Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления.
Известно зубчатое колесо внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцевом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы - см., например, Производство зубчатых колес: Справочник / С.Н. Калашников, А.С. Калашников, Г.И. Коган и др.; Под общ. ред. Б.А. Тайца. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1990. - 464 с.: ил., стр. 144, рис. 7.1.
Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что между внутренней поверхностью зубчатого венца и телом колеса имеется технологический зазор - на всю высоту зубьев зубчатого венца -, который необходим для выхода инструмента при изготовлении зубьев колеса (дол-бяка). Наличие этого технологического зазора (канавки) способствует накоплению в ней смазочного материала (в случае смазывания колеса пластичным смазочным материалом), образованию различных загрязнений, а также попаданию в зону канавки посторонних предметов, способных негативно влиять на работу колеса.
В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса внутреннего зацепления, содержащего ступицу, тело в виде диска, венцевое колеса и зубчатый венец, расположенный на венцевом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы - см. Дунаев П.Ф., Лелихов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил., стр. 46, рис. 5.7.
Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.
Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик зубчатых колес внутреннего зацепления.
Для этого зубчатое колесо внутреннего зацепления содержит ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцевом колесе, зубья венца ориентированы радиально в сторону стцупицы, а между внутренним торцом зубчатого венца и внутренним торцом тела колеса выполнен технологический зазор по всей высоте зубчатого венца; причем в этом зазоре установлено цилиндрическое кольцо, толщина которого равна высоте зазора, по всей внешней окружности кольцо прилегает к внутренней поверхности венцевого колеса, а внутренняя окружность кольца равна окружности вершин зубчатого венца.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо внутреннего зацепления - вид сбоку, в сечении по радиальной плоскости симметрии.
На чертеже показаны: ступица 1; тело 2 в виде диска; венцевое колесо 3; зубчатый венец 4 с зубьями 5; кольцо 6; диаметр Дк внутренней окружности венцевого колеса; диаметр Дв окружности вершин зубьев зубчатого венца; высота h зубьев; технологический зазор a между торцами зубчатого венца (6) и телом (2) колеса.
Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело 2 в виде диска, венцевое колесо 3 и зубчатый венец 4 с зубьями 5, ориентированными радиально в сторону ступицы 1; между внутренним торцом венца 6 и внутренним торцом тела 2 расположен технологический зазор (канавка) а; причем в зазоре установлено цилиндрическое кольцо 6, толщина которого равна высоте зазора а, по своей наружной окружности (диаметром Двп) кольцо прилегает к венцевому колесу 3, а внутренняя окружность кольца равна окружности вершин Дв зубчатого венца, кольцо 6 выполнено, например, из маслобензостойкой пластмассы, устойчивой к воздействию смазочного материала, используемого для смазывания зубчатого колеса.
Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При работе колеса со смазыванием (в данном случае - пластичными смазочными материалами) этот смазочный материал не попадает в зону между торцами зубчатого венца 4 и внутренней поверхностью тела 2 колеса за счет наличия в этой зоне цилиндрического кольца 6, перекрывающего технологический зазор a по всей ширине h зубчатого венца 4, также исключается наличие в этом месте зоны скопления различных загрязнений и попадания в эту зону предметов, способных негативно влиять на работу колеса.
По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет улучшить эксплуатационные характеристики колеса и способствовать повышению надежности его работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2598126C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2588697C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2014 |
|
RU2550941C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2581963C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600341C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2592162C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2583396C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2584317C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2588184C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2588196C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между торцом зубчатого венца и внутренней поверхностью тела расположено цилиндрическое кольцо толщиной, равной высоте технологического зазора между ними. Наружный диаметр кольца равен внутреннему диаметру венцевого колеса, а внутренний диаметр кольца равен диаметру окружности вершин зубчатого венца. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатых колес внутреннего зацепления. 1 ил.
Зубчатое колесо, преимущественно внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец с зубьями, ориентированными радиально в сторону ступицы, а между внутренними торцами зубчатого венца и телом выполнен технологический зазор, отличающееся тем, что в технологическом зазоре установлено цилиндрическое кольцо, толщина которого равна высоте технологического зазора, наружный диаметр цилиндрического кольца равен внутреннему диаметру венцевого колеса, а внутренний диаметр цилиндрического кольца равен диаметру окружности вершин зубчатого венца.
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2488725C1 |
Зубчатое колесо | 1988 |
|
SU1578406A1 |
CN 103542067 A, 29.01.2014 | |||
CN 201196256 Y, 18.02.2009. |
Авторы
Даты
2016-04-10—Публикация
2015-04-13—Подача