Изобретения относятся к навигационным системам и комплексам.
Для того чтобы, например, привести корабль или самолет в место назначения (к радиомаяку), необходимо определять, по крайней мере, их азимуты относительно радиомаяка или азимут радиомаяка относительно корабля или самолета, т.е. пеленг цели, например, амплитудным или фазовым методом пеленгации [1, Справочник по основам радиолокационной техники. Под редакцией В.В. Дружинина. Военное издательство. М., 1967].
Широко известных других методов привода средств передвижения к месту назначения неизвестно.
Целью изобретения является расширение ассортимента устройств привода средства передвижения к месту назначения.
Поставленная цель достигается за счет реализации устройств привода средств передвижения к месту назначения с использованием определения рассогласования продольной оси средства передвижения с направлением на радиомаяк.
Осуществляют привод средств передвижения к радиомаяку с использованием переизлучения средством передвижения принимаемой со стороны радиомаяка электромагнитной энергии, обратно, в сторону радиомаяка, следующим образом. С радиомаяка одновременно излучают два непрерывных сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразно линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), с близкими частотами f1 и f2 НЛЧМ сигнала и одинаковыми его частотой модуляции Fm и девиацией частоты dfm, которые принимаются двумя антеннами двух приемников, установленными на продольной или поперечной осях средства передвижения, с базовым L расстоянием между антеннами, селектируются, усиливаются по мощности и переизлучаются в сторону радиомаяка, где их перемножают с излученными НЛЧМ сигналами и выделяют сигналы: Fpi=2DiFmdfm/C-2Vif1/C и Fpj=2DjFmdfm/C-2Vif2/C, несущие информацию о расстоянии между антенной излучателя на радиомаяке и антеннами приемников на средстве передвижения,
где Di и Dj - расстояние между излучающей антенной радиомаяка и антеннами средства передвижения перемещающегося со скоростью Vi, С - скорость света, а затем, после перемножения сигналов с частотами Fpi и Fpj, выделяют разностный сигнал частотой f3=Fpi-Fpj, величина которой, при совпадении продольной оси средства передвижения с направлением на радиомаяк, независимо от расстояния между средством передвижения и радиомаяком, является конкретной и позволяет утверждать, что средство передвижения, при обнаружении на радиомаяке разностного сигнала частотой f3, перемещается точно к радиомаяку, при этом на средство передвижения с радиомаяка передают сигнал частотой f3, который там принимают и подают на исполнительное устройство руля средства передвижения, заставляя его перемещаться в направлении на радиомаяк, после чего, когда со временем все же произойдет рассогласование совпадения продольной оси средства передвижения с направлением на радиомаяк, на нем будет выделен и передан на средство передвижения сигнал частотой f4, который там примут и подадут на исполнительное устройство руля средства передвижения, заставляя его перемещаться в направлении на радиомаяк, или от радиомаяка, тогда, если от радиомаяка, на радиомаяке будет выделен и передан на средство передвижения сигнал частотой f5, который там примут и заставят его перемещаться в направлении, противоположном предыдущему, т.е. на радиомаяк.
Устройство привода средств передвижения к радиомаяку содержит средство передвижения и радиомаяк, при этом на средстве передвижения, на его поперечной или продольной осях, на расстоянии L друг от друга, установлены два приемника, каждый из которых содержит последовательно соединенные свои приемо-передающую антенну, полосовой фильтр, усилитель мощности с выходом, подключенным к входу антенны, работающему на передачу, приемниками, которые принимают, селектируют, усиливают по мощности и переизлучают в сторону радиомаяка каждый свой непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразно линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), а также на средстве передвижения установлен приемник обнаружения, содержащий приемную антенну, выход которой, через входы трех фильтров, подключены к входам схемы управления рулем средства передвижения, а также на радиомаяке установлен двухчастотный частотный дальномер, выходы первого и второго фильтров разностных частот которого, через пятый смеситель, подключены к входам трех фильтров, выходы которых, через сумматор, подключены к входу передающей антенны.
А двухчастотный частотный дальномер содержит: генератор (Г-1); смеситель (СМ-1); фильтр разностной частоты (ФРЧ-1); приемо-передающую антенну (антенну) а также: Г-2; Г-3; СМ-2; СМ-3; СМ-4; ФРЧ-2; ФРЧ-3; ФРЧ-4; аналоговый сумматор; усилитель мощности и последовательно соединенные генератор импульсов, счетчик импульсов, цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), выход которого через Г-1 подключен к входам СМ-3 и СМ-4, а выход Г-2, через последовательно соединенные второй вход СМ-3, ФРЧ-3, СМ-1 подключен к входу ФРЧ-1 так же, как и выход Г-3, через последовательно соединенные второй вход СМ-4, ФРЧ-4, СМ-2, подключен к входу ФРЧ-2, а также выходы ФРЧ-3 и ФРЧ-4 подключены к входам аналогового сумматора, выход которого, через усилитель мощности, подключен к входу антенны, работающему на передачу, вход которой, работающий на прием, подключен к вторым входам СМ-1и СМ-2.
Осуществляют посадку и поиск капсулы с космонавтом в заданном районе приземления аналогично приводу средства передвижения - капсулы с космонавтом, прикрепленной к парашюту, к радиомаяку, при этом радиомаяк устанавливают, например, на вертолете, который после приземления капсулы начинает производить ее облет до момента появления на радиомаяке вновь разностного сигнала частотой f3 и определения направления на капсулу, после чего, воздействуя на рули вертолета, направляют его в сторону капсулы с космонавтом, а до приземления капсулы парашютом управляют, заставляя его приближаться к радиомаяку, посредством изменения длины тех или иных его строп, выбор которых осуществляют в зависимости от того, какая из частот f3, f4, f5 обнаруживается в тот или иной момент на капсуле.
Устройство посадки и поиска капсулы с космонавтом в заданном районе приземления выполнено с использованием устройства привода средства передвижения к радиомаяку, при этом в качестве средства передвижения используют капсулу с космонавтом прикрепленную к парашюту, а радиомаяк устанавливают, например, на вертолете, а также тем, что выходы трех фильтров на радиомаяке, через электронный коммутатор с входом управления, подключенным к кнопке управления, подключены к схеме управления рулями вертолета.
Рассмотрим, в том числе на примерах, работу устройства привода средств передвижения к радиомаяку.
Пусть со стороны радиомаяка в сторону находящегося на расстоянии 149990 или 14990 м от него корабля, плывущего со скоростью Vi=15 м/c, излучают НЛЧМ-1 и НЛЧМ-2 сигналы с частотами f1=1 и f2=1,1 ГГц, частотой модуляции Fm=5 кГц и девиацией частоты dfm=5,1 МГц, формируемые двухчастотным частотным дальномером (ДЧД), в котором счетчик импульсов все время подсчитывает импульсы генератора импульсов. При этом на выходе ЦАП формируется пилообразное напряжение с частотой повторения Fm=5 кГц, которое подают на варикап генератора Г-1. При этом на выходе Г-1 формируется сигнал частотой f и девиацией частоты dfm=5,1 МГц, который поступает на первые входы СМ-3 и ОМ-4, на вторые входы которых подают с Г-2 и Г-3, соответственно, сигналы частотой fx и fz. При этом на выходах СМ-3 и СМ-4 и соответственно ФРЧ-3 и ФРЧ-4 формируются сигналы частотой f1=f-fx=1 ГГц и f2=f-fz=1,11 Гц, которые суммируются аналоговым сумматором, усиливаются усилителем мощности в ДЧД и передаются его антенной на средство передвижения, где принимаются двумя приемо-передающими антеннами двух приемников, установленными на продольной оси корабля (или на поперечной), на расстоянии L=20 м друг от друга; селектируются (избираются) каждый в своем приемнике полосовым фильтром; усиливаются по мощности и переизлучаются своей антенной на радиомаяк, поступая через антенну ДЧД на СМ-1 и СМ-2, где перемножаются с, соответственно, излученными НЛЧМ-1 и НЛЧМ-2 сигналами, поступающими на вторые входы СМ-1 и СМ-2 с выходов ФРЧ-3 и ФРЧ-4. После перемножения НЛЧМ сигналов на выходах СМ-1 и СМ-2 и соответственно выходах ФРЧ-1 и ФРЧ-2 формируются, при расположении антенн на продольной оси корабля, совпадающей точно с направлением на радиомаяк, сигналы с частотой
Fpi=2DiFmdfm/C-f12Vi/C и Fpj=2DjFmdfm/C-f22Vi/C,
F1=2(149990)(5 кГц)(5,1 МГц)/(3×108 м/с)-2(1 ГГц)(15 м/с)/(3×108 м/c)=25498200 Гц,
F2=2×(149990 м+20 м)×5×103×5,1×106/3×108-2×1,1×109×15/3×108=25501590 Гц, или
величина которых является функцией расстояния между кораблем и радиомаяком.
Сигналы частотой F1,
Очевидно, что если, например, в качестве средства передвижения использовать парашют с капсулой и космонавтом в ней, опускающиеся на Землю, а также сигналы частотой f3, f4 и f5 формировать на радиомаяке, установленном, например, на вертолете, и использовать их, после приема на капсуле, для изменения длины соответствующих строп парашюта, то можно управлять последним, направляя его в заданный район приземления, т.е. к радиомаяку. А также если после приземления капсулы, когда ее продольная ось расположится в произвольном положении относительно направления на вертолет с радиомаяком, заставить вертолет перемещаться вокруг приблизительного места приземления капсулы, то можно будет обнаружить направление на капсулу и направить по нему к ней вертолет. Например, посредством подачи на схему управления рулями вертолета с трех фильтров на радиомаяке, через электронный коммутатор с входом управления, подключенным к кнопке управления, сигналов с частотой f3, f4 и f5.
Группа изобретений относится к навигационным системам. При способе привода средств передвижения к радиомаяку от радиомаяка излучают одновременно два непрерывных сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразно линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал) с одинаковыми частотой, частотной модуляцией и девиацией частоты, которые принимают антеннами двух приемников, установленных на продольной и поперечной осях средства передвижения на определенном расстоянии L друг от друга. Полученные сигналы переизлучают в сторону радиомаяка, перемножают с излученными НЛЧМ сигналами и определяют разностный сигнал определенной частоты, появление которого означает, что средство передвижение направлено на радиомаяк. Далее на средство передвижения подают сигнал полученной разностной частоты, где его принимают и подают сигнал на исполнительное устройство руля, заставляя перемещать в направлении на радиомаяк. Двухчастотный частотный дальномер содержит три генератора, четыре смесителя, четыре фильтра разностной частоты, аналоговый сумматор, усилитель мощности, антенну, работающую на передачу, соединенные определенным образом. Устройство привода средств передвижения к радиомаяку содержит два приемника, приемник обнаружения, двухчастотный частотный дальномер, соединенные определенным образом. Каждый из приемников содержит приемо-передающую антенну, полосовой фильтр, усилитель мощности. Приемник обнаружения содержит приемную антенну, три фильтра и подключен к схеме управления рулем средства передвижения. Обеспечивается направление средства перемещения на радиомаяк. 3 н.п. ф-лы.
1. Способ привода средств передвижения к радиомаяку с использованием переизлучения средством передвижения принимаемой со стороны радиомаяка электромагнитной энергии, обратно, в сторону радиомаяка, отличающийся тем, что с радиомаяка одновременно излучают два непрерывных сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразно линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), с близкими частотами f1 и f2 НЛЧМ сигнала и одинаковыми его частотой модуляции Fm и девиацией частоты dfm, которые принимаются двумя антеннами двух приемников установленными на продольной или поперечной осях средства передвижения, с базовым L расстоянием между антеннами, селектируются, усиливаются по мощности и переизлучаются в сторону радиомаяка, где их перемножают с излученными НЛЧМ сигналами и выделяют сначала сигналы: Fpi=2DiFmdfm/C-2Vif1/C и Fpj=2DjFmdfm/C-2Vif2/C, несущие информацию о расстоянии между антенной излучателя на радиомаяке и антеннами приемников на средстве передвижения, где Di и Dj - расстояние между излучающей антенной радиомаяка и антеннами средства передвижения, перемещающегося со скоростью Vi, С - скорость света, а затем, после перемножения сигналов с частотами Fpi и Fpj, выделяют разностный сигнал частотой f3=Fpi-Fpj, величина которой, при совпадении продольной оси средства передвижения с направлением на радиомаяк, независимо от расстояния между средством передвижения и радиомаяком, является конкретной и позволяет утверждать, что средство передвижения, при обнаружении на радиомаяке разностного сигнала частотой f3, перемещается точно к радиомаяку, при этом на средство передвижения с радиомаяка передают сигнал частотой f3, который там принимают и подают на исполнительное устройство руля средства передвижения, заставляя его перемещаться в направлении на радиомаяк, после чего, когда со временем все же произойдет рассогласование совпадения продольной оси средства передвижения с направлением на радиомаяк, на нем будет выделен и передан на средство передвижения сигнал частотой f4, который там примут и подадут на исполнительное устройство руля средства передвижения, заставляя его перемещаться в направлении на радиомаяк, или от радиомаяка, тогда, если от радиомаяка, на радиомаяке будет выделен и передан на средство передвижения сигнал частотой f5, который там примут и заставят его перемещаться в направлении, противоположном предыдущему, т.е. на радиомаяк.
2. Двухчастотный частотный дальномер, содержащий генератор Г-1, смеситель СМ-1, фильтр разностной частоты ФРЧ-1 и приемо-передающую антенну (антенну), отличающийся тем, что в него дополнительно введены: генераторы Г-2, Г-3; смесители СМ-2, СМ-3, СМ-4; фильтры разностных частот ФРЧ-2, ФРЧ-3, ФРЧ-4; аналоговый сумматор; усилитель мощности и последовательно соединенные генератор импульсов, счетчик импульсов, цифроаналоговый преобразователь, выход которого через Г-1 подключен к входам СМ-3 и СМ-4, а выход Г-2, через последовательно соединенные второй вход СМ-3, ФРЧ-3, СМ-1, подключен к входу ФРЧ-1 так же, как и выход Г-3, через последовательно соединенные второй вход СМ-4, ФРЧ-4, СМ-2, подключен к входу ФРЧ-2, а также выходы ФРЧ-3 и ФРЧ-4 подключены к входам аналогового сумматора, выход которого, через усилитель мощности, подключен к входу антенны, работающему на передачу, вход которой, работающий на прием, подключен к вторым входам СМ-1 и СМ-2.
3. Устройство привода средств передвижения к радиомаяку, отличающееся тем, что на средстве передвижения, на его поперечной или продольной осях, на расстоянии L друг от друга, установлены два приемника, каждый из которых содержит последовательно соединенные свои приемо-передающую антенну, полосовой фильтр, усилитель мощности с выходом, подключенным к входу антенны, работающему на передачу, приемниками, которые принимают, селектируют, усиливают по мощности и переизлучают в сторону радиомаяка каждый свой непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразно линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал), а также на средстве передвижения установлен приемник обнаружения, содержащий приемную антенну, выход которой, через входы трех фильтров, подключен к входам схемы управления рулем средства передвижения, а также тем, что на радиомаяке установлен двухчастотный частотный дальномер, выполненный по п. 2, выходы первого и второго фильтров разностных частот которого, через пятый смеситель, подключены к входам трех фильтров, выходы которых, через сумматор, подключены к входу передающей антенны.
Авторы
Даты
2015-06-20—Публикация
2013-12-30—Подача