ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ЦВЕТНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ Российский патент 2015 года по МПК C08L95/00 C08J11/04 C04B26/26 

Описание патента на изобретение RU2537596C1

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано в качестве вяжущего материала цветного асфальтобетонного покрытия.

Цветные асфальтобетонные покрытия позволяют формировать привлекательную и безопасную городскую среду путем цветовой маркировки дорог, тротуаров, велосипедных дорожек и спортивных площадок.

Известны составы цветных смесей, в которых в качестве связующего материала используют неосветленные дорожные битумы. Недостатком таких составов является невозможность обеспечения асфальтобетону ярких цветов.

Из патента RU2119464, МПК6 С04В 26/26, C08L 95/00, публ. 27.09.1998 г., известно вяжущее для дорожного строительства, включающее битум нефтяной дорожный (96-98%), в качестве полимерной структурирующей добавки масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука (1,6-3,0%), а также поверхностно-активную добавку НПС - нефтеполимерную смолу (0,4-1,0%).

Недостатком такого вяжущего является наличие в его составе вязкого битума, свойства которого не позволяют обеспечить яркие цвета, даже за счет введения большого количества пигмента. Для выделения цветных участков дорог необходим материал на основе органического вяжущего, имеющего светлую окраску, которой можно придать различные оттенки и создать яркие цветные смеси.

Известна также проблема утилизации отходов упаковки типа «Терта Пак». В настоящее время в России за год, по сообщению вице-президента по экологии компании "Тетра Пак" А. Барсукова, перерабатывается до 15 тысяч тонн отходов такой упаковки. Предполагается, что к 2020 г. объем промышленной переработки отходов упаковки достигнет 100 тысяч тонн. (см. сообщение РИА «Новости» от 06.03.2013 г., http://ria.ru/eco/20130306/926097596.html).

Из патента RU 121511 U1, МПК D21B 1/34, публ. 27.10.2012 г., известна установка для переработки пищевой упаковки типа «Тетра Пак», благодаря которой после извлечения целлюлозы получают так называемую «полиалюминиевую смесь» из присутствующих в упаковке алюминия и полиэтиленовой пленки.

За прототип заявляемого изобретения взято вяжущее для дорожных асфальтобетонов, известное из патента RU 2418019 C1, МПК C08L 95/00, С04В 26/26, публ. 10.05.2011 г., включающее раствор в индустриальном масле синтетического полибутадиенового каучука СКД (марка П) и нефтеполимерную смолу, которое отличается от известных тем, что дополнительно содержит структурирующие полиолефиновые компоненты из вторичного полиэтилена и окисленного атактического пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

- нефтеполимерная смола - 43-55;

- индустриальное масло - 24-26;

- каучук - 8-12;

- окисленный атактический полипропилен - 7-10;

- вторичный полиэтилен - 6-9.

Прототип имеет светлую окраску, ему можно придать различные оттенки и создать яркие цветные дорожные покрытия, он обладает хорошим сцеплением с минеральными материалами кислых и основных пород, приемлемой температурой размягчения (62-67°С) и пониженной температурой хрупкости.

Недостатками прототипа являются использование дорогостоящих компонентов - синтетического каучука и окисленного атактического полипропилена, а также недостаточные яркость цвета и долговечность асфальтобетонного покрытия.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в создании вяжущего для цветных асфальтобетонов на основе нефтеполимерной смолы, индустриального масла и синтетического каучука, характеризующегося малым числом компонентов, пониженным содержанием синтетического каучука, использованием отходов упаковки типа «Тетра Пак» и обеспечивающего при этом повышенные яркость цвета и долговечность асфальтобетонного покрытия.

Указанный технический результат может быть получен в вяжущем, включающем в себя нефтеполимерную смолу, индустриальное масло и синтетический полибутадиеновый каучук.

Технический результат достигается тем, что вяжущее дополнительно содержит вторичный полимер, полученный при переработке упаковки типа «Тетра Пак», при следующем соотношении компонентов, мас.%:.

нефтеполимерная смола 45-55; индустриальное масло 34-42; синтетический каучук 3,8-6; вторичный полимер 7

Вторичный полимер, полученный при переработке упаковки типа «Тетра Пак», представляет собой смесь полиэтилена низкой плотности, а также полиолефина с активными (акриловыми) функциональными группами, предназначение которых в упаковке в создании химических связей между полиэтиленом и оксидом алюминия и обеспечении нужной адгезии полимерного слоя и алюминиевой фольги, служащей барьерным слоем в упаковке.

В связи с тем, что активные функциональные группы частично сохраняют свою активность при вторичной переработке, их введение в состав связующего способствует лучшей совместимости компонентов связующего между собой, обеспечивая нужные механические свойства асфальтобетона при пониженном содержании дорогостоящих компонентов по сравнению с прототипом.

Во вторичном полимере, описанном выше, присутствуют частицы алюминиевой фольги, которые оказывают положительное влияние на свойства покрытия. Распределенные во вторичном полимере в количестве около 16-20% они отражают солнечное излучение и, таким образом, объективно обеспечивают как повышенную яркость цвета асфальтобетонного покрытия, так и защиту полимерной составляющей от преждевременного старения, связанного с фотохимической деструкцией.

Как видно из приведенного выше состава вяжущего, он отличается от прототипа:

1) увеличенным содержанием индустриального масла;

2) пониженным вдвое содержанием синтетического каучука;

3) отсутствием окисленного атактического полипропилена;

4) заменой вторичного полиэтилена на вторичный полимер, полученный при переработке упаковки типа «Тетра Пак».

Снижение содержания синтетического каучука и отказ от использования в составе вяжущего окисленного атактического полипропилена положительно влияет на стоимость продукта.

Замена вторичного полиэтилена на вторичный полимер, полученный при переработке упаковки типа «Тетра Пак», позволяет использовать в дорожном строительстве отходы упаковки типа «Тетра Пак», присутствующие на рынке России в промышленных масштабах.

Свойства вторичного полимера, в состав которого входят частицы алюминиевой фольги, обеспечивают защиту полимерной составляющей от преждевременного старения, связанного с фотохимической деструкцией, и повышенную яркость цвета асфальтобетонного покрытия.

При реализации изобретения в состав заявляемого вяжущего материала были включены следующие компоненты.

В качестве высокомолекулярного компонента был выбран дивинилстирольный термоэластопласт ДСТ производства Воронежского завода синтетического каучука.

В качестве полимера был использован вторичный полимер, полученный при переработке упаковки типа «Тетра Пак».

В качестве пластификатора использовалось индустриальное масло И-40 (ГОСТ 20799-88).

Для улучшения свойств вяжущего, стабилизации его свойств и повышения адгезии к каменным материалам в состав вяжущего была включена нефтеполимерная лакокрасочная смола НПС производства сланцеперерабатывающего комбината г.Сланцы Ленинградской области (ТУ 38.10916-79). Известно, что нефтеполимерная смола стабилизирует структуру вяжущих и улучшает их деформативные свойства, теплостойкость и сцепление с минеральными материалами.

Для придания окраса асфальтобетону использовался пигмент зеленого цвета (окись хрома) производства «ООО Экспериментальная мастерская технологий искусств», Новосибирская область, село Кубовое, выпускаемый по ТУ 2331-012-59971638-2004.

Технология приготовления вяжущего отличается простотой и заключается в предварительном смешении масла И-40 и ДСТ при температуре +160-180°С до получения однородной массы с последующим введением вторичного полимера, полученного при переработке упаковки типа «Тетра Пак», до его полного растворения при более низкой температуре, последующем введении НПС и при завершении процесса приготовления добавлении пигмента.

Для получения оптимального соотношения компонентов вяжущего были разработаны и испытаны несколько составов. Результаты испытаний представлены в Таблице 1.

Условные обозначения, приведенные в Таблице 1:

ДСТ - синтетический каучук, дивинилстирольный термоэластопласт;

И-40 - индустриальное масло;

ПА - вторичный полимер, полученный при переработке упаковки типа «Тетра Пак»;

НПС - нефтеполимерная лакокрасочная смола;

Пигмент - пигмент зеленого цвета (окись хрома);

П25,дмм - пенетрация (мера проникновения конуса в вязкую среду) при 25°С, дмм;

КиШ,°С - температура размягчения в соответствии с ГОСТ11506-73.

Таблица 1 № состава Содержание компонента (в %) Наименование показателя ДСТ И-40 ПА НПС Пигмент П25,дмм КиШ, °С 1 15,0 75,0 3,0 7,0 - 200 73,5 2 3,8 34,2 7,0 55,0 - 77 55,5 3 6,0 42,0 7,0 45,0 - 37 74,5 4 3,8 34,2 7,0 55,0 - 78 55,5 5 3,8 34,2 7,0 55,0 5,0 75 55,0 6 3,8 34,2 7,0 55,0 6,0 75 55,0

Составы №№2, 6 были подвергнуты испытаниям на соответствие ГОСТ Р52056-2003 г. «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, технические условия» для полимерно-битумного вяжущего ПБВ 60. Результаты испытаний приведены ниже в Табл.2.

Вяжущее было успешно использовано в составе плотной асфальтобетонной смеси типа «Д», включающей в %:

- песок - 44,0;

- известняковый щебень - 50,0;

- минеральный порошок - 6,0.

Оптимальное содержание полимерного вяжущего, установленное опытным путем, составило 8,0%.

Полученная с применением вяжущего асфальтобетонная смесь полностью соответствует физико-механическим требованиям ГОСТ 9128-09, предъявляемым асфальтобетону типа Д II марки.

В процессе испытаний был освоен технологический прием, заключающийся в введении пигмента непосредственно в асфальтобетонную смесь в процессе ее приготовления. Такой способ введения пигмента позволил получить требуемый (зеленый) цвет асфальтобетона.

Таблица 2 Наименование показателей Значения показателей, составы Нормы по ГОСТ Р 52056-2003 для ПБВ 60 №2 №6 Глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее, при температуре: Не менее 25°С 78 75 60 0°С 35 33 32 Растяжимость, см, не менее, при температуре: Не менее 25°С 28 27 25 0°С 16 16 11 Температура размягчения по КиШ, °С 55,5 55,0 Не ниже 54 После прогрева при 160°С: потеря в весе, % 1,3 1,1 Эластичность %, при температуре: Не менее 25°С 87 88 80 0°С 72 72 70 Изменение температуры размягчения после прогрева, °С 4 4,5 Не более 5 Сцепление с известняковым щебнем Отличное Отличное - Однородность Однородное Однородное Однородное Цвет Бесцветный Зеленый - Состав №2 - бесцветный, состав №6 - с добавлением пигмента.

Вяжущее было успешно использовано в составе плотной асфальтобетонной смеси типа «Д», включающей в %:

- песок - 44,0;

- известняковый щебень - 50,0;

- минеральный порошок - 6,0.

Оптимальное содержание полимерного вяжущего, установленное опытным путем, составило 8,0%.

Полученная с применением вяжущего асфальтобетонная смесь полностью соответствует физико-механическим требованиям ГОСТ 9128-09, предъявляемым асфальтобетону типа Д II марки.

Приготовленный с использованием заявленного вяжущего цветной асфальтобетон по своим свойствам соответствует требованиям ГОСТ 9128 и при проверке на старение при +160°С в течение 12 часов показал устойчивость к высокой температуре как по физико-механическим характеристикам, так и сохранению яркости цвета.

Разработанный состав вяжущего для цветных асфальтобетонов не известен из уровня техники и отвечает условию патентоспособности «мировая новизна».

Применение вторичного полимера, полученного при переработке упаковки типа «Тетра Пак», в составе вяжущего для цветных асфальтобетонов обеспечивает высокие функциональные свойства вяжущего, в том числе повышенную яркость цвета и долговечность. При этом данное техническое решение не очевидно для среднего специалиста, поэтому оно отвечает условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Простота и доступность технологии изготовления вяжущего, многократно проверенная на практике, подтверждает промышленную применимость заявленного технического решения.

Похожие патенты RU2537596C1

название год авторы номер документа
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПЛАСТОБЕТОНОВ 2009
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Черных Дмитрий Сергеевич
  • Булатов Динар Джавдатович
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Чан Нгок Хинг
  • Леконцев Евгений Валерьевич
RU2418019C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ЦВЕТНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА 2016
  • Калинин Михаил Владимирович
  • Майданова Наталья Васильевна
  • Романенко Юлия Николаевна
  • Фомин Сергей Николаевич
RU2620120C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1997
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Андриади Юрий Георгиевич
  • Углова Евгения Владимировна
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Пронин Владимир Викторович
  • Меркулова Светлана Александровна
RU2119464C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2012
  • Санду Роман Александрович
  • Глушко Андрей Николаевич
  • Булатицкий Константин Константинович
  • Жданович Ольга Анатольевна
  • Поздняева Лола Викторовна
RU2516605C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОПИТОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА, ПРИМЕНЯЕМОЙ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ 2015
  • Глушко Андрей Николаевич
  • Разинов Анатолий Львович
  • Рябенко Виктория Сергеевна
  • Убаськина Юлия Александровна
  • Хачатрян Дереник Саркисович
  • Чигорина Елена Анатольевна
RU2610510C1
Состав полимерно-битумного вяжущего для асфальтобетонных покрытий 2020
  • Абдуллин Марат Ибрагимович
  • Кинзибаев Динар Рауфович
RU2734711C1
БЕСЦВЕТНОЕ СИНТЕТИЧЕСКОЕ ВЯЖУЩЕЕ 2009
  • Нёвиль Матьё
  • Зюкко Сильви
  • Баржон Даниель
RU2531190C2
ВИБРОУПЛОТНЯЕМАЯ ГОРЯЧАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2001
  • Илиополов С.К.
  • Котов В.Л.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Пронин В.В.
  • Вислобоков Е.М.
RU2196751C1
БИТУМОПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2007
  • Хазипов Рифкат Завдатович
  • Горбачев Николай Геннадьевич
  • Косоренков Дмитрий Иванович
RU2355723C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ 1999
  • Поздняева Л.В.
  • Левицкий М.Б.
  • Паткина И.А.
RU2168530C1

Реферат патента 2015 года ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ЦВЕТНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано в качестве вяжущего материала цветного асфальтобетонного покрытия. Вяжущее для цветных асфальтобетонов включает нефтеполимерную смолу, индустриальное масло, синтетический полибутадиеновый каучук и дополнительно содержит вторичный полимер, представляющий собой смесь полиэтилена низкой плотности, частиц алюминиевой фольги и полиолефина с активными функциональными группами. Соотношение компонентов следующее, мас.%: нефтеполимерная смола - 45-55, индустриальное масло - 34-42, синтетический каучук - 3,8-6, вторичный полимер - 7. Результатом является создание вяжущего для цветных асфальтобетонов, обеспечивающего повышенные яркость цвета и долговечность асфальтобетонного покрытия. 2 табл., 6 пр.

Формула изобретения RU 2 537 596 C1

Вяжущее для цветных асфальтобетонов, включающее нефтеполимерную смолу, индустриальное масло и синтетический полибутадиеновый каучук, отличающееся тем, что дополнительно содержит вторичный полимер, представляющий собой смесь полиэтилена низкой плотности, частиц алюминиевой фольги и полиолефина с активными функциональными группами, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
нефтеполимерная смола 45-55 индустриальное масло 34-42 синтетический каучук 3,8-6 вторичный полимер 7.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2537596C1

ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПЛАСТОБЕТОНОВ 2009
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Черных Дмитрий Сергеевич
  • Булатов Динар Джавдатович
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Чан Нгок Хинг
  • Леконцев Евгений Валерьевич
RU2418019C1
Способ получения вяжущего для дорожного строительства 1987
  • Золотарев Виктор Александрович
  • Веребская Елена Александровна
  • Кислица Александр Семенович
  • Делюк Александр Лукьянович
SU1541228A1
0
SU188535A1
ЦВЕТНОЙ АСФАЛЬТОВЫЙ БЕТОН 0
SU171881A1
US 2003195278 A1, 16.10.2003
CN 101928465 A1, 29.12.2010
Обогреваемая лопатка входного направляющего аппарата компрессора 1990
  • Дейко Александр Васильевич
  • Любимов Геннадий Евгеньевич
SU1783174A1

RU 2 537 596 C1

Авторы

Барсуков Александр Николаевич

Москалев Виктор Юрьевич

Позднякова Лола Викторовна

Котлярский Эдуард Владимирович

Даты

2015-01-10Публикация

2013-07-24Подача