Изобретение относится к объектам энергетики, в частности к получению, преобразованию и распределению электрической энергии, а именно к высоковольтным мобильным трансформаторным подстанциям преимущественно напряжения 6(10)/0,4 кВ.
Известна комплектная трансформаторная подстанция по патенту на изобретение №2279747, М. кл. H02B 5/00, H02B 7/06, опубл. 10.07.2006 г., содержащая корпус, снабженный дверями, силовой трансформатор, устройство высокого напряжения 6(10) кВ и распределительное устройство низкого напряжения 0,4 кВ, при этом корпус снабжен двумя внутренними перегородками, разделяющими его на три расположенных в ряд отсека: трансформаторный отсек, в котором размещен силовой трансформатор, высоковольтный отсек с устройством высокого напряжения и низковольтный отсек с распределительным устройством низкого напряжения, при этом каждый из отсеков выполнен имеющим наружную дверь корпуса, дверь отсека с силовым трансформатором выполнена двухстворчатой и расположена на торцевой стороне корпуса, а двери отсеков высоковольтного и низковольтного выполнены на боковой стороне корпуса.
К недостаткам известной трансформаторной подстанции является ее стационарная установка, не позволяющая использовать ее в местах отсутствия электроэнергии при выполнении работ, например, в полевых условиях.
Известна мобильная трансформаторная комплектная подстанция 35 кВ, см. патент РФ на полезную модель №145940 (прототип), М. кл. H02B 7/00, содержащая силовой трансформатор, комплектное устройство высшего напряжения и установленное в закрытом блок-контейнере комплектное устройство низшего напряжения, подсоединенное с помощью кабельных перемычек к силовому трансформатору, подключенному к высоковольтной линии через комплектное устройство высшего напряжения, снабженное вводным разъединителем для подачи напряжения на трансформатор, при этом комплектное распределительное устройство высокого напряжения и силовой трансформатор также установлены в закрытых блок-контейнерах, причем блок-контейнеры выполнены утепленными, при этом блок-контейнер с вводным комплектным распределительным устройством высшего напряжения состоит из двух отсеков, в одном из которых размещено оборудование высокого напряжения, а в другом установлены устройства противоаварийной автоматики, устройства управления собственными нуждами блок-контейнера и устройство гарантированного питания с аккумуляторами, а блок-контейнер с комплектным распределительным устройством низшего напряжения снабжен люками в стене с герметичными сальниковыми вводами для подключения внешних кабельных присоединений и разделен перегородкой на два отсека, в одном из которых установлен щит управления подстанцией, а в другом - комплектное распределительное устройство низшего напряжения.
В мобильной трансформаторной комплектной подстанции блок-контейнер с комплектным распределительным устройством высшего напряжения и блок-контейнер с силовым трансформатором установлены на одном прицепе, а блок-контейнер с комплектным распределительным устройством низшего напряжения - на другом прицепе.
К недостаткам известной мобильной трансформаторной комплектной подстанции можно отнести сложность ее конструкции, размещенной на двух автомобильных прицепах и потребность в обеспечении условий по расположению подстанции на автомобильной платформе на требуемой высоте от поверхности земли во время работы и при проезде под мостами, в тоннелях и т.п. ограничивающих высоту сооружениях, при транспортировке подстанции к месту работы.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является устранение недостатков прототипа, в частности расширение технологических возможностей подстанции, связанных с обеспечением безопасной на ней работы, и обеспечение ее транспортировки под сооружениями, выполненными на стандартной высоте проезда.
Поставленный технический результат достигается сочетанием использования общих с прототипом известных признаков, включающих автомобильную платформу и смонтированную на платформе трансформаторную подстанцию и новых признаков, заключающихся в том, что трансформаторная подстанция выполнена в виде двух соединяемых по высоте частей - неподвижной, закрепленной на автомобильной платформе и подвижной, выполненной с высоковольтным приемным блоком изоляторов и линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом, снабженной порталом с, по меньшей мере, двумя телескопическими вертикально смонтированными опорами, связанными с механизмом установки подвижной части в рабочее или транспортное положения, при этом механизм установки подвижной части подстанции в рабочее или транспортное положения выполнен в виде кинематически связанных друг с другом блоков и опор при помощи троса с лебедкой.
Неподвижная и подвижная части трансформаторной подстанции электрически связаны между собой при помощи линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом, выполненным в виде двух телескопических стержней со смонтированными на их верхнем крае контактными пластинами, а на нижнем крае, доступном для обслуживающего персонала, рукоятками поворота.
Верхняя подвижная часть подстанции по периметру снабжена боковым сетчатым ограждением.
Новизной мобильной трансформаторной подстанции является выполнение трансформаторной подстанции в виде двух соединяемых по высоте частей - неподвижной, закрепленной на автомобильной платформе, и подвижной, выполненной с высоковольтным приемным блоком изоляторов и линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом и снабженной порталом с, по меньшей мере, двумя телескопическими вертикально смонтированными опорами, связанными с механизмом установки подвижной части в рабочее или транспортное положения, при этом механизм установки подвижной части подстанции в рабочее или транспортное положения выполнен в виде кинематически связанных друг с другом блоков и опор при помощи троса с лебедкой.
Так, выполнение трансформаторной подстанции в виде двух соединяемых по высоте частей - неподвижной, закрепленной на автомобильной платформе, и подвижной, выполненной с высоковольтным приемным блоком и снабженной порталом, позволяет осуществлять транспортирование подстанции по любым дорогам с выполненными по стандартам тоннелям и мостам над дорогой. При этом в транспортном состоянии подвижная часть подстанции находится в нижнем положении, а при подготовке подстанции к работе подвижная часть поднимается на требуемую стандартами высоту.
Выполнение подвижной части подстанции - портала с, по меньшей мере, двумя телескопическими вертикально смонтированными опорами, связанными с механизмом установки подвижной части в рабочее или транспортное положения, позволяет за счет телескопического соединения подвижной части с неподвижной достаточно просто осуществить приведение подстанции в рабочее положение.
Выполнение механизма установки подвижной части подстанции в рабочее или транспортное положения в виде кинематически связанных друг с другом блоков и опор при помощи троса с лебедкой позволяет без усилий и дополнительных устройств вращением рукоятки лебедки поднять верхнюю часть подстанции и зафиксировать ее рабочее положение при помощи штифтов.
Признаки электрической связи неподвижной и подвижной частей трансформаторной подстанции между собой при помощи линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом, выполненным в виде двух телескопических стержней со смонтированными на их верхнем крае контактными пластинами, а на нижнем крае, доступном для обслуживающего персонала, рукоятками поворота и наличие по периметру верхней подвижной части подстанции бокового сетчатого ограждения - являются признаками дополнительными, способствующими достижение поставленной предлагаемым изобретением технической задачи.
Согласно проведенным патентно-информационным исследованиям сочетания известных и новых признаков предлагаемого изобретения в источниках патентной и научно-технической информации не обнаружено, что позволяет отнести признаки к обладающим новизной.
Поскольку предложенное сочетание признаков не известно из существующего уровня техники и не вытекает из него явным образом и позволяет получить более высокий и даже неожиданный технический результат, то предлагаемые существенные признаки и их сочетание можно считать имеющими изобретательский уровень.
Описание осуществления предлагаемого способа, в том числе на конкретном примере, позволяет отнести его к промышленно выполнимым.
На фиг. 1 схематично представлена мобильная трансформаторная подстанция, смонтированная на автомобильной платформе в транспортном положении.
На фиг. 2 схематично показано рабочее положение неподвижной и подвижной частей подстанции.
На фиг. 3 схематично показана подвижная часть подстанции с блоками, поперечной балкой, тросом и лебедкой.
На фиг. 4 показан вид подстанции с отображением линейного телескопического разъединителя наружной установки с ручным приводом.
Предлагаемая в качестве изобретения мобильная трансформаторная подстанция состоит из неподвижной части, включающей корпус-раму 1, смонтированную на автомобильной платформе 2, трансформатор 3, блок защиты с предохранителями 4, пульт учета электроэнергии 5. Подвижная часть подстанции выполнена в виде портала - двух телескопических опор 6 с размещенным на ее верхней поверхности высоковольтным блоком, состоящим из линейного разъединителя 7, связанного высоковольтным кабелем 8 с проходным изолятором 9. Телескопические опоры 6 кинематически, при помощи блоков 10, смонтированных на поперечной балке 11 неподвижного корпуса-рамы 1, гибкой связи (троса) 12 связаны с червячной лебедкой 13 с рукояткой 14. По периметру верхней подвижной части 6 выполнено сетчатое ограждение 15. На обратной стороне подстанции смонтирован линейный телескопический разъединитель, выполненный в виде двух подвижных телескопических тяг 16 и двух неподвижных тяг 17 с рукоятками поворота 18, выполненным в виде двух рукояток, закрепленных на нижнем крае неподвижных телескопических тяг 17 разъединителя и контактных пластин 19. Подвижная и неподвижная части подстанции снабжены фиксаторами их положения относительно друг друга, устанавливаемые в соответствующие отверстия 20.
Предлагаемая мобильная трансформаторная подстанция работает следующим образом.
Для перевозки к месту работы подстанция находится в транспортном положении, см. фиг. 1. При этом подвижная часть 6 подстанции опущена вниз, фиксаторы нижнего положения установлены в соответствующие нижние отверстия 20. Общая высота подстанции составляет 3920 мм от поверхности земли. Такая высота расположения подстанции позволяет транспортировать ее до места работы без дополнительных осложнений при проезде под мостами, в тоннелях и под другими ограничивающими высоту сооружениях.
После прибытия на рабочее место фиксаторы удаляют из фиксирующих отверстий 20 и вращением рукоятки 14 лебедки 13 при помощи троса 12 блоков 10, закрепленных на балке 11 подвижную часть 6 трансформаторной подстанции поднимают вверх до ее рабочей высоты в 4600 мм. Подвижную часть 6 подстанции в ее верхнем положении вновь фиксируют на неподвижной части 1 при помощи фиксаторов. Затем к высоковольтному блоку подсоединяют высоковольтные провода, а от трансформатора 3 низковольтной части протягивают кабель до потребителя энергии. Мобильная трансформаторная подстанция готова к работе. Перед началом работы осуществляют соединение высоковольтного блока с подстанцией путем поворота рукояток 18, закрепленных на нижнем крае неподвижных тяг 17 разъединителя. Сетчатое ограждение 15 предотвращает доступ персонала к токоведущим частям подстанции.
Неподвижная и подвижная части трансформаторной подстанции электрически связаны между собой при помощи линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом, выполненным в виде двух телескопических тяг со смонтированными на их верхнем крае контактными пластинами, а на нижнем крае, доступном для обслуживающего персонала, рукоятками 18 поворота контактных пластин 19.
В настоящее время на предприятии изготовлена опытная мобильная трансформаторная подстанция, которая отправлена в другую организацию для проведения комплексных испытаний.
Предварительные испытания показали положительные результаты. По окончании комплексных испытаний будет принято решение о производстве предлагаемых мобильных трансформаторных подстанций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ КОМПЛЕКТНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 2020 |
|
RU2766318C1 |
СТОЛБОВАЯ ПОДЪЕМНО-ОПУСКНАЯ КОМПЛЕКТНАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 2001 |
|
RU2234179C2 |
МАЛОМОЩНАЯ СТОЛБОВАЯ ПОДЪЕМНО-ОПУСКНАЯ КОМПЛЕКТНАЯ ТРАСФОРМАТОРНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 2004 |
|
RU2269852C1 |
КОМПЛЕКТНАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 2011 |
|
RU2514440C2 |
Блочно-комплектная трансформаторная подстанция | 2021 |
|
RU2789248C1 |
Комплектная трансформаторная подстанция высокого напряжения | 1982 |
|
SU1070638A1 |
СТОЛБОВАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 1992 |
|
RU2051450C1 |
КОМПЛЕКТНОЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2173014C2 |
КОМПЛЕКТНОЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО "ETALON" | 2002 |
|
RU2217851C1 |
КОМПЛЕКТНАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ПОДСТАНЦИЯ | 2010 |
|
RU2420846C1 |
Изобретение относится к электротехнике, к высоковольтным мобильным трансформаторным подстанциям преимущественно напряжения 6(10)/0,4 кВ. Технический результат состоит в расширении эксплуатационных возможностей. Мобильная трансформаторная подстанция включает автомобильную платформу и смонтированную на платформе трансформаторную подстанцию, выполненную в виде двух соединяемых по высоте частей - неподвижной, закрепленной на автомобильной платформе, и подвижной, выполненной с высоковольтным приемным блоком изоляторов и линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом. Подстанция снабжена порталом с, по меньшей мере, двумя телескопическими вертикально смонтированными опорами, связанными с механизмом установки подвижной части в рабочее или транспортное положения, выполненным в виде кинематически связанных друг с другом блоков и опор при помощи троса с лебедкой. Неподвижная и подвижная части электрически связаны между собой при помощи линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом в виде двух телескопических стержней со смонтированными на их верхнем крае контактными пластинами, а на нижнем крае, доступном для обслуживающего персонала, рукоятками поворота. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Мобильная трансформаторная подстанция, включающая автомобильную платформу и смонтированную на платформе трансформаторную подстанцию, отличающаяся тем, что трансформаторная подстанция выполнена в виде двух соединяемых по высоте частей - неподвижной, включающей трансформатор, закрепленной на автомобильной платформе, и подвижной, выполненной в виде портала с высоковольтным приемным блоком изоляторов и линейного телескопического разъединителя наружной установки с приводом, при этом портал смонтирован над трансформатором и выполнен, по меньшей мере, в виде двух телескопических вертикально смонтированных опор, связанных с механизмом установки портала в рабочее или транспортное положения, который выполнен в виде кинематически связанных друг с другом блоков и телескопических опор при помощи троса с лебедкой, при этом неподвижная и подвижная части трансформаторной подстанции электрически связаны между собой при помощи линейного телескопического разъединителя наружной установки, выполненного в виде телескопических стержней, верхний край которых снабжен контактными пластинами, а на нижнем крае, доступном для обслуживающего персонала, снабжен рукояткой поворота.
2. Подстанция по п. 1, отличающаяся тем, что верхняя подвижная часть подстанции по периметру снабжена сетчатым ограждением.
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2002 |
|
RU2237812C2 |
US 4562360 A, 31.12.1085. |
Авторы
Даты
2016-10-10—Публикация
2015-03-17—Подача