Изобретение относится к судостроению и касается средств противопожарной защиты, используемых для локализации пожара в крупногабаритных помещениях, ангарах, грузовых и транспортных трюмах кораблей и судов.
Известна «Противопожарная преграда» по патенту РФ №2339418, кл. А62С 2/10. По данному патенту предлагается три варианта исполнения:
Вариант 1.
Преграда выполнена в виде шторы, боковых направляющих, механизма уплотнения, противовеса, закрепленного в нижней части полотна, двух упоров, размещенных в верхней части направляющих.
Вариант 2.
Противопожарная преграда включает два полотна, состоящих из одного слоя огнестойкого материала, выполненного в виде шторы, боковых направляющих, механизмов уплотнения, противовеса, закрепленного в нижней части полотен, двух упоров, размещенных в верхней части направляющих, одного стабилизатора межполотенного зазора.
Вариант 3.
Противопожарная преграда включает два полотна, состоящих из одного слоя огнестойкого материала, выполненного в виде шторы, боковых направляющих, механизмов уплотнения, противовеса, закрепленного в нижней части полотен, двух упоров, размещенных в верхней части направляющих
Наиболее близким аналогом изобретения является «Противопожарный занавес» по патенту №2243796, кл. А62С 2/10, состоящий из полотна шторы, выполненной из нескольких слоев термостойких материалов, противовеса в нижней части и вращающегося барабана, соединенного с электрическим и дублирующим ручным приводами, включающими в себя электрическую и ручную подъемно-опускную системы, контура уплотнителя, состоящего из неподвижных элементов, а также подвижных элементов и качающегося поворотного прижима. Система стабилизации скорости спуска выполнена из нескольких грузов, размещенных на разной высоте и объединяемых гибкой связью, намотанной на многоручьевой шкив, установленный на валу барабана и амортизирующего устройства.
Данное избретение принято нами за прототип. Однако «Противопожарный занавес» по патенту №2243796 обладает рядом недостатков, а именно:
1) ширина перекрываемого проема ограничена длиной одного барабана, а длина последнего ограничена его прочностью;
2) высота перекрываемого проема, в случае размещения барабана в свету проема, уменьшается на высоту большую, чем высота барабана с намотанной шторой, так как противовес находится под барабаном. Это приводит к уменьшению полезного объема корабельного помещения (трюма, ангара и так далее);
3) размещение электрического и ручного привода в помещении, где предполагается возникновение пожара, делает систему ненадежной, а использование ручного привода невозможным в условиях пожара;
4) сложная и габаритная система стабилизации скорости спуска существенно уменьшает полезный объем корабельного помещения (трюма, ангара и так далее);
5) отсутствие дистанционного контроля положения шторы. Возможен только визуальный контроль, который может быть недоступен в условиях пожара.
Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков применительно к корабельным помещениям (трюма, ангара и так далее), ширина которых может превышать 30 м, а высота может превышать 5 м.
В предлагаемом изобретении данная цель достигается за счет:
1) использования нескольких барабанов для намотки шторы огнепреграждающей, барабаны установлены в две линии в шахматном порядке, все барабаны приводятся во вращение от одного привода. Это позволяет одним устройством перекрывать проемы шириной более 30 м, а несколькими установленными рядом устройствами перекрывать проемы любой длины;
2) каждый барабан имеет свой отклоняющий вал, который располагается на максимально возможной высоте (поджат к набору подволока) и прижимает полотно шторы своего барабана к полотнам штор соседних барабанов. Барабаны по ширине установлены с нахлестом. Низ полотен штор соединен единым противовесом, который в поднятом положении находится между барабанами двух линий. Таким образом, максимальная высота, занимаемая устройством в корабельном помещении, близка к диаметру барабана с намотанной шторой и является минимально возможной для данного типа устройства;
3) привод располагается в отдельном помещении и защищен от пожара в помещении, где расположена штора;
4) привод позволяет произвести опускание шторы под действием противовеса (при отключенном питании), для этого необходимо отключить вручную встроенный в электродвигатель тормоз. Скорость опускания шторы уменьшается и стабилизируется центробежной муфтой встроенной в привод;
5) в привод шторы встроен привод конечных выключателей, который сигнализирует о поднятом и опущенном положении шторы.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами:
на фиг. 1 и фиг. 2 изображены общий вид и вид сверху огнепреграждающей шторы. Рассматривается устройство с двумя барабанами, на каждом из которых намотано полотно шторы (количество барабанов зависит от ширины помещения). Устройство состоит из привода 1, который служит для опускания, подъема и фиксации полотна шторы 2, барабана 3 для хранения полотна шторы в поднятом положении, направляющих 4, вала промежуточного 6 с муфтой 5, предназначенных для передачи крутящего момента на барабан 3.
На фиг. 3 изображен привод. В состав привода входит муфта центробежная 8, редуктор 9, электродвигатель 10, привод выключателей конечных 11, муфта соединительная 12. В приводе муфта центробежная 8 предназначена для плавного опускания шторы при неработающем двигателе и отключенном тормозе, привод выключателей конечных 11 предназначен для сигнализации о положении полотна шторы, две муфты соединительных 12 для соединения с барабанами 3. Промежуточный вал 6 предназначен для передачи вращения от привода 1 к барабану 3.
На фиг. 4 изображено сечение барабанов полотна шторы, где 2 - полотно шторы, 3 - барабан, 7 - вал отклоняющий, 13 - противовес с амортизатором.
На фиг. 5 изображено сечение направляющей, где 2 - полотно шторы, 4 - направляющие, 14 - бугель.
Полотно шторы 2 изготавливается из огнестойкого материала, прошитого кремнеземными нитями.
Устройство приводится в действие автоматически по сигналу пожарной сигнализации. Локализация пожара осуществляется за счет опускания полотна шторы 2 (фиг. 1), состоящего из нескольких частей огнестойкого материала, установленного с перекрытием друг друга и поджатого валами отклоняющими 7 (фиг. 4), для исключения зазора между частями полотна шторы. Для направления полотна шторы при опускании и подъеме к полотну прикреплены бугеля 14, которые двигаются по направляющим 4 (фиг. 5), жестко соединенным с корпусом грузового трюма (ангара). Подъем и опускание огнепреграждающих штор осуществляется с помощью привода 1 (фиг. 1). В случае отсутствия электроэнергии тормоз на электродвигателе выключается вручную, при этом полотно шторы опускается под собственным весом за счет установленного на полотне шторы противовеса с амортизатором 13 (фиг. 4), а торможение до установленной скорости осуществляется муфтой центробежной 8 (фиг. 3).
Привод огнепреграждающей шторы обеспечивает установку большего количества барабанов 3 и валов отклоняющих 7 (фиг. 2) и соответственно возможность перекрытия больших проемов.
Огнепреграждающая штора делит грузовой трюм (ангар) корабля на отсеки и препятствует распространению огня и продуктов горения в случае пожара по всему помещению. По сигналу пожарной тревоги, одновременно с опусканием полотна шторы, включаются средства пожаротушения, а именно водные распылители, орошающие как предметы горения, так и полотно шторы, что повышает огнестойкость полотна шторы и не наносит ей вреда. После устранения пожара в грузовом трюме (ангаре), осмотра на отсутствие повреждений полотна и просушки полотно шторы наматывается обратно на барабан 3. При необходимости привод огнепреграждающей шторы способен намотать на барабан намоченное полотно шторы.
Универсальность привода обусловлена необходимостью установки огнепреграждающей шторы на разных кораблях с различными габаритами грузового трюма (ангара).
Устройство огнепреграждающей шторы обеспечивает безотказную работу в условиях качки корабля (судна) и воздействия агрессивной среды (морской воздух, повышенная влажность, морская вода).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПОЛОТНА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ШТОРЫ И ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ШТОРА | 2015 |
|
RU2614710C1 |
ЗАНАВЕС ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2438736C1 |
Устройство для предотвращения распространения и тушения очага пожара | 2022 |
|
RU2811582C2 |
Способ противопожарной защиты открытых проемов и устройство для его реализации | 2018 |
|
RU2681677C1 |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРЕГРАДА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2339418C2 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС | 2007 |
|
RU2351378C1 |
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2300477C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРЕГРАДЫ И ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРЕГРАДА | 2011 |
|
RU2466761C1 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ОТКРЫТЫХ ПРОЕМОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОЖАРА | 2006 |
|
RU2330699C2 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
Изобретение относится к судостроению, касается средств противопожарной защиты и предназначено для локализации пожара, возникшего в крупногабаритных помещениях, ангарах, грузовых и транспортных трюмах кораблей и гражданских судов. Огнепреграждающая штора, состоящая из полотен шторы, вертикальных направляющих, противовеса в нижней части полотна, вращающихся барабанов, соединенных с электрическим приводом, согласно изобретению содержит электрический привод, установленный в отдельном помещении, оснащенный электродвигателем со встроенным тормозом, приводом конечных выключателей, контролирующим верхнее и нижнее положения полотен шторы и обеспечивающим дистанционное управление процессом опускания и подъема полотен шторы в автоматическом режиме по сигналу пожарной тревоги, тормозной муфтой, снижающей скорость опускания шторы под действием противовеса при отключенном электродвигателе и тормозе. Огнестойкие полотна, поджатые друг к другу отклоняющими валами, намотаны на барабаны, расположенные в шахматном порядке и кинематически связанные между собой в две линии посредством муфты с приводом и валами промежуточными, при этом положение отклоняющих валов позволяет разместить противовес в поднятом положении между двух линий барабанов. Данное устройство обеспечивает безотказную работу в условиях качки корабля (судна) и воздействия агрессивной среды (морской воздух, повышенная влажность, морская вода), а также имеет минимальный габарит по высоте среди устройств данного типа. Это позволяет свести к минимуму увеличение высоты трюмов (ангаров) при установке огнепреграждающих штор, что очень существенно для кораблей, так как площадь этих помещений велика. 5 ил.
Огнепреграждающая штора, состоящая из полотен шторы, вертикальных направляющих, противовеса в нижней части полотна, вращающихся барабанов, соединенных с электрическим приводом, отличающаяся тем, что содержит электрический привод, установленный в отдельном помещении, оснащенный электродвигателем со встроенным тормозом, приводом конечных выключателей, контролирующим верхнее и нижнее положения полотен шторы и обеспечивающим дистанционное управление процессом опускания и подъема полотен шторы в автоматическом режиме по сигналу пожарной тревоги, тормозной муфтой, снижающей скорость опускания шторы под действием противовеса при отключенном электродвигателе и тормозе, огнестойкие полотна, поджатые друг к другу отклоняющими валами, намотанные на барабаны, расположенные в шахматном порядке и кинематически связанные между собой в две линии посредством муфты с приводом и валами промежуточными, при этом положение отклоняющих валов позволяет разместить противовес в поднятом положении между двух линий барабанов.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРЕГРАДА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2339418C2 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС | 2003 |
|
RU2243796C2 |
US 6357507 B1, 19.03.2002 | |||
JP 2000217943 A, 08.08.2000 |
Авторы
Даты
2015-08-10—Публикация
2014-07-03—Подача