БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ Российский патент 2015 года по МПК F16L37/40 

Описание патента на изобретение RU2551450C2

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам, обеспечивающим подачу рабочих тел высокого давления к ракетным блокам на стартовых устройствах и разделение пневмомагистралей перед стартом или разделение межблочных пневмомагистралей при разделении блоков космических объектов, а также может быть использовано в других отраслях машиностроения.

Известен быстроразъемный агрегат, включающий бортовую и наземную колодки, соединенные замком, состоящим из захватывающего механизма в виде цанги с подвижной запирающей втулкой, пневмопривод с поршнем, а в бортовой колодке которого выполнена замкнутая полость с обратным клапаном, соединенная с системой подачи (см. патент РФ №2173428, кл. P16L 37/40).

Недостатком данной конструкции является недостаточная надежность в виду возможности заклинивания штуцеров при разделении бортовой и отделяемой частей из-за разности в усилии расстыковки по каждому из штуцеров - при расстыковке в виду разности в усилии по штуцерам происходит разворот отделяемой части, при этом часть штуцеров выходит из своих направляющих, а по оставшимся идет торможение с усиливающимся разворотом относительно плоскости разделения и может произойти заклинивание в направляющих по этим штуцерам.

Близким по технической сущности является быстроразъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную колодки с заправочными штуцерами, основной цанговый замок, стягивающий бортовую и наземную колодки, пневмопривод с поршнем, запирающий цанговый замок (см. патент РФ №2216676, кл. P16L 37/40).

Недостатком данной конструкции является также недостаточная надежность в виду возможности заклинивания штуцеров при разделении бортовой и отделяемой частей из-за разности в усилии расстыковки по каждому из штуцеров - при расстыковке в виду разности в усилии по штуцерам происходит разворот отделяемой части, при этом часть штуцеров выходит из своих направляющих, а по оставшимся идет торможение с усиливающимся разворотом относительно плоскости разделения и может произойти заклинивание в направляющих по этим штуцерам.

Задачей данного изобретения является повышение надежности конструкции, в части исключения заклинивания штуцеров при разделении бортовой и отделяемой частей.

Задача решается тем, что в быстроразъемном агрегате, включающем бортовую и наземную колодки с заправочными штуцерами, основной цанговый замок, стягивающий бортовую и наземную колодки, пневмопривод с поршнем, запирающий элемент, в бортовой колодке выполнено цилиндрическое углубление, в которое установлена направляющая гильза, снабженная дополнительным цанговым замком, установленным в бортовой колодке и взаимодействующим с коническим буртиком первой втулки, установленной в направляющей гильзе, при этом дополнительный цанговый замок зафиксирован посредством второй втулки, охватывающей основной цанговый замок, установленный в направляющей гильзе, размещенной в отверстии выступа, выполненного на наземной колодке соосно с цилиндрическим углублением на бортовой колодке, при этом в отверстие основного цангового замка установлен его запирающий элемент, имеющий упор, взаимодействующий с основным цанговым замком, а также основной цанговый замок имеет упор, взаимодействующий с упором второй втулки, при этом расстояние между упором основного цангового замка и упором второй втулки равно или больше величины выступания штуцеров наземной колодки от плоскости стыка наземной и бортовой колодок.

Технический результат заключается в том, что при срабатывании пневмопривода поршень перемещает запирающий элемент в виде штока с упором до взаимодействия его с основным цанговым замком и разблокирует основной цанговый замок, стягивающий через гайку наземную колодку к бортовой, перемещает основной цанговый замок и скрепленную с ней наземную колодку со штуцерами в сторону от бортовой колодки. Наземная часть колодки перемещается в сторону от бортовой колодки по направляющей гильзе, установленной в выполненное цилиндрическое углубление бортовой колодки, размещенной в отверстии выступа, выполненного на наземной колодке, при этом заправочные штуцера наземной колодки выходят из бортовой колодки без перекоса.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид агрегата в состыкованном положении.

На фиг.2 изображен общий вид агрегата в момент касания штока и второй цанги упорами.

На фиг.3 изображен общий вид агрегата в момент касания второй цанги и второй втулки упорами, когда штуцера вышли из гнезд ответной колодки.

На фиг.4 изображен общий вид агрегата в расстыкованном положении при отведенной наземной колодке и направляющей от бортовой колодки.

Быстроразъемный агрегат состоит из наземной 1 и бортовой 2 колодок. В наземной колодке 1 закреплен ряд заправочных штуцеров 3, соединенных с магистралями пневмогидросистем наземных коммуникаций. Заправочные штуцера 3 со стороны бортовой колодки входят в гнезда штуцеров 4, закрепленных на бортовой колодке. Штуцера 4 соединяются с магистралями пневмогидросистем ракетных коммуникаций. В бортовой колодке 2 выполнено неглубокое (2-3 мм) цилиндрическое углубление 5, в которое установлена центрируемая по бортовой колодке 2 направляющая гильза 6, а с другой стороны направляющая гильза 6 входит в отверстие выступа 7, выполненного на наземной колодке 1 соосно с цилиндрическим углублением 5 на бортовой колодке 2. В направляющей гильзе 6 установлена первая втулка 8 с коническим буртиком 9, взаимодействующая с дополнительной цангой 10, закрепленной на бортовой колодке 2 и поджимающей гайкой 11 направляющую гильзу 6 к бортовой колодке 2. Лепестки 12 дополнительной цанги 10 зафиксированы посредством подпружиненной второй втулки 13.

Вторая втулка 13 охватывает установленную в корпусе наземной колодки основную цангу 14, которая взаимодействует с зацепом 15, выполненным на корпусе дополнительной цанги 10, и поджимает через гайку 16 наземную колодку 1 к бортовой колодке 2. Лепестки 17 основной цанги 14 блокируются запирающим элементом 18, установленным в отверстие основной цанги 14 и находящимся напротив установленного в дополнительной цанге 10 пневмопривода с поршнем 19 и штуцером 20. Запирающий элемент 18 подпружинен и имеет упор 21, а напротив него на основной цанге 14 имеется упор 22. На основной цанге 14 также имеется упор 23, а напротив него на второй втулке 13 упор 24.

Основная цанга 14, зацеп 15 и запирающий элемент 18 образуют основной цанговый замок. Первая втулка 8 с коническим буртиком 9, установленная на направляющей гильзе 6 и взаимодействующая с дополнительной цангой 10, закрепленной на бортовой колодке, образует дополнительный цанговый замок. Величина расстояния между упором 23 основного цангового замка и упором 24 второй втулки 13 больше величины выступания заправочных штуцеров 3 наземной колодки от плоскости стыка наземной 1 и бортовой 2 колодок.

После проведения всех операций по заправке ракеты компонентами быстроразъемный агрегат работает следующим образом.

По команде в штуцер 20 пневмопривода подается давление, которое воздействует на поршень 19, который перемещает запирающий элемент 18 до взаимодействия упоров 21 и 22 (см. фиг.2), при этом основной цанговый замок в виде цанги 14 с лепестками 17 разблокируется от силового зацепления с зацепом 15 на цанге 10, закрепленной на бортовой колодке 2. После упора силовое воздействие от поршня 19 передается на наземную колодку 1. Поршень 19 перемещает наземную колодку 1 с заправочными штуцерами 3 в сторону, противоположную бортовой колодки 2 до выхода заправочных штуцеров 3 из бортовой колодки 2 и до взаимодействия упоров 23 на основной цанге 14 и 24 на второй втулке 13 (см. фиг 3). За счет центрирования по цилиндрическому углублению 5 в бортовой колодке 2 направляющей гильзы 6 наземная колодка 1 с заправочными штуцерами 3 перемещается плоскопараллельно, и штуцера 4 наземной колодки 1 выходят из заправочных штуцеров 3 бортовой колодки 2 без перекоса и возможного заклинивания.

Так как величина расстояния между упором 23 основного цангового замка и упором 24 второй втулки 13 больше величины выступания заправочных штуцеров 3 наземной колодки от плоскости стыка наземной 1 и бортовой 2 колодок, то заправочные штуцера 3 выходят из бортовой колодки раньше, чем разблокируется направляющая гильза 6. При дальнейшем перемещении вторая втулка 13 разблокирует лепестки 12 цанги 10, упирается в стенку 25 направляющей 6 и вытягивает направляющую гильзу 6 из цилиндрического углубления 5 в бортовой колодке 2 (см. фиг 4).

Наземная 1 и бортовая 2 колодки расстыкованы.

Таким образом, представленный быстроразъемный агрегат позволяет повысить надежность конструкции, в части исключения заклинивания штуцеров при разделении бортовой и наземной частей.

Похожие патенты RU2551450C2

название год авторы номер документа
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Корниенко Александр Васильевич
  • Асафьева Лорета Александровна
  • Федорова Марина Викторовна
  • Иванова Елена Юрьевна
  • Вадачкория Галина Владимировна
  • Волохов Евгений Юрьевич
RU2521694C2
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2017
  • Беляков Игорь Борисович
  • Медведев Николай Иванович
  • Богоявленский Игорь Константинович
RU2661448C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2017
  • Беляков Игорь Борисович
  • Медведев Николай Иванович
  • Богоявленский Игорь Константинович
RU2656519C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2002
  • Медведев Н.И.
  • Мартынов В.М.
  • Лузгачев М.В.
  • Чистоусов П.В.
RU2216676C2
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Медведев Николай Иванович
  • Асафьева Лорета Александровна
RU2462648C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2007
  • Корниенко Александр Васильевич
  • Асафьева Лорета Александровна
RU2349827C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2012
  • Медведев Николай Иванович
  • Швец Татьяна Николаевна
  • Богоявленский Игорь Константинович
RU2478864C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2001
  • Медведев Н.И.
  • Мордвинников И.А.
  • Костюкова Л.Н.
  • Швец Т.Н.
RU2197673C2
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2001
  • Медведев Н.И.
  • Мордвинников И.А.
  • Мартынов В.М.
  • Лузгачев М.В.
  • Швец Т.Н.
RU2217649C2
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2002
  • Медведев Н.И.
  • Мартынов В.М.
RU2216678C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 551 450 C2

Реферат патента 2015 года БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим подачу рабочих тел высокого давления к ракетным блокам на стартовых устройствах и разделение пневмомагистралей. Быстроразъемный агрегат включает бортовую и наземную колодки с заправочными штуцерами, основной цанговый замок, пневмопривод с поршнем, запирающий элемент. В бортовой колодке выполнено цилиндрическое углубление, в которое установлена направляющая гильза, снабженная дополнительным цанговым замком, установленным в бортовой колодке и взаимодействующим с коническим буртиком первой втулки, установленной в направляющей гильзе. Дополнительный цанговый замок зафиксирован посредством второй втулки, охватывающей основной цанговый замок, установленный в направляющей гильзе, размещенной в отверстии выступа, выполненного на наземной колодке соосно с цилиндрическим углублением на бортовой колодке. В отверстие основного цангового замка установлен его запирающий элемент, имеющий упор, взаимодействующий с основным цанговым замком, а также основной цанговый замок имеет упор, взаимодействующий с упором второй втулки, при этом расстояние между упором основного цангового замка и упором второй втулки равно или больше величины выступания штуцеров наземной колодки от плоскости стыка наземной и бортовой колодок. Изобретение повышает надежность конструкции. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 551 450 C2

Быстроразъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную колодки с заправочными штуцерами, основной цанговый замок, стягивающий бортовую и наземную колодки, пневмопривод с поршнем, запирающий элемент, отличающийся тем, что в бортовой колодке выполнено цилиндрическое углубление, в которое установлена направляющая гильза, снабженная дополнительным цанговым замком, установленным в бортовой колодке и взаимодействующим с коническим буртиком первой втулки, установленной в направляющей гильзе, при этом дополнительный цанговый замок зафиксирован посредством второй втулки, охватывающей основной цанговый замок, установленный в направляющей гильзе, размещенной в отверстии выступа, выполненного на наземной колодке соосно с цилиндрическим углублением на бортовой колодке, при этом в отверстие основного цангового замка установлен его запирающий элемент, имеющий упор, взаимодействующий с основным цанговым замком, а также основной цанговый замок имеет упор, взаимодействующий с упором второй втулки, при этом расстояние между упором основного цангового замка и упором второй втулки равно или больше величины выступания штуцеров наземной колодки от плоскости стыка наземной и бортовой колодок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551450C2

БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2002
  • Медведев Н.И.
  • Мартынов В.М.
  • Лузгачев М.В.
  • Чистоусов П.В.
RU2216676C2
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2000
  • Медведев Н.И.
  • Демидов Е.Б.
  • Лузгачев М.В.
RU2173428C1
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 1997
  • Кондратьев В.В.
  • Угрюмов Н.В.
  • Копусов О.А.
RU2135878C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2001
  • Медведев Н.И.
  • Мордвинников И.А.
  • Мартынов В.М.
  • Корниенко А.В.
  • Швец Т.Н.
RU2194907C2
US 5853201 A1, 29.12.1998
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОМОРФНЫХ СМЕСЕЙ ИЗ МОЛИБДАТОВ И ВОЛЬФРАМАТОВ ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1996
  • Гасаналиев А.М.
  • Гаматаева Б.Ю.
  • Трунин А.С.
RU2109687C1

RU 2 551 450 C2

Авторы

Корниенко Александр Васильевич

Швец Татьяна Николаевна

Иванова Елена Юрьевна

Даты

2015-05-27Публикация

2013-10-09Подача