Изобретение относится к устройствам для автоматического переключения режимов освещения автомобилей и может быть использовано в качестве дополнения к штатной системе освещения автомобиля, которое способствует снижению числа дорожно-транспортных происшествий в результате ослепления водителя встречного автомобиля.
Известно устройство для автоматического переключения режимов освещения автомобилей (патент РФ №2048316, МПК Р02М 65/00 от 20.11.1995 г.), содержащее фотоприемник, подключенный к формирователю импульсов, и электронный блок управления режимами работы фар, вход которого подсоединен к выходу формирователя импульсов. Согласно изобретению электронный блок выполнен в виде второго формирователя импульсов длительностью 0, коммутационного блока переключения фар и третьего формирователя импульсов длительностью 1 с паузой между импульсами 2. Выход формирователя импульсов подсоединен к входу третьего формирователя импульсов и входу второго формирователя импульсов. Выход второго формирователя импульсов подсоединен ко входу коммутационного блока, а выход третьего формирователя импульсов подсоединен к электрической цепи лобового освещения для формирования дополнительных световых импульсов.
Работа заключается в приеме на каждом транспортном средстве световых сигналов от фар ослепляющего транспортного средства, а также радиосигналов синхронизации работы фар, их преобразовании в электрические сигналы, формировании сигнала синхронизации и сигналов управления режимами работы фар, излучении светового потока в виде световых импульсов, синхронизированных во времени. Синхронизация световых импульсов в этом способе осуществлена посредством приема и анализа самих световых импульсов противоположно излучаемых фар и за счет формирования, излучения, приема и обработки радиосигналов синхронизации. Радиосигналы используются для более точной синхронизации импульсов света и синхронного с импульсами света изменения светопропускающей способности стекол автомобиля. Радиосигналы излучаются посредством работы радиопередающих устройств, установленных на каждом автотранспортном средстве. В результате использования такой системы в короткие моменты времени излучения света на одном из сближающихся автомобилей, на другом автомобиле лобовое (или заднее) стекло становится непрозрачным для светового потока.
Недостатки данного устройства заключаются в использовании его непосредственно на обоих автомобилях движущихся навстречу друг другу, разности частоты радиопередающих устройств, отсутствии защиты от короткого замыкания, невозможности использования его на автомобилях с напряжением питания бортовой сети как 12, так и 24 В, а также в отсутствии защиты от кратковременных световых импульсов (молния, фейерверк или фонарные столбы на обочине дороги) и неровностей дорожного полотна.
Технический результат направлен на возможность применения данного устройства на одном из движущихся навстречу друг другу автомобилей и правильной его работы независимо от устройства системы освещения встречного автомобиля, а также установки его на все типы автомобилей.
Технический результат достигается тем, что в устройство для автоматического переключения режимов освещения автомобилей, содержащее фотодатчик на основе фоторезистора и блок управления и переключения режимов освещения дополнительно введены: переключатель напряжения питания и стабилизатор напряжения для использования устройства на автомобилях с напряжением питания бортовой сети как 12, так и 24 В, защита от короткого замыкания, таймер задержки включения ближнего света, таймер задержки включения дальнего света, генератор импульсов, выключатель автоматического режима управления внешним освещением и реле переключения режимов освещения. Блок управления подключается непосредственно к выводу включения дальнего света от ручного переключателя режимов освещения, а выходы блока управления к реле включения ближнего и дальнего света.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство отличается введением в него дополнительных элементов и схемой их подключения к системе освещения, а именно: блок управления подключается непосредственно к выводу включения дальнего света от ручного переключателя режимов освещения, а выходы блока управления к реле включения ближнего и дальнего света.
Введение указанных элементов позволяет системе освещения автомобиля более точно адаптироваться к любым дорожным условиям и позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию: «Существенные отличия».
Устройство поясняется чертежами:
на фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для автоматического переключения режимов освещения, на фиг. 2 - принципиальная схема блока управления устройства для автоматического переключения режимов освещения.
Устройство для автоматического переключения режимов освещения (фиг. 1) содержит фотодатчик (фоторезистор) 1, блок управления 2, переключатель напряжения питания 7, стабилизатор напряжения 6, защиту от короткого замыкания 8, таймер задержки включения ближнего света 3, таймер задержки включения дальнего света 5, генератор импульсов 4 и реле переключения режимов освещения 9.
Работа устройства заключается (фиг. 2) в приеме световых импульсов от встречного автомобиля фотодатчиком 1, который формирует в блоке управления 2 электрические сигналы, задающие определенный режим освещения. При движении автомобиля, система освещения которого оборудована устройством для автоматического переключения режимов освещения, в темное время суток по неосвещенной территории проезжей части дороги с включенным устройством и при отсутствии посторонних внешних источников освещения, система автоматически включает дальний свет. Фотодатчик работает в двух режимах. На первом режиме при появлении встречного автомобиля с включенным на нем дальним светом формируемый им световой поток попадает на фотодатчик, срабатывает таймер задержки включения ближнего света 3. Он предназначен для предупреждения резкого переключения света в результате неровностей дорожного полотна и устанавливается на время 1-2 секунды. Когда встречный автомобиль продолжает двигаться с включенным дальним светом, не переключаясь на ближний, световой поток возрастает, сопротивление фоторезистора падает еще больше, срабатывает второй режим работы устройства и автомобиль с системой автоматического переключения режимов освещения начинает моргать дальним светом встречному автомобилю, предупреждая его о том, что необходимо переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить водителя. Моргание дальним светом осуществляется генератором импульсов 4 до тех пор, пока встречный автомобиль не переключится на ближний свет. В случае когда встречный автомобиль переключается с дальнего на ближний свет, а уровень светового порога еще не достиг порога переключения света с дальнего на ближний, срабатывает таймер задержки включения дальнего света 5, рассчитанный на время 4-6 секунд. Он предназначен для предупреждения преждевременного включения дальнего света, в случае когда освещенность от встречного автомобиля не постоянная и колеблется в небольших пределах.
В блоке управления предусмотрен стабилизатор напряжения 6 и переключатель режимов питания 7 устройства для автоматического переключения режимов освещения. Это позволяет использовать данное устройство на автомобилях с бортовой сетью питания как 12, так и 24 В. Также имеется защита от короткого замыкания 8, выполненная на диодах. Так как выходы блока управления подключаются непосредственно к реле включения ближнего и дальнего света, а на некоторых автомобилях их может быть несколько, в блоке управления предусмотрено реле переключения режимов освещения 9. На автомобилях с одним общим реле его необходимо отключить, а выводы, подходящие к нему, подключить непосредственно к блоку управления автоматическим переключателем режимов освещения. На автомобилях с двумя реле (реле включения ближнего света 10 и реле включения дальнего света 11) выходы блока управления подключаются непосредственно к ним. На пути тока от ручного переключателя режимов освещения до штатного реле включения дальнего света между самим реле и блоком управления установлен выключатель автоматического режима 12, который предназначен для включения и выключения устройства для автоматического переключения режимов освещения автомобиля. В качестве фотодатчика также можно использовать фотодиод и фототранзистор.
Устройство для автоматического переключения режимов освещения не требует больших затрат на его производство, отличается своей универсальностью и малыми габаритами. Установка его на автомобиль не занимает много времени и может производиться как самостоятельно, так и на станции технического обслуживания. Блок управления устройства может устанавливаться под приборной панелью автомобиля, а датчик слева под лобовым стеклом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2097223C1 |
Устройство для переключения света фар транспортного средства | 1990 |
|
SU1740214A1 |
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства | 1986 |
|
SU1409491A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2048316C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2364528C2 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2226469C2 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2183572C2 |
Устройство управления сигнализацией для транспортного средства | 1988 |
|
SU1548093A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1988 |
|
RU2041084C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1990 |
|
RU2042546C1 |
Изобретение относится к устройствам для автоматического переключения режимов освещения автомобилей и может быть использовано в качестве дополнения к штатной системе освещения автомобиля. Устройство для автоматического переключения режимов освещения содержит фотодатчик на основе фоторезистора, блок управления и переключения режимов освещения, переключатель напряжения питания и стабилизатор напряжения для использования устройства на автомобилях с напряжением питания бортовой сети как 12, так и 24 В, защиту от короткого замыкания, таймер задержки включения ближнего света, таймер задержки включения дальнего света, генератор импульсов, выключатель автоматического режима управления внешним освещением и реле переключения режимов освещения. Блок управления подключается непосредственно к выводу включения дальнего света от ручного переключателя режимов освещения, а выходы блока управления к реле включения ближнего и дальнего света. Достигается снижение числа дорожно-транспортных происшествий в результате ослепления водителя встречного автомобиля, за счет возможности применения данного устройства на одном из движущихся навстречу друг другу автомобилей и правильной его работы независимо от устройства системы освещения встречного автомобиля, а также установки его на все типы автомобилей. 2 ил.
Устройство для автоматического переключения режимов освещения, содержащее фотодатчик на основе фоторезистора и блок управления и переключения режимов освещения, отличающееся тем, что в него дополнительно введены: переключатель напряжения питания и стабилизатор напряжения для использования устройства на автомобилях с напряжением питания бортовой сети как 12, так и 24 В, защита от короткого замыкания, таймер задержки включения ближнего света, таймер задержки включения дальнего света, генератор импульсов, выключатель автоматического режима управления внешним освещением и реле переключения режимов освещения, блок управления подключается непосредственно к выводу включения дальнего света от ручного переключателя режимов освещения, а выходы блока управления к реле включения ближнего и дальнего света.
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2048316C1 |
Устройство для переключения света фар транспортного средства | 1990 |
|
SU1740214A1 |
US 2005036325 A1, 17.02.2005 | |||
Способ обработки отверстий | 1982 |
|
SU1298007A1 |
US 2012123638 A1, 17.05.2012 |
Авторы
Даты
2015-07-10—Публикация
2011-12-29—Подача