Изобретение относится к индивидуальным спасательным средствам на воде, преимущественно, на море.
В качестве индивидуальных спасательных средств на воде широко известны такие средства, как спасательный жилет (набивной или надувной), надувная лодка (как аварийное плавсредство) и пр.
Известен набивной спасательный жилет морской "ЖСМ-ЦИКЛОН" [Патент РФ на полезную модель №61249, опубликован 27.02.2007]. Жилет имеет подголовник, нагрудник, заполненные плавучим наполнителем, ремень, подъемную петлю и буксировочную петлю.
Известны многочисленные конструкции надувных (газонаполняемых) спасательных жилетов, например ЖСМ-2М; ЖС-АКР; АСЖ; АСЖ-63П; ЖВСН; ЖВСН-01; ЖС-М; ЖСТ; ЖС-11-М; ЖСДР [см., например, ссылки в сети Интернет: http://www.shtorm-spb.ru/zhs/; http://8456.ru.all.biz/zhilety-spasatelnye-rechnye-zhsrzhsdr-g1056182; http://pip-tur.tiu.ru/g354291-spasatelnye-zhilety и др.]. Жилеты выполнены из высокопрочного газонепроницаемого материала. Их различные модификации могут быть снабжены поддерживающим голову воротником, паховыми ремнями, специальными застежками-фиксаторами и пр.
При всей простоте и доступности спасательные жилеты имеют общий недостаток - они не могут защитить от переохлаждения и от нападения морских хищников, т.к. большая часть тела человека, терпящего бедствие, не защищена и находится в воде.
С этой точки зрения более безопасными, а также более комфортными, являются надувные спасательные плоты и лодки.
Известны многочисленные спасательные надувные лодки и плоты, в том числе снабженные тентами [см. ссылку http://odessa.olx.com.ua/iid-41268944]. Среди спасательных средств известны индивидуальные надувные лодки, входящие в состав спасательного снаряжения - гидрокостюмов. Так в моделях SPES МК-10 фирмы БФА [см ссылку http://www.uwt.ru/SisSp.htm]; или SEIE Mk-10 [См. ссылку http://en.wikipedia.org/wiki//Submarine_Escape_Immersion_Equipment], надувная лодка входит в состав снаряжения и размещается в специальной сумке, закрепленной на гидрокостюме. Недостатком такой конструкции является сложность и громоздкость самого гидрокостюма, а также изначальное нахождение надувной лодки в сумке. Для приведения лодки в рабочее состояние ее требуется извлечь из сумки, для чего требуется время и свободные и неповрежденные при аварийной ситуации руки.
Известны также конструкции надувных лодок Berkley Tec Tube Belly Boat Pro Pulse, снабженных лямками для размещения на спине [см., например, ссылки http://nexus-kiev.com.ua/product/naduvnaja-lodka-berkley-tec-tube-belly-boat-pro-pulse/]. В таком исполнении надутые лодки удобно переносить по суше, но для использования в качестве спасательного средства они не годятся.
Таким образом, известные спасательные средства - спасательные жилеты, просты и удобны в использовании, но не обеспечивают безопасности после всплытия человека на поверхность, а аварийные плавсредства - надувные лодки, обеспечивают относительный комфорт и безопасность, но они существуют «автономно», в отрыве снаряжения терпящего бедствие человека.
В качестве прототипа изобретения выбран описанный выше спасательный жилет "ЖСМ-ЦИКЛОН".
В основу изобретения поставлена задача разрешение указанного технического противоречия и создания конструкции повышенной безопасности и относительной комфортности, а, следовательно, увеличения времени выживания человека, терпящего бедствие на воде. Достигаемый технический результат - обеспечение возможности трансформации спасательного средства типа «жилет» в спасательное средство типа «надувная лодка» и объединение этих двух конструкций в одной, обладающей повышенными функциональными возможностями и повышающей степень безопасности.
Поставленная задача решается изменением конструкции спасательного жилета.
Заявляемое спасательное выполнено из водогазонепроницаемого синтетического материала и имеет в исходном состоянии форму спасательного жилета. Нагрудные полочки жилета снабжены камерами плавучести, газонаполняемыми или заполненными эластичным вспененным наполнителем. Жилет имеет поясной и регулировочные ремни с быстроразъемными застежками, например, фастексами или велькро (липучками). От прототипа отличается тем, что дополнительно снабжено надувной лодкой с днищем и надувными баллонами по внешнему контуру. При этом часть днища лодки выполнена единым целым со спинкой жилета (из одной заготовки, или нашита вторым слоем на деталь спинки) и в исходном сложенном состоянии закреплена на спинке жилета. Система надува баллонов лодки обеспечивает последовательное наполнение с головной части лодки. Жилет может быть дополнительно снабжен паховыми ремнями и иметь разъемы по плечевым швам.
Спасательное средство может быть снабжено чехлом, защищающим надувную лодку в собранном состоянии. Полотнища чехла закреплены по внутреннему контуру днища лодки с обеспечением возможности трансформации в защитный тент при раскрытом состоянии лодки. Днище лодки может быть выполнено надувным.
Для того, чтобы лучше продемонстрировать отличительные особенности изобретения, в качестве примера, не имеющего какого-либо ограничительного характера, ниже описан предпочтительный вариант реализации, который иллюстрируется чертежами, на которых представлено: Фиг.1 - спасательное средство, надетое на человека, исходное состояние, Фиг.2 - лодка в раскрытом состоянии с человеком на борту.
В исходном состоянии заявляемое средство имеет форму спасательного жилета, сшитого из прочной водо- и газонепроницаемой ткани, например, нейлона с полимерной пропиткой или нанесенным слоем. Нагрудная часть жилета имеет полочки 1 с камерами плавучести, заполненными эластичным вспененным наполнителем. На жилете закрепляется газовый баллон 2 с пусковой системой, которая может быть выполнена автоматической и срабатывающей при контакте в водой или по сигналу перепада давления, как это описано, например, в Инструкции Parmaris [http://www.fordewind-regatta.ru/Inform/Parmaris/Parmaris.pdf]. Возможно ручное управление - с помощью пускового тросика. Поясной ремень 3 и паховые ремни 4 служат для более надежного закрепления жилета на человеке. Регулировочные ремни позволяют более плотно подогнать жилет по фигуре.
На спинке жилета закреплена надувная лодка 5. Часть днища лодки (головная часть) является собственно спинкой жилета. Остальная часть днища (большая часть, т.к. длина лодки превышает рост человека, что позволяет находиться в лодке в положении лежа) и спущенные надувные баллоны лодки в исходном состоянии сложены за спинкой жилета и снизу не выступают за нижний край спинки жилета. Таким образом, в сложенном состоянии лодка имеет вид рюкзака или ранца. Для защиты лодки от повреждений она снабжена чехлом. Чехол может быть выполнен из того же материала, что и лодка. Полотнища ткани чехла пришиты к внутреннему контуру днища лодки и в сложенном состоянии лодки частично вывернуты наружу и закрывают ее, образуя внешнюю упаковку. Соединение осуществляется при помощи затяжного шнура, продетого через люверсы в полотнищах.
Надувные баллоны лодки имеют отсеки, а система надува баллонов лодки обеспечивает их последовательное наполнение, начиная с «головной» части лодки, то есть с части, в которой днище соединено с жилетом, и на которой будет располагаться голова человека, когда лодка будет надута.
Попавший в воду человек всплывает на поверхность и благодаря положительной плавучести нагрудных полочек жилета ложится на спину. При выдергивании затяжного шнура полотнища чехла раскрываются и лодка под действием силы тяжести раскрывается. Затем с помощью пускового тросика (при ручном управлении надувом) открывается баллон с газом. При выполнении и днища лодки надувным вначале накачивается его часть, расположенная под спиной, затем часть, расположенная под ногами. После распрямления днища лодки и отекания воды, осуществляется надув баллонов лодки, опять же, начиная с головной части. До полного наполнения баллонов человек находится на дне лодки в лежачем состоянии. После наполнения баллонов пострадавший может высвободиться из жилета, расстегнув ремни и рассоединив разъемы плечевых швов. Приняв удобное положение, человек может при необходимости собрать защитный тент из полотнищ чехла, которые могут быть закреплены на откидной опоре днища. До прибытия спасателей человек может располагаться в лодке, при желании в лежачем положении, и быть защищен от контакта с морской водой и с атмосферными осадками, и закрыт от ветра.
Таким образом, заявляемое устройство обеспечивает как всплытие человека на поверхность, так и дальнейшую комплексную защиту от внешних факторов, и относительный комфорт, совмещая в себе функции двух обычно автономно применяемых спасательных средств. При этом и жилет, и лодка могут наполняться газом от одного источника (баллона) с общей системой управления. Ввиду того что лодка закреплена непосредственно на жилете, приведение ее в рабочее состояние существенно упрощено, а времени на это требуется меньше. Более того, лодка закреплена на жилете, раскрывается непосредственно под всплывшим человеком, поэтому гарантировано его автоматическое попадание на лодку, что существенно повышает степень безопасности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОДНОМЕСТНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПЛОТ | 2014 |
|
RU2550597C1 |
Спасательное надувное индивидуальное средство | 2017 |
|
RU2648548C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ С СИСТЕМОЙ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ | 2012 |
|
RU2525502C2 |
КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ПЛАВУЧЕГО СПАСАТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА С МАЛЫМИ ИМПЕЛЛЕРАМИ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2718508C1 |
Индивидуальное теплозащитное средство | 2019 |
|
RU2720761C1 |
Универсальное транспортно-спасательное средство | 2019 |
|
RU2719043C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИГНАЛЬНАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2011 |
|
RU2463202C1 |
Индивидуальное спасательное средство для поддержания летчика на плаву при приводнении | 2017 |
|
RU2655251C1 |
Спасательный жилет | 1989 |
|
SU1743989A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВУЧИМ СПАСАТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ С МАЛЫМИ ИМПЕЛЛЕРАМИ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ НА ДИСТАНЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ | 2019 |
|
RU2718826C1 |
Изобретение относится к индивидуальным спасательным средствам на воде, преимущественно, на море. Спасательное средство выполнено из водогазонепроницаемого синтетического материала, имеет в исходном состоянии форму спасательного жилета с нагрудными полочками, снабженными камерами плавучести, и поясной и регулировочные ремни с быстроразъемными застежками. Средство дополнительно снабжено надувной лодкой с днищем и надувными баллонами по внешнему контуру. Часть днища лодки выполнена единым целым со спинкой жилета и в исходном сложенном состоянии закреплена на спинке жилета. Система наддува баллонов лодки обеспечивает последовательное наполнение, начиная с части, в которой днище соединено с жилетом. Повышается степень безопасности человека, терпящего бедствие на воде. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Спасательное средство для человека, терпящего бедствие на воде, выполненное в виде спасательного жилета из водогазонепроницаемого синтетического материала с нагрудными полочками, снабженными камерами плавучести, имеющего поясной и регулировочные ремни с быстроразъемными застежками, отличающееся тем, что дополнительно снабжено надувной лодкой с днищем и надувными баллонами по внешнему контуру, при этом часть днища лодки выполнена единым целым со спинкой жилета и в исходном сложенном состоянии закреплена на спинке жилета, а система наддува баллонов лодки обеспечивает последовательное наполнение, начиная с части, в которой днище соединено с жилетом.
2. Спасательное средство по п.1, отличающееся тем, что жилет снабжен паховыми ремнями.
3. Спасательное средство по п.1, отличающееся тем, что жилет имеет разъемы по плечевым швам.
4. Спасательное средство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что снабжено чехлом, защищающим надувную лодку в собранном состоянии, полотнища которого закреплены по внутреннему контуру днища лодки с обеспечением возможности трансформации в защитный тент при раскрытом состоянии лодки.
5. Спасательное средство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что днище лодки выполнено надувным.
Спасательный жилет | 1989 |
|
SU1710438A1 |
US 009301377 A1, 10.12.2009 | |||
ПЕПТИД ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ОПУХОЛИ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ МИШЕНЬЮ | 2017 |
|
RU2770197C2 |
US 3768761 A, 30.10.1973 |
Авторы
Даты
2014-11-27—Публикация
2013-08-09—Подача