, и/или по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи, и/или специальные компоненты тех автомобильных устройств, по меньшей мере одну функцию которых выполняет бортовое устройство UOBU. Платформа HW технического обеспечения может также включать базовое программное обеспечение, в частности, например оперативную систему и/или драйвер для управления техническим обеспечением и/или базовыми услугами. Базовые услуги могут включать, например, использование по меньшей мере одного устройства POS для определения положения, и/или по меньшей мере одного устройства СОМ радиосвязи, и/или криптографических функций, и/или других совместно используемых функций, например, касающихся интерфейса пользователя. Платформа HW технического обеспечения содержит, в частности, также по меньшей мере один интерфейс для соединения с соответствующей автомобильной шиной данных и по меньшей мере один интерфейс для соединения по меньшей мере с одним датчиком SENS2, если результаты измерений таких датчиков бортового устройства UOBU не поступают по автомобильной шине данных.

Платформа HW технического обеспечения может быть также выполнена для включения отдельно выполненных автомобильных устройств и предоставления их функций другим автомобильным устройствам, например, через базовые услуги. Например, по меньшей мере одно устройство POS для определения положения может быть отнесено к системе навигации или к бортовому устройству MOBU для взимания дорожного сбора, или по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи может быть отнесено к бортовому устройству MOBU для взимания дорожного сбора или к устройству ECALL подачи аварийных сигналов.

Кроме того, бортовое устройство UOBU содержит приложения АРР, т.е. в частности модули программного обеспечения, включающие по меньшей мере одну соответствующую функцию по меньшей мере одного автомобильного устройства. Предпочтительно, в каждом приложении АРР заключены функции одного из автомобильных устройств. Приложения выполняются на платформе HW технического обеспечения и могут использовать предоставленные базовые услуги, данные и результаты измерений. Поскольку платформа HW технического обеспечения предоставляет необходимые базовые услуги, данные и результаты измерений, функциональность бортового устройства UOBU может быть просто расширена за счет предоставления дополнительного приложения АРР. Однако бортовое устройство UOBU может быть также выполнено иначе.

В бортовом устройстве UOBU, в частности, по меньшей мере частично объединены узаконенные автомобильные устройства, или приложения, или функции, в частности тахограф DTCO, бортовое устройство MOBU для взимания дорожного сбора, устройство EDR для сбора данных о событиях, устройство ECALL подачи аварийных сигналов или устройство TRANS контроля транспортировки. В частности, если функции таких автомобильных устройств полностью интегрированы в бортовое устройство UOBU, предпочтительно чтобы для выполнения обязательств перед государством в автомобиле предусматривались только бортовое устройство UOBU, а также по меньшей мере одно устройство POS для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство СОМ радиосвязи. В этом случае другие отдельно выполненные автомобильные устройства при известных условиях больше не нужны. Однако другие не узаконенные автомобильные устройства также очень просто встраиваются в бортовое устройство UOBU, в частности в устройство POSTRACK слежения за курсом автомобиля и/или в устройство FLOT управления парком.

Похожие патенты RU2523181C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА И БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ФУНКЦИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ 2009
  • Бош Ральф
  • Гандрас Дирк
  • Шмидт Гуннар
RU2559744C1
ТАХОГРАФ, БОРТОВОЙ БЛОК ДЛЯ СБОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОРОГОЙ (MAUT-ON-BOARD-UNIT), ИНДИКАТОРНЫЙ ПРИБОР И СИСТЕМА 2008
  • Грилль Томас
  • Хесс Эрвин
  • Ло Конте Рафаэль
  • Ромбах Герхард
RU2506642C2
УСТРОЙСТВА И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЗИМАНИЯ ДОРОЖНЫХ СБОРОВ 2013
  • Леопольд Александер
  • Наги Оливер
RU2619506C2
УСТРОЙСТВА И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЗИМАНИЯ ДОРОЖНЫХ СБОРОВ 2013
  • Леопольд Александер
  • Бек Йоахим
  • Наги Оливер
RU2628173C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТАХОГРАФА И ТАХОГРАФ 2008
  • Линдингер Андреас
  • Рогенц Винфрид
  • Шлютер Ян
RU2475855C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ЗАВИСИМОГО ОТ ДВИЖЕНИЯ ПАРАМЕТРА 2013
  • Бартоломеус Ульф
RU2662401C2
СИСТЕМА ДЛЯ ВЗИМАНИЯ СБОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОДОРОГАМИ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ УСТАНОВЛЕННЫЙ В АВТОМОБИЛЕ БОРТОВОЙ МОДУЛЬ 2006
  • Пёхмюллер Вернер
  • Хюльбуш Катя
RU2453923C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЗИМАНИЯ ДОРОЖНЫХ СБОРОВ 2013
  • Гертнер Андреас
  • Бек Йоахим
  • Наги Оливер
RU2618841C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЗИМАНИЯ ДОРОЖНЫХ СБОРОВ 2013
  • Леопольд Александер
  • Наги Оливер
RU2617899C2
УСТАНОВОЧНЫЙ ТЕРМИНАЛ И СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Яух Штефан
  • Ромбах Герхард
RU2573775C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 523 181 C2

Реферат патента 2014 года СИСТЕМА И БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ФУНКЦИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Группа изобретений относится к средствам для интеграции функций автомобильных устройств. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении надежности средств для интеграции функций автомобильных устройств. Для этого предложена система, которая содержит бортовое устройство, выполненное в качестве тахографа, и по меньшей мере одно устройство для определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи, которые для использования бортовым устройством соединены с бортовым устройством или включены в его состав. Бортовое устройство включает в себя по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного из следующих автомобильных устройств: бортового устройства для взимания дорожного сбора, устройства для сбора данных о событиях, устройства подачи аварийных сигналов, устройства контроля транспортировки, устройства слежения за курсом автомобиля, устройства управления парком, причем бортовое устройство выполнено с возможностью замены соответствующего автомобильного устройства в отношении этой по меньшей мере одной функции. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 523 181 C2

1. Система для интеграции функций автомобильных устройств, содержащая бортовое устройство, выполненное как тахограф, и содержащая по меньшей мере одно устройство определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи, которые для использования бортовым устройством имеют возможность соединения с бортовым устройством или входят в его состав, причем бортовое устройство включает в себя по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного из следующих автомобильных устройств: бортового устройства для взимания дорожного сбора, устройства сбора данных о событиях, устройства подачи аварийных сигналов, устройства контроля транспортировки, устройства слежения за курсом автомобиля, устройства управления парком, причем бортовое устройство выполнено с возможностью замены соответствующего автомобильного устройства в отношении этой по меньшей мере одной функции,
при этом бортовое устройство выполнено с возможностью осуществления, соответственно, по меньшей мере одной функции по меньшей мере двух из автомобильных устройств, и эти по меньшей мере два из автомобильных устройств совместно используют по меньшей мере одно устройство определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи, причем упомянутая по меньшей мере одна функция включает в себя запись данных в память, и
при этом бортовое устройство выполнено с возможностью криптографического обеспечения записи данных в память путем снабжения подписью и/или шифрования.

2. Система по п.1, в которой по меньшей мере одна функция включает в себя пользовательский интерфейс.

3. Система по п.1 или 2, в которой по меньшей мере одна функция включает себя обмен данными с помощью по меньшей мере одного устройства радиосвязи.

4. Система по п.3, в которой бортовое устройство выполнено с возможностью криптографической маркировки, и/или перепроверки, и/или шифрования, и/или дешифрования обмена данными.

5. Система по любому из пп.1, 2, 4, в которой по меньшей мере одна функция включает в себя определение положения посредством по меньшей мере одного устройства определения положения.

6. Система по п.5, в которой бортовое устройство при обращении к по меньшей мере одному устройству определения положения и/или к по меньшей мере одному устройству радиосвязи выполнено так, чтобы полностью заменять по меньшей мере одно автомобильное устройство.

7. Система по любому из пп.1, 2, 4, 6, в которой по меньшей мере одно устройство радиосвязи выполнено с возможностью обмена данными с соответствующим устройством радиосвязи в по меньшей мере одном другом автомобиле.

8. Система по п.7, в которой по меньшей мере одно устройство радиосвязи выполнено с возможностью обмена данными через по меньшей мере одну базовую станцию мобильной радиосвязи.

9. Система по любому из пп.1, 2, 4, 6, 8, выполненная с возможностью передачи через по меньшей мере одно устройство радиосвязи текущего положения, определенного посредством по меньшей мере одного устройства определения положения, и/или пройденного участка пути, и/или информации о скорости, и/или предупреждения об аварии, и/или аварийного сигнала, и/или веса дополнительного груза, и/или температуры в пространстве для груза, и/или расхода топлива.

10. Бортовое устройство, которое выполнено как тахограф и которое имеет возможность связи с по меньшей мере одним устройством определения положения и/или по меньшей мере одним устройством радиосвязи для использования бортовым устройством и которое имеет по меньшей мере одну функцию по меньшей мере одного из следующих автомобильных устройств: бортового устройства для взимания дорожного сбора, устройства сбора данных о событиях, устройства подачи аварийных сигналов, устройств контроля транспортировки, устройства слежения за курсом автомобиля, устройство управления парком, и которое выполнено с возможностью замены соответствующего автомобильного устройства в отношении этой по меньшей мере одной функции,
при этом бортовое устройство выполнено с возможностью осуществления, соответственно, по меньшей мере одной функции по меньшей мере двух из автомобильных устройств, и эти по меньшей мере два из автомобильных устройств совместно используют по меньшей мере одно устройство определения положения и/или по меньшей мере одно устройство радиосвязи, причем упомянутая по меньшей мере одна функция включает в себя запись данных в память, и
при этом бортовое устройство выполнено с возможностью криптографического обеспечения записи данных в память путем снабжения подписью и/или шифрования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2523181C2

EP 1538572 A2, 08.06.2005
Способ охлаждения холодных спаев термоэлементов 1930
  • Качугин А.Т.
SU24025A1
US 6853849 B1, 08.02.2005
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ОПОВЕЩЕНИЯ 2006
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2298494C1

RU 2 523 181 C2

Авторы

Бош Ральф

Гандрас Дирк

Шмидт Гуннар

Даты

2014-07-20Публикация

2009-09-18Подача