Изобретение относится к пассажирским транспортным средствам специального назначения, имеющим закрытые грузовые отсеки, а именно к средствам доставки оборудования и личного состава мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты, в том числе и через зоны радиоактивного загрязнения.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является выбранный в качестве прототипа автомобиль мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты, содержащий, по крайней мере, кабину водителя, грузовое шасси, закрываемую защитным тентом кузовную платформу для размещения и транспортировки личного состава и оборудования (патент РФ на ПМ №100329, опубл. 10.12.2010 года).
Недостатком прототипа является сравнительно невысокие эксплуатационные возможности автомобиля при использовании его в условиях воздействия ионизирующего излучения на личный состав, размещенный на кузовной платформе, на радиоактивно загрязненной территории.
Технический результат, достигаемый предложенным изобретением, заключается в расширении эксплуатационных возможностей транспортного средства за счет снижения воздействия ионизирующего излучения на личный состав и одновременного повышения прочностных свойств защитного тента кузова.
Поставленный технический результат достигается тем, что в автомобиле мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты, содержащем, по крайней мере, кабину водителя, грузовое шасси, закрываемую защитным тентом кузовную платформу для размещения и транспортировки личного состава и оборудования мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты, в качестве материала защитного тента использован материал, отражающий инфракрасное излучение и содержащий текстильную основу, металлизированный и микропористый мембранный слои, в качестве текстильной основы использован полиэфирный текстильный материал, металлизированный слой представлен нитридом титана, микропористый мембранный слой выполнен из термопластичной полиуретановой смолы и размещен между текстильной основой и металлизированным слоем, при этом полиэфирный текстильный материал пропитан жидким раствором цемента, а автомобиль снабжен, по крайней мере, одним дополнительным слоем тканевого материала, закрепленного снаружи защитного тента и пропитанного консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси, состоящей в равных долях из измельченных стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки.
На фиг.1 представлена схема автомобиля, на платформе которого закреплен защитный тент, обеспечивающий дополнительную защиту от ионизирующего излучения, на фиг.2 - структура многослойного материала, обеспечивающего высокие эксплуатационные свойства объекта и повышенную защиту от ионизирующего излучения, на фиг.3 показано изменение отражательной способности многослойного материала по сравнению с обычным материалом тканевого тента.
Автомобиль мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты (далее - автомобиль МУК ГЗ) содержит, по крайней мере, кабину водителя 1, грузовое шасси 2, закрываемую защитным тентом 3 кузовную платформу 4 для размещения и транспортировки личного состава и оборудования, в качестве материала защитного тента использован материал, отражающий инфракрасное излучение и содержащий текстильную основу, металлизированный 5 и микропористый мембранный 6 слои, при этом в качестве текстильной основы использован полиэфирный текстильный материал 7, металлизированный слой 5 представлен нитридом титана, а микропористый мембранный слой 6 выполнен из термопластичной полиуретановой смолы и размещен между текстильной основой 7 и металлизированным слоем 5, при этом полиэфирный текстильный материал 7 пропитан жидким раствором цемента, а автомобиль снабжен, по крайней мере, одним дополнительным слоем тканевого материала 8, закрепленного снаружи защитного тента и пропитанного консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси, состоящей в равных долях из измельченных стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки.
Защитный тент 3 кузова автомобиля (фиг.2) выполнен в виде многослойного материала, ослабляющего тепловое излучение биологического объекта и отражающего инфракрасное излучение, а также обеспечивающий повышенную защиту личного состава от воздействия ионизирующего излучения (по сравнению с прототипом).
Структура многослойного материала, представлена следующими слоями (фиг.2):
5 - металлизированный слой выполнен из нитрида титана и нанесен на материал со стороны термопластичной полиуретановой смолы на атомарно-молекулярном уровне в количестве 1-2 г/м2, толщиной до 100 нм, обеспечивает теплоизоляцию и существенно ослабляет теплоотдачу и способствует отражению инфракрасного излучения заявляемого материала. Нитрид титана при нанесении его тонкой пленкой толщиной до 100 нанометров обеспечивает материалу высокие изоляционные свойства. Толщина слоя зависит от времени напыления металла на материал и влияет на пароводопроницаемые свойства материала, а также показатели, характеризующие степень его проводимости. Чем больше время напыления металла на материал, тем больше толщина металлизированного слоя и выше показатели проводимости материала. Однако увеличение толщины пленочного покрытия, т.е. увеличение количества наносимого металла более 2 г/м2, ухудшает гигиенические показатели материала, так как уменьшается проницаемость воздуха и водяных паров. При нанесении нитрида титана в количестве менее 1 г/м2 отражающая способность материала в инфракрасном излучении снижается;
6 - микропористый мембранный слой выполнен из термопластичной полиуретановой смолы, с размером пор 1,3-1,6·10-6 м, обладает высокими адгезионными свойствами к текстильному материалу, обеспечивает надежное соединение металлизированного слоя с текстильной основой. Пористая мембранная структура слоя обеспечивает возможность выведения пара на поверхность изделия, т.е. естественного охлаждения и снижения тепловой нагрузки на биологический объект. Воздух, находящийся в микропорах мембранного слоя, снижает его теплопроводность, создавая изолирующее воздушное пространство;
7 - полиэфирный текстильный материал пропитан жидким раствором цемента обеспечивает защиту людей и оборудования от осадков в виде дождя и снега и сохранение высоких эксплуатационных свойств материалу в любых погодных условиях;
8 - слой тканевого материала пропитанного консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением смеси, состоящей в равных долях из измельченных стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки, обеспечивает повышенную защиту от ионизирующего излучения.
Многослойный материал благодаря такой структуре хорошо драпируется, обладает водоотталкивающими, паропроницаемыми и теплозащитными свойствами, является теплоизолятором, отражает инфракрасное излучение и в случае применения одного или нескольких дополнительных слоев 8 обеспечивает повышенную защиту от ионизирующего излучения.
Пример
Наружный тканевый материал тента 3 пропитан консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси, состоящей в равных долях из измельченных стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки, а на изнаночную сторону внутреннего текстильного материала волокнистого состава 100% ПЭ (полиэфир) поверхностной плотности 160 г/м2 пропитанного жидким раствором цемента нанесен пористый слой полиуретановой смолы толщиной 0,02 мм и размером пор 1,57·10-6 м и тонкий слой нитрида титана в количестве 1,5 г/м2, толщиной слоя 70 нм, для чего использован метод магнетронного распыления в глубоком вакууме (порядка 5·10-5 мм рт.ст.), реализованный в мягких условиях, создаваемых низкотемпературной плазмой. Метод магнетронного распыления позволяет достаточно точно регулировать толщину металлического слоя, позволяет создавать структуры с определенной проводимостью.
Для испытания материала на отражающую способность использовался тепловизор FLIR 15 (инфракрасная камера) - оптико-электронный измерительный прибор, работающий в инфракрасной области электромагнитного спектра. Фиксировалась температура поверхности теплоизлучающего объекта (человека), покрытого многослойным материалом. Исследования проводились в закрытом помещении при температуре окружающей среды +22°C. Тепловизор регистрировал на поверхности исследуемого объекта температурные точки, не превышающие +24°C.
Кроме того, проводилось исследование отражающей способности изготовленного многослойного материала на спектрофотометре Spekol-11. На фиг.3 представлены данные, подтверждающие существенное увеличение спектрального коэффициента отражения заявляемого материала (на фиг.3 обозначенного графиком 1) по сравнению с материалом, арт. 80406, «Габарит», волокнистого состава 100% ПЭ (полиэфир), поверхностной плотности 220 г/м2, производитель «Чайковский текстиль», взятым для сравнения (на фиг.3 обозначенного графиком 2).
Приведенные примеры подтверждают, что структура многослойного материала обладает теплоизолирующими свойствами, отражает инфракрасное излучение.
Особенности применения мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты состоит в следующем. В автомобиль МУК ГЗ загружается оборудование для проведения занятий, которое может быть, на пример, уложено в транспортные контейнеры и/или ударопрочные кейсы, размещается на кузовной платформе 4 и надежно фиксируется при помощи транспортных лент (не показано), концы которых фиксируются в креплениях 9 расположенных в борту автомобиля 10. Личный состав размещается на кузовной платформе на откидывающихся сиденьях (скамьях) 11 расположенных вдоль борта 10. Автомобиль МУК ГЗ может выдвигаться самостоятельно или при необходимости при помощи железнодорожного (речного, морского, авиа-) транспорта в назначенный населенный пункт (отдаленный район) какого-либо субъекта РФ, где отсутствуют другие учебные объекты и учебно-материальная база единой системы обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций или в район с нарушенными условиями проживания после масштабной чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, в том числе через территории подвергшиеся воздействию различных техногенных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, например воздействия ионизирующего излучения. Автомобиль МУК ГЗ должен доставить личный состав и оборудованием МУК ГЗ в пункт проведения занятий. По прибытии автомобиля МУК ГЗ в назначенный пункт (район), личный состав разворачивает доставленное оборудование и проводит обучение (подготовку) различных групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, с использованием доставленного оборудования (учебных макетов, тренажеров и других средств). После выполнения задачи оборудование приводится в транспортное положение и совместно с личным составом возвращается в пункт дислокации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМОБИЛЬ МОБИЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ | 2013 |
|
RU2549980C1 |
ПАЛАТКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2013 |
|
RU2558353C2 |
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2013 |
|
RU2538734C1 |
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2014 |
|
RU2577585C1 |
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2016 |
|
RU2624124C1 |
МАТЕРИАЛ, ОТРАЖАЮЩИЙ ИНФРАКРАСНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ | 2009 |
|
RU2403328C1 |
ПАЛАТКА ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ | 2018 |
|
RU2671268C1 |
ПАЛАТКА ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ | 2013 |
|
RU2551185C1 |
Многослойный двухсторонний структурированный материал | 2022 |
|
RU2802406C1 |
ДВУСТОРОННИЙ МНОГОСЛОЙНЫЙ КАМУФЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ | 2011 |
|
RU2490379C1 |
Изобретение относится к пассажирским транспортным средствам специального назначения, а именно к средствам доставки оборудования и личного состава мобильного учебного комплекса. Автомобиль мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты содержит, по крайней мере, кабину водителя, грузовое шасси, кузовную платформу, которая закрыта защитным тентом, оборудование мобильного учебного комплекса. Материал защитного тента состоит из отражающего инфракрасного излучения и содержит текстильную основу, металлизированный и микропористый мембранный слои. В качестве текстильной основы использован полиэфирный текстильный материал. Металлизированный слой представлен нитридом титана, а микропористый мембранный слой выполнен из термопластичной полиуретановой смолы и размещен между текстильной основой и металлизированным слоем. Полиэфирный текстильный материал пропитан жидким раствором цемента. Дополнительный слой тканевого материала закреплен снаружи защитного тента и пропитан консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси. Смесь состоит в равных долях из измельченной стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки. Достигается расширение эксплуатационных возможностей транспортного средства и повышение прочностных свойств защитного тента кузова. 3 ил.
Автомобиль мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты, содержащий, по крайней мере, кабину водителя, грузовое шасси, закрываемую защитным тентом кузовную платформу для размещения и транспортировки личного состава и оборудования мобильного учебного комплекса для подготовки населения в области гражданской защиты, отличающийся тем, что в качестве материала защитного тента использован материал, отражающий инфракрасное излучение и содержащий текстильную основу, металлизированный и микропористый мембранный слои, в качестве текстильной основы использован полиэфирный текстильный материал, металлизированный слой представлен нитридом титана, микропористый мембранный слой выполнен из термопластичной полиуретановой смолы и размещен между текстильной основой и металлизированным слоем, при этом полиэфирный текстильный материал пропитан жидким раствором цемента, а автомобиль снабжен, по крайней мере, одним дополнительным слоем тканевого материала, закрепленного снаружи защитного тента и пропитанного консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси, состоящей в равных долях из измельченных стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки.
МАТЕРИАЛ, ОТРАЖАЮЩИЙ ИНФРАКРАСНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ | 2009 |
|
RU2403328C1 |
ПРОПИТАННЫЕ ПРЯДИ СТЕКЛОВОЛОКОН И ТКАНЬ НА ИХ ОСНОВЕ | 1999 |
|
RU2211814C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРЯДА ВВ | 2009 |
|
RU2416781C1 |
Авторы
Даты
2015-03-27—Публикация
2013-12-26—Подача