РЕГУЛЯТОР ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2016 года по МПК B60T8/17 B60L7/26 

Описание патента на изобретение RU2588321C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к технике регулирования торможением тяговых электродвигателей постоянного тока транспортного средства.

Известно устройство для автоматического регулирования тормозной силы электроподвижного состава при электрическом торможении, содержащее тяговые двигатели постоянного тока, якорные обмотки которых включены последовательно с тормозными резисторами, а обмотки возбуждения соединены последовательно и подключены к выходу выпрямительной установки, датчики тока якорей и обмотки возбуждения, подключенные соответственно к первому и второму входам элемента сравнения, а к третьему входу которого через выпрямительные мосты подключены задатчик предварительного торможения и задатчик тормозной силы (SU, авт. свид. №1368201, кл. B60L 7/26, опубл. 1988 г.).

Недостатком известного устройства является невозможность поддержания постоянным тормозного тока за счет регулирования тока в обмотке возбуждения.

Известно устройство электродинамического тормоза, в котором две последовательно включенные якорные обмотки тяговых двигателей постоянного тока через два контактора подключены к набору тормозных резисторов, каждый из которых шунтируется вспомогательными контакторами, включением которых достигается ступенчатое изменение сопротивления тормозного контура в диапазоне 5,39-0,95 Ом («Электрические схемы электропоезда ЭД9М», журнал «Локомотив», 2012 г., №3, стр. 26).

Недостатками известного устройства являются ступенчатое регулирование, при котором происходят резкие изменения тормозного усилия и увеличение массогабаритных размеров за счет увеличения количества силовых кабелей и контакторов.

Известен регулятор электродинамического тормоза локомотива (принятый за прототип), содержащий систему управления движением локомотива, якорь с обмоткой тягового двигателя, которая последовательно и при помощи контактора подключена к тормозному резистору, параллельно которому подключен транзисторный ключ, который соединен с системой управления движением локомотива, которая обеспечена устройством управления шириной импульса, задающим длительность включения транзисторного ключа, снабженного демфирующей цепью, содержащей последовательно подключенные между собой диод и дополнительный резистор, который, в свою очередь, снабжен параллельно подключенным к нему конденсатором (RU, патент №2510342, кл. B60T 8/17, опубл. 2014 г.).

Недостатком известного регулятора электродинамического тормоза локомотива является низкая надежность регулятора вследствие того, что устройство управления шириной импульса, задающее длительность включения транзисторного ключа, является частью системы управления движением локомотива, что ведет к увеличению длины и количества линий связи (в зависимости от количества тяговых двигателей) с транзисторным ключом. Кроме этого транзисторный ключ и диод являются дискретными элементами, что не обеспечивает идентичность их основных параметров и соединение их шинами ведет к увеличению паразитной индуктивности транзисторного ключа и соответственно к увеличению перенапряжений на транзисторном ключе при его запирании.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности регулятора электродинамического тормоза транспортного средства за счет сокращения длины проводов управления транзистором и использования чоппера.

Указанный технический результат достигается тем, что в регуляторе электродинамического тормоза транспортного средства, содержащем дополнительный резистор, регулятор тока, информационные входы которого подключены к системе управления движением транспортного средства, а силовые выходы подключены к тормозному резистору и через контактор к обмотке якоря тягового двигателя, и содержащем транзистор, служащий для поддержания постоянного тормозного усилия, шунтированный обратным диодом и последовательно соединенный эмиттером с катодом силового диода, коллектор и эмиттер которого являются силовыми выходами регулятора тока, а управляющие входы подключены к блоку управления, входы которого являются информационными входами регулятора тока и формирующего широтно-импульсный модулированный (ШИМ) сигнал в соответствии со значением скважности, заданной системой управления движением транспортного средства, конденсатор, один из выводов которого подключен к аноду силового диода, а другой вывод соединен с коллектором транзистора, при этом параллельно конденсатору подключен дополнительный резистор, блок управления встроен в регулятор тока и транзистор, шунтированный обратным диодом и силовой диод представляют собой чоппер, а дополнительный резистор вынесен за пределы регулятора тока.

На чертеже представлена структурная схема регулятора электродинамического тормоза транспортного средства.

Регулятор электродинамического тормоза транспортного средства содержит дополнительный резистор 1, регулятор тока 2, информационные входы которого подключены к системе управления 3 движением транспортного средства, а силовые выходы подключены к тормозному резистору 4 и через контактор 5 к обмотке якоря тягового двигателя 6, и содержит транзистор 7, служащий для поддержания постоянного тормозного усилия, шунтированный обратным диодом 8 и последовательно соединенный эмиттером с катодом силового диода 9, коллектор и эмиттер которого являются силовыми выходами регулятора тока 2, а управляющие входы подключены к блоку управления 10, входы которого являются информационными входами регулятора тока 2 и формирующего ШИМ сигнал в соответствии со значением скважности, заданной системой управления 3 движением транспортного средства, конденсатор 11, один из выводов которого подключен к аноду силового диода 9, а другой вывод соединен с коллектором транзистора 7, при этом параллельно конденсатору 11 подключен дополнительный резистор 1. Блок управления 10 встроен в конструкцию регулятора тока 2. Транзистор 7, шунтированный обратным диодом 8, и силовой диод 9 представляют собой чоппер 12 и размещены в одном корпусе. Дополнительный резистор 1 вынесен за пределы конструкции регулятора тока 2.

Регулятор электродинамического тормоза транспортного средства работает следующим образом.

При электродинамическом торможении транспортного средства системой управления 3 движением транспортного средства включают контактор 5, который нагружает обмотку якоря тягового двигателя 6 на тормозной резистор 4 и одновременно задают величину скважности ШИМ сигнала для блока управления 10 регулятора тока 2. Блоком управления 10 формируют ШИМ сигнал, которым осуществляют с высокой частотой включение/выключение транзистора 7, работающего в ключевом режиме. При включении транзистора 7 сопротивление току обмотки якоря тягового двигателя 6 практически отсутствует и ток якоря растет. При выключении транзистора 7 обмотку якоря тягового двигателя 6 нагружают на тормозной резистор 4 и ток якоря спадает. Изменением скважности ШИМ сигнала поддерживают постоянным тормозной ток за счет плавного, а не ступенчатого изменения эквивалентного сопротивления тормозного резистора 4.

Из-за наличия паразитной индуктивности у внутренних шин регулятора тока 2, при выключении транзистора 7 возникают импульсы перенапряжения, способные вывести его из строя. При выключении транзистора 7 энергия, запасенная в паразитной индуктивности, через силовой диод 9 заряжает конденсатор 11, уменьшая при этом импульс перенапряжения. Разряд конденсатора 11 осуществляется через дополнительный резистор 1. Применение чоппера 12, в котором транзистор 7, обратный диод 8, силовой диод 9 размещены в одном корпусе, позволяет использовать для внутренней ошиновки силовых элементов регулятора тока 2 ламинарные (безындукционные) шины, что значительно снижает паразитную индуктивность. Кроме этого чоппер 12 обеспечивает идентичность параметров и условий функционирования транзистора 7 и силового диода 9, что в конечном счете повышает надежность работы регулятора тока 2.

Применение блока управления 10, встроенного в конструкцию регулятора тока 2, обеспечивает минимально возможную длину проводов управления транзистором 7, что значительно повышает помехозащищенность регулятора тока 2.

Вынос дополнительного резистора 1 за пределы конструкции регулятора тока 2 позволяет исключить дополнительный источник тепла.

Заявленный технический результат регулятора электродинамического тормоза транспортного средства достигается:

- снижением паразитной индуктивности ошиновки регулятора тока 2 и за счет этого снижением импульса перенапряжения при запирании транзистора 7, идентичностью параметров и условий функционирования транзистора 7 и силового диода 9;

- минимально возможной длиной проводов управления транзистором 7;

- исключением дополнительного источника тепла.

Предлагаемый регулятор электродинамического тормоза транспортного средства испытан и будет использован в опытном горочном тепловозе ТЭМ7А, оборудованной системой управления горочным локомотивом (САУ ГЛ).

Похожие патенты RU2588321C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛЯТОР ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ЛОКОМОТИВА 2015
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Евсеев Вячеслав Юрьевич
RU2591550C1
Тяговый электропривод локомотива 2018
  • Клименко Юрий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Чупин Яков Владимирович
  • Евсеев Вячеслав Юрьевич
RU2677971C1
РЕГУЛЯТОР ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ЛОКОМОТИВА 2012
  • Ваганов Виктор Михайлович
RU2510342C2
Электрическая передача тепловоза 2017
  • Клименко Юрий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Чупин Яков Владимирович
RU2656749C1
Тяговый электропривод локомотива 2019
  • Клименко Юрий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Чупин Яков Владимирович
  • Евсеев Вячеслав Юрьевич
RU2722734C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Ким Сергей Ирленович
RU2550395C1
Устройство для электродинамического торможения автономного локомотива 1987
  • Пелгонен Эро Иванович
SU1527031A1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 2008
  • Солтус Константин Павлович
  • Усвицкий Сергей Александрович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2351483C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Ким Сергей Ирленович
RU2501674C1
Электропривод транспортного средства 1983
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
  • Зотов Павел Васильевич
SU1106001A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 588 321 C1

Реферат патента 2016 года РЕГУЛЯТОР ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тормозам железнодорожного транспорта. Регулятор электродинамического тормоза транспортного средства содержит дополнительный резистор, регулятор тока, тормозной резистор, блок управления и конденсатор, один вывод которого подключен к аноду силового диода, а другой соединен с коллектором транзистора. Параллельно конденсатору подключен дополнительный резистор. Блок управления встроен в регулятор тока. Транзистор, шунтированный обратным диодом, и силовой диод представляют собой чоппер. Дополнительный резистор вынесен за пределы регулятора тока. Повышается надежность регулятора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 588 321 C1

Регулятор электродинамического тормоза транспортного средства, содержащий дополнительный резистор, регулятор тока, информационные входы которого подключены к системе управления движением транспортного средства, а силовые выходы подключены к тормозному резистору и через контактор к обмотке якоря тягового двигателя, и содержащий транзистор, служащий для поддержания постоянного тормозного усилия, шунтированный обратным диодом и последовательно соединенный эмиттером с катодом силового диода, коллектор и эмиттер которого являются силовыми выходами регулятора тока, а управляющие входы подключены к блоку управления, входы которого являются информационными входами регулятора тока и формирующего ШИМ сигнал в соответствии со значением скважности, заданной системой управления движением транспортного средства, конденсатор, один из выводов которого подключен к аноду силового диода, а другой вывод соединен с коллектором транзистора, при этом параллельно конденсатору подключен дополнительный резистор, отличающийся тем, что блок управления встроен в регулятор тока, и транзистор, шунтированный обратным диодом, и силовой диод представляют собой чоппер, а дополнительный резистор вынесен за пределы регулятора тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2588321C1

РЕГУЛЯТОР ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ЛОКОМОТИВА 2012
  • Ваганов Виктор Михайлович
RU2510342C2
Устройство для автоматического регулирования тормозной силы электроподвижного состава 1980
  • Свердлов Виктор Яковлевич
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Назаров Александр Иванович
  • Юренко Иван Кондратьевич
SU943024A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ЛОКОМОТИВА 2010
  • Ким Сергей Ирленович
  • Морошкин Андрей Борисович
  • Шевченко Сергей Иванович
  • Федотова Татьяна Николаевна
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Пронин Андрей Андреевич
RU2432269C1
US 2009295315 A1, 03.12.2009.

RU 2 588 321 C1

Авторы

Бабков Юрий Валерьевич

Кузнецов Николай Александрович

Перфильев Константин Степанович

Евсеев Вячеслав Юрьевич

Даты

2016-06-27Публикация

2015-04-09Подача