СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ, ОТТАИВАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ Российский патент 2014 года по МПК E01C3/06 E02D17/18 

Описание патента на изобретение RU2536538C1

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных и железных дорог и может быть использовано для предупреждения их деформаций, возникающих вследствие оттаивания в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтов, находящихся в основании земляного полотна.

Известен способ возведения насыпей на слабых грунтах путем изготовления под откосными частями насыпи цилиндрических вертикальных опор из геосетки с каменным заполнением (Джоунс К.Д. Сооружения из армированного грунта. - М.: Стройиздат, 1989 - с.20).

Недостатки известного способа:

- отсутствие сплошных горизонтальных армирующих элементов, перераспределяющих вертикальные силовые воздействия от насыпи авто (ж/д) транспорта на вертикальные опоры;

- устройство вертикальных опор только под откосными частями насыпи;

- возможность разрушения цилиндрических вертикальных опор за счет воздействия на них горизонтальных деформаций, вызывающих, соответственно, изгиб и срез опор.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ возведения дорог на болотах, представляющих собой прослойку из геотекстильного материала, горизонтально укладываемую под насыпью, и вертикальных песчаных дрен либо дрен из геотекстильного материала (Рекламный проспект на ВДНХ СССР. Возможности применения геотекстильных материалов в строительстве. - Московская область, г. Балашиха - 6 - 1989. - 16 с.).

Недостатками известного способа являются невозможность его применения в условиях оттаивающих многолетнемерзлых грунтов ввиду недостаточной несущей способности вертикальных песчаных дрен либо дрен из геотекстильного материала, укладка прослойки из геотекстильного материала непосредственно в подошве насыпи, недостаточная прочность прослойки из геотекстиля к воздействию статических и динамических нагрузок.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности снижения деформаций автомобильных и железных дорог на оттаивающих в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтах, находящихся в основании земляного полотна.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что способ снижения деформаций автомобильных и железных дорог на многолетнемерзлых грунтах, включающий возведение под насыпью цилиндрических вертикальных опор и укладку прослойки из геотекстильного материала, отличается тем, что предварительно, в пределах земляного полотна дороги, осуществляют выемку естественного грунта, со дна выемки производят бурение скважин в шахматном порядке до кровли многолетнемерзлых грунтов, при этом крайние от дорожного полотна скважины, с обеих его сторон, выполняют наклонными, в скважины на всю глубину погружают стальные трубы, заполненные песком и в верхней части бетоном, по всей площади дна выемки производят отсыпку слоя из щебня с укладкой поверх него слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем, на глубину не менее 2-2,5 м от низа конструкции дорожной одежды, далее выемку заполняют крупнообломочным грунтом с последующим возведением дорожной одежды, при этом глубину выемки выбирают с учетом положения кровли мгоголетнемерзлых грунтов и глубины погружения стальных труб.

Заявленный способ отличается от прототипа тем, что позволяет:

- исключить деформации сооружения, возникающие в процессе его эксплуатации вследствие деградации многолетнемерзлых грунтов;

- принципиально изменить напряженно-деформированное состояние основания земляного полотна с целью повышения его несущей способности;

- преобразовать параметры физико-механических свойств слабых грунтов основания земляного полотна.

Для реализации способа используют:

- выемку естественного грунта на оптимальную глубину;

- бурение со дна выемки вертикальных и наклонных скважин до кровли многолетнемерзлых грунтов;

- погружение в скважины стальных труб, заполненных песком и в верхней части бетоном;

- по всей площади дна выемки отсыпку буферного слоя из щебня;

- укладку поверх буферного слоя слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем (псевдоплита);

- заполнение выемки крупнообломочным грунтом с последующим устройством дорожной одежды.

Исключение деформаций в процессе эксплуатации автомобильных и железных дорог на оттаивающих многолетнемерзлых грунтах можно объяснить следующим образом. Известно, что деформации дорожной одежды вызваны, как правило, снижением несущей способности грунтов оснований земляного полотна в процессе эксплуатации. Это связано с различными физико-геологическими процессами, в т.ч. и оттаиванием многолетнемерзлых грунтов.

В связи с этим проектные решения, базирующиеся на предположении о постоянстве кровли многолетнемерзлых грунтов во времени и пространстве, могут оказаться неэффективными. Например, основание земляного полотна, включающее многолетнемерзлые грунты (ММГ), может получить неравномерные деформации сложного характера в связи с неоднозначным положением кровли ММГ в процессе их оттаивания.

Так, в активной зоне основания земляного полотна возникает сложное напряженно-деформированное состояние, характеризующееся наличием не только вертикальных напряжений, но и горизонтальных с соответствующими перемещениями. В связи с этим имеется необходимость возведения автомобильных и железных дорог, которое бы обеспечивало надежную стабилизацию дорожной одежды в пространстве в любой промежуток времени ее эксплуатации на многолетнемерзлых грунтах.

Физически процесс исключения деформаций автомобильных и железных дорог на оттаивающих в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтах можно представить следующим образом. В начальный период эксплуатации дорог, когда отметка кровли ММГ соответствует проектной, стальные трубы, погруженные в скважины до кровли ММГ, выполняют роль свай-стоек, передающих нагрузку от насыпи, дорожной одежды и веса транспорта на кровлю ММГ. Передача и распределение нагрузки на сваи-стойки осуществляется с помощью демпфирующего слоя из щебня и слоев горизонтально уложенных георешеток, заполненных щебнем (псевдоплиты).

При дальнейшей эксплуатации дороги вследствие воздействия комплекса природно-техногенных факторов возможна реализация одного из экзогенных процессов - деградация ММГ, сопровождающаяся понижением их кровли. В этом случае нижние концы стальных труб оказываются в слое талого грунта, обладающего низкой несущей способностью. При этом принципиально изменяется расчетная схема работы стальных труб - из свай-стоек они превращаются в вертикальные элементы, работа которых состоит в следующем. Вертикальные элементы через контактную поверхность с грунтом воспринимают упомянутую выше нагрузку своей боковой верхней частью. Такая схема передачи нагрузки вертикальным элементом в грунте обеспечивается его боковым обжатием грунтом за счет давления на грунт между вертикальными элементами от веса дорожной одежды, насыпи, веса транспорта, равномерно перераспределенного слоями георешеток, заполненных щебнем, и демпфирующего слоя из щебня. При этом крайние ряды вертикальных элементов, расположенных с обеих сторон оси дорожной одежды, испытывают значительные горизонтальные деформации, вызывающие изгиб элементов вплоть до их разрушения. В связи с этим крайние элементы выполняют наклонными к оси дорожной одежды, что позволяет изменить расчетную схему работы крайних элементов: они начинают работать преимущественно на сжатие совместно с их изгибом. Такое решение позволяет избежать разрушения крайних элементов, выполненных наклонно, за счет существенного снижения изгибающих моментов и передачи на элементы усилий сжатия, что благоприятно сказывается на работе конструкции элемента.

Следует отметить, что имеется принципиальное отличие работы основания с вертикальными и наклонными элементами от обычного свайного основания. Оно заключается в отсутствии конструктивного объединения верха упомянутых выше элементов ростверком, что предопределяет совершенно иную расчетную схему.

Работу слоев георешеток, заполненных щебнем, и демпфирующего слоя из щебня, укладываемых на дно выемки поверх вертикальных и наклонных элементов, можно объяснить, исходя из следующих соображений:

1. Работая совместно со щебнем, заполняющим пространство между георешетками, конструкция из слоев георешеток (псевдоплита) перераспределяет нагрузку между участками конструкции, обеспечивая передачу напряжений с перегруженных зон на соседние недогруженные, и воспринимает растягивающие напряжения. Таким образом, с учетом демфирующего слоя из щебня, на вертикальные и наклонные элементы, а также на грунт между ними передается относительно равномерная нагрузка с существенным снижением растягивающих усилий. Количество слоев георешеток определяется эффективностью работы конструкции «псевдоплиты» в условиях существующей расчетной ситуации и заданных нагрузок и воздействий.

2. Рассматривая расчетную схему работы вертикального элемента, можно заключить, что эпюра контактных касательных напряжений по его длине имеет двузначный характер: в верхней части имеет знак плюс, т.к. касательные напряжения направлены вниз, а в нижней части - знак минус в связи с противоположным направлением упомянутых напряжений. Это можно объяснить тем, что в верхней части элемент обжат грунтом за счет давления от «псевдоплиты» и демпфирующего слоя, а в нижней части возникают силы трения по его боковой поверхности.

Таким образом, усиление основания земляного полотна вертикальными и наклонными элементами и демпфирующим слоем из щебня с перекрытием их «псевдоплитой» приводит к резкому уменьшению деформаций всех видов и даже их полному исключению как в основании земляного полотна, насыпи, так и в дорожной одежде.

На чертеже показан общий вид земляного полотна и изображены дорожная одежда 1, выемка естественного грунта с заменой его на крупнообломочный 2, демфирующий слой из щебня 3, горизонтальные слои георешеток, заполненные щебнем (псевдоплита) 4, вертикальные и наклонные элементы 5, кровля многолетнемерзлых грунтов 6.

Способ осуществляют в следующей последовательности:

- производят выемку 2 естественного грунта на глубину, учитывающую оптимальное расстояние между низом дорожной одежды 1 и верхом «псевдоплиты» 4;

- выполняют со дна выемки бурение вертикальных и наклонных скважин в шахматном порядке до кровли многолетнемерзлых грунтов 6;

- в скважины погружают стальные трубы с упором в слой многолетнемерзлых грунтов, заполненные песком и в верхней части бетоном, выполняющие роль вертикальных и наклонных элементов 5;

- отсыпают по всей площади дна выемки 2 буферный слой из щебня 3;

- производят укладку поверх буферного слоя 3 слоев георешеток, заполненных щебнем (псевдоплита) 4;

- заполняют выемку крупнообломочным грунтом с последующим устройством дорожной одежды 1.

В предлагаемом изобретении положительный эффект заключается в следующем:

- снижается или исключается сама возможность деформаций автомобильных и железных дорог на многолетнемерзлых грунтах в процессе их эксплуатации;

- обеспечивается высокая надежность эксплуатации дорог в сложных инженерно-геологических условиях;

- исключаются затраты по восстановлению дорожной одежды при воздействии на земляное полотно различных негативных физико-геологических процессов.

Похожие патенты RU2536538C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ВОЗВОДИМЫХ НА ОПОЛЗНЕВЫХ СКЛОНАХ ИЛИ ИСКУССТВЕННЫХ ОТКОСАХ НА ОТТАИВАЮЩИХ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2014
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Берестяный Юрий Боросович
  • Кудрявцев Сергей Анатольевич
RU2556646C1
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ПУЧИН В ЗЕМЛЯНОМ ПОЛОТНЕ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА СЕЗОННОПРОМЕРЗАЮЩИХ ГРУНТАХ 2011
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Кровяков Вячеслав Николаевич
  • Сигачев Николай Петрович
  • Благоразумов Игорь Викторович
  • Сергейчук Ольга Валентиновна
RU2471928C1
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ДЕФОРМАЦИЙ УСТОЕВ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ 2011
  • Кровяков Вячеслав Николаевич
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Сергейчук Ольга Валентиновна
RU2481433C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЙ ФУНДАМЕНТОВ СООРУЖЕНИЙ 2011
  • Кровяков Вячеслав Николаевич
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Сергейчук Ольга Валентиновна
RU2472899C1
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТОВ 2005
  • Кровяков Вячеслав Николаевич
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Сергейчук Ольга Валентиновна
RU2301299C2
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ КРЕНОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ВОЗВЕДЕННЫХ НА ПЛИТНЫХ ФУНДАМЕНТАХ 2006
  • Кровяков Вячеслав Николаевич
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Сергейчук Ольга Валентиновна
  • Марийский Дмитрий Сергеевич
RU2318962C2
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах 2019
  • Краев Алексей Николаевич
  • Краев Андрей Николаевич
  • Шанхоев Зураб Шабазгиреевич
  • Макаров Алексей Сергеевич
RU2732774C1
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ КРЕНОВ ЗДАНИЙ, ВОЗВЕДЕННЫХ НА ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТАХ 2007
  • Кровяков Вячеслав Николаевич
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Сергейчук Ольга Валентиновна
  • Марийский Дмитрий Сергеевич
  • Романова Марина Викторовна
RU2348760C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОПОЛЗНЕВЫХ СКЛОНОВ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2014
  • Бабелло Виктор Анатольевич
  • Вальцева Татьяна Юрьевна
  • Федоров Константин Юрьевич
  • Мищенков Алексей Васильевич
  • Кудрявцев Сергей Анатольевич
  • Берестяный Юрий Борисович
  • Атаджанян Марина Викторовна
RU2571477C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2015
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Игошин Михаил Евгеньевич
  • Пермитина Татьяна Владимировна
RU2580549C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ, ОТТАИВАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных и железных дорог и может быть использовано для предупреждения их деформаций, возникающих вследствие оттаивания в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтов, находящихся в основании земляного полотна. Технический результат - повышение эффективности снижения деформаций автомобильных и железных дорог на оттаивающих в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтах, находящихся в основании земляного полотна. Для реализации способа производят выемку естественного грунта на оптимальную глубину, бурение со дна выемки вертикальных и наклонных скважин до кровли многолетнемерзлых грунтов, погружение в скважины стальных труб, заполненных песком и в верхней части бетоном, отсыпку по всей площади дна выемки буферного слоя из щебня, укладку поверх буферного слоя слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем, заполнение выемки крупнообломочным грунтом с последующим устройством дорожной одежды. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 536 538 C1

Способ снижения деформаций автомобильных и железных дорог на многолетнемерзлых грунтах, включающий возведение под насыпью цилиндрических вертикальных опор и укладку прослойки из геотекстильного материала, отличающийся тем, что предварительно, в пределах земляного полотна дороги, осуществляют выемку естественного грунта, со дна выемки производят бурение скважин в шахматном порядке до кровли многолетнемерзлых грунтов, при этом крайние от дорожного полотна скважины, с обеих его сторон, выполняют наклонными, в скважины на всю глубину погружают стальные трубы, заполненные песком и в верхней части бетоном, по всей площади дна выемки производят отсыпку слоя из щебня с укладкой поверх него слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем, на глубину не менее 2-2,5 м от низа конструкции дорожной одежды, далее выемку заполняют крупнообломочным грунтом с последующим возведением дорожной одежды, при этом глубину выемки выбирают с учетом положения кровли мгоголетнемерзлых грунтов и глубины погружения стальных труб.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2536538C1

Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог
Росавтодор, Москва, 2003, п.4.1.3-4.1.9, рис.4.3
Основание под насыпь на слабых грунтах 1980
  • Ортенберг Илья Маркович
  • Соколов Александр Александрович
  • Фадеев Владимир Алексеевич
SU1048061A1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СЛАБОГО ПРИРОДНОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2010
  • Луцкий Святослав Яковлевич
  • Шмелев Василий Алексеевич
  • Бурукин Алексей Юрьевич
RU2449075C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Гаврилов Д.Г.
RU2114957C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ НА СЛАБЫХ ПРИРОДНЫХ ОСНОВАНИЯХ 2007
  • Луцкий Святослав Яковлевич
  • Долгов Денис Владимирович
  • Судаков Дмитрий Валентинович
  • Лустин Александр Юрьевич
RU2337205C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 1994
  • Кондратьев Валентин Георгиевич
  • Бройд Исаак Иосифович
RU2074928C1

RU 2 536 538 C1

Авторы

Бабелло Виктор Анатольевич

Берестяный Юрий Борисович

Кровяков Вячеслав Николаевич

Кудрявцев Сергей Анатольевич

Сергейчук Ольга Валентиновна

Даты

2014-12-27Публикация

2013-07-18Подача