СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ Российский патент 2016 года по МПК F16H57/04 

Описание патента на изобретение RU2578427C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. Техникумов». - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр. 131, рис. 8.1.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи, или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом - см. «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов». - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с., ил., стр. 214, рис. 12.33, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что одни и те же боковые поверхности зубьев смазываемого вспомогательной шестерней зубчатого колеса, являясь рабочими поверхностями, контактируют как с боковыми (рабочими) поверхностями зубьев вспомогательной шестерни, так а с боковыми (рабочими) поверхностями зубьев парного с этим зубчатым колесом второго зубчатого колеса передачи, получая из ванны смазочный материал посредством шестерни, и подавая его в зону сопряжения со вторым зубчатым колесом. При этом рабочие боковые поверхности зубьев шестерни, сопрягаясь с рабочими боковыми поверхностями зубьев парного с ней колеса (их взаимное сопряжение сопровождается их взаимным нагружением и трением между сопряженными поверхностями), продавливают, истирают нанесенный на рабочие поверхности зубьев сопряженного колеса слой смазочного материала, полученный перед сопряжением от предыдущих (при вращении шестерни) боковых (нерабочих) поверхностей зубьев шестерни - вследствие срыва смазочного материала с зубьев шестерни и набрызга на зубья колеса. Удаление смазочного слоя с зубьев колеса зубьями шестерни уменьшает количество смазочного материала, полученного первым колесом (сопряженным с шестерней), тем самым, уменьшается количество смазочного материала, переносимого зубьями этого (парного) зубчатого колеса в зону зацепления со вторым (парным) зубчатым колесом. Это ухудшает режим трения обоих (первого и второго) зубчатых колес, интенсифицируя процессы трения их сопрягающихся зубьев и, соответственно интенсифицируя процессы их изнашивания.

Кроме того, боковые (нерабочие) поверхности зубьев смазочной шестерни, захватывающие смазочный материал из масляной ванны и переносящие его на зубья смазываемого зубчатого колеса, имеют выпуклую форму; это способствует срыву с них смазочного материала в процессе вращения смазочной шестерни от масляной ванны к смазываемому зубчатому колесу, это приводит к потере части смазочного материала, захваченного этими поверхностями и ухудшению смазывания смазываемого шестерней зубчатого колеса.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи; причем часть тела каждого зуба, смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам; вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба; часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью; две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев; две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая передача со смазочным устройством - фиг. 1, зуб смазочной шестерни (вид с торца) - фиг. 2, зуб смазочной шестерни (вид сбоку) - фиг. 3, зуб смазочной шестерни (вид с вершины) - фиг. 4.

На чертеже показаны: смазочная шестерня 1; зуб 2 смазочной шестерни; боковая нерабочая поверхность 3 зуба смазочной шестерни; боковая рабочая поверхность 4 зуба смазочной шестерни; зубчатое колесо 5, парное шестерне (1); зубья 6 парного колеса (5); боковая рабочая поверхность 7 зуба парного колеса; второе зубчатое колесо 8 зубчатой передачи; зубья 9 второго колеса (8); боковая рабочая поверхность 10 зуба второго колеса; масляная ванна 11; корпус 12 передачи; вершина 13 зуба шестерни; торец 14 зуба шестерни; окружность впадин зубьев 15 шестерни; ось симметрии 16 зуба шестерни в плоскости ее вращения; ось радиально (плоскость) симметрии 17 зуба шестерни со стороны его торца 914); секущие плоскости 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25; размеры ширины: зубчатого венца шестерни - В, невырезанной части зуба - в1, вырезанной части зуба - в2; направления вращения: смазываемого смазочной шестерней колеса 1 - ω1, смазочной шестерни - ω2, парного зубчатого колеса - ω3; толщина l невырезанной части вершин 13 зубьев 2 шестерни.

Смазочное устройство зубчатой передачи включает дополнительную смазочную шестерню 1, зубья 2 которой своими рабочими боковыми поверхностями 4 находятся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 5 (посредством боковых рабочих поверхностей 7 его зубьев 6). Это колесо (3) находится в зацеплении с парным колесом 8 зубчатой передачи (посредством боковых рабочих поверхностей 10 его зубьев 9). Зубья 2 смазочной шестерни 1 погружены в масляную ванну 11, расположенную в корпусе 12 передачи. Части зубьев 2 смазочной шестерни 1 вырезаны по нескольким плоскостям. Плоскости 18 и 19 вырезают зубья 2 со стороны боковых нерабочих поверхностей 3 зубьев: плоскость 18 параллельна оси симметрии 17 зуба со стороны его торца и перпендикулярна его торцам 14, при этом остается невырезанной половина (l) толщины вершины 13 зуба; плоскость 19 перпендикулярна оси симметрии 17 и примыкает к линии пересечения основания зуба с окружностью впадин зубьев 15. Плоскости 20, 21, 22, 23, 24, 25 отсекают части зуба 2 со стороны его боковой рабочей поверхности 4. Плоскости 20 и 21 ориентированы перпендикулярно торцам 14 зуба и направлены от линии пересечения оси симметрии 17 зуба с его вершиной 13 до линии пересечения основания зуба с окружностью впадин зубьев 15, не доходя до нее; плоскости 22 и 23 ориентированы перпендикулярно оси симметрии 17 зуба и перпендикулярны ей. Плоскости 24 и 25 ориентированы параллельно торцам 14 зуба. При этом со стороны боковой рабочей поверхности 4 зуба 2 образуются три участка: участок невырезанной боковой рабочей поверхности 4 - шириной в1 и два участка вырезанных частей зуба - шириной в2 (при общей ширине венца зуба 2 - В).

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении ω1 смазываемого шестерней 1 зубчатого колеса 5 происходит вращение (ω2) и самой шестерни 1, находящейся в зацеплении с боковыми рабочими поверхностями 7 его зубьев 6. Зубья 2 шестерни 1, погруженные в масляную ванну 11, захватывают из нее смазочный материал - своими боковыми нерабочими сторонами (плоскостями 18 вырезанных с этих сторон частей зубьев) - и подают захваченный смазочный материал на зубья 6 смазываемого зубчатого колеса 5, которые затем (смазанные) вступают в зацепление с зубьями 9 парного зубчатого колеса 8 зубчатой передачи. Выполнение нерабочих боковых поверхностей зубьев 2 шестерни 1 в виде плоскостей (18) позволяет более качественно захватывать из масляной ванны смазочный материал и переносить его на зубья 6 смазываемого колеса 5 с меньшими потерями. За счет уменьшения ширины боковых рабочих поверхностей 4 шестерни (шириной В1), контактирующих с боковыми рабочими поверхностями 7 зубьев 6 смазываемого колеса 5 уменьшается степень расплющивания нанесенного на рабочие боковые поверхности 7 зубьев 6 колеса 5 смазочного материала (опережающими зубьями шестерни); это позволяет доставить зубья 6 колеса 5 в зону зацепления с зубьями 9 колеса 8 более полный слой смазочного материала, повышая качество смазывания зоны сопряжения зубьев парных колес зубчатой передачи (5 и 6). Вырезание частей зубьев шестерни не снижает ее прочности, т.к. воспринимаемая зубьями шестерни нагрузка невелика.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет повысить качество захвата смазочной шестерней смазочного материала из масляной ванны и переноса его на смазываемое зубчатое колесо и снизить разбрызгивание смазочного материала в процессе переноса (за счет плоских поверхностей зубьев шестерни со стороны их нерабочих поверхностей); кроме того, снижается зона и величина расплющивания смазочного слоя, наносимого на зубья смазываемого колеса (за счет уменьшения ширины рабочих поверхностей зубьев шестерни, контактирующих с зубьями смазываемого зубчатого колеса). Все это позволяет повысить качество смазывания. Кроме того, за счет вырезов части тел зубьев, снижается материалоемкость смазочной шестерни.

Похожие патенты RU2578427C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2014
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
RU2576105C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2637573C1
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2615222C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2632378C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2015
  • Мендрух Николай Викторович
RU2609531C1
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2630844C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2649837C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2015
  • Мендрух Николай Викторович
RU2609533C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2015
  • Мендрух Николай Викторович
RU2601489C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2016
  • Мендрух Николай Викторович
RU2632385C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 578 427 C1

Реферат патента 2016 года СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам. Вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба. Часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью. Две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев. Две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 578 427 C1

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно многоступенчатой с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени зубчатой передачи, отличающееся тем, что часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам, вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба, часть тела зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин вспомогательной смазочной шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью, две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев, две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2578427C1

СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЕСНОГО РЕДУКТОРА ВЕДУЩЕГО МОСТА 2012
  • Бадеев Александр Васильевич
  • Ивченко Вадим Иванович
  • Петько Валерий Иванович
  • Харитончик Сергей Васильевич
RU2497032C1
Радиомаяк с двойной и тройной модуляцией 1934
  • Племянников А.И.
SU42606A1
US 8668612 B2, 11.03.2014
Мусоросжигательная печь 1927
  • Сильницкий А.К.
SU12708A1

RU 2 578 427 C1

Авторы

Мендрух Николай Викторович

Даты

2016-03-27Публикация

2015-02-02Подача