Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.
Известно смазочное устройство зубчатого колеса, представляющее собой лопатку, посредством которой пластичный смазочный материал наносится вручную на боковые (рабочие) поверхности зубьев зубчатого колеса (см., например, «Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б. ГОСТ 5.223-69. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., 1973», стр.113).
Недостаток данного смазочного устройства состоит в его низкой производительности и недолговечности наносимого смазочного слоя вследствие вытеснения нанесенного слоя при работе колеса в передачи из зоны трения (с боковых поверхностей зубьев) на торцы зубчатого венца, а также на прилегающие к ним участки тела зубчатого колеса. Из-за этого в зоне трения зубьев ощущается недостаток смазочного материала, что интенсифицирует процессы их изнашивания.
В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатого колеса по АС СССР №1618973, кл. F16Н 57/04, опубл. 07.01.1991 г., БИ №1. Сущность его состоит в том, что оно представляет собой пару гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса в радиальной его плоскости с двух торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу, участки обеих пластин, перекрывающие венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, и в них со стороны венца выполнены разделы, перпендикулярные венцу, а участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца. Гибкие пластины позволяют осуществлять возврат вытесненного с боковых (рабочих) поверхностей зубьев при работе колеса в передаче смазочного материала обратно на эти поверхности, что стабилизирует процессы трения зубьев колеса и снижает расход смазочного материала.
Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что участки гибких пластин, перекрывающих части тела колеса, в возврате вытесненного на эти участки смазочного материала не участвуют, а только перемещают вытесненный смазочный материал вдоль зубчатого венца; и этот смазочный материал в процессе смазывания не участвует, что ухудшает режим смазывания зубьев и способствует перерасходу смазочного материала.
Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Для этого смазочное устройство зубчатого колеса содержит смазковозвращающее приспособление в виде пары гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося колеса в радиальной его плоскости. С обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу, участки пластин, перекрывающие венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина венца, а участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, причем участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, повернуты относительно его радиальной плоскости в сторону набегания на них колеса.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатое колесо со смазочным устройством - вид с торца колеса (фиг.1) и сечение элемента зубчатого колеса со смазочным устройством - вид колеса сбоку (фиг.2).
На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, окружность впадин 3, окружность вершин 4, боковые поверхности 5 зубьев, торцы 6 зубьев, гибкая пластина 7, разрезы 8, крепеж 9 пластин (7), корпус 10 передачи, радиальная плоскость 11 колеса, угол α поворота конца пластины 7, смазочный материал 12, направление вращения со колеса.
Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе (вращении) зубчатого колеса (направление со) с парным колесом в передаче, пластичный смазочный материал 12, наносимый на боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев 2, вытесняется с этих поверхностей зубьями сопряженного колеса на торцы 6 зубьев и прилегающую к ним часть тела 1 колеса. Часть смазочного материала, попавшего на торцы 6 зубьев, захватывается частью пластин 7, перекрывающей торцы зубьев, и переносится при вращении колеса на набегающие боковые поверхности 5 зубьев, восстанавливая тем самым на них смазочный слой; часть смазочного материала, попавшего на тело 1 колеса, захватывается отогнутой частью пластин 7 и в процессе вращения колеса, перемещается по направлению от тела 1 колеса к его зубчатому венцу и затем переносится на боковые поверхности 5 зубьев.
По сравнению с прототипом предлагаемое смазочное устройство позволяет эффективно осуществлять возврат вытесненного с боковых (рабочих) поверхностей смазочного материала не только с торцов зубьев, но также и с прилегающих к ним участков тела зубчатого колеса. Тем самым повышается эффективность смазывания, улучшается режим трения сопряженных зубьев и снижается расход смазочного материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2014 |
|
RU2559439C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2014 |
|
RU2564264C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2014 |
|
RU2555877C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2014 |
|
RU2559513C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2481519C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2495305C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2488723C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2014 |
|
RU2556047C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2014 |
|
RU2555880C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2481518C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатого колеса представляет собой пару гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, в радиальной его плоскости с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно торцам. Пластины перекрывают венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу. Участки пластин, перекрывающих венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, и в них со стороны венца выполнены разрезы, перпендикулярные венцу. Участки пластин, перекрывающих часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, причем они повернуты относительно радиальной плоскости колеса в сторону набегания на них этого колеса. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.
Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно открытой зубчатой передачи, смазываемого периодически пластичным смазочным материалом, содержащее смазковозвращающее приспособление в виде пары гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося колеса в радиальной его плоскости с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу, участки пластин, перекрывающие венец, имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина венца, а участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, отличающееся тем, что участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, повернуты относительно его радиальной плоскости в сторону набегания на них колес.
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2009 |
|
RU2386068C1 |
US 5379662 A1, 10.01.1995 | |||
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2012 |
|
RU2488728C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2012 |
|
RU2499936C1 |
Смазочное устройство зубчатой передачи | 1990 |
|
SU1768850A1 |
Смазочное устройство зубчатой передачи | 1989 |
|
SU1618973A1 |
Авторы
Даты
2015-07-10—Публикация
2014-04-23—Подача