СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ПРОЦЕССОМ ДИЗЕЛЯ Российский патент 2014 года по МПК F02P19/02 

Описание патента на изобретение RU2525768C2

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизелям, и может быть использовано в способах управления рабочими процессами дизелей, работающих на альтернативных видах топлива.

Известен способ управления рабочим процессом двигателя, реализованный на примере четырехцилиндрового дизеля компрессионного типа, использующего газообразное углеводородное топливо с высокой температурой самовоспламенения и требующего внешнего подвода электроэнергии для воспламенения газовоздушной смеси (см. патент RU 2204727). Известный способ обеспечивает снижение температуры предварительного подогрева газовоздушной смеси и включает внешний подвод теплоты с помощью свечей накаливания, устанавливаемых в камере сгорания каждого цилиндра, корректировку коэффициента избытка окислителя и комбинированный подогрев газовоздушной смеси за счет:

- регулирования нагрева свечи накаливания, устанавливаемой в каждом цилиндре с целью минимизации отклонений температурных режимов;

- регулирования температуры предварительного подогрева смеси, которая является основным регулирующим параметром, определяющим момент самовоспламенения.

Газовоздушную смесь, подогретую до необходимой температуры, поступившую в цилиндры в такте всасывания, сжимают поршнем при его движении к верхней мертвой точке, повышают ее температуру и в заранее определенной фазе воспламеняют в зоне свечи накаливания, отрегулированной по току с помощью устройств регулировки, с целью создания одинакового температурного режима в цилиндрах. Благодаря этим мероприятиям снижают температуру предварительного подогрева газовоздушной смеси.

В настоящее время по мере ужесточения требований международных и национальных экологических стандартов усилия исследователей и конструкторов все в большей степени направлены на снижение выбросов оксидов азота и сажевых частиц в первую очередь за счет совершенствования рабочего процесса дизеля, в том числе использующего альтернативные жидкие виды топлива: газовый конденсат, керосин, смеси дизельного топлива и бензина и т.д. (см. статью «Технология снижения выбросов и ресурсосбережения в двигателестроении», Мельник Г.В., «Двигателестроение», 2011, №2, с.45-52; см. статью «Характеристики процесса топливоподачи и показатели быстроходного дизеля, работающего на дизельном топливе и рапсовом масле». Гусаков С.В. и др. Вести. МГТУ. Сер. Машиностр. 2009, №2, с.58-71, 124).

В ходе исследований рабочего процесса дизеля 1415/20.5 (см. Диссертация К.Т.Н. Малоземова А.А. Обеспечение воспламенением различных топлив в дизеле с камерой сгорания в поршне электрическим свечами накаливания. Челябинск: ЧГАУ, 1996 г., 250 с.), работающего на альтернативных жидких видах топлива, было установлено, что температура свечи накаливания и характеристики самовоспламеняемости топлива влияют на период задержки воспламенения топливовоздушной смеси.

Известный по патенту RU 2204727 способ не может быть реализован в рабочем процессе дизеля, работающего на альтернативных жидких видах топлива (газовый конденсат, керосин, смеси дизельного топлива и бензина), имеющих высокую температуру самовоспламенения, влияющую на основные параметры рабочего процесса: период задержки воспламенения и скорость нарастания давления газов при горении топлива, цикловую стабильность воспламенения топлива в цилиндрах дизеля (особенно на режимах низких нагрузок), так как в дизеле, работающем на альтернативных жидких видах топлива:

- отсутствует предварительный подогрев топливовоздушной смеси;

- имеет место внутреннее, а не внешнее смесеобразование, поэтому регулирование коэффициента избытка воздуха невозможно;

- в патенте RU 2204727 не указаны конкретные зависимости количества подводимой к свече накаливания энергии от вида топлива и режима работы дизеля.

Прототипом предлагаемого изобретения может служить известный способ управления рабочим процессом дизеля, использующего жидкое углеводородное топливо, включающий внешний подвод электроэнергии для воспламенения топливовоздушной смеси с помощью индивидуально устанавливаемых в камере сгорания каждого цилиндра свечей накаливания, отрегулированных по электропитанию в соответствии с изменяемыми режимами работы дизеля (см. патент США US5367994, F02B 33/38).

Особенность способа состоит в том, что для обеспечения низкого удельного расхода дизельного топлива поддерживают температуру нагревательного элемента свечи накаливания, входящего в камеру сгорания, на протяжении периода эксплуатации дизеля преимущественно выше 1600 градусов F (871 градусов С), обеспечивая самовоспламенение сжатого воздушно-топливного заряда без дополнительных затрат тепловой энергии.

Кроме того, известный способ предусматривает возможность снижения мощности свечи накаливания или прекращения электропитания нагревательного элемента в те периоды, когда дизель работает при частоте вращения коленчатого вала и нагрузке, ниже номинальных значений.

Известный способ управления рабочим процессом дизеля, выбранный в качестве прототипа, не может быть реализован в дизеле, работающем на таких альтернативных жидких видах топлива, как газовый конденсат, керосин, смеси дизельного топлива и бензина, имеющих высокую температуру самовоспламенения, вследствие того что рекомендованная известным способом температура нагревательного элемента свечи накаливания, достаточная для нормального функционирования двигателя на дизельном топливе, может быть недостаточна для воспламенения альтернативных топлив, что влечет:

- увеличение периода задержки воспламенения;

- повышение скорости сгорания топлива;

- увеличение выбросов вредных веществ с отработавшими газами;

- пропуски циклов в цилиндрах дизеля (особенно на режимах низких нагрузок);

- увеличение динамических нагрузок на детали дизеля.

Задачей предложенного изобретения является обеспечение работоспособности дизеля, работающего на альтернативных жидких видах топлива: газовый конденсат, керосин, смеси дизельного топлива и бензина, с хорошими эксплуатационными и экологическими показателями.

Техническим результатом предложенного изобретения является:

- повышение эффективности влияния свечи накаливания на рабочий процесс дизеля, работающего на альтернативных жидких видах топлива;

- снижение затрат электроэнергии на питание свечи накаливания;

- сокращение периода задержки воспламенения;

- оптимизация скорости сгорания топлива;

- снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами;

- устранение пропуска циклов в цилиндрах дизеля (особенно на режимах низких нагрузок);

- снижение динамических нагрузок на детали дизеля.

Технический результат достигается тем, что в способе управления рабочим процессом дизеля, работающего на жидком углеводородном топливе и с индивидуально устанавливаемыми в камере сгорания каждого цилиндра свечами накаливания, согласно изобретению выбирают топливо с цетановым числом в пределах от 22 до 45, поддерживают напряжение электропитания свечи накаливания с учетом цетанового числа выбранного топлива согласно линейной зависимости:

U=29-0,24×ЦЧ,

где U - напряжение питания свечи накаливания, В;

ЦЧ - цетановое число топлива.

В качестве топлива выбирают керосин.

В качестве топлива выбирают газовый конденсат.

В качестве топлива выбирают смесь дизельного топлива и бензина.

Напряжение электропитания свечи накаливания поддерживают с учетом цетанового числа выбранного топлива, задавая на устройство регулирования в качестве порогового минимальное значение напряжения, определенное экспериментально в процессе испытания дизеля.

В ходе лабораторных испытаний предложенного способа управления рабочим процессом дизеля, работающего на жидких видах топлива, включая альтернативные (газовый конденсат, керосин, смеси дизельного топлива и бензина), было установлено (на примере дизеля 1415/20.5), что выбранные топлива имеют низкие значения цетановых чисел в пределах от 22 до 45, см. таблицу 1.

Таблица 1 Виды топлива Альтернативные жидкие Дизельное топливо Газовый конденсат Керосин Бензин Смесь дизельного топлива и бензина Значения цетановых чисел 38 39 22 34 47

Выбор топлива с цетановым числом в пределах от 22 до 45 и поддержание напряжения электропитания свечи накаливания с учетом цетанового числа выбранного топлива, согласно линейной зависимости: U=29-0.24×ЦЧ,

где U - напряжение питания свечи накаливания, В;

ЦЧ - цетановое число топлива,

обеспечивает эффективное влияние свечи накаливания на рабочий процесс дизеля, работающего на альтернативных жидких видах топлива, т.к. в диапазоне температур штифта 600-1100°С, что соответствует напряжению питания свечи накаливания: 18÷24 В, уменьшается период задержки воспламенения на величину до (2,7 мс).

При более низких температурах и напряжении питания ниже 18 В свеча не оказывает влияния на рабочий процесс, при более высоких температурах степень влияния свечи накаливания на рабочий процесс снижается (при этом увеличиваются затраты энергии на питание свечи).

В таблице 2 приведены экспериментальные показатели поддерживаемого напряжения электропитания свечи накаливания с учетом цетанового числа выбранного топлива.

Таблица 2 Виды топлива Альтернативные жидкие Дизельное топливо Газовый конденсат Керосин Бензин Смесь дизельного топлива и бензина Значения цетановых чисел 38 39 22 34 47 Напряжение электропитания U (В) на свече накаливания 20 20 24 21 18

Предлагаемый способ обеспечивает хорошие экологические и эксплуатационные показатели дизельного двигателя, работающего на альтернативных жидких видах топлива, таких как: газовый конденсат, керосин, смеси дизельного топлива и бензина, вследствие того что:

- сокращается период задержки воспламенения до 2,7 мс;

- снижается скорость сгорания топлива (на 8%);

- устраняются полностью пропуски циклов в цилиндрах дизеля (особенно на режимах низких нагрузок);

- снижаются динамические нагрузки на детали двигателя (на 5%);

- снижаются выбросы оксидов азота на 5-8% и сажевых частиц на 3-5%.

Сущность изобретения поясняется графиком экспериментальной зависимости (на фиг.1) поддерживаемого напряжения электропитания на свече накаливания в зависимости от цетанового числа топлива.

На фиг.2 проиллюстрирован пример конкретного осуществления способа: показана установка свечи накаливания в камере сгорания дизеля 1415/20,5.

Способ управления рабочим процессом дизеля, работающего на альтернативных жидких видах топлива, состоит из следующих технологических операций:

- топливовоздушную смесь воспламеняют в зоне свечи накаливания;

- поддерживают напряжение электропитания свечи накаливания с учетом цетанового числа топлива по линейной зависимости: U=29-0.24×ЦЧ, где U - напряжение питания свечи накаливания, В; ЦЧ - цетановое число топлива;

- напряжение электропитания свечи накаливания поддерживают на устройстве регулирования, где заранее задают пороговое минимальное значение напряжения, определенное экспериментально в процессе испытания дизеля.

Пример конкретного осуществления способа

На свечу накаливания 2 (см. фиг.2), установленную в головке цилиндра 3 дизеля 1415/20.5, с помощью переходника 4 подавали напряжение питания, регулируемое вручную в диапазоне 18…24 В в зависимости от цетанового числа жидкого топлива согласно выражению: U=29-0.24×ЦЧ, где U - напряжение питания свечи накаливания, В; ЦЧ - цетановое число топлива. На устройстве регулирования 4 заранее задавали пороговое минимальное значение напряжения, которое определили экспериментальным путем.

Похожие патенты RU2525768C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО ДИЗЕЛЯ 1995
  • Болдырев И.В.
  • Осадчий О.Л.
  • Рыбинский С.В.
  • Назаров О.А.
  • Решетов В.И.
  • Бургсдорф Э.И.
  • Рубаненко В.С.
RU2097583C1
УСТРОЙСТВО УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Ахметов С.А.
  • Ахметов С.С.
RU2220301C2
УСТРОЙСТВО ТОПЛИВНО-УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДВУХТАКТНЫМ РАБОЧИМ ЦИКЛОМ 2004
  • Ахметов Сафа Ахметович
  • Ишмияров Марат Хафизович
  • Ахметов Салават Сафаевич
  • Кузеев Искандер Рустемович
  • Наумкин Евгений Анатольевич
RU2300646C2
СПОСОБ ПИТАНИЯ ГАЗОПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Никольский Николай Константинович
  • Никольский Андрей Николаевич
  • Троицкий Владимир Анатольевич
RU2570294C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЦЕТАНОВОГО ИНДЕКСА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ 2013
  • Бугай Владимир Тимофеевич
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Александр Владимирович
  • Меркулов Руслан Фаридович
  • Ядревская Юлиана Викторовна
RU2526174C1
СПОСОБ ПОДОГРЕВА ВСАСЫВАЕМОГО ВОЗДУХА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Ерёмин Борис Григорьевич
  • Мартынов Сергей Владимирович
  • Назаров Алексей Владимирович
  • Литвинов Роман Сергеевич
  • Царьков Алексей Николаевич
RU2395707C2
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СГОРАНИЯ В ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ 2015
  • Бугай Владимир Тимофеевич
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Фахрутдинов Марат Иматдинович
  • Ядревская Юлиана Викторовна
RU2577293C1
ЧИСТЫЙ, ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЙ И БЕЗВРЕДНЫЙ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ БЕНЗИНОВЫЙ ПРОДУКТ 2011
  • Чжоу Сянцзинь
RU2594160C2
Способ работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием и устройство подачи топлива для него 2019
  • Шарапов Нурислям Нуруллович
RU2722006C1
Четырехтактный дизельный двигатель с внешней камерой сгорания 2019
  • Абдуллаев Лятиф Низами Оглу
RU2721765C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 525 768 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ПРОЦЕССОМ ДИЗЕЛЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизелям, и может быть использовано в способах управления рабочими процессами дизелей, работающих на альтернативных видах топлива. Техническим результатом предложенного изобретения является повышение эффективности влияния свечи накаливания на рабочий процесс дизеля, работающего на альтернативных жидких видах топлива. Сущность изобретения заключается в том, что для работы дизеля, работающего на жидком углеводородном топливе и с индивидуально устанавливаемыми в камере сгорания каждого цилиндра свечами накаливания, выбирают топливо с цетановым числом в пределах от 22 до 45 и поддерживают напряжение электропитания свечи накаливания с учетом цетанового числа выбранного топлива согласно линейной зависимости: U=29-0,24×ЦЧ, где U - напряжение питания свечи накаливания, В; ЦЧ - цетановое число топлива. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 525 768 C2

1. Способ управления рабочим процессом дизеля, работающего на жидком углеводородном топливе и с индивидуально устанавливаемыми в камере сгорания каждого цилиндра свечами накаливания, отличающийся тем, что выбирают топливо с цетановым числом в пределах от 22 до 45, поддерживают напряжение электропитания свечи накаливания с учетом цетанового числа выбранного топлива согласно линейной зависимости:
U=29-0,24×ЦЧ,
где U - напряжение питания свечи накаливания, В;
ЦЧ - цетановое число топлива.

2. Способ управления рабочим процессом дизеля по п.1, отличающийся тем, что в качестве топлива выбирают керосин.

3. Способ управления рабочим процессом дизеля по п.1, отличающийся тем, что в качестве топлива выбирают газовый конденсат.

4. Способ управления рабочим процессом дизеля по п.1, отличающийся тем, что в качестве топлива выбирают смесь дизельного топлива и бензина.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2525768C2

US5724932 A 10.03.1998
JP2008261236 A 30.10.2008
JP2000257543 A 19.09.2000
US2002033155 A1 21.03.2002
US2011015848 A1 20.01.2011
RU95102755 A1 10.12.1996
US2009289048 A1 26.11.2009

RU 2 525 768 C2

Авторы

Малоземов Андрей Адиевич

Даты

2014-08-20Публикация

2012-11-16Подача