РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F02B55/02 F02B55/08 F01C1/38 

Описание патента на изобретение RU2531111C2

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в автомобилестроении, тракторостроении и других областях, где применяются двигатели внутреннего сгорания.

Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный цилиндрический корпус с выступающей за его пределы камерой впрыска и поджига топливной смеси, снабженный свечой зажигания, окном впускным для топливной смеси и окном выпускным для выхлопных газов, причем внутри корпуса установлен цилиндрический ротор с выполненными в нем камерами сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов, имеющими общую стенку и снабженными крышками, установленными с возможностью открывания-закрывания камер, на каждой из крышек закреплен кронштейн с двумя свободными концами, выполненный с возможностью их движения по двум направляющим контурам, имеющим яйцеобразную форму с боковым выступом, направленным в сторону камеры впрыска и поджига топливной смеси, также снабженной крышкой, установленной с возможностью открывания-закрывания (см. патент РФ №120716 на полезную модель, вариант 2, заявлен 02.02.2012, МПК F02B 55/02; F02B 53/02; F01C 1/38).

Недостатком известного роторного двигателя внутреннего сгорания является сложность конструкции, которая заключается в трудоемкости изготовления и установки на оси направляющих контуров так, чтобы ориентировать их боковой выступ в направлении камеры впрыска и поджига топливной смеси. Кроме того, конструкция роторного ДВС по патенту №120716 не предусматривает увеличения мощности роторного ДВС, в случае необходимости ее увеличения.

Роторный двигатель внутреннего сгорания по патенту №120716 на полезную модель выбран в качестве ближайшего аналога (прототипа), поскольку по технической сущности и достигаемому эффекту он ближе других к заявляемому изобретению.

Задачей заявляемого изобретения является упрощение конструкции роторного двигателя внутреннего сгорания с одновременным повышением его мощности.

Технический результат заключается в снижении трудоемкости при выполнении направляющих путей в неподвижном корпусе и их ориентировании в направлении камеры впрыска и поджига топливной смеси. В свою очередь, такая конструкция позволяет увеличить количество пар камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов, установить ротор неподвижно на вал, концы которого, выходя в обе стороны неподвижного цилиндрического корпуса, получают возможность соединяться для общего вращения с другими аналогичными роторными ДВС. Такое конструктивное решение является более простым, чем в прототипе, и обеспечивает увеличение выходной мощности.

Указанная задача достигается тем, что в роторном двигателе внутреннего сгорания, содержащем неподвижный цилиндрический корпус с выступающей за его пределы камерой впрыска и поджига топливной смеси, снабженной свечой зажигания и окном впускным для топливной смеси, при этом корпус снабжен окном впускным для топливной смеси и окном выпускным для выхлопных газов, а внутри корпуса установлен цилиндрический ротор с выполненными в нем камерами сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов, имеющими общую стенку и снабженными крышками, установленными с возможностью открывания-закрывания камер, на каждой из крышек закреплен кронштейн с двумя свободными концами, выполненный с возможностью их движения по двум направляющим путям, периметр которых имеет яйцеобразную форму с боковым выступом, направленным в сторону камеры впрыска и поджига топливной смеси, также снабженной крышкой, установленной с возможностью открывания-закрывания, согласно изобретению направляющие пути представляют собой канавки, выполненные в неподвижном цилиндрическом корпусе, а цилиндрический ротор установлен неподвижно на валу, концы которого выходят в обе стороны неподвижного цилиндрического корпуса, и снабжен или дополнительной парой камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов или дополнительными парами камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов.

В роторном двигателе на обеих торцевых поверхностях цилиндрического ротора выполнены прорези, через которые выходят соответствующие свободные концы кронштейнов крышек камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов для взаимодействия с направляющими путями.

В роторном двигателе концы вала роторного двигателя внутреннего сгорания снабжены фланцами с отверстиями под болты.

Исследования, проведенные по источникам патентной и научно-технической информации, показали, что заявляемый роторный двигатель внутреннего сгорания неизвестен и не следует явным образом из изученного уровня техники, то есть соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».

Предлагаемое устройство может быть изготовлено в промышленных условиях цехов больших и средних машиностроительных заводов с использованием современных известных технологий, материалов и стандартного оборудования, которое выпускается как отечественной, так и зарубежной промышленностью.

Следовательно, заявляемое устройство соответствует критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков придает заявляемому устройству новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Действительно, заявляемый роторный ДВС прост в реализации и обслуживании, т.к. содержит небольшое количество деталей. Например, отфрезеровать направляющий путь в виде канавки и сориентировать его боковой выступ в направлении камеры впрыска и поджига топлива проще, когда и канавки и сама упомянутая камера находятся в одном и том же неподвижном цилиндрическом корпусе. В прототипе изготавливалось два направляющих контура в виде отдельных деталей, а потом каждый из них неподвижно крепился на ось роторного ДВС после тщательной выверки положения его бокового выступа по отношению к камере впрыска и поджига топлива. Указанная конструкция направляющих контуров была рассчитана только на одну пару камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов, а для получения большей выходной мощности следовало изготавливать роторный ДВС больших габаритов. И, наконец, конструкция роторного двигателя по патенту РФ №120716 не предназначена работать в паре с другими аналогичными двигателями.

Предлагаемый роторный двигатель внутреннего сгорания поясняется чертежами, где представлено на:

Фиг.1 - общий вид заявляемого роторного ДВС с вырезом передней стенки неподвижного корпуса;

Фиг.2 - разрез заявляемого роторного ДВС плоскостью симметрии, перпендикулярной оси вала;

Фиг.3 - разрез А-А фиг.2;

Фиг.4 - разрез неподвижного корпуса заявляемого роторного ДВС плоскостью симметрии, перпендикулярной оси вала;

Фиг.5 - вид ротора в изометрии.

Заявляемый роторный двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный цилиндрический корпус 1, снабженный системой (на чертеже не обозначена) охлаждения. В верхней части корпуса 1 выполнена камера 2 впрыска и поджига топливной смеси (далее камера 2 впрыска), выступающая за его пределы и снабженная крышкой 3, установленной шарнирно с возможностью открывания-закрывания, посредством рычажной системы 4, управляемой овальным диском (на чертеже не обозначен). Верхняя стенка камеры 2 впрыска и крышка 3 повторяют форму цилиндрической поверхности корпуса 1. Камера 2 впрыска снабжена свечой 5 зажигания и окном 6 впускным, предназначенным для впуска топливной смеси. Внутри корпуса 1 установлен цилиндрический ротор 7 с выполненными на его цилиндрической поверхности двумя парами камер, одна камера в каждой паре является камерой 8, 81 сгорания топливной смеси (далее камерой сгорания), а другая - камерой 9, 91 удаления выхлопных газов. На представленных фигурах изображены две пары камер 8, 81 и 9, 91. Их количество может быть увеличено в зависимости от расчета требуемой мощности роторного ДВС. Обе камеры 8, 81 и 9, 91 почти одинаковы по объему и конфигурации, при этом расположены друг за другом так, что одна стенка у них общая. Полости камер 8, 81 и 9, 91 со стороны цилиндрической поверхности ротора снабжены крышками 10, 101 и 11, 111 соответственно, установленными шарнирно с возможностью открывания-закрывания. Стенки камер 8, 81 и 9, 91, а также крышек 10, 101 и 11, 111 выполнены с выгнутой поверхностью, при этом одна из стенок и упирающаяся в нее в крайнем нижнем положении крышка 10, 101 и 11, 111 повторяют форму цилиндрической поверхности ротора 7, неподвижно установленного на валу 12, закрепленного в подшипниках (не указаны), установленных в неподвижном цилиндрическом корпусе 1. Вал 12 снабжен фланцами 13, 131, предназначенными для соединения с валами аналогичных двигателей для повышения выходной мощности. Фланцы 13, 131 представляют собой диск или плоское кольцо с равномерно расположенными отверстиями для прохода болтов или шпилек (не показаны). Фланцы 13, 131 выполнены с надлежащей прочностью для передачи усилий. Вал 12 может соединяться с валами других роторных ДВС посредством муфт (не показано). На каждой из крышек 10, 101 и 11, 111 закреплен кронштейн 14, 141 и 15, 151 соответственно с двумя свободными концами 17, 171 и 18, 181 (для первой пары камер, для второй пары не обозначены), предназначенными для движения по направляющим путям 16, 161. Направляющие пути 16, 161 выполнены в виде канавок в неподвижном цилиндрическом корпусе 1 и их периметры имеют яйцеобразную форму (при проекции яйца на плоскую поверхность) с боковым выступом 19, 191, направленным в сторону камеры 2 впрыска. На обеих торцевых поверхностях цилиндрического ротора 7 выполнены соответственно прорези 20, 201 и 21, 211, через которые выходят свободные концы 17, 171 и 18, 181 кронштейнов 14, 141 и 15, 151, чтобы взаимодействовать с направляющими путями 16, 161. Корпус 1 снабжен окном 22 впускным для впуска топливной смеси и окном 23 выпускным для удаления выхлопных газов.

Крышки 3, 10, 101 и 11, 111 всех камер 2, 8, 81, 9, 91 двигателя снабжены компрессионными, маслосъемными уплотнениями (не показаны), выполненными из полосок, изготовленных, например из чугуна или из керамики, позволяющими изолировать камеры от остального пространства двигателя.

Предлагаемый роторный двигатель внутреннего сгорания используется следующим образом.

Ротор 7 приводится во вращение стартером (не показан), а топливная смесь через окно 22 впускное поступает в открытую камеру 8 сгорания, крышка 10 которой находится в крайнем нижнем положении. Одновременно вводится топливная смесь в камеру 2 впрыска через окно 6 впускное. Когда свободные концы 17, 171 наезжают на боковой выступ 19, крышка 10 камеры 8 сгорания поднимается. Одновременно рычажная система 4 поднимает крышку 3, и в камерах 2 впрыска и 8 сгорания производится сжатие топливной смеси. При поджигании топливной смеси посредством свечи зажигания 5 создается давление, и образовавшиеся рабочие газы вращают ротор 7 против часовой стрелки, передавая на вал 12 выходную мощность. Когда свободные концы 17, 171 кронштейна 14, двигаясь по направляющим путям 16, 161, переходят через боковой выступ 19, крышка 10 постепенно опускается в крайнее нижнее положение, а крышка 3 отбрасывается давлением в крайнее верхнее положение и удерживается там рычажной системой 4. При дальнейшем продвижении свободных концов 17, 171 по направляющим контурам 16, 161 крышка 10 начинает перемещаться в крайнее верхнее положение, сжимая отработанные газы, и, оказавшись перед окном 23 выпускным, полностью выталкивает их наружу неподвижного цилиндрического корпуса 1 двигателя. Камера 9 удаления выхлопных газов, идущая следом за камерой 8 сгорания, принимает остатки отработанных газов из камеры 2 впрыска при движении крышек 3 и 11 в крайнее нижнее положение. Выхлоп отработанных газов производится через окно 23 выпускное так же, как аналогичный выхлоп осуществлялся из камеры 8 сгорания. Затем к окну 22 впускному подходит камера 81, и цикл повторяется.

В случае необходимости повышения мощности несколько аналогичных двигателей соединяются в одну вращающуюся систему, благодаря наличию фланцев. При выходе из строя одного из двигателей, он заменяется подобным двигателем. Сама конструкция не только проще, чем у прототипа, но она еще и дешевле в изготовлении.

Заявляемое устройство обладает рядом преимуществ по сравнению с ближайшим аналогом:

- упрощение конструкции;

- повышение мощности;

- удешевление двигателя.

Похожие патенты RU2531111C2

название год авторы номер документа
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Желтышев Алексей Александрович
RU2506439C2
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Соболев Алексей Александрович
RU2467183C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1989
  • Гусев Юрий Александрович
RU2011865C1
РОТОРНО-ЛОПАСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВЫНЕСЕННОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И ДИСКОВОЙ СИСТЕМОЙ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Кудряшов Алексей Александрович
RU2491432C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2001
  • Анищенко А.А.
  • Анищенко А.А.
  • Чернов В.Ю.
  • Чернов В.В.
RU2200854C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ТРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Киселев Петр Михайлович
RU2386046C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Тетуев Магомет Бузигитович
RU2406844C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Мартюшов Геннадий Григорьевич
RU2602938C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Драчко Евгений Федорович[Ua]
RU2083850C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1999
  • Анищенко А.А.
  • Анищенко А.А.
  • Чернов В.Ю.
  • Чернов В.В.
RU2151313C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 531 111 C2

Реферат патента 2014 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный цилиндрический корпус с выступающей за его пределы камерой впрыска и поджига топливной смеси, снабженной свечой зажигания и окном впускным для топливной смеси. Корпус снабжен окном впускным для топливной смеси и окном выпускным для выхлопных газов. Внутри корпуса установлен цилиндрический ротор с выполненными в нем камерами сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов, имеющими общую стенку и снабженными крышками. Крышки установлены с возможностью открывания-закрывания камер. На каждой из крышек закреплен кронштейн с двумя свободными концами, выполненный с возможностью их движения по двум направляющим путям. Периметр направляющих путей имеет яйцеобразную форму с боковым выступом, направленным в сторону камеры впрыска и поджига топливной смеси. Камера впрыска и поджига топливной смеси снабжена крышкой, установленной с возможностью открывания-закрывания. Направляющие пути представляют собой канавки, выполненные в неподвижном цилиндрическом корпусе. Цилиндрический ротор установлен неподвижно на валу и снабжен или дополнительной парой камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов или дополнительными парами камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов. Концы вала выходят в обе стороны неподвижного цилиндрического корпуса. Изобретение направлено на снижение трудоемкости изготовления и увеличение мощности двигателя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 531 111 C2

1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный цилиндрический корпус с выступающей за его пределы камерой впрыска и поджига топливной смеси, снабженной свечой зажигания и окном впускным для топливной смеси, при этом корпус снабжен окном впускным для топливной смеси и окном выпускным для выхлопных газов, а внутри корпуса установлен цилиндрический ротор с выполненными в нем камерами сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов, имеющими общую стенку и снабженными крышками, установленными с возможностью открывания-закрывания камер, на каждой из крышек закреплен кронштейн с двумя свободными концами, выполненный с возможностью их движения по двум направляющим путям, периметр которых имеет яйцеобразную форму с боковым выступом, направленным в сторону камеры впрыска и поджига топливной смеси, также снабженной крышкой, установленной с возможностью открывания-закрывания, отличающийся тем, что направляющие пути представляют собой канавки, выполненные в неподвижном цилиндрическом корпусе, а цилиндрический ротор установлен неподвижно на валу, концы которого выходят в обе стороны неподвижного цилиндрического корпуса, и снабжен или дополнительной парой камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов или дополнительными парами камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов.

2. Роторный двигатель по п.1, отличающийся тем, что на обеих торцевых поверхностях цилиндрического ротора выполнены прорези, через которые выходят соответствующие свободные концы кронштейнов крышек камер сгорания топливной смеси и удаления выхлопных газов для взаимодействия с направляющими путями.

3. Роторный двигатель по п.1, отличающийся тем, что концы вала роторного двигателя внутреннего сгорания снабжены фланцами с отверстиями под болты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2531111C2

Соединение гибкого шланга с ниппелем 1958
  • Герон В.Н.
SU120716A1
US 4033300 A, 05.07.1977
US 6722321 B2, 20.04.2004

RU 2 531 111 C2

Авторы

Желтышев Алексей Александрович

Даты

2014-10-20Публикация

2013-01-15Подача