Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с горизонтально расположенными валами.
Известна конструкция масляной ванны зубчатой передачи, содержащая корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижнее зубчатое колесо передачи, - см., например, Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр. 138, рис. 8.37.
Недостаток данной конструкции состоит в том, что при достаточно высоких скоростях вращения колес, погруженных с целью обеспечения их смазывания в смазочный материал ванны, имеет место нежелательное разбрызгивание и вспенивание смазочного материала зубьями зубчатых венцов колес, ухудшающие режим смазывания элементов передачи.
В качестве прототипа взята конструкция масляной ванны зубчатой передачи, содержащей корпус с жидким смазочным материалом, в который погружена нижняя часть нижнего зубчатого колеса передачи, причем для устранения нежелательных разбрызгивания и вспенивания смазочного материала под нижним колесом, погруженным в смазочный материал, установлен, с зазором относительно колеса, жестко закрепленный на корпусе ванны сетчатый желоб, охватывающий по дуге зубчатый венец колеса со стороны вершин его зубьев, - см. Старосельский А.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М., Машиностроение, 1967, стр. 264, рис. 156.
Недостаток данной конструкции состоит в том, что сетчатый желоб, охватывающий зубчатый венец, погруженный в жидкий смазочный материал, со стороны вершин зубьев венца, недостаточно эффективно предотвращает разбрызгивание и вспенивание смазочного материала, что ухудшает смазочное действие этого смазочного материала и ухудшает режим смазывания элементов передачи.
Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Для этого масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружена нижняя часть нижнего зубчатого колеса, и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе ванны, причем сетчатый элемент выполнен плоским, установлен параллельно уровню смазочного материала, ниже этого уровня и выше нижней точки окружного колеса, причем в сетке выполнена прямоугольная прорезь для колеса, с обеспечением по его периметру в плане между ним и элементом.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: масляная ванна - вид с торца колеса (фиг. 1) и та же ванна - вид сбоку колеса (фиг. 2).
На чертежах показаны: корпус 1 ванны, жидкий смазочный материал 2 с верхним уровнем 3, зубчатое колесо 4, сетчатый элемент 5; величина погружения h сетчатого элемента 5 в смазочный материал 2, длина l1 прорези для колеса 4, ширина l2 этой прорези, зазоры Δ между колесом 4 и элементом 5, направление вращения колеса ω.
Масляная ванна представляет собой корпус 1, в котором находится жидкий смазочный материал 2 с верхним уровнем 3, в который погружена нижняя часть нижнего зубчатого колеса 4; между верхним уровнем смазочного материала и нижней точкой колеса и параллельно уровню смазочного материала расположен плоский сетчатый смазкостабилизирующий элемент 5, в котором для колеса 4 выполнена прорезь (размером l1×l2), с зазорами Δ относительно периметра колеса в плане.
Работает данное устройство следующим образом. При вращении (ω) зубчатого колеса 4, при взаимодействии зубьев его зубчатого венца со смазочным материалом 2 масляной ванны, происходит активация последнего, выражающаяся в его вспенивании и разбрызгивании внутри корпуса 1 ванны; это ухудшает процессы смазывания зубчатой передачи. Смазкостабилизирующий элемент 5 в виде сетки способствует стабилизации процесса смазывания - снижению вспенивания и разбрызгивания смазочного материала.
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция масляной ванны - за счет перекрытия по горизонтали всего слоя смазочного материала, находящегося в ванне, сетчатым смазкостабилизирующим элементом - будет способствовать лучшему предотвращению вспенивания и разбрызгивания смазочного материала, что повысит эффективность смазывания узлов зубчатой передачи и будет способствовать повышению ее надежности и долговечности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСЛЯНАЯ ВАННА | 2014 |
|
RU2569204C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2569223C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2576193C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2561150C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2569227C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2568625C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2576216C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2572181C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2568624C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2569218C1 |
Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом. Масляная ванна содержит корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть нижнего зубчатого колеса, и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе ванны. Сетчатый элемент выполнен плоским, установлен параллельно уровню смазочного материала, ниже этого уровня и выше нижней точки окружности погружаемого нижнего зубчатого колеса. В сетчатом элементе выполнена прямоугольная прорезь для погружаемого нижнего зубчатого колеса, с обеспечением зазоров по его периметру в плане между ним и сетчатым элементом. Обеспечивается повышение эффективности смазывания передачи. 2 ил.
Масляная ванна преимущественно для зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения и вертикально расположенным нижним зубчатым колесом, содержащая корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть нижнего зубчатого колеса, и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе ванны, отличающаяся тем, что сетчатый элемент выполнен плоским, установлен параллельно уровню смазочного материала, ниже этого уровня и выше нижней точки окружности погружаемого нижнего зубчатого колеса, причем в сетчатом элементе выполнена прямоугольная прорезь для погружаемого нижнего зубчатого колеса, с обеспечением зазоров по его периметру в плане между ним и сетчатым элементом.
US 5050447 A1, 24.09.1991 | |||
Устройство для поддержания уровня масла в масляной ванне, преимущественно в картерах двигателей внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1451293A1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2237209C1 |
Зубчатая передача с устройством для смазки зубьев колес | 1987 |
|
SU1460490A1 |
Авторы
Даты
2015-09-27—Публикация
2014-05-27—Подача