РАКЕТА С ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2016 года по МПК F42B12/46 

Описание патента на изобретение RU2585211C1

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетам с воздушно-реактивным двигателем.

Одним из направлений повышения эффективности образцов ракетного вооружения является разработка ракет с увеличенной дальностью полета. Увеличение дальности полета ракет можно добиться путем применения комбинированных двигательных установок, а именно сочетание разгонного твердотопливного (РДТТ) и маршевого воздушно-реактивного двигателя (ВРД).

Совершенствование указанных ракет идет в направлении поиска рациональных конструктивных решений, обеспечивающих повышение надежности функционирования, требуемые аэробаллистические характеристики, уменьшение разброса внутрибаллистических характеристик в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя.

Объект изобретения представляет собой ракету с воздушно-реактивным двигателем с увеличенной дальностью полета, повышенной надежностью функционирования, улучшенными характеристиками точности.

Известна ракета с воздушно-реактивной силовой установкой по патенту США №5853143, нац. кл. 244-3.21, МПК F42B, опубликован 29.12.1998 г., содержащая лобовое воздухозаборное устройство (ВЗУ), механизм подачи топлива, камеру сгорания с соплом, стабилизатор с плоскими лопастями. Воздухозаборное устройство представляет собой набор индивидуальных ВЗУ, включающих наружные обечайки и расположенных вокруг центрального тела.

Приведенная конструкция ВЗУ ограничивает поступление воздуха в камеру сгорания, применима для узкого класса ракет с определенной скоростью полета и с конкретным видом топлива (например, жидкостного).

При скорости полета указанной ракеты, отличной от расчетной, уменьшается тяга двигателя и дальность полета.

Кроме того, в приведенной конструкции ракеты с ВРД не обеспечивается однородность продуктов сгорания, появляется разброс внутрибаллистических характеристик и тяги двигателя, возможна аэродинамическая и газодинамическая асимметрия из-за неодновременной работы ВРД, что приводит к ухудшению точности стрельбы.

Общими признаками с предлагаемой авторами конструкцией ракеты с воздушно-реактивным двигателем являются наличие в составе аналога воздухозаборного устройства, включающего центральное тело, камеру сгорания, стабилизатор с лопастями.

Известна конструкция активно-реактивного снаряда с ВРД, расположенным в его передней части (Сорокин В.А., Яновский Л.С. и др. Ракетно-прямоточные двигатели на твердых и пастообразных топливах. Наука, М., 2010 г., с. 31], содержащего лобовое воздухозаборное устройство, включающее центральное тело и обечайку, камеру сгорания, газогенератор.

Наличие в конструкции ВРД лобового ВЗУ, обладающего профилированным центральным телом, позволяет решить задачу подвода необходимого количества воздуха с меньшими потерями энергии потока, что положительно сказывается на процессе перемешивания топливной смеси с воздухом в камере сгорания. Стабилизация в полете указанного снаряда обеспечивается гироскопическим эффектом за счет большой угловой скорости вращения. Приведенный артиллерийский снаряд характеризуется небольшой дальностью стрельбы, а следовательно, небольшой скоростью и продолжительностью полета.

При проектировании ракет и снарядов с ВРД увеличенной дальности большое значение имеет стабильность внутрибаллистических характеристик в камере сгорания в течение большого времени полета, жесткость конструкции в условиях воздействия на ее элементы высоких температур (до 2500K, см. книгу: В.Н. Александров, В.М. Быцкевич и др. Интегральные прямоточные воздушно-реактивные двигатели на твердых топливах. Основы теории и расчета. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2006 г., с. 39).

Общими признаками указанного известного аналога с техническим решением, предлагаемым авторами, является наличие лобового воздухозаборного устройства, включающего центральное тело и обечайку, камеры сгорания, газогенератора.

Наиболее близкой по технической сути и достигаемому эффекту является конструкция ракеты «Холод» (В. Коровин. Ракеты «Факела», Москва, 2003 г., 198 с.), принятая авторами за прототип. Ракета содержит лобовое воздухозаборное устройство, включающее центральное тело и обечайку, камеру сгорания, газогенератор, стартовый двигатель твердого топлива, стабилизатор с плоскими лопастями, жестко закрепленными на корпусе ракеты.

Комбинированная силовая установка ракеты, включающая стартовый двигатель твердого топлива, маршевый ВРД, обеспечивает увеличение дальности полета. Стартовые двигатели расположены на боковой поверхности корпуса ракеты и обеспечивают получение скорости полета, необходимой для запуска маршевого ВРД. Возможно варьирование временем запуска каждого стартового двигателя, временем полета на заданных режимах, что в совокупности с измерительной аппаратурой в головной части позволяет использовать ее в качестве исследовательской лаборатории.

Однако использовать приведенную конструкцию ракеты с воздушно-реактивным двигателем при стрельбе из трубчатой направляющей не представляется возможным.

Дальнейшее совершенствование ракет с ВРД приводит к необходимости поиска технических решений, позволяющих повысить надежность длительной работы элементов конструкции ВРД в условиях воздействия высоких температур в камере сгорания, повысить жесткость ВЗУ, получить оптимальные соотношения геометрических параметров ВЗУ и других параметров аэродинамической схемы, обеспечить получение минимального разброса внутрибаллистических характеристик ВРД и аэробаллистических характеристик ракеты.

Общими признаками с предлагаемой ракетой с воздушно-реактивным двигателем является наличие в прототипе лобового воздухозаборного устройства, включающего центральное тело и обечайку, камеры сгорания, газогенератора, стартового двигателя твердого топлива, стабилизатора с лопастями.

В отличие от прототипа в предлагаемой ракете с воздушно-реактивным двигателем обечайка закреплена на центральном теле посредством продольных пилонов, равномерно расположенных в окружном направлении и установленных под нулевым углом к продольной оси ракеты, при этом передние кромки пилонов выполнены с симметричным заострением с углом 10°…30° и удалены от минимального проходного сечения воздухозаборного устройства на расстояние 0,5…3,0 величины минимального зазора между обечайкой и центральным телом, раскрывающиеся лопасти выполнены дугообразными, ориентированными выпуклыми поверхностями в направлении вращения ракеты, и установлены под углом к ее продольной оси, а размах лопастей стабилизатора составляет 0,5…2,0 длины обечайки, при этом отношение минимальной площади проходного сечения воздухозаборного устройства к площади миделевого сечения ракеты выполнено в пределах 0,3…0,5.

Это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является увеличение дальности полета, улучшение характеристик точности за счет уменьшения разброса внутрибаллистических характеристик в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя и обеспечения заданных аэробаллистических характеристик, повышение надежности функционирования воздушно-реактивного двигателя и ракеты в целом за счет уменьшения влияния дестабилизирующего момента воздухозаборного устройства на устойчивость и стабилизирующий момент ракеты.

Указанный технический результат достигается тем, что в ракете с воздушно-реактивным двигателем, содержащей лобовое воздухозаборное устройство, включающее центральное тело и обечайку, камеру сгорания, газогенератор, боевую часть, стартовый двигатель твердого топлива, стабилизатор с раскрывающимися лопастями, согласно изобретению обечайка закреплена на центральном теле посредством продольных пилонов, равномерно расположенных в окружном направлении и установленных под нулевым углом к продольной оси ракеты, при этом передние кромки пилонов выполнены с симметричным заострением с углом 10°…30° и удалены от минимального проходного сечения воздухозаборного устройства на расстояние 0,5…3,0 величины минимального зазора между обечайкой и центральным телом, раскрывающиеся лопасти выполнены дугообразными, ориентированными выпуклыми поверхностями в направлении вращения ракеты, и установлены под углом к ее продольной оси, а размах лопастей стабилизатора составляет 0,5…2,0 длины обечайки, при этом отношение минимальной площади проходного сечения воздухозаборного устройства к площади миделевого сечения ракеты выполнено в пределах 0,3…0,5.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между параметрами заявляемой ракеты с воздушно-реактивным двигателем позволили, в частности, за счет выполнения:

- крепления обечайки на центральном теле посредством продольных пилонов, равномерно расположенных в окружном направлении и установленных под нулевым углом к продольной оси ракеты, обеспечить повышение жесткости конструкции, надежности работы и длительность ее функционирования в условиях воздействия высокой температуры газовой смеси в камере сгорания;

- передних кромок продольных пилонов с симметричным заострением с углом 10°…30° и удаленных от минимального проходного сечения воздухозаборного устройства на расстояние 0,5…3,0 величины минимального зазора между обечайкой и центральным телом обеспечить равномерное перемешивание воздушного потока с топливной смесью, уменьшить энергетические потери и сопротивление тракта ВРД. Выполнение угла заострения передних кромок пилонов менее 10° приводит к снижению жесткости конструкции и надежности работы ВЗУ в условиях высоких температур газовой смеси. Увеличение угла заострения передних кромок свыше 30° проводит к увеличению сопротивления тракта силовой установки. При расстоянии от минимального проходного сечения ВЗУ до передних кромок пилонов менее 0,5 величины минимального зазора происходит увеличение сопротивления ВЗУ, а скачки уплотнения на передних кромках перекрывают часть проходного сечения и уменьшают расход воздуха. Увеличение указанного расстояния свыше 3,0 величины минимального зазора нецелесообразно из-за снижения жесткости крепления обечайки с центральным телом, уменьшения надежности функционирования и в первую очередь при полете ракеты со сверхзвуковыми скоростями;

- раскрывающихся лопастей стабилизатора дугообразными, ориентированными выпуклыми поверхностями в направлении вращения ракеты под углом к ее продольной оси обеспечить стрельбу ракеты с ВРД из трубчатой направляющей, обеспечить действие суммарного вращающего момента крена ракеты с учетом обтекания лобового ВЗУ и собственного индуцированного момента крена дугообразных лопастей при полете со сверхзвуковыми скоростями в сторону ее вращения, обеспечив тем самым минимальные значения угла установки лопастей и уменьшение их сопротивления, увеличение дальности полета;

- размаха лопастей стабилизатора, равным 0,5…2,0 длины обечайки обеспечить оптимальное изменение запаса статической устойчивости и стабилизирующего момента ракеты от времени полета. При размахе лопастей менее 0,5 длины обечайки происходит снижение запаса статической устойчивости и стабилизирующего момента ракеты за счет уменьшения подъемной силы лопастей и увеличения дестабилизирующего момента ВЗУ. Выполнение размаха лопастей свыше 2,0 длины обечайки приводит к излишнему увеличению стабилизирующего момента и запаса устойчивости, увеличивается ветровая чувствительность ракеты, ухудшаются характеристики точности;

- отношения минимальной площади проходного сечения воздухозаборного устройства к площади миделевого сечения ракеты в пределах 0,3…0,5 обеспечить надежный подвод воздуха в камеру сгорания и полноту сгорания топлива, что обеспечивает требуемые дроссельные характеристики ВРД, необходимую тягу двигателя и минимизацию ее разброса. Это позволяет увеличить дальность полета ракеты, улучшить характеристики точности. При отношении минимальной площади проходного сечения ВЗУ к площади миделевого сечения ракеты менее 0,3 уменьшается расход воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива в камере сгорания, уменьшению тяги ВРД, увеличению разброса тяги и ухудшению характеристик точности. Кроме того, происходит увеличение сопротивления ВЗУ и ракеты в целом. Выполнение указанного выше отношения более 0,5 приводит к уменьшению степени перемешивания воздуха и топлива, что приводит к уменьшению тяги ВРД и увеличению ее разброса.

Сущность изобретения поясняется, фиг. 1, где показан общий вид ракеты с воздушно-реактивным двигателем и раскрытым стабилизатором.

Ракета с воздушно-реактивным двигателем состоит из воздухозаборного устройства 1, включающего центральное тело 2 и обечайку 3, продольных пилонов 4, камеры сгорания 5, кольцевого сопла 6, газогенератора 7 с соплами подачи топлива в камеру сгорания 5, боевой части 8, стартового двигателя 9 твердого топлива, стабилизатора 10, лопастей 11. Обечайка 3 закреплена на центральном теле 2 посредством продольных пилонов 4, равномерно расположенных в окружном направлении. Пилоны 4 установлены под нулевым углом к продольной оси ракеты, а их передние кромки выполнены с симметричным заострением с углом α=10°…30°.

Минимальное проходное сечение воздухозаборного устройства 1 образовано внутренней поверхностью обечайки 3 диаметром d1 и наружной поверхностью В центрального тела 2 диаметром d2, а его площадь определяется по формуле . Минимальный зазор между обечайкой 3 и центральным телом 2 равен t=(d1-d2)/2. Площадь миделевого сечения ракеты, используемая в аэродинамике при определении аэродинамических характеристик, рассчитывается по формуле .

В предлагаемой ракете отношение минимальной площади Sпр проходного сечения воздухозаборного устройства к площади миделевого сечения ракеты выполнено в пределах 0,3…0,5.

Продольные пилоны 4 удалены на расстояние L1=(0,5…3,0)t от минимального проходного сечения воздухозаборного устройства 1. Раскрывающиеся лопасти 11 стабилизатора 10 выполнены дугообразными, ориентированными выпуклыми поверхностями в направлении вращения ракеты и установлены под углом к ее продольной оси. Размах лопастей 11 составляет 0,5…2,0 длины L2 обечайки 3.

Предлагаемая ракета с воздушно-реактивным двигателем работает следующим образом.

При запуске ракеты сначала включают стартовый двигатель 9 твердого топлива, после вылета ее из трубчатых направляющих раскрываются дугообразные лопасти 11 стабилизатора 10 и она совершает устойчивый полет, вращаясь при этом вокруг продольной оси. При сверхзвуковых скоростях полета вращающий момент от угла установки и индуцированный момент крена дугообразных лопастей 11 направлены в одну сторону, то есть в направлении вращения ракеты. Начинает функционировать воздухозаборное устройство 1, и воздух через кольцевой зазор между центральным телом 2 и обечайкой 3 поступает в камеру сгорания 5. Предлагаемый выбор соотношений параметров обечайки и стабилизатора в указанных пределах обеспечивает оптимальный уровень изменения запаса статической устойчивости и стабилизирующего момента ракеты от времени полета. После достижения заданной скорости полета включают маршевый воздушно-реактивный двигатель и газовый поток топлива подают через отверстия из газогенератора 7 в камеру сгорания 5. Продольные пилоны 4 обеспечивают формирование воздушного потока и равномерное перемешивание с топливной смесью. Происходит сгорание топливно-воздушной смеси, и при ее вытекании через кольцевое сопло 6 образуется тяга двигателя с заданными максимальными характеристиками и минимальным ее разбросом.

За счет предлагаемой конструкции ракеты и выбора оптимальных соотношений геометрических параметров ее составных частей обеспечивается увеличение дальности полета, уменьшается разброс характеристик тяги воздушно-реактивного двигателя, повышается надежность функционирования составных частей и ракеты в целом, улучшаются характеристики точности.

В настоящее время в соответствии с предлагаемым техническим решением разработана конструкторская документация на ракету с воздушно-реактивным двигателем, изготовлен опытный образец и проведены испытания.

Похожие патенты RU2585211C1

название год авторы номер документа
Ракета с воздушно-реактивным двигателем 2017
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Смоляга Владимир Иванович
  • Захаров Сергей Олегович
  • Базарный Алексей Николаевич
  • Спирин Константин Владимирович
  • Степанов Алексей Васильевич
  • Максимов Сергей Сергеевич
  • Князев Сергей Юрьевич
  • Иванькин Михаил Анатольевич
RU2682418C1
Ракета с воздушно-реактивным двигателем 2017
  • Ярославцев Михаил Иванович
RU2685002C2
Интегральный прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом горючем 2016
  • Коломенцев Петр Александрович
  • Суриков Евгений Валентинович
  • Шаров Михаил Сергеевич
  • Ширин Алексей Павлович
  • Воробьев Михаил Алексеевич
  • Немыкин Валентин Данилович
RU2623134C1
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2018
  • Чернышов Валерий Александрович
RU2671262C1
Управляемый активно-реактивный снаряд с ракетно-прямоточным двигателем для артиллерийского орудия с нарезным стволом 2023
  • Кириченко Дмитрий Сергеевич
  • Сочнев Александр Владимирович
RU2808356C1
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 2013
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Марцун Юрий Викторович
  • Минасбеков Дэвиль Авакович
  • Миронов Юрий Михайлович
  • Михеев Сергей Григорьевич
  • Хомяков Михаил Алексеевич
  • Чебаков Александр Владимирович
RU2534838C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ ПОЛЕТА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СНАРЯДА 2012
  • Ветров Вячеслав Васильевич
  • Костяной Евгений Михайлович
  • Дикшев Алексей Игоревич
RU2522699C1
СВЕРХЗВУКОВАЯ РАКЕТА С ДВИГАТЕЛЕМ НА ПОРОШКООБРАЗНОМ МЕТАЛЛИЧЕСКОМ ГОРЮЧЕМ 2009
  • Малинин Владимир Игнатьевич
  • Виноградов Сергей Михайлович
  • Иванов Олег Михайлович
  • Гуреев Владимир Валентинович
  • Марченко Анатолий Иосифович
RU2410291C1
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 1997
  • Артамасов О.Я.
  • Ефремов Г.А.
  • Хомяков М.А.
RU2117907C1
СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ ПРИМЕНИМОСТИ БИКАЛИБЕРНОЙ РАКЕТЫ И БИКАЛИБЕРНАЯ РАКЕТА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ СПОСОБ 2013
  • Ветров Вячеслав Васильевич
  • Дикшев Алексей Игоревич
  • Костяной Евгений Михайлович
  • Образумов Владимир Иванович
  • Песин Анатолий Фридрихович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Замарахин Василий Анатольевич
RU2538645C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 585 211 C1

Реферат патента 2016 года РАКЕТА С ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к боеприпасам, а именно к ракетам с воздушно-реактивным двигателем. Ракета с воздушно-реактивным двигателем содержит лобовое воздухозаборное устройство, включающее центральное тело и обечайку, камеру сгорания, газогенератор, боевую часть, стартовый двигатель твердого топлива и стабилизатор с раскрывающимися лопастями. Обечайка закреплена на центральном теле посредством продольных пилонов, равномерно расположенных в окружном направлении и установленных под нулевым углом к продольной оси ракеты. Передние кромки пилонов выполнены с симметричным заострением с углом 10°…30° и удалены от минимального проходного сечения воздухозаборного устройства на расстояние 0,5…3,0 величины минимального зазора между обечайкой и центральным телом. Раскрывающиеся лопасти выполнены дугообразными, ориентированными выпуклыми поверхностями в направлении вращения ракеты. Достигается увеличение дальности полета ракеты. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 585 211 C1

Ракета с воздушно-реактивным двигателем, содержащая лобовое воздухозаборное устройство, включающее центральное тело и обечайку, камеру сгорания, газогенератор, боевую часть, стартовый двигатель твердого топлива, стабилизатор с раскрывающимися лопастями, отличающаяся тем, что обечайка закреплена на центральном теле посредством продольных пилонов, равномерно расположенных в окружном направлении и установленных под нулевым углом к продольной оси ракеты, при этом передние кромки пилонов выполнены с симметричным заострением с углом 10°…30° и удалены от минимального проходного сечения воздухозаборного устройства на расстояние 0,5…3,0 величины минимального зазора между обечайкой и центральным телом, раскрывающиеся лопасти выполнены дугообразными, ориентированными выпуклыми поверхностями в направлении вращения ракеты, и установлены под углом к ее продольной оси, а размах лопастей стабилизатора составляет 0,5…2,0 длины обечайки, при этом отношение минимальной площади проходного сечения воздухозаборного устройства к площади миделевого сечения ракеты выполнено в пределах 0,3…0,5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2585211C1

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 2013
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Марцун Юрий Викторович
  • Минасбеков Дэвиль Авакович
  • Миронов Юрий Михайлович
  • Михеев Сергей Григорьевич
  • Хомяков Михаил Алексеевич
  • Чебаков Александр Владимирович
RU2534838C1
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 1997
  • Артамасов О.Я.
  • Ефремов Г.А.
  • Хомяков М.А.
RU2117907C1
EP 683376 B1, 04.09.2002.

RU 2 585 211 C1

Авторы

Макаровец Николай Александрович

Иванов Игорь Владимирович

Долганов Михаил Евгеньевич

Смоляга Владимир Иванович

Степанов Алексей Васильевич

Захаров Сергей Олегович

Базарный Алексей Николаевич

Максимов Сергей Сергеевич

Иванькин Михаил Анатольевич

Талызин Вадим Алексеевич

Даты

2016-05-27Публикация

2015-05-13Подача