Изобретение относится к наземным транспортным системам, к автомобилям.
Известны стеклоочистители ветровых стекол, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (1. Тур Е.Я и др. Устройство автомобиля. - М.: Машиностроение, 1990. - 352 с. 2. Пугаченко А.Н. Автомобиль Магирус-290. - М.: Транспорт, 1980. - 270 с. 3. Автомобили КамАЗ / В.Н. Барун, Р.А. Азаматов и др. - М.: Транспорт, 1987. - 352 с.).
Стеклоочиститель служит для очистки ветрового стекла автомобиля от воды и снега. Привод стеклоочистителей может быть от электродвигателей или пневмодвигателей (1. с. 264-267, рис. 174, 175). Большегрузные автомобили, оснащенные пневматическим тормозным приводом, часто использовали пневмодвигатели. Например, в автомобиле ЗИЛ-431410 щетки приводятся в движение пневмодвигателем с золотниковым распределением через двуплечий рычаг, тяги и рычаги (1. с. 265, 267, рис. 175). На автомобилях КамАЗ пневматическое устройство для очистки ветровых стекол включает в себя два пневматических однощеточных стеклоочистителя, пневмопроводы и два крана управления. Система подключена к тормозной пневмосистеме автомобиля. Щетки стеклоочистителя приводятся в действие поршневыми пневмодвигателями с золотниковым распределением и устройствами для остановки в нижнем положении. При включении стеклоочистителя сжатый воздух подается через золотник в пневмодвигатель. Золотник распределяет воздух поочередно то в одну, то в другую полость поршневого пневмодвигателя, поршень которого приводит в движение рычаг со щеткой (3. с. 182, 183, рис. 181). Пневмопривод имел ограниченное применение, в дальнейшем даже большегрузные автомобили (2. с. 186, рис. 116), в том числе и КамАЗ, перешли на электродвигатели.
Зарубежные конструкции, например патент JPS 56112344 A, JP 200534280 А, предусматривают очистку всей поверхности смотрового стекла, но отличаются большой сложностью привода щеток, а значит и недостаточной надежностью и долговечностью работы.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является стеклоочиститель с электрическим приводом по патенту JPS 56112344 А. Очистка поверхности двух рядом расположенных стекол осуществляется рециркуляцией движения цепи, расположенной в непосредственной близости от подлежащей очистке поверхности стекла, которая преобразуется в движение очистителя. Электродвигатель звездочкой приводит в движение внешнюю цепную передачу, взаимодействующую со всеми звездочками четырех цепных передач привода двух очистителей.
Недостаток описанного устройства заключается в том, что для контакта рычагов с цепями необходимо натяжение этих цепей, при этом обязательно требуется применение башмаков и успокоителей. Большая длина цепи внешней цепной передачи снижает надежность ее работы, а также требует контакта этой цепи с другими цепями и применения башмаков и успокоителей.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении безопасности движения автомобиля при улучшении надежности работы стеклоочистителей.
Поставленная задача решается за счет упрощения конструкции привода щеток стеклоочистителей.
Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что стеклоочиститель ветрового стекла транспортной системы содержит щеткодержатель со щеткой, имеющей одну или несколько рабочих кромок, электродвигатель с цепями и звездочками, расположенные в верхней и нижней частях ветрового стекла, при этом ведущие звездочки цепных передач закреплены на валу, который одинарной зубчатой передачей связан с валом электродвигателя, а ведомые звездочки установлены на оси, они гибкими поводками связаны с одним из звеньев цепных передач.
На фиг. 1 изображен вид спереди на ветровое стекло с установленным на нем стеклоочистителем, с гибкими поводками привода щеткодержателя и перпендикулярным расположением цепных передач относительно ветрового стекла.
На фиг. 2 показан вид сверху на это устройство.
На ветровом стекле 1 расположена щетка 2, установленная в щеткодержателе 3 (фиг. 2). В щеткодержателе 3 могут быть установлены упругие элементы, прижимающие щетку 2 к ветровому стеклу 1 (на фиг. не показаны). Щеткодержатель 3 расположен в направляющих 4, закрепленных к корпусу 5 ветрового стекла 1. Щеткодержатель 3 в направляющих 4 может быть установлен или в опорах скольжения или на опорах вращения - на катках 6. К корпусу 5 на кронштейнах 7 в опорах вращения 8 смонтированы оси 9 и вал 10 с закрепленными на них звездочками 11 цепей 12 цепных передач. Концы щеткодержателя 3 гибкими поводками 13 соединены с одним из звеньев цепей 12. Длина поводков 13 должна быть больше расстояния от оси щеткодержателя 3 до крайней точки крепления поводка к звену цепи 12 (фиг. 2 слева). Вал 10 привода звездочек 11 цепных передач зубчатой передачей 14 взаимосвязан с валом 15 электродвигателя (электродвигатель не показан). Зубчатая передача 14 может быть червячной, цилиндрической или конической.
Устройство работает следующим образом. От вала 15 электродвигателя усилие зубчатой передачей 14 передается на вал 10. Вал 10 вращается в опорах 8 кронштейнов 7, закрепленных к корпусу 5, и звездочками 11 приводит в движение цепи 12. Цепи 12 гибкими поводками 13 перемещают по направляющим 4 щеткодержатель 3 со щеткой 2 по поверхности ветрового стекла 1. Если звездочки 11 вала 10 вращаются по часовой стрелке и гибкий поводок 13 закреплен к звену внешнего участка цепи 12, то щеткодержатель 3 со щеткой 2 перемещается справа налево. В крайнем левом положении (фиг. 2) щеткодержатель 3 с катком 6 остановлен в торце направляющих 4, звено цепи 12 с гибким поводком 13 перемещается по периферии звездочки 11, закрепленной на оси 9, затем по внутренней ветви цепей 12 и перемещает щеткодержатель 3 слева направо. В крайнем правом положении перемещение поводка 13 аналогично левому крайнему положению.
Предлагаемое устройство может быть использовано не только для очистки ветровых стекол наземных транспортных систем, но и для других видов транспорта, например самолетов; очищаемые поверхности могут быть изготовлены не только из стекла, но и других материалов, например поликарбоната. Материалы могут быть как прозрачными, так и непрозрачными; как на подвижных, так и неподвижных объектах.
Обозначения:
1 - ветровое стекло;
2 - щетка стеклоочистителя;
3 - щеткодержатель;
4 - направляющие щеткодержателя;
5 - корпус ветрового стекла 1;
6 - каток щеткодержателя 3;
7 - кронштейн крепления опоры вращения 8;
8 - опоры вращения осей и вала;
9 - ось для крепления на ней звездочки 11 цепной передачи;
10 - вал привода звездочек 11 цепных передач;
11 - звездочки цепных передач;
12 - цепь цепной передачи;
13 - гибкий поводок щеткодержателя 3;
14 - зубчатая передача привода цепей 12;
15 - вал электродвигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2013 |
|
RU2538505C1 |
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ И ОМЫВАНИЯ БОКОВЫХ СТЕКОЛ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2013 |
|
RU2540296C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2501680C2 |
Планетарный зубчатый привод стеклоочистителя | 2023 |
|
RU2815138C1 |
ПРИВОД СТЕКЛОПОДЪЕМНИКА | 1996 |
|
RU2123435C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1972 |
|
SU341697A1 |
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2139208C1 |
Стеклоочиститель ветрового стекла транспортного средства | 1981 |
|
SU975473A1 |
Стеклоочиститель транспортногоСРЕдСТВА | 1974 |
|
SU812162A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2022836C1 |
Изобретение относится к стеклоочистителям транспортных средств, преимущественно автомобилей. Щетка со щеткодержателем перемещается цепными передачами по направляющим практически по всей поверхности ветрового стекла, при этом ведущие звездочки цепных передач закреплены на валу, который одинарной зубчатой передачей связан с валом электродвигателя, а ведомые звездочки установлены на оси. Концы щеткодержателя гибкими поводками связаны с одним из звеньев цепных передач. Обеспечивается повышение безопасности движения автомобиля за счет надежности работы стеклоочистителей. 2 ил.
Стеклоочиститель ветрового стекла транспортной системы, содержащий щеткодержатель со щеткой, имеющей одну или несколько рабочих кромок, электродвигатель с цепями и звездочками, расположенные в верхней и нижней частях ветрового стекла, отличающийся тем, что ведущие звездочки цепных передач закреплены на валу, который одинарной зубчатой передачей связан с валом электродвигателя, ведомые звездочки установлены на оси, а концы щеткодержателя гибкими поводками связаны с одним из звеньев цепных передач.
JP S56112344 A, 04.09.1981;JP 2005343280 A, 15.12.2005;FR 2334542 A1, 08.07.1977;US 4306328 A, 22.12.1981;EP 0754134 A1, 22.01.1997;EA 200802336 A1, 30.06.2010 |
Авторы
Даты
2015-11-10—Публикация
2014-03-03—Подача