Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.
Известно зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок в форме колец, имеющих внутренний и наружный профили в виде окружностей, укрепленных на торцах зубьев - см. А.С. СССР №1578406, кл. F16Н 55/12, опубл. 15.07.90 г., Бюл. №26. Накладки связывают зубья зубчатого венца между собой, тем самым повышая их изгибную прочность и предотвращая их изломы под действием воспринимаемых зубьями нагрузок.
Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что накладки выполнены в виде колец, наружный и внутренний профили которых выполнены в виде окружностей; поэтому соседние зубья колеса соединены между собой фрагментами кольцевых накладок - дугообразными элементами. Т.е. зубья соединены элементами изогнутыми, в то время как накладки призваны передавать и воспринимать нагрузки, направленные по прямым линиям - от зуба к зубу; а изогнутые элементы в данном случае - нерациональны, т.к. прямыми участками, соединяющими зубья, является лишь часть дугообразных накладок; участки накладок, примыкающие к внутреннему периметру, являются вогнутыми, что ослабляет накладки, уменьшая их площадь; а участки накладок, примыкающие к их внешнему периметру, являются выпуклыми - нерабочими, что приводит к перерасходу материала, идущего на изготовление накладок. Это проявляется тем больше, чем больше модуль зубьев колеса.
В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазором относительно тела колеса; причем наружные и внутренние периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев - см. патент на изобретение РФ №2488726, кл. F16H 55/12, опубл. 27.07.213 г., Бюл. №21.
Недостаток прототипа состоит в том, что при смазывании зубчатого колеса пластичным смазочным материалом этот смазочный материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев зубьями парного сопряженного колеса, попадает из зоны зацепления зубьев на торцы колеса - через зазоры между силовыми накладками и телом колеса, а также на торцы силовых накладок - через участки торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками. Это приводит к потерям смазочного материала, используемого для смазывания колеса, и перерасходу смазочного материала, что ухудшает качество смазывания зубчатого колеса.
Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатого колеса.
Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела колеса; внутренние и наружные периметры накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев; причем зазоры между силовыми накладками и телом колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных (несиловых) плоских кольцевых накладок, наружный диаметр которых идентичен внутреннему периметру силовых накладок, а их внутренний периметр имеет вид окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев; участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными (несиловыми) надставками; дополнительные (несиловые) кольцевые накладки и надставки укреплены соответственно на торцах тела, торцах зубьев и по внутренним и наружным периметрам силовых накладок.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса с местным разрезом (вид с торца) - фиг. 1, сечение фрагмента зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг. 2, разрез фрагмента зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг. 3.
На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса; зубчатый венец с зубьями 2; силовые накладки 3 и 4; дополнительные (несиловые) торцевые накладки 5 и 6; дополнительные (несиловые) надставки 7; боковые поверхности 8 зубьев; радиус Rв окружности вершин зубьев; радиус Rо окружности оснований зубьев; радиус Rвн внутренней окружности дополнительных (несиловых) накладок 5 и 6; ширина в силовых накладок (3 и 4); толщина a1 силовых накладок (3 и 4); толщина а2 дополнительных (несиловых) накладок (5 и 6) и надставок (7).
Зубчатое колесо содержит тело 1 и зубчатый венец с зубьями 2. На торцах зубьев укреплена пара плоских силовых накладок 3 и 4 с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела колеса, внутренний и наружный периметры этих накладок выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев. Эти накладки имеют ширину в и толщину а 1. Зазоры между силовыми накладками (3 и 4) и телом колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных (несиловых) накладок 5 и 6, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых накладок (3 и 4), а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом Rвн, меньшим радиуса Rо окружности оснований зубьев; участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых накладок (3 и 4) и окружностью вершин зубьев (радиусом Rв) перекрыты дополнительными (несиловыми) надставками 7. Дополнительные (несиловые) накладки (5 и 6) и надставки (7) имеют толщину a 2, меньшую, чем толщина a 1 силовых накладок; они не рассчитаны на восприятие и передачу силовых нагрузок и могут быть выполнены, например, из пластмассы. Дополнительные накладки и надставки крепятся соответственно на торцах тела 1, торцах зубьев 2, а также по внутренним и наружным периметрам силовых накладок (3 и 4), например, клеевым способом.
При работе колеса в режиме нагружения торцевые силовые накладки 3 и 4, связывающие между собой зубья 2 колеса, повышают их взаимную жесткость и изгибную прочность. Дополнительные (несиловые) накладки (5 и 6) и надставки 7 локализуют зоны зацепления зубьев 2 с зубьями парного колеса и при смазывании зубьев колеса пластичным смазочным материалом не позволяют этому смазочному материалу вытесняться из этих зон (они позволяют образовать смазочные карманы для пластичного смазочного материала).
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет удерживать пластичный смазочный материал, вытесняемый при работе колеса с его боковых (рабочих) поверхностей зубьями парного колеса, в зоне трения зубьев колеса. Тем самым повышается качество смазывания зубьев колеса, а также снижается расход смазочного материала, используемого для смазывания колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600377C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600405C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600374C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2595046C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600382C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2623055C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2595053C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600957C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2016 |
|
RU2630826C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2016 |
|
RU2630847C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела зубчатого колеса, внутренние и наружные периметры которых выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев. Участки зазоров между силовыми кольцевыми накладками и телом зубчатого колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных несиловых плоских кольцевых накладок, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых кольцевых накладок, а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых кольцевых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными несиловыми надставками. При этом дополнительные несиловые кольцевые накладки укреплены на торцах тела и по внутренним периметрам силовых кольцевых накладок, а дополнительные несиловые надставки укреплены на торцах зубьев и по наружным периметрам силовых кольцевых накладок. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Зубчатое колесо, преимущественно тяжелонагруженное, крупномодульное, смазываемое пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела зубчатого колеса, внутренние и наружные периметры которых выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев, отличающееся тем, что участки зазоров между силовыми кольцевыми накладками и телом зубчатого колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных несиловых плоских кольцевых накладок, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых кольцевых накладок, а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев, участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых кольцевых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными несиловыми надставками, при этом дополнительные несиловые кольцевые накладки укреплены на торцах тела и по внутренним периметрам силовых кольцевых накладок, а дополнительные несиловые надставки укреплены на торцах зубьев и по наружным периметрам силовых кольцевых накладок.
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2488725C1 |
Зубчатое колесо | 1988 |
|
SU1618972A1 |
US 3861231 A, 21.01.1975 | |||
DE 3907153 A1, 21.09.1989. |
Авторы
Даты
2016-10-20—Публикация
2015-08-11—Подача