ХОДОВАЯ ТЕЛЕЖКА КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА Российский патент 2016 года по МПК E02F9/02 

Описание патента на изобретение RU2574094C1

Изобретение относится к горной технике и может быть использовано в качестве ходовой части карьерных экскаваторов, а именно ходовой тележки, предназначенной для установки поворотной платформы с механизмами и рабочим оборудованием и передвижения экскаватора.

Обычно задачи, которые ставят разработчики гусеничной ходовой части горных промышленных машин - это снижение металлоемкости, трудоемкости изготовления и обслуживания. Решаются они усовершенствованием различных узлов, например, путем изменения кинематических связей в гусеничной ходовой тележке горной машины (Патент RU №2060326, МКл. E02F 9/02, опубл. 20.05.1996 г.). Ходовая тележка горной машины, включает центральную раму, поперечное выравнивающее коромысло, пары балансиров с опорными катками и шарнирными узлами, гусеничную цепь с приводным и натяжным коромыслами и привод. Одна из пар балансиров связана с выравнивающим коромыслом шарнирным узлом, расположенным на одинаковом расстоянии от верхней и нижней ветвей гусеничной цепи, натяжное колесо которой является одним из опорных катков этого балансира, а другая пара балансиров связана с рамой посредством уравновешивающего цилиндра и шарнирным узлом. Шарнирный узел расположен асимметрично относительно верхней и нижней ветвей гусеничной цепи. Расстояние от верхней и нижней ветвей гусеничной цепи пропорционально отношению площадей поперечного сечения полостей уравновешивающего цилиндра, при этом одним из опорных катков этой пары балансиров является приводное колесо гусеничной цепи. Такая конструкция обеспечивает равномерное распределение опорных реакций, позволяя уменьшить размеры ходовой тележки. Однако является сложной в изготовлении, монтаже и эксплуатации, кроме того, не может быть использована в тяжелых карьерных машинах.

Известна рама хода гусеничного экскаватора (Патент RU №2084591, МКл E02F 9/02, опубл. 20.07.1997 г.), содержащая кольцевую опору для закрепления опорно-поворотного устройства, элемента для монтажа приводных механизмов и элемента для установки натяжных механизмов правой и левой гусеничных лент. Элементы для монтажа приводных механизмов и установки натяжных механизмов могут быть приварены к торцам или быть выполненными заодно с рамой. Верхний лист рамы выполнен изогнутым с горизонтальной частью для крепления кольцевой опоры, а нижний лист, выполненный плоским, своими продольными краями соединен с верхним листом. Верхний и нижний листы соединены между собой продольными и поперечными ребрами, образующими в совокупности с листами продольные и поперечные балки. Элементы для монтажа опорных катков выполнены в виде прямоугольных коробов и прикреплены к нижнему листу. В прямоугольных коробах имеются втулки для крепления осей опорных катков. Кольцевая опора закреплена на верхнем листе. Проекция балок и на верхнем листе пересекают опорный контур кольцевой опоры. Перемычка предназначена для установки на ней центрального коллектора. На верхнем листе установлены кронштейны для монтажа поддерживающих катков.

Авторы считают, конструкция рамы хода позволяет снизить вес металлоконструкции и трудоемкость изготовления, а также действующие напряжения в металлоконструкции путем уменьшения концентраторов напряжений в местах связи кольцевой опоры с металлоконструкцией рамы. Однако выполнение верхнего листа рамы хода гусеничного экскаватора изогнутым приводит к недолговечности конструкции из-за неремонтопригодности.

Известная малоопорная ходовая тележка с жестким креплением рам гусениц к ходовой раме экскаватора, характерным для карьерных лопат (Подерни Р.Ю. Горные машины и комплексы для открытых работ. Учеб. Пособие, 2 изд., М. Высшее образование, 1985, стр. 234), состоит из нижней рамы, сваренной из листов, механизмов индивидуального привода гусениц. На нижней раме смонтировано опорно-поворотное устройство. К боковым поверхностям нижней раме замковым соединением прикреплены гусеничные рамы, на которых установлены опорные колеса. В хвостовой части гусеничных рам расположены ведущие, а в передней части - направляющие колеса, смонтированные на натяжной оси

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание ходовой тележки с улучшенными эксплуатационными свойствами, а также повышение ее долговечности посредством увеличения надежности соединения нижней и гусеничных рам, исключающего изгибающие моменты, и концентрации напряжений в них.

Поставленная цель достигается тем, что ходовая тележка карьерного экскаватора содержит нижнюю раму коробчатого сечения с продольными и поперечными поясами жесткости, на боковых продольных сторонах которой замковыми соединениями с клиновым распором жестко закреплены гусеничные рамы открытого типа с осями, на которых установлены опорные, натяжные, ведущие колеса с гусеничными цепями, привод хода, включающий редуктор хода, электродвигатель, бортовую передачу; на верхнем листе нижней рамы установлено опорно-поворотное устройство. Гусеничные рамы выполнены литыми, оси колес снабжены бронзовыми втулками, на которых консольно установлены колеса, зафиксированные ограничительными планками с внутренней стороны и полухомутами с внешней. Над опорными колесами на гусеничной раме размещена консольная балка с роликами, установленными под гусеничной цепью. В передней части гусеничных рам выполнены квадратные отверстия с расположенной в них натяжной осью квадратного сечения и регулировочными пластинами, зафиксированными планками. Каждая гусеничная рама снабжена автономным приводом хода. Замковые соединения нижней и гусеничных рам выполнено в виде усеченного конуса с коаксиальной выемкой в нижнем основании и углом наклона образующей 55°≤α≤80°, на горизонтальных листах поперечных поясов жесткости нижней рамы выполнены технологические отверстия диаметром 450-660 мм.

Гусеничные рамы выполнены сварными, а ведущие колеса цельнолитыми с кулаками.

Выполнение гусеничных рам литыми повышает прочность конструкции и удешевляет ее, но такие рамы не восстанавливаются после поломки, а сварные гусеничные рамы более ремонтопригодны. Поэтому выбор литой или сварной конструкции гусеничных рам зависит от выбора потребителя.

Бронзовые втулки на осях колес за счет разницы в твердости втулки и колеса, выполняют функцию подшипников. Консольная установка колес и их фиксация ограничительными планками с внутренней стороны и полухомутами с внешней упрощает ревизию, техническое обслуживание и, при необходимости, замену или ремонт, что облегчает эксплуатацию машины.

Положение натяжной оси, расположенной в окнах гусеничных рам, корректируется регулировочными пластинами, что позволяет устанавливать обе гусеничные цепи в симметрично натянутое состояние и подтягивать при необходимости. Планки предохраняют регулировочные пластины от смещения.

Применение автономного привода хода к каждой гусеничной раме обеспечивает маневренность, надежность и долговечность привода хода, кроме того, при необходимости позволяет быстро демонтировать двигатели, что упрощает техническое обслуживание ходовой тележки.

Замковые соединения нижней и гусеничных рам выполнены в виде усеченного конуса с коаксиальной выемкой в нижнем основании и углом наклона образующей 55°≤α≤80° - при наклоне образующей замкового соединения менее 80° обеспечивается его надежность, кроме того, наклон образующей в указанных пределах позволяет сделать крепление оптимальных габаритов.

Выполнение на горизонтальных листах поперечных поясов жесткости нижней рамы технологических отверстий диаметром 450-660 мм позволяет получить доступ для технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Над опорными колесами на гусеничной раме размещена консольная балка с роликами, установленными под гусеничной цепью, предохраняет гусеничную цепь от провисания и предотвращает поломки вед. колеса и гусеничной ленты от заклинивания.

Цельнолитые с кулаками ведущие колеса дешевле, а также исключается расшатывание кулаков, что повышает долговечность ведущих колес.

На фигуре 1 представлена ходовая тележка вид сбоку;

на фигуре 2 - ходовая тележка, вид сверху;

на фигуре 3 - узел регулировки натяжных колес;

на фигуре 4 - узел крепления гусеничной рамы к нижней раме.

Ходовая тележка содержит (фиг. 1 и фиг. 2) нижнюю раму 1, две гусеничные рамы открытого типа 2, на которых консольно крепятся оси колес 3 с бронзовыми втулками. На осях 3 установлены ведущее колесо 4 цельнолитое с кулаками и опорные колеса 5. В передней части гусеничных рам выполнены квадратные отверстия, в которых расположена натяжная ось 7 с установленными на ней натяжными колесами 6. Колеса ведущие 4, опорные 5 и натяжные 6 огибаются гусеничными цепями 8. На нижней раме 1 установлены два привода хода 9 для каждой гусеницы 8 и опорно-поворотное устройство 10. Колеса ведущее 4, опорные 5 и натяжное 6 зафиксированы на осях 3 и 7 соответственно ограничительными планками 11 и полухомутами 12. К гусеничным рамам 2 крепятся консольные балки 13 с поддерживающими роликами 14, размещенными под гусеничными цепями 8.

В квадратном отверстии 15 на регулировочных пластинах 16 (фиг. 3) установлена натяжная ось 7. Планка 17 фиксирует регулировочные пластины 16.

На Фиг. 4 показано замковое соединение 18 нижней 1 и гусеничных рам 2, закрепленное болтом 19 ,и технологическое отверстие 20 на поперечных поясах жесткости нижней рамы 1.

Передвижение экскаватора (фиг. 1) осуществляется следующим образом: от двигателей через редукторы хода и бортовые передачи, составляющие автономные приводы хода 9, крутящий момент передается на ведущие колеса 4, кулаки которых входят в зацепление с гусеничными лентами 8. Внутренняя поверхность гусеничных лент 8 служит дорожкой качения для колес 5 и 6. Опорное давление передается от нижней рамы 1 и распределяется через гусеничные рамы 2 на опорные колеса 5, а также ведущие 4 и натяжные колеса 6. Для поворота вправо выключается правая гусеница 8, а левая продолжает движение вперед, обегая остановленную гусеницу, поворачивает вокруг нее экскаватор. Поворот машины влево производится выключением левой гусеницы 8.

Симметрично ведущим колесам 4 на другом конце гусеничных рам 2 установлены натяжные колеса 6, обеспечивающие натяжение и опору гусеничной ленты 8. С помощью натяжной оси 7 регулируют синхронность и параллельность гусеничных лент 8. Поддерживающие ролики 14 предохраняют гусеничные ленты 8 от локальных провисаний.

Применение изобретения позволяет создать карьерный экскаватор с гусеничной ходовой тележкой достаточно простой конструкции, удобной в техническом обслуживании, не требующей тщательной подготовки забоя и надежной в эксплуатации.

Похожие патенты RU2574094C1

название год авторы номер документа
ГУСЕНИЧНАЯ ХОДОВАЯ ТЕЛЕЖКА КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2010
  • Мельников Дмитрий Алексеевич
  • Муцениекс Александр Улдисович
RU2455429C2
ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2010
  • Мельников Дмитрий Алексеевич
  • Муцениекс Александр Улдисович
  • Донской Виктор Михайлович
RU2481994C2
ТРАКИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2014
  • Муцениекс Александр Улдисович
RU2574486C2
ТРАК ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2016
  • Орлов Игорь Александрович
RU2646712C2
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2013
  • Мельников Дмитрий Алексеевич
  • Муцениекс Александр Улдисович
RU2524739C1
ЭКСКАВАТОР 2011
  • Шварц Лев Израилевич
  • Аистов Алексей Степанович
RU2481439C2
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ГОРНО-ДОБЫЧНОГО ЗАБОЯ И КАРЬЕРНЫЙ КАНАТНЫЙ ЭКСКАВАТОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Немировский Петр Иохананович
  • Донской Виктор Михайлович
RU2455427C2
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2014
  • Шварц Лев Израилевич
RU2577870C2
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2014
  • Шварц Лев Израилевич
  • Кубышкин Игорь Павлович
RU2573143C1
ПРИВОД НАПОРА КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2016
  • Шварц Лев Израилевич
  • Аистов Алексей Степанович
RU2631060C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 574 094 C1

Реферат патента 2016 года ХОДОВАЯ ТЕЛЕЖКА КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА

Изобретение относится к ходовой тележке горного экскаватора. Тележка содержит нижнюю раму коробчатого сечения с продольными и поперечными поясами жесткости, на боковых продольных сторонах которой замковыми соединениями с клиновым распором жестко закреплены гусеничные рамы открытого типа с осями, на которых установлены опорные, натяжные, ведущие колеса с гусеничными цепями, привод хода. На верхнем листе нижней рамы установлено опорно-поворотное устройство. Гусеничные рамы выполнены литыми. Оси снабжены бронзовыми втулками, на которых консольно установлены колеса, зафиксированные ограничительными планками с внутренней стороны и полухомутами с внешней. Над опорными колесами на гусеничной раме размещена консольная балка с роликами. В передней части гусеничных рам выполнены квадратные отверстия с расположенной в них натяжной осью квадратного сечения и регулировочными пластинами. Каждая гусеничная рама снабжена автономным приводом хода. Замковые соединения нижней и гусеничных рам выполнены в виде усеченного конуса с коаксиальной выемкой в нижнем основании и углом наклона образующей 55°≤α≤80°. На горизонтальных листах поперечных поясов жесткости нижней рамы выполнены технологические отверстия диаметром 450-660 мм. Технический результат - улучшение эксплуатационных свойств тележки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 574 094 C1

1. Ходовая тележка карьерного экскаватора, содержащая нижнюю раму коробчатого сечения с продольными и поперечными поясами жесткости, на боковых продольных сторонах которой замковыми соединениями с клиновым распором жестко закреплены гусеничные рамы открытого типа с осями, на которых установлены опорные, натяжные, ведущие колеса с гусеничными цепями, привод хода, включающий редуктор хода, электродвигатель, бортовую передачу; на верхнем листе нижней рамы установлено опорно-поворотное устройство, отличающаяся тем, что гусеничные рамы выполнены литыми, оси колес снабжены бронзовыми втулками, на которых консольно установлены колеса, зафиксированные ограничительными планками с внутренней стороны и полухомутами с внешней, над опорными колесами на гусеничной раме размещена консольная балка с роликами, установленными под гусеничной цепью, в передней части гусеничных рам выполнены квадратные отверстия с расположенной в них натяжной осью квадратного сечения и регулировочными пластинами, зафиксированными планками; каждая гусеничная рама снабжена автономным приводом хода; замковые соединения нижней и гусеничных рам выполнены в виде усеченного конуса с коаксиальной выемкой в нижнем основании и углом наклона образующей 55°≤α≤80°, на горизонтальных листах поперечных поясов жесткости нижней рамы выполнены технологические отверстия диаметром 450-660 мм.

2. Ходовая тележка карьерного экскаватора по п. 1, отличающаяся тем, что гусеничные рамы выполнены сварными.

3. Ходовая тележка карьерного экскаватора по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что ведущие колеса выполнены цельнолитыми с кулаками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2574094C1

RU 2060326 C1, 20.05.1996
РАМА ХОДА ГУСЕНИЧНОГО ЭКСКАВАТОРА 1994
  • Маринов Тодор Цветков
  • Перунов Сергей Иванович
RU2084591C1
РАМА ХОДА ЭКСКАВАТОРА 1995
  • Бувака Павел Васильевич
  • Маринов Тодор Цветков
  • Перунов Сергей Иванович
RU2099476C1
ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2010
  • Мельников Дмитрий Алексеевич
  • Муцениекс Александр Улдисович
  • Донской Виктор Михайлович
RU2481994C2
US 6170180 B1, 09.01.2001
USB2004237353 A1, 02.12.2004.

RU 2 574 094 C1

Авторы

Орлов Игорь Александрович

Мельников Дмитрий Алексеевич

Даты

2016-02-10Публикация

2014-09-16Подача