ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2015 года по МПК F02K9/08 

Описание патента на изобретение RU2554685C2

Предлагаемое изобретение - твердотопливный ракетный двигатель - относится к ракетной технике и может быть использовано, например, при создании системы аварийного спасения космического корабля.

Известна конструкция РДТТ с двумя торцевыми зарядами и боковыми соплами - маршевый твердотопливный двигатель 293-П ракеты «Аметист» [Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. - М.: Изд-во Яуза, Изд-во Эксмо, 2004. - 416 с., ил.]. В данном двигателе топливо помещалось в двух шашках спереди и сзади от камеры горения, обе шашки имели «бронирование», которое позволяло им гореть только с торца. Двигатель имел три сопла, расположенных под углом 120° друг к другу. Схема такого двигателя показана в книге Фахрутдинов И.Х., Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива: Учебник для машиностроительных вузов. - М.: Машиностроение, 1987. - 328 с.: ил. страница 28, рис.1.15 л. Недостатками данной конструкции являются большая масса конструкции за счет бронирования заряда и увеличенного ТЗП стенок камеры сгорания, а также невозможность обеспечения требуемой диаграммы тяги.

Известна также схема прочноскрепленного с корпусом канально-щелевого заряда РДТТ, в котором поверхность горения образована центральным каналом с щелями-прорезями [Абугов Д.И., Бобылев В.М. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. Учебник для машиностроительных вузов. - М.: Машиностроение, 1987. - 272 с.: ил. страницы 80-84]. Аналогичную конструкцию заряда можно использовать в указанной выше конструкции РДТТ с целью исключения отмеченных недостатков. В случае если число щелей в заряде не кратно числу сопел, появляется неравномерное истечение продуктов сгорания через сопла и как следствие разнотяговость сопел двигателя.

Известна также конструктивная схема РДТТ с двумя полузарядами, например, щелевой формы и боковыми соплами Лаваля, вмонтированными в газоходы. Схема принята за прототип [Абугов Д.И., Бобылев В.М. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. Учебник для машиностроительных вузов. - М.: Машиностроение, 1987. - 272 с.: ил. страница 86, рис.5.7]. Недостатком данной конструкции также являются повышенные потери давления при столкновении двух газовых потоков от зарядов в камере горения.

Целью настоящего изобретения является уменьшение потерь давления в камере горения, снижение уровня возможных резонансных колебаний при столкновении потоков продуктов сгорания зарядов и снижение за счет этого потерь энергии при работе РДТТ.

Указанная цель достигается тем, что в твердотопливном ракетном двигателе, состоящем из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива канально-щелевой формы, соединенных переходником с газоходами и соплами, профилированные щели каналов обоих зарядов повернуты друг относительно друга вокруг центральных продольных осей зарядов на угол, равный половине шага их расположения, а входная часть каждого сопла утоплена в газоход на величину 0,1…0,2 Dвх - диаметра входа в газоход.

Изобретение поясняется следующим графическим материалом:

- на фиг.1 показан продольный разрез РДТТ;

- на фиг.2 показано частично утопленное в газоход сопло;

- на фиг.3 показана зависимость потерь давления от степени утопленности сопла;

- на фиг.4 показано эффективное взаимное расположение центральных профилированных каналов зарядов, при котором обеспечивается минимальный уровень резонансных колебаний потоков продуктов сгорания зарядов;

- на фиг.5 показано распределение давления внутри камеры сгорания и в сопле при повороте зарядов друг относительно друга вокруг продольных осей на угол, равный половине шага расположения профилированных щелей их каналов, при степени утопленности сопла в газоход, равной 0,1 Dвх;

- на фиг.6 показано распределение давления внутри камеры сгорания и в сопле при расположении щелей каналов зарядов друг напротив друга и степени утопленности сопла в газоход, равной 0,25 Dвх.

Твердотопливный ракетный двигатель состоит из двух (верхнего (1) и нижнего (2)) зарядов твердого топлива, прочноскрепленных с корпусами (3) и (4), соединенных между собой переходником (5) с газоходами (6) и соплами (7), входная часть которых утоплена в газоход. На днищах корпусов (3, 4) закреплены крышки (8), в которые вмонтированы воспламенители (9) с пиропатронами (10). В качестве топлива используется смесевое твердое топливо, имеющее высокие энергетические характеристики. Заряды (1, 2) выполнены с центральными щелевыми каналами (11, 12), профилированные щели каналов обоих зарядов повернуты друг относительно друга вокруг продольных осей зарядов на угол, равный половине шага их расположения.

Двигатель функционирует следующим образом. После подачи команды на включение двигателя подается электрический ток на пиропатроны (10), от которых одновременно задействуются смонтированные на крышках (8) корпусов (3, 4) два воспламенителя (9), продукты сгорания которых инициируют горение двух зарядов (1, 2), создавая заданный уровень тяги. При этом продукты сгорания во время горения зарядов смешиваются, снижая потери давления и возможные резонансные колебания в камере сгорания за счет смещения центральных профилированных каналов (11, 12) зарядов (1, 2) друг относительно друга вокруг продольной оси РДТТ на угол, равный половине шага расположения этих каналов, а вдвинутые в газоходы (6) сопла (7) снижают скорости обтекания продуктами сгорания у стенок газоходов, обеспечивая снижение потерь давления и эрозионного уноса материалов газоходов.

Технический результат достигается смещением центральных профилированных каналов зарядов друг относительно друга вокруг продольных осей зарядов на угол, равный половине шага расположения характерных элементов этих каналов, что обеспечивает снижение потерь давления и возможных резонансных колебаний конструкции РДТТ, вызванных столкновением двух потоков продуктов сгорания зарядов в зоне переходника. Потоки продуктов сгорания при таком взаимном расположении каналов зарядов оптимально смешиваются, тем самым обеспечивая наилучшую полноту сгорания и равномерный расход через все сопла, а следовательно, потери энергии при работе РДТТ минимальны. Уменьшение потерь давления и соответственно потерь тяги РДТТ также достигается при сохранении массы и габаритов за счет частично вдвинутых в газоходы сопел, что приводит к снижению температурного воздействия на стенки газоходов путем уменьшения скоростей обтекания продуктами сгорания топлива их стенок. Уменьшение массы внутреннего ТЗП корпусов достигается применением прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива.

В результате проработок с использованием современных средств численного компьютерного моделирования получены представленные на фиг.3 и 4 зависимости для потерь давления и выбраны оптимальный угол взаимного разворота зарядов и диапазон утопленности сопел в газоходы, что поясняется иллюстрациями на фиг.5 и 6.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом заключается в снижении потерь давления и тяги РДТТ, а также уровня возможных резонансных колебаний при столкновении потоков продуктов сгорания зарядов.

Похожие патенты RU2554685C2

название год авторы номер документа
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Самохин Владимир Степанович
  • Баранов Генрих Николаевич
  • Мельниченко Михаил Васильевич
  • Меринова Людмила Васильевна
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
RU2378525C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Баранов Генрих Николаевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Самохин Владимир Степанович
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Мельниченко Михаил Васильевич
  • Меринова Людмила Васильевна
  • Раимов Ринат Хамидович
  • Саушин Станислав Николаевич
  • Степанов Петр Иванович
  • Ярмолюк Владимир Николаевич
  • Бельских Алексей Иванович
  • Иванов Олег Михайлович
  • Гуреев Владимир Валентинович
RU2389895C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Талалаев Анатолий Петрович
  • Колесников Виталий Иванович
  • Энкин Эдуард Абрамович
  • Соловьев Анатолий Федорович
  • Ахмадеев Владимир Фатихович
  • Ощепков Валерий Юрьевич
  • Рябинин Валерий Васильевич
  • Ежов Геннадий Петрович
  • Эктов Василий Петрович
  • Кувшинов Евгений Михайлович
  • Фокин Анатолий Сергеевич
  • Раимов Ренат Хамидович
  • Саушин Станислав Николаевич
RU2274757C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Аксененко Дмитрий Дмитриевич
  • Нестеров Григорий Николаевич
  • Макарова Наталья Макаровна
RU2341676C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА С ПОВОРОТНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ СОПЛОМ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Миронов Вадим Всеволодович
  • Давыденко Николай Андреевич
  • Борисов Дмитрий Марианович
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Дегтярев Сергей Антонович
RU2428579C1
ИМИТАТОР РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО УЧАСТКА РАБОТЫ 2005
  • Апакидзе Юрий Валентинович
  • Бобович Александр Борисович
  • Бондарев Анатолий Николаевич
  • Васильев Юрий Семенович
  • Гребенкин Владимир Иванович
  • Дорофеев Александр Алексеевич
  • Жуков Александр Петрович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Халкевич Олег Александрович
RU2273753C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Арашкевич И.М.
  • Белобрагин В.Н.
  • Борисов О.Г.
  • Денежкин Г.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Подчуфаров В.И.
  • Проскурин Н.М.
  • Семилет В.В.
RU2102623C1
Двухрежимный ракетный двигатель на твердом топливе 2022
  • Витязев Алексей Витальевич
  • Кабанов Дмитрий Евгеньевич
  • Логинов Андрей Николаевич
  • Наумченко Илья Константинович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2783054C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Соломонов Юрий Семёнович
  • Апакидзе Юрий Валентинович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2449155C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2446307C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 554 685 C2

Реферат патента 2015 года ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании ракет различного назначения, в частности космического, в системе аварийного спасения. Твердотопливный ракетный двигатель состоит из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива канально-щелевой формы, соединенных переходником с газоходами и соплами. Профилированные щели каналов обоих зарядов повернуты друг относительно друга вокруг продольных осей зарядов на угол, равный половине шага их расположения. Входная часть каждого сопла утоплена в газоход на величину 0,1…0,2 диаметра входа в газоход. Изобретение позволяет снизить потери давления внутри камеры сгорания, а также пассивную массу конструкции ракетного двигателя. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 554 685 C2

Твердотопливный ракетный двигатель, состоящий из двух прочноскрепленных с корпусами зарядов твердого топлива канально-щелевой формы, соединенных переходником с газоходами и соплами, отличающийся тем, что профилированные щели каналов обоих зарядов повернуты друг относительно друга вокруг продольных осей зарядов на угол, равный половине шага их расположения, а входная часть каждого сопла утоплена в газоход на величину 0,1…0,2 диаметра входа в газоход.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2554685C2

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Соломонов Юрий Семёнович
  • Апакидзе Юрий Валентинович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2449155C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Апакидзе Юрий Валентинович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2435061C1
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Никитин Вячеслав Валерьевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Францкевич Владимир Платонович
  • Шувалов Вячеслав Васильевич
  • Семенов Андрей Владимирович
RU2445492C1
US 3196610 A, 27.07.1965
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ГАЗОГЕНЕРАТОР 2011
  • Казаков Денис Александрович
  • Мерзляков Сергей Николаевич
  • Торопова Нина Леонидовна
  • Патрулин Сергей Владимирович
RU2468237C1
DE 1150303 A, 12.06.1963

RU 2 554 685 C2

Авторы

Апакидзе Юрий Валентинович

Петрусев Виктор Иванович

Поярков Илья Петрович

Протасова Ирина Васильевна

Рытик Сергей Васильевич

Снесарь Владимир Иванович

Чопорняк Антон Дмитриевич

Шишков Альберт Алексеевич

Даты

2015-06-27Публикация

2013-05-29Подача