ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2015 года по МПК F01D25/16 

Описание патента на изобретение RU2551452C1

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин.

Известна опора ротора турбомашины, содержащая корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, подшипник, установленный на валу, наружная обойма которого жестко соединена с корпусом («Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей», Издание 3-е, переработанное и дополненное, Издательство «Машиностроение», Москва 1969, стр. 466, рис. 11.08б).

Известная опора выбрана в качестве прототипа к заявленному изобретению.

В известной опоре отсутствует упругий элемент, что ограничивает ее применение в турбомашиностроении в случае отстройки критических частот вращения роторов от рабочего диапазона частот вращения.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является снижение жесткости опоры без увеличения осевого габарита, количества деталей опоры, при снижении ее массы и осевого размера опоры, повышение прочности и надежности опоры, минимизация окружных перемещений части опоры в области подшипника от эксплуатационных нагрузок.

Указанный технический результат достигается тем, что опора ротора турбомашины, содержащая корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, подшипник, установленный на валу, наружная обойма которого жестко соединена с корпусом, согласно настоящему изобретению, на участке или участках корпуса выполнены как минимум два ряда радиальных прорезей, с образованием между ними балочек, выполненных наклонными относительно продольной оси опоры, причем углы наклона каждого из соседних рядов балочек выполнены противоположными по направлению относительно продольной оси опоры.

Выполнение не менее двух рядов прорезей на симметричном(ых) относительно продольной оси опоры участке(ах) корпуса с образованием между ними балочек позволяет снизить ее жесткость за счет придания корпусу свойств упругого элемента, без увеличения осевого габарита, количества деталей опоры, при одновременном снижении ее массы.

Выполнение балочек наклонными относительно продольной оси опоры с углами наклона каждого из соседних рядов балочек противоположными по направлению относительно продольной оси опоры позволяет дополнительно снизить массу и осевой размер опоры. Выполнение прорезей наклонными относительно продольной оси опоры позволяет получить меньшую жесткость на меньшем осевом размере, при этом повышается ее прочность, нежели в случае выполнения прорезей традиционным образом на упругом элементе, параллельно продольной оси, за счет частичного перераспределения изгибных напряжений балочек от эксплуатационных нагрузок в напряжения растяжения-сжатия.

Выполнение не менее двух рядов балочек описанным выше образом позволяет минимизировать окружные перемещения части опоры в области подшипника от эксплуатационных нагрузок.

Предпочтительно углы наклона каждого из соседних рядов балочек выполнить равными по значению.

Выполнение углов наклона каждого из соседних рядов балочек равными по значению позволяет получить более равномерное распределение напряжений от эксплуатационных нагрузок по балочкам, что дополнительно повышает надежность заявленной опоры.

На чертеже представлена заявленная опора ротора турбомашины.

Опора ротора турбомашины содержит корпус 1, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, подшипник 2, установленный на валу 3, наружная обойма 4 которого жестко соединена с корпусом 1, при этом на симметричном участке или участках корпуса 1 выполнены как минимум два ряда радиальных прорезей 5, с образованием между ними (рядами радиальных прорезей) балочек 6.

Балочки 6 выполнены наклонными относительно продольной оси опоры, а углы наклона каждого из соседних рядов балочек 6 выполнены равными по значению и противоположными по направлению относительно продольной оси опоры.

Во время работы турбомашины при колебаниях вала 3 балочки 6, образованные прорезями 5 на корпусе 1, выполняют функцию упругого элемента за счет своих геометрических параметров. Это является необходимым для получения требуемой жесткости опоры, что позволяет отстроить с рабочих режимов критические частоты вала 3.

Похожие патенты RU2551452C1

название год авторы номер документа
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2514527C1
УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Зенкова Лариса Фёдоровна
  • Терешко Антон Герольдович
RU2529276C1
УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Зенкова Лариса Фёдоровна
  • Терешко Антон Герольдович
RU2574945C1
Упругодемпферная опора ротора турбомашины 2017
  • Терешко Антон Герольдович
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Райков Юрий Васильевич
  • Мартынова Анна Александровна
RU2660107C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ 2016
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Райков Юрий Васильевич
  • Терешко Антон Герольдович
RU2634512C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Макарычев Антон Сергеевич
  • Терешко Антон Герольдович
RU2525373C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Терешко Антон Герольдович
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2303143C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2555599C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2563954C1
ОСЕВОЙ ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2010
  • Ахметзянов Альберт Мингаязович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Залялов Валерий Адельзянович
  • Максимов Валерий Архипович
  • Хисамеев Ибрагим Габдулхакович
RU2445470C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 551 452 C1

Реферат патента 2015 года ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин. Опора ротора турбомашины содержит корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, а также установленный на валу подшипник, наружная обойма которого жестко соединена с корпусом. На участке или участках корпуса выполнены как минимум два ряда радиальных прорезей, с образованием между ними балочек, выполненных наклонными относительно продольной оси опоры. Углы наклона каждого из соседних рядов балочек выполнены противоположными по направлению относительно продольной оси опоры. Изобретение позволяет снизить массу и жесткость опоры без увеличения ее осевого габарита и количества деталей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 551 452 C1

1. Опора ротора турбомашины, содержащая корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, подшипник, установленный на валу, наружная обойма которого жестко соединена с корпусом, отличающаяся тем, что на участке или участках корпуса выполнены как минимум два ряда радиальных прорезей, с образованием между ними балочек, выполненных наклонными относительно продольной оси опоры, причем углы наклона каждого из соседних рядов балочек выполнены противоположными по направлению относительно продольной оси опоры.

2. Опора ротора турбомашины по п. 1, отличающаяся тем, что углы наклона каждого из соседних рядов балочек выполнены равными по значению.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551452C1

Способ определения должной массы миокарда левого желудочка сердца 2018
  • Семенкин Александр Анатольевич
  • Чиндарева Олеся Игорьевна
  • Махрова Наталья Валерьевна
  • Потапов Виктор Владимирович
  • Шупина Марина Ивановна
  • Логинова Екатерина Николаевна
  • Терещенко Юлия Васильевна
  • Семенова Елена Владимировна
  • Живилова Лилия Анатольевна
  • Нечаева Галина Ивановна
RU2708044C2
US 4721398 A, 26.01.1988
Спасательная сетка для подбора пострадавших людей с водной поверхности 1960
  • Зарипов М.М.
  • Мухамедзянов Б.С.
SU134992A1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Терешко Антон Герольдович
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2303143C1
УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2004
  • Некрасов С.С.
  • Райков Ю.В.
RU2265728C1
US 7857519 B2, 27.12.2010

RU 2 551 452 C1

Авторы

Гусенко Сергей Михайлович

Зенкова Лариса Фёдоровна

Терешко Антон Герольдович

Даты

2015-05-27Публикация

2014-04-01Подача