ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (ЭГПТ) С КРЕЙЦКОПФНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2015 года по МПК H02K35/06 

Описание патента на изобретение RU2571953C2

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам двигатель-генератор, и может быть использовано при проектировании и производстве источников переменного электрического тока.

Известна система двигатель-генератор переменного электрического тока [1], в которой для возбуждения ЭДС в силовых обмотках статора якорь совершает вращательно движение. Зачастую в этой системе в качестве двигателя используют двигатели внутреннего сгорания [2]. Недостатком такой системы является сложность преобразования с помощью кривошипно-шатунного механизма возвратно-поступательного движения поршней двигателя во вращательное движение коленчатого вала, подсоединенного к якорю генератора.

Наиболее близким к предлагаемому является электрический генератор переменного тока, содержащий цилиндр двигателя внутреннего сгорания (ДВС), снабженный клапаном и электрической обмоткой [3]. Внутри цилиндра расположен поршень с образованием одной камеры сгорания. Поршень жестко соединен со штоком, электрическая обмотка расположена внутри нижней части цилиндра. На штоке закреплен ряд кольцевых магнитов, обращенных друг к другу разноименными полюсами.

Недостатком электрического генератора является низкая надежность работы в связи со сложностью конструкции подвижного штока поршня с закрепленными на нем кольцевыми магнитами. Целью изобретения является повышение надежности работы электрического генератора.

Указанная цель достигается тем, что электрический генератор переменного тока (ЭГПТ) с крейцкопфным двигателем, содержащий цилиндр ДВС, снабжен клапаном, электрической обмоткой, расположенной внутри нижней части цилиндра, поршнем, размещенным в цилиндре с образованием одной камеры сгорания и жестко соединенным со штоком, кольцевыми магнитами, обращенными друг к другу разноименными полюсами. При этом шток выполнен из магнитного материала, сердечники электрической обмотки выполнены кольцевыми двутаврового сечения, кольцевые магниты охватывают шток поршня и расположены по обеим сторонам сердечников. На штоке поршня выполнены кольцевые канавки, заполненные немагнитным материалом.

ЭГПТ характеризуется тем, что в качестве материала кольцевых магнитов используется неодим-железо-бор.

ЭГПТ характеризуется тем, что длина прорезей двутавровых сердечников электрической обмотки равна длине канавок штока поршня и толщине кольцевых магнитов, а толщина полок сердечников электрической обмотки выполняется равной толщине выступов штока поршня.

ЭГПТ характеризуется также тем, что прорези кольцевых сердечников электрической обмотки у штока поршня заполнены немагнитным материалом.

На фиг.1 дан поперечный разрез крейцкопфного ДВС при положении поршня в верхней мертвой точке (ВМТ). ЭГПТ содержит цилиндр 1 крейцкопфного ДВС, клапан 2, электрическую обмотку 3, расположенную в нижней части цилиндра 1, поршень 4, размещенный в цилиндре 1 с образованием одной камеры сгорания и жестко соединенный со штоком 5. В своей нижней части шток 5 подвижно соединен с диафрагмой 6.

Электрическая обмотка 3 состоит из кольцевых сердечников 7 (фиг.2) двутаврового сечения. Кольцевые магниты 8, обращенные друг к другу разноименными полюсами, охватывают шток 5 поршня 4 и расположены по обеим сторонам сердечников 7 вдоль штока 5. На штоке 5 выполнены кольцевые канавки 9, заполненные немагнитным материалом, например сплавом на основе алюминия. Прорези кольцевых сердечников 7 у штока 5 имеют кольцевые вставки 10, выполненные из немагнитного материала.

Кольцевые сердечники 7 имеют прорези длиной «h» и полки толщиной «k». Длина кольцевых канавок 9 штока 5 составляет величину «H». Толщина выступов штока 5 равна «m». Толщина кольцевых магнитов 8 составляет величину «С». Длина прорезей «h» кольцевых двутавровых сердечников 7 равна длине канавок «H» штока 5 и толщине «С» кольцевых магнитов 8, а толщина полок «k» кольцевых сердечников 7 соответствует толщине выступов «m» штока 5.

На фиг.3 представлен поперечный разрез крейцкопфного ДВС при положении поршня в нижней мертвой точке (НМТ).

Генератор работает следующим образом. При положении поршня 4 у ВМТ (фиг.1) в цилиндре 1 происходит сгорание топлива и поршень 4 со штоком 5 перемещается вниз к НМТ. Клапан 2 закрыт. Вследствие этого перемещения магнитные потоки кольцевых магнитов 8 генерируют ЭДС в электрической обмотке 3, снимаемую с электрических разъемов (на фиг.1 не обозначены). Генерирование ЭДС происходит в тот промежуток времени, когда выступы «m» штока 5 находятся вблизи полок «k» кольцевых сердечников 7 (на фиг.2 магнитные силовые линии показаны пунктиром).

В НМТ (фиг.3) свежий заряд воздуха поступает в цилиндр 1 двигателя через продувочные окна, а отработавшие газы удаляются через открытый клапан 2. При движении поршня 4 от НМТ к ВМТ магнитные потоки кольцевых магнитов 8 вновь генерируют ЭДС в электрической обмотке 3 при прохождении выступов «m» штока 5 около полок «k» кольцевых сердечников 7 (фиг.2). Затем цикл повторяется.

В судовых крейцкопфных ДВС поступающий в цилиндр 1 двигателя через продувочные окна свежий заряд воздуха имеет температуру, не превышающую 100°С [4]. При таком нагреве современные теплоизоляционные материалы обеспечивают высокие надежность и долговечность по температурному индексу и нагревостойкости [5]. Поэтому прикрепленная к нижней части цилиндра 1 электрическая обмотка 3 (фиг.1) с кольцевыми сердечниками 7 и кольцевыми магнитами 7 (фиг.2) не будут подвергаться чрезмерным температурным воздействиям.

Давление свежего заряда воздуха, поступающего в цилиндр 1 ДВС через продувочные окна, на крейцкопфных двигателях не превышает 5 кг/см2 [4]. Чтобы этот воздух не поступал в картерное пространство, ниже цилиндра 1 установлена диафрагма 6 с уплотнительными кольцами. Для надежного уплотнения шток 5 выполняется цилиндрическим с заполнением канавок 9 штока 5 немагнитным материалом, например алюминиевым сплавом.

В качестве материала кольцевых магнитов 8 может использоваться сплав неодим-железо-бор, обладающий высокими магнитными свойствами. Наличие кольцевых магнитов 8, охватывающих шток 5, позволит повысить надежность уплотнения диафрагмы 6 использованием в соединении «кольцевые магниты - шток» магнитной смазки.

Для повышения надежности электрической обмотки 3 (фиг.1) прорези кольцевых сердечников 7 у штока 5 имеют кольцевые вставки 10 (фиг.2), выполненные из немагнитного материала, например из алюминиевого сплава.

Во время работы крейцкопфный ДВС может обеспечить не только привод генератора, но и привод гребного винта на судне. В этом случае на судне нет необходимости иметь дополнительный дизель-генератор [2].

Литература

1. Аткинс Б. Общая теория электрических машин. Пер. с англ. И.В. Антика. М.-Л.: Государственное энергетическое издательство. 1960. 272 с.

2. Мировое судовое дизелестроение. Концепции конструирования, анализ международного опыта: Учеб. пособие / Г.А.Конке, В.А.Лошко. - М.: Машиностроение, 2005. 512 с.

3. Патент на полезную модель №103041. Российская Федерация, МПК Н02К 35/00. Электрический генератор переменного тока. Фокин А.Ю., Фокин Ю.И.; опубл. 20.03.2011, Бюл. №8.

4. Дизели. Справочник. Под общ. редакцией В.А.Ваншейдта, Н.Н.Иванченко, Л.К.Коллерова. - Л.: Машиностроение, 1977. 480 с.

5. Проектирование электрических машин: Учеб. для вузов. - В 2-х кн. Кн.1 / И.П.Копылов, Б.К.Клоков, В.П.Морозин, Б.Ф.Токарев; Под ред. И.П.Копылова. - М.: Энергоатомиздат, 1993. 464 с.

Похожие патенты RU2571953C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ДВИГАТЕЛЕМ СТИРЛИНГА 2012
  • Субботенко Дмитрий Игоревич
  • Фокин Юрий Иосифович
RU2550228C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Рогалев Владимир Владимирович
  • Фокин Андрей Юрьевич
RU2569332C1
Электрический генератор с подвижным цилиндром двигателя внутреннего сгорания 2016
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Рогалев Владимир Владимирович
  • Ильюшин Сергей Анатольевич
RU2620135C1
ПЕРЕНОСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2013
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Рогалев Владимир Владимирович
  • Фокин Андрей Юрьевич
RU2527927C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ 2020
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Злобин Сергей Николаевич
  • Рогалев Владимир Владимирович
  • Дорофеев Олег Васильевич
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Новиков Виктор Григорьевич
RU2730632C1
ПОРТАТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2012
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Попов Юрий Викторович
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Серин Сергей Александрович
  • Соколов Алексей Кириллович
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
RU2528481C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2015
  • Фокин Андрей Юрьевич
  • Фокин Юрий Иосифович
RU2605444C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СО СВОБОДНОПОРШНЕВЫМ МОТОКОМПРЕССОРОМ 2015
  • Фокин Андрей Юрьевич
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Рогалев Владимир Владимирович
RU2578932C1
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ГЕНЕРАТОР 2016
  • Алиев Эльдар Вагифович
  • Алиева Альфия Хафизовна
  • Алиева Лилия Раифовна
  • Бабкин Александр Валерьевич
  • Гольцова Елена Валерьевна
  • Домбрачев Александр Николаевич
RU2630364C1
СИЛОВАЯ ГИБРИДНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Таланин Юрий Васильевич
  • Таланин Олег Юрьевич
  • Таланин Владимир Юрьевич
RU2705320C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 571 953 C2

Реферат патента 2015 года ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (ЭГПТ) С КРЕЙЦКОПФНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам двигатель-генератор, и может быть использовано при проектировании и производстве источников переменного электрического тока. Технический результат - повышение надежности работы системы двигатель-генератор переменного электрического тока. Электрический генератор переменного тока (ЭГПТ) с крейцкопфным двигателем содержит цилиндр двигателя внутреннего сгорания, снабженный клапаном, электрической обмоткой, расположенной внутри нижней части цилиндра, поршнем, размещенным в цилиндре с образованием одной камеры сгорания и жестко соединенным со штоком, кольцевыми магнитами, обращенными друг к другу разноименными полюсами. Шток выполнен из магнитного материала. Сердечники электрической обмотки выполнены кольцевыми двутаврового сечения. Кольцевые магниты охватывают шток поршня и расположены по обеим сторонам сердечников. На штоке поршня выполнены кольцевые канавки, заполненные немагнитным материалом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 571 953 C2

1. Электрический генератор переменного тока (ЭГПТ) с крейцкопфным двигателем, содержащий цилиндр двигателя внутреннего сгорания, снабженный клапаном, электрической обмоткой, расположенной внутри нижней части цилиндра, поршнем, размещенным в цилиндре с образованием одной камеры сгорания и жестко соединенным со штоком, кольцевыми магнитами, обращенными друг к другу разноименными полюсами, отличающийся тем, что шток выполнен из магнитного материала, сердечники электрической обмотки выполнены кольцевыми двутаврового сечения, кольцевые магниты охватывают шток поршня и расположены по обеим сторонам сердечников, на штоке поршня выполнены кольцевые канавки, заполненные немагнитным материалом.

2. Электрический генератор переменного тока (ЭГПТ) с крейцкопфным двигателем по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала кольцевых магнитов использован сплав из неодим-железо-бора.

3. Электрический генератор переменного тока (ЭГПТ) с крейцкопфным двигателем по п.1, отличающийся тем, что длина прорезей двутавровых сердечников электрической обмотки равна длине канавок штока поршня и толщине кольцевых магнитов, а толщина полок сердечников электрической обмотки выполняется равной толщине выступов штока поршня.

4. Электрический генератор переменного тока (ЭГПТ) с крейцкопфным двигателем по п.1, отличающийся тем, что прорези кольцевых сердечников электрической обмотки у штока поршня заполнены немагнитным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2571953C2

JP 2010115034 A, 20.05.2010
WO 2009127823 A3, 22.10.2009
US 4542311 A1, 17.09.1985
Способ разделения газовых смесей 1952
  • Жуховицкий А.А.
  • Туркельтауб Н.М.
SU103041A1
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1999
  • Мурашевский В.В.
RU2173499C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР, СОВМЕЩЕННЫЙ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Емельяненко Григорий Арсентьевич
RU2037254C1

RU 2 571 953 C2

Авторы

Прошина Елена Ивановна

Фокин Юрий Иосифович

Даты

2015-12-27Публикация

2012-07-17Подача