Область техники
Настоящее изобретение относится к оборудованию подводного морского устья скважины, содержащему устройство контроля, к содержащему устройство контроля устройству закрепления для оборудования подводного морского устья скважины, и к способу контроля за кольцевым пространством для оборудования подводного морского устья скважины.
Уровень техники
Глубоководные скважины все чаще используют для извлечения углеводородов. Такие глубоководные скважины ранее не полагали экономичными. Однако отсутствие легко доступных и легкодостижимых месторождений способствовало значительным достижениям в извлечении углеводородов посредством глубоководных скважин. Однако при использовании таких глубоководных скважин имеет место много затруднений и недостатков по сравнению со мелководными скважинами.
В обычных нефтяных и газовых скважинах обычно имеют место концентрические трубы или колонны обсадных труб. Самая наружная колонна обсадных труб закреплена и прикреплена к грунту и, в частности, она закреплена на морском дне. Каждая концентрическая внутренняя колонна обсадных труб закреплена внутри внешней колонны обсадных труб посредством прикрепления к следующей соседней внешней колонне обсадных труб. Обычно колонна обсадных труб содержит устройство подвеса на своем верхнем конце. Устройство подвеса содержит буртик с внешним выступом, размещенный на выступающем во внутреннем направлении выступе внешней колонны обсадных труб и вступающую в зацепление с ним. В соответствии с этим внутренняя колонна обсадных труб функционально поддержана на. внешней колонне обсадных труб и "свисает" с нее. После такого размещения на выступе цемент может быть подан в кольцевое пространство, определенный между. наружной поверхностью внутренней колонны обсадных труб и внутренней поверхностью внешней колонны обсадных труб. Цемент, тем самым, приклеивает внутреннюю колонну обсадных труб к внешней колонне обсадных труб. Внешняя колонна обсадных труб может содержать возвратный клапан с возможностью управления транспортным средством с дистанционным управлением, расположенным на уровне дна моря или вблизи его. При закачке цемента в кольцевое пространство излишний цемент может выходить через клапан.
Обычная скважина содержит несколько концентрических колонн обсадных труб.
Например, внешняя колонна обсадных труб может быть прикреплена цементом к первой внутренней колонне обсадных труб, которая может поддерживать вторую внутреннюю колонну обсадных труб, которая может поддерживать третью внутреннюю колонну обсадных труб и т.д. Специалистам в данной области техники очевидно, что излишний цемент между внешней колонной обсадных труб и первой внутренней колонной обсадных труб относительно легко может быть извлечен из скважины через клапан, расположенный на уровне дна моря во внешней колонне обсадных труб. Однако становится все более и более затруднительным простым образом извлекать лишний цемент из последовательно расположенных внутренних колонн обсадных труб, поддерживая целостность оборудования подводного морского устья скважины.
Кроме того, предпочтительно блокировать внутренние концентрические колонны обсадных труб таким образом, чтобы колонна обсадных труб не могла быть поднята вверх никаким избыточным давлением или силой, образованной в окружающем ее кольцевом зазоре. Такие блокирующие устройства соединения могут требовать, чтобы устройство подвеса содержит блокирующее устройство, которым, возможно, относительно трудно управлять и манипулировать, поскольку блокирующие устройства соединения расположены на большом расстоянии от поверхности. Кроме того, такие блокирующие устройства могут быть сложными и не прилагать никакой осевой нагрузки к колонне обсадных труб.
Системы известного уровня техники могут содержать многочисленные компоненты, включая компоненты кольцевого уплотнения для выполнения необходимого уплотнения, компоненты блокировки для предотвращения перемещения вниз колонны обсадных труб скважины, а также компоненты блокировки для предотвращения перемещения вверх колонны обсадных труб скважины. Каждый из этих компонентов требует активации или приведения в действие, что может иметь место только при их расположении на глубоководном уровне. Таким образом, эти многочисленные компоненты и операции активации могут быть затруднительными и проблематичными.
Цель настоящего изобретения состоит в преодолении по меньшей мере одного недостатка, связанного с известным уровнем техники, независимо от того, упомянут он здесь или нет.'
Раскрытие изобретения
Согласно первой особенности настоящего изобретения предложено устройство закрепления для закрепления устройства подвеса в оборудовании подводного морского
устья скважины, содержащее средства контроля для контроля за кольцевым пространством, расположенным ниже устройства подвеса (или на его первой стороне), причем кольцевое пространство расположено между внешней поверхностью внутренней колонны обсадных труб и внутренней поверхностью внешней колонны обсадных труб, а средства контроля содержат патрубок с возможностью закрепления в оборудовании устья скважины, причем патрубок содержит контрольный канал текучей среды, который по текучей среде соединяет кольцевое пространство с отверстием контроля, расположенным выше устройства подвеса (или на второй его стороне).
В предпочтительном варианте реализации изобретения средства контроля дополнительно содержат датчик контроля, расположенный выше устройства подвеса (или на второй его стороне).
Патрубок может быть размещен с возможностью охвата устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство подвеса содержит колонну обсадных труб, закрепленную на его нижнем конце. Обсадная труба может быть подвешена от устройства подвеса. В предпочтительном варианте реализации изобретения колонна обсадных труб, закрепленная от устройства подвеса, представляет собой внутреннюю колонну обсадных труб, наружная поверхность которой определяет кольцевое пространство вместе с внутренней поверхностью внешней колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения патрубок содержит секцию колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения патрубок содержит колонну обсадных труб, закрепленную на его нижнем конце. Колонна обсадных труб может быть подвешена от патрубка. В предпочтительном варианте реализации изобретения колонна обсадных труб, закрепленная от патрубка, представляет собой внешнюю колонну обсадных труб, внутренняя поверхность которой определяет кольцевое пространство вместе с наружной поверхностью внутренней колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения патрубок размещен с возможностью закрепления устройства подвеса в оборудовании устья скважины.
В предпочтительном варианте реализации изобретения патрубок содержит первые средства закрепления и вторые средства закрепления для закрепления устройства подвеса в первом положении и во втором положении.
В предпочтительном варианте реализации изобретения нижний конец патрубка расположен ниже поверхности уплотнения устройства подвеса в первом положений
и/или во втором положении.
Патрубок может быть вытянут между нижним устройством закрепления и верхним устройством закрепления.
В предпочтительном варианте реализации изобретения контрольный канал текучей среды обеспечивает обход сообщения по текучей среде, что обеспечивает возможность введения текучей среды в кольцевое пространство и/или извлечения из него.
Средства контроля могут содержать датчик текучей среды, расположенный выше устройства подвеса.
Средства контроля могут представлять собой контрольное устройство подвеса.
Контрольное устройство подвеса может содержать контрольный канал текучей среды, который выровнен с отверстием канала текучей среды в патрубке, причем контрольное устройство подвеса дополнительно содержит порт контроля для соединения со средствами связи, обеспечивающими связь от оборудования подводного морского устья скважины к поверхности.
В предпочтительном варианте реализации изобретения средства связи выполнены с возможностью выборочного зацепления и расцепления с портом контроля.
Средства контроля могут содержать изолирующий патрубок, выполненный с возможностью прикрепления выше устройства подвеса, причем изолирующий патрубок уплотняет открытое отверстие, образованное контрольным каналом текучей среды внутри патрубка, в котором расположено устройство подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство закрепления содержит зажимное устройство для зажима устройства подвеса. Устройство закрепления может содержать первое зажимное устройство для зажима устройства подвеса и второе зажимное устройство для зажима части средств контроля выше устройства подвеса. Второе зажимное устройство способно зажать изолирующий патрубок выше устройства подвеса. Второе зажимное устройство способно зажать контрольное устройство подвеса выше устройства подвеса.
Первое зажимное устройство и/или второе зажимное устройство могут быть размещены с возможностью приложения радиальной силы, достаточной для деформации патрубка во внутреннем направлении с целью захвата устройства подвеса и/или изолирующего патрубка и/или контрольного устройства.
В предпочтительном варианте реализации изобретения при использовании патрубок размещен с возможностью расположения между внутренней поверхностью
части первого зажимного устройства и наружной поверхностью устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения при использовании патрубок размещен с возможностью расположения между внутренней поверхность части второго зажимного устройства и наружной поверхностью изоляционного патрубка или контрольного устройства.
В предпочтительном варианте реализации изобретения контрольный канал текучей среды не проникает в колонну обсадных труб оборудования устья скважины.
В предпочтительном варианте реализации изобретения патрубок содержит цилиндрическую секцию колонны обсадных труб, включая внутреннюю поверхность и наружную поверхность.
В предпочтительном варианте реализации изобретения контрольный канал текучей среды выполнен в патрубке и содержит впускное отверстие на внутренней поверхности патрубка, удлиненную секцию, соединяющую впускное отверстие с выпускным отверстием, и выпускное отверстие, расположенное на внутренней поверхности патрубка. В предпочтительном варианте реализации изобретения удлиненная секция проходит (в основном) в продольном направлении патрубка. Удлиненная секция может содержать секцию, вытянутую в радиальном направлении. Удлиненная секция может одновременно быть вытянутой в радиальном внешнем и в продольном направлениях и затем в радиальном внутреннем направлении вдоль радиуса патрубка.
Контрольный канал текучей среды может обеспечить средства восстановления, восстанавливающие давление в кольцевом зазоре. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства восстановления размещены с возможностью стравливания давления из кольцевого зазора. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства восстановления размещены с возможностью введения текучей среды восстановления с целью уплотнения части кольцевого зазора. Средства восстановления могут при использовании быть размещены для восстановления действующего продолжительное время давления внутри колонны обсадных труб. Средства восстановления могут быть размещены с возможностью стравливать давление или вводить текучую среду восстановления, такую как буровой глинистый раствор для устранения утечки, или цемент для ее уплотнения.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство закрепления для закрепления устройства подвеса в оборудовании подводного морского устья скважины содержит первые средства закрепления для закрепления устройства подвеса в первом положении и вторые средства закрепления для закрепления устройства
подвеса во втором положении, причем первые средства закрепления размещены, при использовании, с образованием канала текучей среды по внешней поверхности уплотнения устройства подвеса при сохранении устройства подвеса в первом положении таким образом, что текучая среда имеет возможность течь вокруг внешней поверхности уплотнения устройства подвеса, а вторые средства закрепления содержат зажимное устройство для обеспечения уплотнения вокруг устройства подвеса при закреплении устройства подвеса во втором положении таким образом, что текучая среда не имеет возможности течь вокруг внешней поверхности уплотнения устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения вторые средства закрепления крепят устройство подвеса в первом продольном направлении и в противоположном втором продольном направлении для предотвращения перемещения устройства подвеса в любом продольном направлении.
В предпочтительном варианте реализации изобретения вторые средства закрепления обеспечивают осевую нагрузку на колонну обсадных труб, закрепленную ниже устройства подвеса. В предпочтительном варианте реализации изобретения колонна обсадных труб закреплена внутри скважины цементом.
В предпочтительном варианте реализации изобретения первые средства закрепления закрепляют устройство подвеса в одном продольном направлении и обеспечивали возможность перемещения устройства подвеса во втором противоположном продольном направлении.
В предпочтительном варианте реализации изобретения первые средства закрепления содержат удерживающий выступ, размещенный при использовании так, чтобы взаимодействовать с удерживающей поверхностью на устройстве подвеса с целью подвески устройства подвеса в первом положении.
В предпочтительном варианте реализации изобретения удерживающий выступ выполнен на секции трубы, уже подвешенной или закрепленной в оборудовании устья скважины.
Удерживающий выступ может быть снабжен патрубком, уже закрепленным в оборудовании подводного морского устья скважины.
Удерживающий выступ может быть снабжен устройством подвеса, уже закрепленным в оборудовании подводного морского устья скважины.
В предпочтительном варианте реализации изобретения в первом положении внешняя поверхность уплотнения устройства подвеса размещена с возможностью расположения в продольном положении, причем внешняя поверхность уплотнения
расположена на расстоянии от внутренней поверхности, выполненной в устье скважины, для определения кругового пути потока вокруг внешней поверхности уплотнения.
Первые средства закрепления могут содержать канавку канала текучей среды, определенную вокруг внутренней поверхности трубы в оборудовании устья скважины.
Первые средства закрепления могут иметь увеличенный диаметр на внутреннем патрубке или трубе в оборудовании подводного морского устья скважины.
Удерживающий выступ может быть выполнен верхней поверхностью трубы, уже подвешенной или закрепленной в оборудовании устья скважины.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство подвеса содержит множество шлицев или продольных ребер на своей наружной поверхности.
Устройство подвеса может содержать множество радиальных ребер на своей нижней кольцевой поверхности.
В предпочтительном варианте реализации изобретения нижняя поверхность шлицев или продольных ребер или радиальных ребер образует удерживающую поверхность на устройстве подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения нижняя поверхность шлицев или продольных ребер при использовании была размещена так, чтобы упираться в опору или удерживающую поверхность в оборудовании устья скважины и быть поддержанной ими.
В предпочтительном варианте реализации изобретения шлицы или продольные ребра расположены на радиальном расстоянии друг от друга вокруг окружности наружной поверхности устройства подвеса. В предпочтительном варианте реализации изобретения шлицы или продольные ребра расположены на одинаковом расстоянии друг от друга вокруг окружности наружной поверхности устройства подвеса.
Радиальные ребра могут отстоять друг от друга в радиальном направлении вокруг окружности нижней кольцевой поверхности устройства подвеса. В предпочтительном варианте реализации изобретения радиальные ребра были размещены на одинаковом расстоянии друг от друга вокруг окружности нижней кольцевой поверхности устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения соседние в радиальном направлении шлицы или продольные ребра или радиальные ребра определяют между собой канал текучей среды.
В предпочтительном варианте реализации изобретения шлицы или продольные ребра проходят вверх от нижнего положения до внешней поверхности уплотнения
устройства подвеса.
Устройство подвеса может содержать дополнительные шлицы или продольные ребра, расположенные выше внешней поверхности уплотнения. В предпочтительном варианте реализации изобретения дополнительные шлицы или продольные ребра совпадают со шлицами или ребрами, расположенными ниже внешней поверхности уплотнения, а два набора шлицев или продольных ребер могли, по существу, представлять собой один набор с внешней поверхностью уплотнения, расположенной между ними.
В предпочтительном варианте реализации изобретения внешняя поверхность уплотнения содержит внешнюю металлическую поверхность для создания уплотнения типа металл-металл во втором положении.
Внешняя поверхность уплотнения может содержать уплотнение в виде кольцевой уплотнительной прокладки и предпочтительно содержит две кольцевых уплотнительных прокладки, отстоящих друг от друга в продольном направлении на наружной поверхности устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения канал текучей среды обеспечивает возможность выходящему на устья скважины цементу течь вверх из кольцевого зазора вокруг устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство подвеса содержит колонну обсадных труб, закрепленную на его нижнем конце.
В предпочтительном варианте реализации изобретения канал текучей среды обеспечивает возможность выходящему на устья скважины цементу течь вверх из кольцевого зазора вокруг устройства подвеса и подвешенной колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство закрепления. обеспечивает возможность цементу течь вниз по колонне обсадных труб и затем вверх вокруг наружной поверхности обсадной трубы, и возможность цементу, выходящему на устье скважины, затем течь вверх вокруг устройства подвеса и вверх от него.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство закрепления предотвращает протекание текучей среды и, в частности, жидкости вокруг устройства подвеса при закреплении устройства подвеса во втором положении.
Устройство закрепления может содержать нижнее устройство закрепления и верхнее устройство закрепления.
Нижнее устройство закрепления может содержать нижние первые средства закрепления для закрепления нижнего устройства подвеса в первом положении и нижние вторые средства закрепления для закрепления нижнего устройства подвеса во
втором положении, причем при использовании нижние первые средства закрепления размещены с образованием канала текучей среды по внешней поверхности уплотнения нижнего устройства подвеса при сохранении нижнего устройства подвеса в первом положении, так что текучая среда имеет возможность течь вокруг внешней поверхности уплотнения нижнего устройства подвеса, а нижние вторые средства закрепления содержат нижнее зажимное устройство для выполнения уплотнения вокруг нижнего устройства подвеса при закреплении нижнего устройства подвеса во втором положении таким образом, что текучая среда не имеет возможности течь вокруг внешней поверхности уплотнения нижнего устройства подвеса.
Верхнее устройство закрепления может содержать верхние первые средства закрепления для закрепления верхнего устройства подвеса в первом положении и верхние вторые средства закрепления для закрепления верхнего устройства подвеса во втором положении, причем при использовании верхние первые средства закрепления размещены с образованием канала текучей среды по внешней поверхности уплотнения верхнего устройства подвеса при сохранении верхнего устройства подвеса в первом положении, так что текучая среда имеет возможность течь вокруг внешней поверхности уплотнения верхнего устройства подвеса, а верхние вторые средства закрепления содержа верхнее зажимное устройство для выполнения уплотнения вокруг верхнего устройства подвеса при закреплении верхнего устройства подвеса во втором положении таким образом, что текучая среда не имеет возможности течь вокруг внешней поверхности уплотнения верхнего устройства подвеса.
Верхнее устройство подвеса может содержать трубчатую колонну обсадных труб, подвешенную на нем, которая при использовании размещена для расположения внутри трубчатой колонны обсадных труб, подвешенной на верхнем устройстве подвеса.
Нижнее устройство закрепления может быть выполнено в нижнем корпусе оборудования устья скважины. Верхнее устройство закрепления может быть выполнено в верхнем корпусе оборудования устья скважины. Верхний корпус оборудования устья скважины может быть поддержан на нижнем корпусе 30 оборудования устья скважины.
В предпочтительном варианте реализации изобретения вторые средства закрепления содержат зажимное устройство для зажима устройства подвеса первой трубчатой колонны обсадных труб скважины, причем зажимное устройство содержит буртик с внешней конусообразной поверхностью, и устройство также содержит кольцевой компонент с внутренней конусообразной поверхностью, а буртик и
кольцевой компонент выполнены с возможностью относительного осевого перемещения между первым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента не обеспечивает приложение радиальной силы к буртику, и вторым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента выполнена с возможностью приложения радиальной силы, достаточной для деформации буртика в направлении внутрь с целью захвата устройства подвеса первой трубчатой колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения кольцевой компонент выполнен в виде работающего на сжатие кольца.
В предпочтительном варианте реализации изобретения буртик выполнен в виде работающего на сжатие буртика.
Работающий на сжатие буртик может иметь вытянутую в осевом направлении канавку, размещенную на внешней периферии, причем В предпочтительном варианте реализации изобретения работающий на сжатие буртик содержит множество вытянутых в осевом направлении канавок, размещенных радиально вокруг внешней периферии.
В предпочтительном варианте реализации изобретения трубчатая колонна обсадных труб вытянута вниз к месторождению и/или в морское дно.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство содержит патрубок, при использовании размещенный с возможностью расположения между внутренней поверхностью буртика и наружными поверхностями устройства подвеса.
В предпочтительном варианте реализации изобретения при использовании патрубок размещен с возможностью соединения на верхнем конце с кондукторной обсадной колонной, проходящей вверх к морской поверхности.
В предпочтительном варианте реализации изобретения при использовании патрубок размещен с возможностью соединения на нижнем конце с кондукторной обсадной колонной, проходящей вниз к месторождению и предпочтительно ниже уровня дна моря.
В предпочтительном варианте реализации изобретения патрубок выполнен в виде работающего на сжатие патрубка.
В предпочтительном варианте реализации изобретения устройство содержит средства перемещения для перемещения кольцевого компонента относительно буртика. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства перемещения выполнены в виде гидравлических средств перемещения.
Средства перемещения могут содержать камеру между кольцевым компонентом
и верхним компонентом корпуса зажима, причем камера может быть под повышенным давлением, побуждающим кольцевой компонент быть на удалении от верхнего компонента корпуса зажима.
Зажимное устройство может содержать средства ввода гидравлической текучей среды для введения гидравлической текучей среды в камеру, чтобы побудить кольцевой компонент быть на удалении от верхнего компонента корпуса зажима.
Средства перемещения могут содержать поршень. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства перемещения содержат множество поршней. В предпочтительном варианте реализации изобретения поршни размещены радиально вокруг кольцевого компонента.
Поршень или каждый поршень может быть прикреплен к корпусу зажима и предпочтительно на верхнем компоненте корпуса зажима. В предпочтительном варианте реализации изобретения верхний компонент корпуса зажима прикреплен к нижнему концу направляющей колонны обсадных труб, проходящей вверх к морской поверхности. Один поршень или каждый поршень может быть размещен с возможностью прохождения вниз от корпуса зажима и перемещения буртика вниз от корпуса зажима.
Патрубок предпочтительно содержит компонент, который может быть или навинчен посредством резьбы на колонну обсадных труб или может быть расположен в подходящей для расположения и получения области на колонне обсадных труб.
Зажимное устройство может содержать средства блокировки для блокировки кольцевого компонента во втором положении. Средства блокировки могут содержать элемент блокировки, который входит в зацепление с блокировочной выточкой, выполненной в нижнем компоненте корпуса зажима. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства блокировки содержат множество элементов блокировки.
Элемент блокировки может быть выполнен в виде блокирующего пальца.
Блокирующий палец может содержать эластичный компонент, который неотъемлемо введен в зацепление с блокирующей выточкой в положении блокировки или при достижении кольцевым компонентом второго положения.
Средства блокировки содержат средства снятия блокировки. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства снятия блокировки размещены с возможностью отсоединения одного или каждого элемента блокировки от блокирующей выточки.
Средства снятия блокировки могут содержать средства перемещения для
перемещения элемента блокировки из состояния зацепления с блокирующей выточкой. Средства снятия блокировки могут содержать поршень и, предпочтительно, гидравлический поршень.
Зажимное устройство может содержать средства обратного перемещения для перемещения кольцевого компонента из второго положения в первое положение. В частности, средства обратного перемещения могут содействовать высвобождению силы зажима между кольцевым компонентом и буртиком.
В предпочтительном варианте реализации изобретения средства обратного перемещения содержат камеру между кольцевым компонентом и нижним компонентом корпуса зажима, причем эта камера может быть под повышенным давлением, побуждающим кольцевой компонент быть на удалении от верхнего компонента корпуса зажима.
Средства перемещения могут содержать поршень. В предпочтительном варианте реализации изобретения средства перемещения содержат множество поршней. В предпочтительном варианте реализации изобретения поршни размещены радиально вокруг кольцевого компонента.
Поршень или каждый поршень может быть прикреплен к нижней компоненте корпуса зажима. В предпочтительном варианте реализации изобретения нижний компонент корпуса зажима прикреплена к верхнему концу направляющей колонны обсадных труб, проходящей вниз от морской поверхности и/или ниже уровня дна моря. Поршень или каждый поршень может быть размещен с возможностью прохождения вверх от нижнего компонента корпуса зажима и перемещения буртика вверх с удалением от нижнего компонента корпуса зажима.
В предпочтительном варианте реализации изобретения зажимное устройство представляет собой подводное зажимное устройство.
В предпочтительном варианте реализации изобретения оборудование подводного морского устья скважины обеспечивает скважину, проходящую в продольном направлении от первого верхнего конца до второго нижнего конца.
В предпочтительном варианте реализации изобретения вторые средства закрепления одновременно создают уплотнение для колонны обсадных труб, подвешенной от устройства подвеса, при выполнении блокирующего устройства для предотвращения и перемещения вверх и перемещения вниз колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения вторые средства закрепления одновременно создают уплотнение типа металл-металл для колонны обсадных труб, подвешенной от устройства подвеса, при выполнении блокирующего
устройства для предотвращения и перемещения вверх и перемещения вниз колонны обсадных труб.
Согласно второй особенности настоящего изобретения предложено оборудование подводного морского устья скважины, включающее устройство закрепления для закрепления устройства подвеса в оборудовании подводного морского устья скважины, причем устройство закрепления выполнено в соответствии с первой особенностью настоящего изобретения.
Согласно третьей особенности настоящего изобретения предложен способ контроля за кольцевым пространством, расположенным ниже устройства подвеса в оборудовании подводного морского устья скважины, причем способ содержит операцию прикрепления патрубка в оборудовании подводного морского устья скважины, причем патрубок содержит контрольный канал текучей среды, который по текучей среде соединяет кольцевое пространство с отверстием контроля, расположенным выше устройства подвеса, а кольцевое пространство расположен между внешней поверхностью внутренней колонны обсадных труб и внутренней поверхностью внешней колонны обсадных труб.
В предпочтительном варианте реализации изобретения способ включает контроль за параметром кольцевого зазора посредством средств контроля, расположенных выше устройства подвеса.
Способ может включать операцию закрепления устройства подвеса в оборудовании подводного морского устья скважины, включающую закрепление устройства подвеса в первом положении посредством первых средств закрепления и образование канала текучей среды по внешней поверхности уплотнения устройства подвеса при сохранении устройства подвеса в первом положении таким образом, что текучая среда имеет возможность течь вокруг внешней поверхности уплотнения устройства подвеса, причем способ включает перемещение устройства подвеса из первого положения во второе положение, закрепление устройства подвеса во втором положении посредством второго средства закрепления и зажим устройства подвеса для обеспечения уплотнения вокруг устройства подвеса при закреплении устройства подвеса во втором положение таким образом, что текучая среда не имеет возможности течь вокруг внешней поверхности уплотнения устройства подвеса.
Краткое описание чертежей
Настоящее изобретение будет теперь описано, лишь в виде примера, со 35 ссылками на последующие чертежи, на которых:
На фиг. 1 показано поперечное сечение предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля и с первым зажимным устройством в первом положении.
На фиг. 2 показан подробный вид части предпочтительного варианта реализации первого зажимного устройства в первом положении внутри предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля.
На фиг. 3 показано поперечное сечение предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля и с первым устройством зажима во втором положении.
На фиг. 4 показан подробный вид части предпочтительного варианта реализации первого зажимного устройства во втором положении внутри предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля.
На фиг. 5 показано поперечное сечение предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля и со вторым зажимным устройством в первом положении и первым зажимным устройством во втором положении.
На фиг. 6 показан подробный вид части предпочтительного варианта реализации второго зажимного устройства в первом положении внутри предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля.
На фиг. 7 показано поперечное сечение предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля и со вторым зажимным устройством во втором положении и первым зажимным устройством во втором положении.
На фиг. 8 показан подробный вид части предпочтительного варианта реализации второго зажимного устройства во втором положении внутри предпочтительного варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля.
На фиг. 9 показано поперечное сечение варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины с первым и вторым устройствами зажима вместе со средствами контроля за кольцевым пространством в конфигурации восстановления.
На фиг. 10 показано поперечное сечение другого варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины с первым и вторым устройствами
зажима с патрубком, обеспечивающим канал контроля, и с изолирующим патрубком и устройством подвеса в нижнем положении закрепления.
На фиг. 11 показано поперечное сечение другого варианта реализации оборудования подводного морского устья скважины с первым и вторым устройствами зажима с патрубком, обеспечивающим канал контроля, и с изолирующим патрубком и устройством подвеса в верхнем положении закрепления.
На фиг. 12 показано поперечное сечение другого варианта реализации -оборудования подводного морского устья скважины с первым и вторым устройствами зажима с контрольным устройством подвеса, выровненным относительно патрубка, обеспечивающего канал контроля, причем средства контроля находятся в конфигурации добычи.
Подробное описание изобретения
Настоящее изобретение теперь будет описано, и на первой стадии будет полностью описан предпочтительный вариант реализации оборудования подводного морского устья скважины без средств контроля. Настоящее изобретение, содержащее средства контроля, будет затем описано со ссылками на оборудование подводного морского устья скважины, которое будет полностью описано.
Как показано на фиг. 1, оборудование 10 устья скважины содержит ряд концентрических колонн обсадных труб, подвешенных от него. В частности, направляющая колонна 12 обсадных труб охватывает промежуточную колонну 14 обсадных труб и в конкретном примере реализации направляющая колонна 12 обсадных труб диаметром 36 дюймов охватывают колонну 14 обсадных труб диаметром 28 дюймов. Колонна 14 обсадных труб диаметром 28 дюймов содержит устройство 15 подвеса на своем верхнем конце, которое эффективно подвешивает колонну 14 обсадных труб диаметром 28 дюймов от направляющей колонны 12 обсадных труб. Направляющая колонна 12 обсадных труб содержит первый корпус 26 оборудования устья скважины на верхнем своем конце. Формирование скважины включает прохождение цемента вниз через колонну обсадных труб диаметром 28 дюймов, и этот цемент затем течет вверх между внутренней поверхностью направляющей колонны 12 обсадных труб и наружной поверхностью колонны 14 обсадных труб диаметром 28 дюймов в образованном между ними кольцевом пространстве 18. Клапан 20 обеспечивает возможность «выходящему на устье скважины цементу» вытекать из кольцевого пространства 18 по мере вытеснения цементом такой текучей среды. Клапан 20 содержит подводный аппарат
дистанционного управления с устройством подвеса диаметром 28 дюймов, управляющий нижним клапаном 20. «Выходящий на устье скважины цемент» может преобладающе представлять собой буровой раствор.
Колонна обсадных труб диаметром 28 дюймов охватывает колонну 22 обсадных труб диаметром 22 дюйма, которая подвешена от второго корпуса 24 оборудования устья скважины. И опять цемент проходит вниз по колонне 22 обсадных труб диаметром 22 дюйма и затем течет вверх вокруг наружной поверхности колонны 22 обсадных труб диаметром 22 дюйма и внутренней поверхности колонны 14 обсадных труб диаметром 28 дюймов и в образованное между ними кольцевое пространство 28. И опять клапан 30 обеспечивает возможность «выходящему на устье скважины цементу» вытекать из кольцевого пространства 28 по мере вытеснения цементом такой текучей среды. Этот второй клапан 30 содержит подводный аппарат дистанционного управления с устройством подвеса диаметром 28 дюймов, управляющий нижним клапаном 30.
Настоящее изобретение имеет, прежде всего, отношение к закреплению внутренних колонн 32, 34 обсадных труб, расположенных внутри промежуточной колонны 22 обсадных труб диаметром 22 дюйма.
Первая внутренняя колонна 32 обсадных труб содержит колонну 32 обсадных труб диаметром 13 3/8 дюйма. В настоящем изобретении первая внутренняя колонна 32 обсадных труб проходит вниз промежуточной колонны 22 обсадных труб. Первая внутренняя колонна 32 обсадных труб содержит устройство подвеса на своем верхнем конце. Устройство подвеса содержит опорную поверхность вокруг своей периферии. Опорная поверхность 38 размещена с возможностью зацепления с удерживающим выступом 40 и удержания на нем, причем указанный выступ выступает во внутреннем направлении от промежуточной колонны 22 обсадных труб или, в частности, от патрубка 42, расположенного на верхнем конце промежуточной колонны 22 обсадных труб. Это положение соответствует первому положению закрепления для первой внутренней колонны 32 обсадных труб.
В частности, устройство 36 подвеса из первой внутренней колонны 32 обсадных труб содержит шлицы 44 или продольные ребра вокруг окружности. Эти шлицы 44 или продольные ребра могут быть расположены на части продольного размера первого устройства 36 подвеса и выступать лишь в пределах этой части. В частности, эти шлицы 44 или продольные ребра выступают лишь в пределах части нижней части устройства 36 подвеса. Нижние концы шлицев 44 или продольных ребер создают опорную поверхность 38, на которой устройство 36 подвеса поддержано на
удерживающем выступе 40.
Непосредственно выше шлицев 44 или продольных ребер устройство 36 подвеса содержит внешнюю поверхность 46 уплотнения, размещенную вокруг его полной периферии.
Внешняя радиальная протяженность шлицев 44 или продольных ребер может по существу соответствовать радиальной протяженности внешней поверхности 46 уплотнения. В первом положении внешняя поверхность 46 уплотнения расположена рядом с канавкой 48, расположенной на внутренней стенке промежуточной колонны 22 обсадных труб или патрубка 42.
Устройство 36 подвеса также содержит шлицы 50 или продольные ребра, проходящие в длину вверх от внешней поверхности 46 уплотнения. Эти шлицы 50 или продольные ребра выполнены равноотстоящими вокруг окружности устройства 36 подвеса.
Эти верхние шлицы 50 или продольные ребра ориентированы относительно нижних шлицов 44 или продольных ребер, причем внешняя поверхность 46 уплотнения расположена между ними.
Как показано на фиг. 1 и фиг. 2, при поддержке устройства 36 подвеса из первой внутренней колонны 32 обсадных труб на удерживающем выступе 40 нижние шлицы 44 обеспечивают канал текучей среды, обеспечивающий возможность протекания текучей среды вверх из области между промежуточной колонной 22 обсадных труб и первой внутренней колонной 32 обсадных труб. Эта текучая среда может затем течь вверх между внешней поверхностью 46 уплотнения и промежуточной колонной 22 обсадных труб или патрубком 42, выполненным посредством части частью 48 в виде канавки. Текучая среда может затем пройти через каналы, выполненные в верхних шлицах 50 или продольных ребрах и текучая среда может продолжать течь вверх по трубчатой колонне обсадных труб к поверхности.
Этот непрерывный канал для текучей среды вокруг первой внутренней колонны 32 обсадных труб при устройстве подвеса первой внутренней колонны 32 обсадных труб обеспечивает канал для протекания «выходящего на устье скважины цемента» вверх назад к поверхности без необходимости использования клапанов с дистанционным управлением.
В соответствии с этим при закреплении первой внутренней колонны 32 обсадных труб в первом положении таким образом, что нижние концы шлицев 44 или продольные ребра оперты на верхнюю поверхность выступа 40, цемент может быть пропущен через первую внутреннюю колонну 32 обсадных труб, чтобы цемент тек
вверх в кольцевом зазоре 52, имеющем место между наружной поверхностью первой внутренней колонны 32 обсадных труб и внутренней поверхностью промежуточной колонны 22 обсадных труб. Текучая среда, вытесняемая цементом, образует «выходящий на устье скважины цемент» и эта текучая среда затем течет через нижние шлицы 44, вокруг внешней поверхности 46 уплотнения, через верхние шлицы 50, и наконец «выходящий на устье скважины цемент» может вытекать на поверхность через трубчатую колонну обсадных труб, проходящую от оборудования 10 устья скважины к поверхности.
Как показано на фиг. 3 и фиг. 4, после цементирования происходит поднятие первой внутренней колонны 32 обсадных труб до тех пор, пока внешняя поверхность 46 уплотнения не будет расположена рядом со вторыми средствами закрепления. Подъем устройства 36 подвеса и первой внутренней колонны 32 обсадных труб может быть лишь простым перемещением вверх, которое может быть измерено относительно определенной контрольной точки. В одном варианте перемещение может быть измерено относительно индексной точки, обеспечиваемой частью противовыбросового превентора.
Вторые средства закрепления содержат зажимное устройство, содержащее буртик 54 с внешней конусообразной поверхностью, взаимодействующей с кольцевым компонентом в виде работающего на сжатие кольца 56. Работающее на сжатие кольцо 56 подвижно в осевом направлении относительно работающего на сжатие буртика 54 таким образом, что взаимодействующие конусные поверхности создают направленную вовнутрь силу, сжимающую патрубок 42 на внешней поверхности 46 уплотнения. Сила, образованная относительным осевым перемещением работающего на сжатие кольца 56 относительно работающего на сжатие буртика 54, образует уплотнение типа металл-металл между патрубком 42 и устройством 36 подвеса из первой внутренней колонны 32 обсадных труб. Патрубок 42 может содержать серию шлицев 43 или гребней или продольных ребер вокруг своей внешней окружности, содействующих сжимающей силе, образованной посредством сжатия патрубка 42. Шлицы 43 по существу увеличивают наружный диаметр патрубка в своем месте расположения внутри зажимного устройства.
Кроме того, перемещение устройства 36 подвеса из первого положения во второе положение создает осевую нагрузку на первую внутреннюю колонну 32 обсадных труб, а зажимное устройство сохраняет эту осевую нагрузку внутри первой внутренней колонны 32 обсадных труб.
Внешняя поверхность 46 уплотнения из устройства 36 подвеса создает
уплотнение типа металл-металл между устройством 36 подвеса и патрубком 42. Внешняя поверхность 46 уплотнения может также содержать два кольцевых уплотнителя 56, расположенных в продольном направлении на расстоянии друг от друга на внешней поверхности 46 уплотнения, для выполнения уплотнения высокого качества.
Зажимное устройство зажимает устройство 36 подвеса и, следовательно, первую внутреннюю колонну 32 обсадных труб для предотвращения любого продольного перемещения первой внутренней колонны 32 обсадных труб. В частности, зажимное устройство предотвращает натяжение вниз первой внутренней колонны 32 обсадных труб под воздействием веса колонны 32. Кроме того, зажимное устройство также предотвращает перемещение вверх первой внутренней колонны 32 обсадных труб под воздействием любого направленного вверх давления, образованного в кольцевом пространстве 52, окружающем первую внутреннюю колонну 32 обсадных труб. В соответствии с этим первая внутренняя колонна 32 обсадных труб выдерживает напряжение при наличии уплотнения типа металл-металл, а первая внутренняя колонна 32 обсадных труб поддержана посредством осевой нагрузки.
Простое зажимное устройство создает уплотнение типа металл-металл и также предотвращает перемещение колонны 56 обсадных труб вниз и предотвращает перемещение колонны 56 обсадных труб в направлении вверх.
Как показано на фиг. 5-8, оборудование устья скважины содержит второй корпус 24 оборудования устья скважины, расположенный выше первого корпуса 26 оборудования устья скважины. Второй корпус 24 оборудования устья скважины содержит вторые средства закрепления для закрепления второй внутренней колонны 56 обсадных труб внутри первой внутренней колонны 32 обсадных труб при аналогичном размещении.
Вторая внутренняя колонна 56 обсадных труб содержит колонну 56 обсадных труб диаметром 9 5/8 дюйма. Вторая внутренняя колонна 56 обсадных труб содержит устройство 58 подвеса на своем верхнем конце. Устройство 58 подвеса содержит внешнюю поверхность 60 уплотнения, определенную вокруг ее внешней периферии, размещенную с возможностью создания уплотнения типа металл-металл с патрубком 42.
Устройство 58 подвеса снова размещено таким образом, чтобы быть поддерживаемым в первом положении, создавая канал текучей среды, обеспечивающий возможность «выходящему на устье скважины цементу» течь вверх через колонну обсадных труб к поверхности.
Второе устройство 58 подвеса содержит вытянутые в радиальном направлении ребра 62 или шлицы, определенные как нижняя опорная поверхность устройства 58 подвеса. Второе устройство 58 подвеса сохранено в первом положении при упоре нижней опорной поверхности 62 устройства 58 подвеса в удерживающий выступ 64 или поверхность, обеспеченную первым устройством 36 подвеса.
Поскольку нижняя опорная поверхность 62 второго устройства 58 подвеса содержит шлицы или ребра 62, эти средства опоры обеспечивают множество каналов текучей среды.
Внешняя поверхность 60 уплотнения второго устройства 58 подвеса размещена с возможностью расположения в увеличенном диаметре 65 или канавке патрубка 42 таким образом, что текучая среда может проходить между внешней поверхностью 60 уплотнения и патрубком 42 при сохранении устройства 58 подвеса в первом положении.
В этом первом положении цемент может течь вниз по второй внутренней колонне 56 обсадных труб и затем течь вверх в кольцевом зазоре 66 между наружной поверхностью второй внутренней колонны 56 обсадных труб и внутренней поверхностью первой внутренней колонны обсадных труб. При вхождении цемента в кольцевое пространство 66 цемент вытесняет расположенную здесь текучую среду, которая затем способна течь вверх между шлицами 62 или ребрами устройства 58 подвеса и вокруг внешней поверхности 60 уплотнения второго устройства 58 подвеса. Текучая среда затем течет вверх между верхними шлицами 63 или продольными ребрами, выполненными на втором устройстве 58 подвеса выше внешней поверхности 60 уплотнения. «Выходящий на устье скважины цемент» может затем течь вверх к поверхности.
После застывания цемента второе устройство 58 подвеса и связанная с ним вторая внутренняя колонна 56 обсадных труб могут быть подняты вверх, чтобы внешняя поверхность уплотнения 60 второго устройства 58 подвеса была расположена рядом со (и внутри) вторыми средствами закрепления, содержащими зажимное устройство.
Зажимное устройство содержит работающий на сжатие буртик 68 с конусными во внешнем направлении поверхностями. Два работающих на сжатие кольца 70, 71 с конусной во внутреннем направлении поверхностью размещены с возможностью расположения вокруг конусообразных поверхностей работающего на сжатие буртика 68. Эти работающие на сжатие кольца 70, 71 могут быть перемещены относительно друг друга и по внешним конусообразным поверхностям работающего на сжатие
буртика 68. Это относительное перемещение заставляет работающую на сжатие буртик 68 сжимать и деформировать патрубок 42 во внутреннем направлении с уменьшением внутреннего диаметра патрубка 42 и эффективным сжатием второго устройства 58 подвеса. В частности, эта направленная вовнутрь сила создает уплотнение типа металл-металл между внешней поверхностью 60 уплотнения второго устройства 58 подвеса и внутренней поверхностью патрубка 42.
Внешняя поверхность 60 уплотнения содержит два кольцеобразных уплотнения 67, содействующих уплотнению, созданному силой зажима.
Зажимное устройство выполняет уплотнение типа металл-металл и также предотвращает перемещение колонны 56 обсадных труб вниз, а также предотвращает перемещение колонны 56 обсадных труб в направлении вверх.
Как показано на фиг. 7 и фиг. 8, вторая внутренняя колонна 56 обсадных труб поднята после застывания цемента. Это перемещение положения вершины колонны 56 обсадных труб означает, что вторая внутренняя колонна 56 обсадных труб выдерживает осевую нагрузку, поддерживаемую закреплением второго устройства 58 подвеса в этом втором положении. Это перемещение представляет собой простое перемещение вверх второй внутренней колонны 56 обсадных труб.
В соответствии с этим настоящее изобретение предлагает оборудование 10 устья скважины, содержащее первую внутреннюю колонну 32 обсадных труб, которая удержана при осевой нагрузке, и вторую внутреннюю колонну 56 обсадных труб, которая также удержана при осевой нагрузке. И первая и вторая внутренние колонны 32, 56 обсадных труб зажаты с возможностью освобождения таким образом, что колонны 32, 56 обсадных труб не способны выполнять перемещение вверх или вниз в продольном направлении. Перед зажатием в таком положении оборудование 10 устья скважины создает первые средства удержания для сохранения первой и второй колонн 32, 56 обсадных труб в позиции цементирования, посредством чего «выходящий на устье скважины цемент» способен течь вокруг соответствующих устройств 36, 58 подвеса и вверх через колонну обсадных труб к поверхности. После цементирования верхние устройства 36, 58 подвеса из соответствующих внутренних колонн 32, 56 обсадных труб перемещены вверх, где устройство подвеса затем зажато в положении, способствующем поддержанию соответствующих внутренних колонн 32, 56 обсадных труб под осевой нагрузкой, что препятствует перемещению и вверх и вниз.
Настоящее изобретение может быть использовано в оборудовании подводного морского устья скважины, работающем при высоком давлении / высокой температуре, и может быть использовано на самоподъемных скважинах поисково-разведочных
работ. Устройство закрепления обеспечивает истинные уплотнения типа металл-металл и обеспечивает возможность мгновенной блокировки, что может соответствовать возможностям устройства подвеса.
Настоящее изобретение обеспечивает много отличительных признаков, включая требование об установке подводных устройств подвеса посредством лишь одной спускоподъемной операции. Устройства подвеса уплотнены и заблокированы после завершения цементирования. Кроме того, полная способность блокировки давления в кольцевом зазоре для устройств подвеса может составлять до 4 миллионов фунтов. Настоящее изобретение устраняет использование кольцевых уплотнений и блокировочных патрубков известного уровня техники.
В соответствии с этим настоящее изобретение имеет существенно уменьшенное время установки и также обеспечивает способность контроля за целостностью уплотнения.
Кроме того, настоящее изобретение обеспечивает надежные уплотнения типа металл-металл вследствие устранения перемещения, большую площадь контакта уплотнения, множественные уплотнения металла, единственный канал утечки, причем уплотнение зажима имеет доказанную величину, составляющую 20000 фунтов на кв. дюйм сверху и снизу (при температуре 350 F).
Настоящее изобретение обеспечивает автоматическую предварительно загруженную блокировку оборудования устья скважины относительно направляющей колонны обсадных труб и имеет конструкцию с увеличенным диаметром скважины и хорошим сопротивлением изгибающей нагрузке. Система имеет интегральные металлические уплотнения при отсутствии операции подводной установки уплотнения, а многочисленные уплотнения металла возбуждены внешней силой с предсказуемой величиной. Блокировка мгновенна и нет никаких движущихся частей, необходимых для устройств подвеса. Нет никаких подлежащих активизации запорных колец и система создает среду с жестким уплотнением типа металл-металл. Система может быть использована в загрязненной окружающей среде.
Установка системы может включать выполнение тестирования противовыбросового превентора с установленными работающими на износ вкладышами. Операция установки устройств подвеса обратима и система может содержать положительную блокировку работающего на износ вкладыша без поворота.
Настоящее изобретение предлагает простую и эффективную систему для обеспечения устройства для блокировки колонны обсадных труб, в котором колонна обсадных труб удержана уплотнением типа металл-металл, и колонна обсадных труб
блокирована от перемещения и в направлении вверх, и вниз. Зажимное устройство не требует использования многочисленных компонентов, используемых при известном уровне техники. Зажимное устройство представляет собой одну простую систему. В частности зажимное устройство представляет собой эффективную и надежную систему, обеспечивающую возможность одной операции активации для блокирования перемещения колонны обсадных труб вверх и вниз при одновременном создании уплотнения типа металл-металл. Зажимное устройство вырабатывает силу сжатия, создающую достаточную способность захвата для обеспечения быстрой, простой и одновременной реализации всех трех из этих упомянутых функциональных возможностей без необходимости использования многочисленных отдельных компонентов для обеспечения каждой функциональной возможности. Например, системы известного уровня техники могут потребовать использования кольцевых компонентов уплотнения, компонентов для блокировки перемещения колонны вниз и компонентов для блокировки перемещения колонны вверх. Каждая из этих трех функциональных возможностей, возможно, потребовала бы использования отдельных компонентов, и каждая из этих функциональных возможностей возможно, ранее требовала отдельных операций активации. Специалистам в данной области техники очевидно, что эти многочисленные дополнительные компоненты и операции активации приводят к возникновению дополнительных затруднений, а дополнительные компоненты и операции активации увеличивают риск поломки.
Настоящее изобретение также предлагает средства контроля для контроля за пространством и объемом внутри нижнего кольцевого зазора. В частности, средства контроля контролируют пространство и объем внутри нижнего кольцевого зазора 52, расположенного между внутренней поверхностью промежуточной колонны 22 обсадных труб диаметром 22 дюйма и наружной поверхностью внутренней колонны 32 обсадных труб. Кроме того, средства контроля обеспечивают способность извлечения текучей(-их) среды(-ед) из кольцевого зазора 52 и/или их введения в указанный зазор.
Средства контроля содержат порт, в частности канал 100 (контрольный канал текучей среды), вытянутый вверх из кольцевого зазора 52. Канал 100 выполнен в патрубке 102. Таким образом, патрубок 102 содержит патрубок, заменяющий ранее описанный патрубок 42. В соответствии с этим патрубок 102 расположен на верхнем конце промежуточной колонны 22 обсадных труб. Патрубок 102 содержит канавку 48 и внутреннюю поверхность уплотнения для уплотнения с внешней поверхностью 46 уплотнения устройства 36 подвеса во втором положении закрепления.
Как показано на фиг. 9, канал 100 содержит нижний конец 104, который
обеспечивает область входа/выхода. Нижний конец 104 размещен с возможностью расположения ниже уплотнения, выполненного между устройством 36 подвеса и патрубком 102 при нахождении устройства 236 подвеса во втором положении закрепления. Точно так же верхний конец 106 канала 100 размещен с возможностью расположения выше уплотнения, созданного между устройством 36 подвеса и патрубком 102 при нахождении устройства 36 подвеса во втором верхнем положении закрепления.
В соответствии с этим при нахождении устройства 36 подвеса во втором верхнем положении закрепления канал 100 обеспечивает жидкостную связь (или трубопровод), обходящую уплотнение таким образом, что текучая среда способна проходить между верхней секцией 108 трубопровода и нижним кольцевым зазором 52.
Таким образом, в настоящем изобретении выполнен канал 100, обеспечивающий возможность контроля за пространством и объемом внутри нижнего кольцевого зазора 52. Это расположение не требует вскрытия устья скважины и, в частности, не требует вскрытия колонн обсадных труб. Порт, содержащий клапан, выступающий через колонну обсадных труб ниже устья скважины, способен обеспечить доступ к кольцевому зазору 52, но такое размещение может быть опасным и рискованным. Например, при отказе такого клапана последствия для скважины могут быть катастрофическими. Кроме того, различные правила и инструкции могут указывать, что не разрешено такое вскрытие трубопровода в этом месте.
Термин «контроль» использован здесь с включением контроля параметров и/или устранения недостатков, обнаруженных внутри кольцевого зазора. В частности, траектория контроля за кольцевым зазором может также быть использована для восстановления любого давления, обычно называемого «действующим продолжительное время давлением внутри обсадной трубы». Устранение недостатков представляет собой стравливание давления или введение восстанавливающей текучей среды, например, бурового глинистого раствора для устранения утечки или цемента для ее уплотнения.
При формировании устья скважины может быть использован изолирующий патрубок 110, показанный на фиг. 10. Изолирующий патрубок 110 размещен с возможностью закрепления на верхнем конце 106 канала 100 и предотвращения, тем самым, перемещения жидкости в канал 100. Изолирующий патрубок может быть использован в качестве временного патрубка во время формирования устья скважины. Изолирующий патрубок 110 удаляют и затем заменяют контрольным устройством 112 подвеса, который содержит устройство подвеса, выполненное с возможностью
контроля и монтажа труб. В примере реализации настоящего изобретения, показанном на фиг. 9, контрольное устройство 12 подвеса не содержит подвешенную из него колонну обсадных труб, а контрольное устройство подвеса обеспечивает средства восстановления для устранения избыточного давления, обнаруженного внутри кольцевого зазора посредством введения или извлечения текучей среды через средства контроля.
Контрольное устройство 112 подвеса размещено с возможностью закрепления внутри второго (верхнего) корпуса 24 устья скважины. В частности, контрольное устройство 112 подвеса закреплено внутри второго средства закрепления, как описано ранее.
Контрольное устройство 112 подвеса содержит инструмент, способный устанавливать связь с кольцевым зазором внутри инструмента бурения в виде бурильной трубы через стояк и управлять этим зазором. Контрольное устройство 112 подвеса может быть развернуто или перед установкой устройства подвеса трубы или в ходе вмешательства посредством удаления устройства подвеса трубы и замены его контрольным устройством 112 подвеса.
Как показано на фиг. 9, в конфигурации восстановления контрольное устройство 112 подвеса содержит центральный трубопровод 108, содержащий канал 114, проходящий в радиальном направлении за пределы центрального трубопровода 108. Радиальный канал 114 размещен с возможностью ориентации относительно верхнего конца 106 канала 100, выполненного в патрубке 102. Как было объяснено выше, нижний конец 104 канала 100 имеет жидкостную связь с кольцевым зазором 52, расположенным ниже нижнего устройства 36 подвеса. В соответствии с этим центральный трубопровод 108 из контрольного устройства 112 подвеса находится в жидкостной связи с нижним кольцевым зазором 52 между внутренней поверхностью колонны обсадных труб диаметром 22 дюйма и наружной поверхностью внутренней колонны 32 обсадных труб. Центральный трубопровод 108 может быть присоединен к поверхности, где могут быть расположены дополнительные устройства управления и датчики. Например, связь с поверхностью может быть обеспечена шлангокабелем или другим подходящим видом связи. Датчики могут представлять собой манометр и/или температурный датчик или другой датчик контроля за текучей средой. Манометр может быть расположен на поверхности в конфигурации восстановления, показанной на фиг. 9, или электрический манометр может быть расположен в фонтанной арматуре 120, находящейся в связи с поверхностной станцией. Кроме того, средства контроля могут содержать дистанционно управляемый клапан, выполненный с возможностью
доступа к кольцевому зазору, так что пользователь может управлять введением текучей среды в кольцевой зазор или извлечением текучей среды из кольцевого зазора.
В этой конфигурации восстановления текучая среда может быть введена в кольцевой зазор или извлечена из него. Например, средства контроля могут обнаружить избыточное давление внутри кольцевого зазора и/или средства контроля могут обнаружить присутствие излишнего количества нефти/газа внутри кольцевого зазора, которое не должно присутствовать. Средства контроля обеспечивают возможность извлечения объема этой излишней текучей среды из кольцевого зазора через канал 100 и в центральный трубопровод 108. Излишняя текучая среда может затем протекать через центральный трубопровод 108 для удаления. В качестве альтернативы, проблема излишней текучей среды или нежелательной текучей среды может быть решена посредством введения текучей среды (например, бурового раствора, цемента и т.д.) в кольцевой зазор. Это может помочь при разрешении проблемы протекания текучей среды (например, нефти, газа и т.д.) в кольцевой зазор. Введение текучей среды может приводить к принуждению протекания текучей среды вниз через центральный трубопровод 108, через канал 100 и в кольцевой зазор 52. В соответствии с этим средства контроля обеспечивают средства восстановления. Средства контроля контролируют/обнаруживают любое нарастание давления нефти/газа со временем в кольцевом зазоре, где этого не должно быть, и средства контроля могут затем устранить эту проблему. Например, средства контроля могут сбросить избыточное давление и затем перекрыть эту связь, или насос может быть присоединен к средствам контроля для подачи бурового раствора/цемента, который будет закачан в кольцевой зазор для прекращения дальнейшего протекания. В соответствии с этим канал 100 обеспечивает доступ текучей среды к кольцевому зазору с обеспечением возможности снижения давления или введения текучей среды восстановления.
Патрубок 102, содержащий канал 100, проходит между первыми (нижними), средствами закрепления и вторыми (верхними) средствами закрепления устья скважины. Как показано на фиг. 9, канал 100 содержит нижний вход 104, расположенный ниже поверхности уплотнения устройства 36 подвеса. Канал 100 изогнут под углом во внешнем радиальном направлении при распространении канала 100 вверх, пока канал 100 не создаст угловую секцию 116. Канал 100 затем проходит в радиальном внутреннем направлении в виде линейной секции 115 вдоль радиуса патрубка 102.
Эта линейная секция 115 создает выходную область, размещенную с
возможностью выравнивания с каналом 114, выполненным в контрольном устройстве 112 подвеса.
Далее с определенными ссылками на фиг. 10-12 будет описана установка средств контроля.
Сначала имеет место установка устройства 36 подвеса эксплуатационной колонны обсадных труб вместе с изолирующим патрубком 110. Агрегат спущен с устройством 36 подвеса колонны обсадных труб, поддерживаемым на выступе 40, выполненном патрубком 102, расположенным на вершине промежуточной колонны 22 обсадных труб, как показано на фиг. 10. Колонну 32 обсадных труб затем цементируют в положении, обеспечивающем возможность удаления избыточного цементного состава/вытесненной текучей среды. Устройство 36 подвеса колонны обсадных труб и изолирующий патрубок 110 затем поднимают в положение регулировки и кольцевые уплотнения устанавливают посредством использования нижнего средства закрепления. Нижние средства закрепления приведены в действие для уплотнения устройства 36 подвеса колонны обсадных труб на месте, а верхние средства закрепления приведены в действие для уплотнения изолирующего патрубка 110 на месте, как показано на фиг. 11 с удаленным инструментом для спускоподъемных работ.
Операция расположения может включать испытание под давлением, проводимое в этой конфигурации. Затем может быть удален инструмент для спускоподъемных работ, который установил и отрегулировал нижнее устройство 36 подвеса колонны обсадных труб и изолирующий патрубок 110. Затем может быть продолжена программа бурения. Последовательность операций установки может включать еженедельное профилактическое проведение испытаний продувки с использованием любого подходящего для проведения испытаний инструмента, который может быть избирательно опущен в устье скважины и извлечен из него.
Изолирующий патрубок 110 может затем быть удален из устройства. Происходит расцепление верхнего средства закрепления с последующим удалением изолирующего патрубка 110 при использовании инструмента для спускоподъемных работ. После удаления могут быть установлены снаряд для окончания скважины и устройство подвеса труб, как показано на фиг. 12, где показаны средства контроля в эксплуатационной конфигурации. Это включает выполняемую вторыми средствами закрепления операцию во втором корпусе 24 оборудования устья скважины по установке кольцевых уплотнений для контроля за кольцевым пространством и закрепления на месте устройства 112 подвеса трубы. После этого закрепления канатные пробки присоединяют к устройству 112 подвеса трубы и устанавливают в нем.
Инструмент для спускоподъемных работ устройства подвеса колонны и водоотделяющая колонна для бурения могут затем быть удалены.
После удаления водоотделяющей колонны для бурения агрегат 120 фонтанной арматуры может быть установлен выше второго корпуса 24 устья скважины, как показано на фиг. 12. Агрегат 120 фонтанной арматуры устанавливают выше второго корпуса 24 устья скважины, причем агрегат 120 фонтанной арматуры содержит соединительное устройство 122, проходящее в порт 119 контроля кольцевого зазора, выполненного в устройстве 112 подвеса колонны. Наконец, происходит удаление канатной пробки и монтаж скважины завершен.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБОРУДОВАНИЕ ПОДВОДНОГО МОРСКОГО УСТЬЯ СКВАЖИНЫ | 2011 |
|
RU2582525C2 |
СПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2679769C2 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ НЕУПРАВЛЯЕМОГО ПОТОКА ТЕКУЧИХ СРЕД КОЛЛЕКТОРА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ | 2011 |
|
RU2579062C2 |
УЛУЧШЕННОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ СКВАЖИНЫ | 2019 |
|
RU2807055C2 |
СКРЕБКОВАЯ ПРОБКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ КОЛОННЫ ОБСАДНЫХ ТРУБ В СТВОЛЕ СКВАЖИНЫ | 2013 |
|
RU2631376C1 |
БЛОК ПРОТИВОВЫБРОСОВЫХ ПРЕВЕНТОРОВ И СИСТЕМА ПИТАНИЯ | 2014 |
|
RU2663845C2 |
СОВМЕСТИМАЯ С КАБЕЛЕМ И УПРАВЛЯЕМАЯ БЕЗВЫШЕЧНЫМ СПОСОБОМ, ВЫПОЛНЕННАЯ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЖТРУБНЫМИ ПРОСТРАНСТВАМИ СИСТЕМА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОДЗЕМНОЙ СКВАЖИНЫ | 2012 |
|
RU2689933C2 |
СПОСОБ КОНСЕРВАЦИИ, ЗАКАНЧИВАНИЯ И РЕМОНТА СКВАЖИНЫ | 2004 |
|
RU2362005C2 |
МЕХАНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВНУТРИСКВАЖИННОГО ИЗНОСА И ОБЛОМКОВ ПОРОДЫ | 2017 |
|
RU2749874C1 |
АРМАТУРА УСТЬЕВАЯ ДВУХСТВОЛЬНАЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2638062C1 |
Изобретение относится к оборудованию подводного морского устья скважины. Техническим результатом является упрощение конструкции и снижение трудоемкости работы устройства. Предложено крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании подводного морского устья скважины, содержащее средства контроля для контроля за кольцевым пространством (52), расположенным ниже устройства (36) подвеса. Причем кольцевое пространство (52) расположено между внешней поверхностью внутренней колонны (32) обсадных труб и внутренней поверхностью внешней колонны (22) обсадных труб. Средства контроля содержат патрубок (102), выполненный с возможностью закрепления внутри устья скважины, причем патрубок (102) содержит контрольный канал (100) текучей среды, который по текучей среде соединяет кольцевое пространство (52) с отверстием (106) контроля, расположенным выше устройства (36) подвеса. Кроме того, крепежное устройство содержит зажимное устройство для зажима устройства (36) подвеса, а зажимное устройство содержит буртик, имеющий внешнюю конусообразную поверхность, а также кольцевой компонент с внутренней конусообразной поверхностью. При этом буртик и кольцевой компонент выполнены с возможностью относительного осевого перемещения между первым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента не прилагает радиальной силы к буртику, и вторым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента прилагает радиальную силу, достаточную для деформации буртика в направлении внутрь, чтобы деформировать патрубок (102) в направлении внутрь для захвата устройства (36) подвеса. Предложено также оборудование подводного морского устья скважины, содержащее указанное крепежное устройство и способ контроля за кольцевым пространством, в котором используют указанное оборудование. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 12 ил.
1. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины, содержащее
средства контроля для контроля за кольцевым пространством (52), расположенным ниже устройства (36) подвеса, причем
кольцевое пространство (52) расположено между внешней поверхностью внутренней колонны (32) обсадных труб и внутренней поверхностью внешней колонны (22) обсадных труб,
средства контроля содержат патрубок (102), выполненный с возможностью закрепления в оборудовании (10) устья скважины, причем
патрубок (102) содержит контрольный канал (100) текучей среды, который по текучей среде соединяет кольцевое пространство (52) с отверстием (106) контроля, расположенным выше устройства (36) подвеса,
отличающееся тем, что
крепежное устройство содержит зажимное устройство для зажима устройства (36) подвеса, а зажимное устройство содержит буртик (54), имеющий внешнюю конусообразную поверхность, а также кольцевой компонент (56) с внутренней конусообразной поверхностью,
при этом буртик (54) и кольцевой компонент (56) выполнены с возможностью относительного осевого перемещения между первым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента (56) не прилагает радиальной силы к буртику (54), и вторым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента (56) прилагает радиальную силу, достаточную для деформации буртика (54) в направлении внутрь, чтобы деформировать патрубок (102) в направлении внутрь для захвата устройства (36) подвеса.
2. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 1, в котором
патрубок (102) содержит первые крепежные средства и вторые крепежные средства для закрепления устройства (36) подвеса в первом положении и во втором положении.
3. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 1, в котором
контрольный канал (100) текучей среды обеспечивает обход сообщения по текучей среде, обеспечивающий возможность введения текучей среды в кольцевое пространство (52) и извлечения из него.
4. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 1, в котором
средства контроля содержат контрольное устройство (112) подвеса, причем
контрольное устройство (112) подвеса содержит канал (114) текучей среды, который выровнен с отверстием (106) контрольного канала (100) текучей среды в патрубке (102), причем
контрольное устройство (112) подвеса дополнительно содержит порт (119) контроля для соединения со средствами связи, обеспечивающими связь от оборудования (10) подводного морского устья скважины к поверхности, и при этом
средства связи выполнены с возможностью выборочного взаимодействия и выхода из взаимодействия с портом (119) контроля.
5. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 1, в котором
средства контроля содержат изолирующий патрубок (110), выполненный с возможностью прикрепления выше устройства (36) подвеса, причем
изолирующий патрубок (110) уплотняет открытое отверстие (106), образованное контрольным каналом (100) текучей среды внутри патрубка (102), в котором расположено устройство (36) подвеса.
6. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 1, причем
крепежное устройство содержит первое зажимное устройство для зажима устройства (36) подвеса и второе зажимное устройство для зажима части средств контроля выше устройства (36) подвеса.
7. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 6, в котором
второе зажимное устройство выполнено с возможностью выборочного зажатия изолирующего патрубка (110) выше устройства (36) подвеса.
8. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 6, в котором
второе зажимное устройство выполнено с возможностью выборочного зажатия контрольного устройства (112) подвеса выше устройства (36) подвеса.
9. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 6, в котором
первое зажимное устройство и второе зажимное устройство размещены с возможностью приложения радиальной силы, достаточной для деформации патрубка (102) во внутреннем направлении для захвата устройства (36) подвеса и выборочного захвата изолирующего патрубка (110) или контрольного устройства (112) подвеса.
10. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 9, в котором
первое зажимное устройство размещено с возможностью приложения радиальной силы, достаточной для деформации патрубка (102) во внутреннем направлении для захвата устройства (36) подвеса, а
второе зажимное устройство размещено с возможностью приложения радиальной силы, достаточной для деформации патрубка (102) во внутреннем направлении для выборочного захвата изолирующего патрубка (110) или контрольного устройства (112) подвеса,
причем изолирующий патрубок использован в качестве временного патрубка во время формирования оборудования (10) устья скважины и размещен с возможностью его удаления и замены контрольным устройством (112) подвеса.
11. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 1, в котором
контрольный канал (100) текучей среды обеспечивает средства восстановления для восстановления уровня давления в кольцевом пространстве (52).
12. Крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины по п. 11, в котором
средства восстановления размещены с возможностью введения текучей среды восстановления для уплотнения части кольцевого пространства (52).
13. Оборудование (10) подводного морского устья скважины, включающее крепежное устройство для закрепления устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины, причем
крепежное устройство выполнено в соответствии с любым пп. 1-12.
14. Способ контроля за кольцевым пространством (52), расположенным ниже устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины, включающий закрепление патрубка (102) в оборудовании (10) подводного морского устья скважины, причем
патрубок (102) содержит контрольный канал (100) текучей среды, соединяющий по текучей среде кольцевое пространство (52) с отверстием (106) контроля, расположенным выше устройства (36) подвеса, а
кольцевое пространство (52) расположено между наружной поверхностью внутренней колонны (32) обсадных труб и внутренней поверхностью внешней колонны (22) обсадных труб,
отличающийся тем, что
устройство (36) подвеса зажимают в крепежном устройстве, а зажимное устройство содержит буртик (54), имеющий внешнюю конусообразную поверхность, а также кольцевой компонент (56) с внутренней конусообразной поверхностью,
при этом осуществляют осевое перемещение кольцевого компонента (56) относительного буртика (54) между первым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента (56) не прилагает радиальной силы к буртику (54), и вторым положением, в котором конусообразная поверхность кольцевого компонента (56) прилагает радиальную силу, достаточную для деформации буртика (54) в направлении внутрь, чтобы деформировать патрубок (102) в направлении внутрь для захвата устройства (36) подвеса.
15. Способ контроля за кольцевым пространством (52), расположенным ниже устройства (36) подвеса в оборудовании (10) подводного морского устья скважины, по п. 14, согласно которому
устройство (36) подвеса захватывают с помощью первого зажимного устройства посредством приложения радиальной силы, достаточной для деформации патрубка (102) во внутреннем направлении для захвата устройства (36) подвеса, и
выборочно захватывают изолирующий патрубок (110) или контрольное устройство (112) подвеса с помощью второго зажимного устройства посредством приложения радиальной силы, достаточной для деформации патрубка (102) во внутреннем направлении для захвата изолирующего патрубка (110) или контрольного устройства (112),
причем изолирующий патрубок используют в качестве временного патрубка во время формирования оборудования (10) устья скважины, который удаляют и заменяют контрольным устройством (112) подвеса.
WO 03060279 A2, 24.07.2003 | |||
Подводное устьевое оборудование | 1989 |
|
SU1629474A1 |
КОЛОННАЯ ГОЛОВКА | 1997 |
|
RU2146000C1 |
Разрядная трубка с коаксиальными электродами для умножения частоты | 1931 |
|
SU27140A1 |
US 6871708 B2, 29.03.2005 | |||
US 6640902 B2, 11.04.2003 | |||
US 5544707 A, 13.08.1996. |
Авторы
Даты
2016-02-10—Публикация
2011-10-05—Подача