ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА Российский патент 2014 года по МПК F02F1/20 F16J10/04 F02F3/10 

Описание патента на изобретение RU2534327C2

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно для двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является цилиндропоршневая группа [Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания. - Патент RU № 2451810. Опубл. 27.05.2012 г.], включающая гильзу, поршень с компрессионными и маслосъемным кольцами, контактирующими с рабочей поверхностью гильзы цилиндра, и канавки, заполненные цветным металлом. На рабочей поверхности гильзы цилиндра выполнены три массива кольцевых канавок. Средний массив разворачивают на 90° относительно верхнего и нижнего массивов. Расстояние от начала первых канавок до верхнего торца гильзы равно 10±0,5 мм. Канавки выполняют в виде встречных замкнутых колец отдельных друг от друга с углом подъема 17 градусов к диаметральной плоскости гильзы и шагом 13 мм. В поперечном сечении канавки имеют торообразную форму с глубиной и шириной 1,5 мм. Максимальное расстояние между соседними канавками соответствует расстоянию между верхним компрессионным и нижним маслосъемным поршневыми кольцами.

Недостатками данного устройства являются пониженная износостойкость рабочей поверхности гильзы цилиндра в местах повышенного износа в верхней мертвой точке и нижней мертвой точке и повышенный износ канавок под компрессионные и маслосъемные кольца, вследствие чего качество работы цилиндропоршневой группы снижается из-за недостаточного распределения цветного металла и неравномерного расположения кольцевых канавок по рабочей поверхности гильзы цилиндра.

Заявленное изобретение направлено на устранение указанных недостатков и от его применения получен следующий технический результат: повышение износостойкости гильзы и поршня, уменьшение неравномерности износа гильз цилиндров по высоте и канавок под компрессионные и маслосъемные кольца, улучшение качества работы цилиндропоршневой группы.

Указанный технический результат достигается тем, что на днище поршня и на канавки компрессионных и маслосъемных колец наносят упрочняющее покрытие микродуговым оксидированием в виде сплошного оксидированного слоя, при этом в местах наибольшего износа гильзы цилиндра, соответствующего положениям поршня в верхней и нижней мертвых точках, выполнены канавки, имеющие форму встречных синусоид, а в средней части гильзы цилиндров на расстоянии 0,10…0,12 от высоты гильзы цилиндра крайних точек верхней и нижней синусоид выполнены две канавки в виде встречных замкнутых колец отдельных друг от друга, расстояние от начала первых синусоидальных канавок до верхнего торца гильзы равно 8-10% от высоты рабочей поверхности гильзы, в поперечном сечении канавки имеют глубину и ширину, равные 0,25 от минимальной толщины гильзы, максимальное расстояние между соседними канавками соответствует расстоянию между верхним компрессионным и нижним маслосъемным поршневыми кольцами.

На фиг. 1 изображена гильза цилиндра с измененными физико-механическими характеристиками и выполненными на ее рабочей поверхности синусоидальными и кольцевыми канавками, на фиг. 2 - поршень ДВС, имеющим на днище и канавках под компрессионные и маслосъемные кольца упрочняющее покрытие, выполненное в виде сплошного оксидированного слоя, на фиг. 3 - гильза цилиндра с измененными физико-механическими характеристиками в сопряжении с поршнем ДВС, имеющий на днище и канавках под компрессионные и маслосъемные кольца упрочняющее покрытие, на фиг. 4 - схема контакта поршневых колец с канавками под компрессионные и маслосъемные кольца вид А и с рабочей поверхностью гильзы цилиндра, на фиг. 5 - поперечный разрез канавки в сечении Б-Б.

Цилиндропоршневая группа включает поршень 1 с упрочняющим покрытием 2 на днище 3 и канавках под компрессионные 4, маслосъемные 5 кольца, компрессионные 6 и маслосъемные 7 кольца контактируют с рабочей поверхностью гильзы цилиндра 8 и канавки 9,10, заполненные цветным металлом 11. На рабочей поверхности гильзы цилиндра 8 двигателя внутреннего сгорания в местах наибольшего износа выполнены канавки 9, имеющие форму встречных синусоид, а в средней части гильзы цилиндров на расстоянии 0,10…0,12 от высоты гильзы цилиндра крайних точек верхней и нижней синусоид 9 выполнены две канавки 10 в виде встречных замкнутых колец, отдельных друг от друга. Расстояние от начала первых синусоидальных канавок 9 до верхнего торца гильзы равно 8…10% от высоты рабочей поверхности гильзы. В поперечном сечении канавки 9 и 10 имеют глубину и ширину 0,25 от минимальной толщины.

Цилиндропоршневая группа работает следующим образом. В процессе работы ДВС поршень 1 с упрочняющим покрытием 2 на днище 3 и канавках под компрессионные 4, маслосъемные 5 кольца, контактируя с кольцами 6 и 7, совершают возвратно-поступательное движение вверх-вниз. При этом кольца 6 и 7, двигаясь по рабочей поверхности гильзы 8, за счет пластической деформации снимают часть цветного металла 11 с канавок 9 и 10 и «размазывают» его по рабочей поверхности гильзы 8 от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки. Этот процесс происходит в течение всех тактов ДВС и продолжается до тех пор, пока на рабочей поверхности гильзы 8 не образуется слой цветного металла 11 определенной толщины. В результате этого процесса коэффициент трения рабочих поверхностей поршневых колец 6 и 7 и рабочей поверхности гильзы 8 снижается, а кольца 6 и 7 перестают снимать цветной металл с канавок 9 и 10. По мере уменьшения толщины «размазанного» цветного металла 11 с поверхности гильзы 8, коэффициент трения между рабочими поверхностями поршневых колец 6 и 7 и рабочей поверхностью гильзы 8 несколько увеличивается. Одновременно начинает повышаться и интенсивность снятия поршневыми кольцами 6 и 7 цветного металла 11 с канавок 9 и 10, и процесс «размазывания» цветного металла 11 по рабочей поверхности гильзы 8 повторяется. Процесс нанесения слоя цветного металла 11 на рабочую поверхность гильзы 8 сопровождает весь период эксплуатации цилиндропоршневой группы ДВС.

Выполнение кольцевых канавок в средней части и синусоидальных канавок в местах повышенного износа позволит повысить износостойкость и уменьшить неравномерность износа по высоте гильз цилиндров, а выполнение упрочняющего покрытия на днище поршня и на канавках компрессионных и маслосъемных колец способствует увеличению износостойкости поршня.

Такое конструктивное исполнение цилиндропоршневой группы позволит повысить качество двигателя.

Похожие патенты RU2534327C2

название год авторы номер документа
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2012
  • Уханов Денис Александрович
  • Нурутдинов Айрат Шамильевич
  • Хохлов Алексей Леонидович
  • Салахутдинов Ильмас Рифкатович
  • Хохлов Антон Алексеевич
RU2508463C2
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Уханов Денис Александрович
  • Хохлов Алексей Леонидович
  • Салахутдинов Ильмас Рифкатович
  • Хохлов Антон Алексеевич
RU2451810C1
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2000
  • Симдянкин А.А.
  • Загородских Б.П.
  • Баринов С.В.
RU2186234C2
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2010
  • Хохлов Алексей Леонидович
  • Салахутдинов Ильмас Рифкатович
  • Зыкин Евгений Сергеевич
  • Сафаров Камиль Усманович
RU2440503C2
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2016
  • Безюков Олег Константинович
  • Афанасьева Ольга Владимировна
  • Первухин Дмитрий Анатольевич
RU2644434C1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Гортышов Юрий Федорович
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2372508C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2005
  • Горшков Валерий Николаевич
  • Хохлов Александр Владимирович
RU2307273C2
СПОСОБ РЕМОНТА ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Аюкин Зульфат Ахатович
  • Зарипов Рустем Гамилиевич
  • Глемба Константин Вячеславович
RU2542035C2
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2010
  • Безюков Олег Константинович
  • Афанасьева Ольга Владимировна
RU2450147C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 534 327 C2

Реферат патента 2014 года ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа включает в себя поршень и гильзу (8) цилиндров. Поршень с компрессионными и маслосъемными кольцами контактирует с рабочей поверхностью гильзы (8) цилиндра, имеющей канавки (9) и (10), заполненные цветным металлом. На днище поршня и на канавки компрессионных и маслосъемных колец наносят упрочняющее покрытие микродуговым оксидированием в виде сплошного оксидированного слоя. В местах наибольшего износа гильзы (8) цилиндра, соответствующего положениям поршня в верхней и нижней мертвых точках, выполнены канавки (9). Канавки (9) имеют форму встречных синусоид. В средней части гильзы (8) цилиндров на расстоянии 0,10…0,12 от высоты гильзы цилиндра крайних точек верхней и нижней синусоид выполнены две канавки (10) в виде встречных замкнутых колец, отдельных друг от друга. Расстояние от начала первых синусоидальных канавок (9) до верхнего торца гильзы равно 8…10% от высоты рабочей поверхности гильзы. В поперечном сечении канавки (9) и (10) имеют глубину и ширину, равные 0,25 от минимальной толщины гильзы. Максимальное расстояние между соседними канавками соответствует расстоянию между верхним компрессионным и нижним маслосъемным поршневыми кольцами. Технический результат заключается в повышении износостойкости и снижении неравномерности износа гильзы цилиндра. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 534 327 C2

Цилиндропоршневая группа, включающая поршень с компрессионными и маслосъемным кольцами, контактирующими с рабочей поверхностью гильзы цилиндра, имеющей канавки, заполненные цветным металлом, отличающаяся тем, что на днище поршня и на канавки компрессионных и маслосъемных колец наносят упрочняющее покрытие микродуговым оксидированием в виде сплошного оксидированного слоя, при этом в местах наибольшего износа гильзы цилиндра, соответствующего положениям поршня верхней и нижней мертвых точках, выполнены канавки, канавки имеют форму встречных синусоид, в средней части гильзы цилиндров на расстоянии 0,10…0,12 от высоты гильзы цилиндра крайних точек верхней и нижней синусоид выполнены две канавки в виде встречных замкнутых колец, отдельных друг от друга, расстояние от начала первых синусоидальных канавок до верхнего торца гильзы равно 8…10% от высоты рабочей поверхности гильзы, в поперечном сечении канавки имеют глубину и ширину, равные 0,25 от минимальной толщины гильзы, максимальное расстояние между соседними канавками соответствует расстоянию между верхним компрессионным и нижним маслосъемным поршневыми кольцами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534327C2

RU 24440503 C2, 20.01.2012
Автоматическое устройство для контроля заданного расположения цилиндрических изделий, в частности поршней, при их транспортировании 1950
  • Экспериментальный Научно-Исследовательский Институт Металлорежущих Станков Министерства Станкостроения
SU93465A1
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2000
  • Симдянкин А.А.
  • Загородских Б.П.
  • Баринов С.В.
RU2186234C2
Цилиндро-поршневая группа 1982
  • Кокоткин Игорь Иванович
SU1048147A1
Сталь 1987
  • Сорокин Виктор Георгиевич
  • Гервасьев Михаил Антонович
  • Троп Лариса Анатольевна
  • Плотников Георгий Николаевич
  • Мамонтова Тамара Афанасьевна
  • Филиппенков Анатолий Анатольевич
  • Житова Лидия Павловна
SU1407989A1
JP 2010054045 A, 11.03.2010
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Бакиров Юлий Александрович
RU2056515C1

RU 2 534 327 C2

Авторы

Хохлов Алексей Леонидович

Салахутдинов Ильмас Рифкатович

Глушенко Андрей Анатольевич

Хохлов Антон Алексеевич

Нурутдинов Айрат Шамильевич

Марьин Дмитрий Михайлович

Даты

2014-11-27Публикация

2013-03-06Подача