СПОСОБ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ГИДРОЗАЩИТ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ НА ОТКАЗОУСТОЙЧИВОСТЬ Российский патент 2016 года по МПК F15B19/00 G01M10/00 

Описание патента на изобретение RU2584835C1

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для тестирования как серийных, так и опытных гидрозащит погружных электродвигателей.

Отказоустойчивость гидрозащит обычно определяется в ходе эксплуатационных испытаний на надежность [см., например, Пятов И.С., Аристов Б.В. Поршневая гидрозащита ПЭД - опыт применения в битумных скважинах // «Нефтегазовая Вертикаль», 2013, №13-14. С. 66-68].

Недостатками такого способа являются продолжительность и высокая стоимость испытаний. Кроме того, результаты могут быть неточными вследствие неконтролируемых условий скважинной эксплуатации, для получения достоверных результатов необходимо проведение множества скважинных испытаний.

Известны способы стендовых испытаний гидрозащит, включающиеся проверку герметичности неподвижных торцевых уплотнений и измерение вибрации и момента при вращении вала гидрозащиты. Однако утечки через уплотнения в этих способах не измеряются [Камелин А. Автоматизированная система управления стендом тестирования гидрозащиты погружного электродвигателя // Современные технологии автоматизации, 2005, №2. С. 58-61].

Наиболее близким к заявляемому является способ стендовых испытаний гидрозащит погружных электродвигателей, включающий заполнение испытываемой гидрозащиты маслом и проверку на герметичность торцевых уплотнений с помощью датчика, определяющего падения давления в полости гидрозащиты [Св-во на полезную модель №30982 РФ, G01M 10/00, F15B 19/00, опубл. 04.12.2002].

Недостатком этого способа является то, что в ходе испытаний проверяется работоспособность гидрозащиты только на начальный момент времени и не оценивается безотказной ее работы во время эксплуатации, к тому же способ характеризуется достаточной длительностью.

Технический результат предлагаемого способа заключается в сокращении времени испытаний и объективном прогнозировании безотказности работы гидрозащиты во время эксплуатации за счет проверки ее способности сохранять внутри объем масла.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе сравнительных стендовых испытаний гидрозащит погружных электродвигателей на отказоустойчивость, включающем заполнение испытываемой гидрозащиты маслом и проверку ее торцевых уплотнений на герметичность при обтекании охлаждающей пластовой жидкостью, согласно изобретению испытания проводят в нестационарных условиях, заключающихся в повторяющихся запусках и остановках гидрозащит, вызывающих максимальные колебания температуры и давления масла, приводящие к его утечкам через торцевое уплотнение, при каждом запуске масло нагревают до максимально допустимой для материала гидрозащиты температуры, а при остановке охлаждают до температуры пластовой жидкости, при этом об отказоустойчивости судят по количеству жидкости, вытекшей из гидрозащиты и попавшей в нее извне.

Для контроля обоснованности выбора материалов узлов гидрозащиты в местах возможных локальных перегревов масла внутри гидрозащиты размещают термопары для измерения температуры.

Кроме того, при испытаниях используют взаимонерастворимые охлаждающую жидкость и масло, чтобы достоверно определить количество жидкости, попавшей в гидрозащиту извне и вытекшего из нее наружу масла.

При каждом запуске масло в гидрозащите нагревается за счет тепловых потерь в погружном электродвигателе (ПЭД) и тепловых потерь внутри гидрозащиты: в подшипниках и торцевых уплотнениях. Температура охлаждающей жидкости, обтекающей ПЭД и гидрозащиту, соответствует температуре пластовой жидкости.

Образующуюся внутри гидрозащиты механическую смесь масла и охлаждающей жидкости периодически сливают из гидрозащиты и отстаивают, после чего измеряют количество охлаждающей жидкости, попавшей внутрь гидрозащиты, и количество масла, оставшегося в гидрозащите. По результатам испытаний строят зависимость объема масла и охлаждающей жидкости внутри гидрозащиты от числа циклов запуск-остановка. При попадании внутрь гидрозащиты охлаждающей жидкости, достаточной для снижения диэлектрической прочности масла ниже критического уровня (задается требованиями к маслу), считается, что наступило состояние отказа, так как возможен электрический пробой электродвигателя. Вытекание из гидрозащиты объема масла, равного компенсирующему объему гидрозащиты, также считается наступлением отказа вследствие потери гидрозащитой компенсирующей способности.

На фиг. 1 представлен стенд для проведения испытаний по заявляемому способу, на фиг. 2 - общий вид испытываемой гидрозащиты.

Стенд для проведения испытаний (фиг. 1) содержит обсадную колонну 1, в которую монтируется ПЭД 2 и гидрозащита 3. К выходному валу гидрозащиты стыкуется узел 4, предназначенный для создания радиальной и осевой нагрузок. В качестве такого узла может использоваться, например, центробежный насос. Испытываемая гидрозащита 3 (фиг. 2) имеет размещенную во внутренней полости диафрагму 5. С одной стороны гидрозащиты расположено торцевое уплотнение 6, а с другой - осевой подшипник 7, воспринимающий нагрузку от узла 4.

Способ реализуется следующим образом.

После запуска ПЭД 2 охлаждающую жидкость, нагретую до температуры пластовой жидкости, подают в обсадную колонну 1, где она, обтекая ПЭД 2 и гидрозащиту 3, на которую от узла 4 подается радиальная и осевая нагрузки, нагревается. Нагретая жидкость выходит из обсадной колонны 1 и попадает в охладитель (не показан), где остывает до исходной температуры пластовой жидкости, после чего идет снова в обсадную колонну. В ходе испытаний режим работы ПЭД 2 подбирают таким образом, чтобы масло внутри него нагревалось до максимально допустимой температуры, которую выдерживают материалы гидрозащиты, а гидрозащиту 3 с помощью узла 4 нагружают максимальной осевой силой, что увеличивает давление и вызывает дополнительное тепловыделение в области осевого подшипника 7, поэтому температура внутри гидрозащиты 3 становится выше, чем в ПЭД 2. Создание экстремальных условий (максимально возможных при эксплуатации давления и температуры) внутри гидрозащиты 3, приводящих к утечке из нее масла и замещению последнего охлаждающей жидкостью, обтекающей ПЭД и гидрозащиту, существенно сокращает время проведения испытаний. После установления заданной температуры внутри ПЭД 2 его выключают и нагрузка с гидрозащиты 3 снимается. Периодически через определенное число запусков-остановок из гидрозащиты 3 и ПЭД 2 сливается механическая смесь масла и охлаждающей жидкости, отстаивается и измеряется количество масла и охлаждающей жидкости.

Для контроля температурного режима внутри гидрозащиты и обоснованности выбора материалов гидрозащиты в места возможного локального перегрева (торцевое уплотнение 6, осевой подшипник 7, диафрагма 5) устанавливаются термопары. По полученным показаниям температуры может быть скорректирован выбор материалов для изготовления отдельных узлов гидрозащиты.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет проводить ускоренные сравнительные испытания гидрозащит на отказоустойчивость. Критериями отказа служат:

- вытекание из гидрозащиты объема масла, равного компенсирующему объему гидрозащиты,

- попадание внутрь гидрозащиты охлаждающей жидкости в объеме, достаточном для снижения диэлектрической прочности масла ниже критического уровня (задается требованиями к маслу),

- механические повреждения узлов гидрозащиты (торцевых уплотнений, диафрагмы, подшипников).

При наступлении любого из вышеперечисленных условий испытание прекращается и фиксируется число циклов запусков-остановок гидрозащиты до этого момента. Это число определяет ресурс гидрозащиты при циклической эксплуатации в скважине.

Похожие патенты RU2584835C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Говберг А.С.
  • Шильман А.Х.
RU2118033C1
ПРОТЕКТОР ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Пимуллин Геннадий Иркабаевич
  • Пимуллина Рамиля Ахатовна
  • Пимуллин Денис Геннадьевич
  • Пимуллин Даниэль Геннадьевич
RU2484306C1
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя 1990
  • Гончаренко Сергей Евгеньевич
  • Куценко Николай Петрович
  • Туровская Валерия Марковна
SU1764121A1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Гончаренко Сергей Евгеньевич[Ua]
  • Куценко Николай Петрович[Ua]
  • Туровская Валерия Марковна[Ua]
RU2046508C1
Поршневой модуль устройства для гидравлической защиты погружного электродвигателя (варианты) 2018
  • Пятов Иван Соломонович
  • Леонов Вячеслав Владимирович
  • Григорян Евгений Ервандович
RU2717474C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОДЪЕМА ПЛАСТОВОЙ ЖИДКОСТИ 2016
  • Плотников Олег Александрович
  • Плотников Александр Владимирович
  • Уфимцев Дмитрий Иосифович
RU2612410C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Ложкина Ирина Николаевна
  • Леонов Вячеслав Владимирович
RU2670290C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2018
  • Пятов Иван Соломонович
  • Попелнуха Григорий Викторович
RU2688127C9
ГИДРОЗАЩИТА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТУРБИННОГО ВРАЩЕНИЯ 2018
  • Леонов Вячеслав Владимирович
RU2693120C1
Устройство для защиты косинусного конденсатора погружного электродвигателя с повышенным коэффициентом мощности от внешнего внутрипластового давления 2016
  • Мухамадеев Ильдар Рустамович
  • Яхин Ильшат Нуруллович
  • Гумеров Айдар Ильдарович
  • Григорьев Сергей Николаевич
RU2634923C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 584 835 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ГИДРОЗАЩИТ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ НА ОТКАЗОУСТОЙЧИВОСТЬ

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для тестирования как серийных, так и опытных гидрозащит погружных электродвигателей. Способ сравнительных стендовых испытаний гидрозащит на отказоустойчивость включает заполнение испытываемой гидрозащиты маслом и проверку ее торцевых уплотнений на герметичность при обтекании охлаждающей пластовой жидкостью. Испытания проводят в нестационарных условиях, заключающихся в повторяющихся запусках и остановках гидрозащит, вызывающих максимальные колебания температуры и давления масла, приводящие к утечкам через торцевое уплотнение. При каждом запуске масло нагревают до максимально допустимой для материала гидрозащиты температуры, а при остановке охлаждают до температуры пластовой жидкости. Об отказоустойчивости судят по количеству жидкости, вытекшей из гидрозащиты и попавшей в нее извне. Изобретение направлено на сокращение времени испытаний и объективное прогнозирование безотказности работы гидрозащиты во время эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 584 835 C1

1. Способ сравнительных стендовых испытаний гидрозащит погружных электродвигателей на отказоустойчивость, включающий заполнение испытываемой гидрозащиты маслом и проверку ее торцевых уплотнений на герметичность при обтекании охлаждающей пластовой жидкостью, отличающийся тем, что испытания проводят в нестационарных условиях, заключающихся в повторяющихся запусках и остановках гидрозащит, вызывающих максимальные колебания температуры и давления масла, приводящие к утечкам через торцевое уплотнение, при каждом запуске масло нагревают до максимально допустимой для материала гидрозащиты температуры, а при остановке охлаждают до температуры пластовой жидкости, при этом об отказоустойчивости судят по количеству жидкости, вытекшей из гидрозащиты и попавшей в нее извне.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в местах возможных локальных перегревов масла внутри гидрозащиты размещают термопары для контроля температуры.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют взаимонерастворимые охлаждающую жидкость и масло.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2584835C1

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ТКАЦКИМ СТАНКАМ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ НОЖНИЦ ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ УТОЧНОЙ НИТИ ПОСЛЕ ВКЛАДЫВАНИЯ ПОЧАТКА 1932
  • Анфитов И.С.
SU30982A1
Устройство для очистки головок свеклы 1931
  • Никифоров С.И.
SU30886A1
Приспособление к блоку для закрепления поворотной серьги 1929
  • Цыпленков В.В.
SU19325A1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2011
  • Алимбеков Роберт Ибрагимович
  • Акшенцев Валерий Георгиевич
  • Китабов Андрей Николаевич
  • Кашапов Азат Равильевич
  • Шулаков Алексей Сергеевич
RU2457456C1

RU 2 584 835 C1

Авторы

Островский Виктор Георгиевич

Пещеренко Сергей Николаевич

Даты

2016-05-20Публикация

2015-06-01Подача