СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Российский патент 2015 года по МПК H02K15/12 

Описание патента на изобретение RU2548030C1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Целью данного изобретения является создание наиболее оптимального режима сушки изоляции, обеспечивающего увеличение ресурса электрической машины.

Известен способ электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин (патент №2138900, H02K 15/12, H02K 15/00, опубл.: 27.09.1999) путем циклического осуществления процесса, в каждом цикле прикладывают постоянное напряжение между проводниками обмоток и корпусом машины, подключая положительный полюс источника постоянного напряжения к проводникам обмоток, а отрицательный - к корпусу, а последовательно с источником постоянного напряжения включают источник пульсирующего напряжения и прикладывают пульсирующее напряжение с той же полярностью, что и постоянное. Каждый цикл осуществляют при изменяющейся частоте пульсирующего напряжения. При этом согласно данному изобретению процесс осуществляют путем чередования циклов, каждый первый из которых проводят при частоте пульсирующего напряжения 1000-1500 Гц в течение 40-60 мин, а второй - при частоте пульсирующего напряжения 20-50 Гц в течение 10-60 с, при этом количество чередований двух циклов составляет не менее одного. Недостатком способа является длительное время процесса сушки.

Ближайшим аналогом настоящего изобретения является способ сушки изоляции электрических машин (патент 2324278, H02K 15/12, опубл.: 10.05.2008), который включает принудительную продувку их воздушным потоком, тепловой нагрев, контроль рабочей температуры и состояния изоляции. Отличие заключается в том, что сушку осуществляют ступенями. На первой ступени поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком, нагретым до температуры 90-100°C, на второй ступени осуществляют сушку обмоток изоляции воздушным потоком при пониженной температуре 50-60°C. На третьей ступени сушку осуществляют воздушным потоком без подогрева до тех пор, пока показатель сопротивления изоляции не достигнет норм, установленных правилами ремонта. Недостатком способа является недостаточное качество формируемого слоя изоляции, так как изначально образуется корка сухой изоляции, а внутренние слои изоляции образуются позже, и как следствие - низкий ресурс электрических машин.

Задача изобретения состоит в том, чтобы повысить ресурс электрических машин путем улучшения качества изоляции обмоток.

Поставленная задача достигается тем, что в способе сушку осуществляют ступенями, причем на первой ступени поверхностные слои изоляции сушат методом электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин путем циклического осуществления процесса, в каждом цикле прикладывают постоянное напряжение между проводниками обмоток и корпусом машины, подключая положительный полюс источника постоянного напряжения к проводникам обмоток, а отрицательный - к корпусу, ток 10% от номинального рабочего для данного типа электрической машины в течение 0,5 часа, затем ток, равный 50% от номинального рабочего для данного типа электрической машины, в течение 1-2 часов, затем ток, равный 80-90% от номинального рабочего для данного типа электрической машины, в течение 0,5 часа.

На второй ступени поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком, нагретым до температуры 80-90°C, в течение 1 часа, затем осуществляют сушку обмоток изоляции воздушным потоком при температуре 130-140°C.

На третьей ступени сушку осуществляют воздушным потоком без подогрева в течение 0,5-0,8 часов.

На четвертой ступени сушка на открытом воздухе во время сборки электрической машины, время соответствует нормативу на сборку электрической машины.

На пятой ступени сушка путем пропускания электрического тока через обмотку электрической машины во время испытаний на испытательном стенде. Время сушки на пятой ступени соответствует времени стендовых испытаний электрической машины.

Новым техническим результатом от использования настоящего изобретения является интенсификация процесса и достижение более высокого уровня сопротивления изоляции, что, в конечном итоге, сказывается на увеличении ресурса электрических машин.

Дополнительными признаками, описывающими варианты осуществления способа, могут быть:

режимы процесса сушки оперативно перенастраиваются в зависимости от типа объекта сушки при помощи системы автоматизации контроля и управления;

первые две ступени сушки проводятся одновременно;

на первой ступени ток пропускают через обмотку электрической машины переменный, частотой от 1 кГц до 2 мГц, амплитудой 100-600 В, до нагрева обмоток электрической машины до температуры 90°C.

Способ осуществляется следующим образом.

Способ сушки изоляции электрических машин включает принудительную продувку их воздушным потоком, тепловой нагрев, контроль рабочей температуры и состояния изоляции. Затем сушку осуществляют ступенями, причем на первой ступени поверхностные слои изоляции сушат методом электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин путем циклического осуществления процесса. При этом в каждом цикле прикладывают постоянное напряжение между проводниками обмоток и корпусом машины, подключая положительный полюс источника постоянного напряжения к проводникам обмоток, а отрицательный - к корпусу, ток 10% от номинального рабочего для данного типа электрической машины в течение 0,5 часа. Затем подают ток, равный 50% от номинального рабочего для данного типа электрической машины, в течение 1-2 часов, далее ток, равный 80-90% от номинального рабочего для данного типа электрической машины, в течение 0,5 часа.

На второй ступени поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком, нагретым до температуры 80-90°C, в течение 1 часа, затем осуществляют сушку обмоток изоляции воздушным потоком при температуре 130-140°C.

На третьей ступени сушку осуществляют воздушным потоком без подогрева в течение 0,5-0,8 часов.

На четвертой ступени производится сушка на открытом воздухе во время сборки электрической машины, время соответствует нормативу на сборку электрической машины.

На пятой ступени сушку осуществляют путем пропускания электрического тока через обмотку электрической машины во время испытаний на испытательном стенде, время сушки на пятой ступени соответствует времени стендовых испытаний электрической машины.

В вариантах могут быть осуществлены дополнительные признаки, такие как оперативная перенастройка режимов процесса сушки в зависимости от типа объекта сушки при помощи системы автоматизации контроля и управления; одновременное проведение первых двух ступеней сушки; другие параметры нагрева на первой ступени - пропускают через обмотку электрической машины переменный ток частотой от 1 кГц до 2 мГц, амплитудой 100-600 B до нагрева обмоток электрической машины до температуры 90°C.

Предложенная последовательность операций предлагаемого способа приводит к уменьшению времени сушки, прогреву обмоток электрической машины на начальном этапе с внутренних слоев, что исключает образование пор и пустот в изоляции при образовании корки на поверхности изоляции при сушке на начальном этапе от внешнего теплоносителя, а это - повышение качества изоляции и ресурса электрической машины в целом.

Промышленная применимость предложенного способа не вызывает сомнений, поскольку отдельные элементы освоены порознь промышленностью.

Похожие патенты RU2548030C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОПИТКИ И СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2007
  • Ганеев Эдуард Анварович
  • Волосов Вячеслав Георгиевич
  • Монахов Борис Сергеевич
  • Шкуратов Дмитрий Александрович
RU2366061C1
СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2006
  • Коноваленко Даниил Викторович
  • Упырь Роман Юрьевич
  • Худоногов Анатолий Михайлович
RU2324278C1
Трехцикловой способ сушки увлажненной изоляции электрических машин 2022
  • Худоногов Анатолий Михайлович
  • Дульский Евгений Юрьевич
  • Иванов Павел Юрьевич
  • Хажеева Марина Юрьевна
  • Хамнаева Алена Александровна
RU2815728C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРООСМОТИЧЕСКОЙ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1999
  • Мороз Н.К.
RU2138900C1
ТРЕХЦИКЛОВОЙ АМПЛИТУДНО-ШИРОТНО-ПРЕРЫВНЫЙ СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2011
  • Сидоров Василий Владимирович
  • Лыткина Екатерина Михайловна
  • Коноваленко Даниил Викторович
  • Худоногов Анатолий Михайлович
  • Гарев Николай Николаевич
  • Дульский Евгений Юрьевич
  • Иванов Павел Юрьевич
RU2494517C2
Способ электроосмотической сушки системы изоляции электрических машин 1990
  • Немировский Александр Емельянович
  • Бугаков Владислав Георгиевич
  • Мороз Наталья Константиновна
SU1760606A1
СПОСОБ ЭЛЕКТРООСМОТИЧЕСКОЙ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2003
  • Мороз Н.К.
  • Немировский А.Е.
  • Симаков К.П.
RU2250550C1
Способ сушки изоляции обмоток электрической машины 1990
  • Немировский Александр Емельянович
  • Мороз Наталья Константиновна
  • Бугаков Владислав Георгиевич
  • Бусырев Александр Васильевич
SU1705972A1
СПОСОБ ЭЛЕКТРООСМОТИЧЕСКОЙ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2000
  • Мороз Н.К.
  • Немировский А.Е.
  • Симаков К.П.
RU2174280C1
Способ электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин 1988
  • Филимонов Леонид Михайлович
  • Корниенко Валерий Иванович
SU1619369A1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Техническим результатом является создание наиболее оптимального режима сушки изоляции, обеспечивающего увеличение ресурса электрических машин. Способ сушки изоляции электрических машин включает пять ступеней. На первой ступени поверхностные слои изоляции сушат методом электроосмотической сушки изоляции. На второй ступени поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком. На третьей ступени сушку осуществляют воздушным потоком без подогрева. На четвертой ступени сушка осуществляется на открытом воздухе во время сборки электрической машины. На пятой ступени сушка осуществляется путем пропускании электрического тока через обмотку электрической машины.

Формула изобретения RU 2 548 030 C1

Способ сушки изоляции электрических машин, который включает принудительную продувку их воздушным потоком, тепловой нагрев, контроль рабочей температуры и состояния изоляции, отличающийся тем, что сушку осуществляют ступенями, причем на первой ступени поверхностные слои изоляции сушат методом электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин путем циклического осуществления процесса, в каждом цикле прикладывают постоянное напряжение между проводниками обмоток и корпусом машины, подключая положительный полюс источника постоянного напряжения к проводникам обмоток, а отрицательный - к корпусу, ток 10% от номинального рабочего для данного типа электрической машины в течение 0,5 часа, затем ток, равный 50% от номинального рабочего для данного типа электрической машины, в течение 1-2 часов, затем ток, равный 80-90% от номинального рабочего для данного типа электрической машины, в течение 0,5 часа, на второй ступени поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком, нагретым до температуры 80-90°C, в течение 1 часа, затем осуществляют сушку обмоток изоляции воздушным потоком при температуре 130-140°C, на третьей ступени сушку осуществляют воздушным потоком без подогрева в течение 0,5-0,8 часов, на четвертой ступени сушку осуществляют на открытом воздухе во время сборки электрической машины, на пятой ступени сушку проводят путем пропускании электрического тока через обмотку электрической машины во время испытаний на испытательном стенде.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2548030C1

СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2006
  • Коноваленко Даниил Викторович
  • Упырь Роман Юрьевич
  • Худоногов Анатолий Михайлович
RU2324278C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРООСМОТИЧЕСКОЙ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1999
  • Мороз Н.К.
RU2138900C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРООСМОТИЧЕСКОЙ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2000
  • Мороз Н.К.
  • Немировский А.Е.
  • Симаков К.П.
RU2174280C1
Способ электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин 1990
  • Немировский Александр Емельянович
  • Бугаков Владислав Георгиевич
  • Мороз Наталья Константиновна
SU1713029A1
DE 19719586 С2, 15.07.1999
Гусеничный трактор 1984
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Кабалдин Александр Дмитриевич
  • Кузнецов Николай Григорьевич
  • Филатов Анатолий Иванович
  • Листопад Михаил Павлович
  • Боков Валентин Яковлевич
  • Черников Юрий Иванович
  • Землянский Борис Андреевич
  • Косенко Вячеслав Владимирович
  • Григорьев Здислав Иванович
SU1248881A1

RU 2 548 030 C1

Авторы

Макаренко Николай Григорьевич

Войчак Светлана Аркадьевна

Даты

2015-04-10Публикация

2013-09-13Подача